Вулканы. Жизнь в древнем Риме. Интегрированный урок (география + история) в 6 классе
план-конспект урока географии (6 класс) по теме
Тип урока – интегрированный, комбинированный.
Цель:1) обобщить знания детей в области географии (тема «Вулканы») и истории (Древний Рим); продолжить формирование умений работать с картой, давать физико-географическую характеристику объекта и определять географические координаты;
2) сформировать у учащихся умение применять в сочинении знания, полученные по разным предметам;
3) развивать умение видеть на полотне художника его замысел, уметь рассматривать художественное произведение в конкретном временном и пространственном (географическом) контексте, передавать свои мысли и чувства, вызванные наблюдением природного явления и произведением искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vulkany._zhizn_v_drevnem_rime.doc | 265 КБ |
Предварительный просмотр:
Вулканы. Жизнь в Древнем Риме
Интегрированный урок
(география и история)
6 класс
Иванова Марина Фёдоровна, учитель географии,
Кулешова Ольга Ивановна, учитель истории
МКОУ Даньковская ООШ
Подгоренского района Воронежской области
Тип урока – интегрированный, комбинированный.
Цель: 1) обобщить знания детей в области географии (тема «Вулканы») и истории (Древний Рим); продолжить формирование умений работать с картой, давать физико-географическую характеристику объекта и определять географические координаты;
2) сформировать у учащихся умение применять в сочинении знания, полученные по разным предметам;
3) развивать умение видеть на полотне художника его замысел, уметь рассматривать художественное произведение в конкретном временном и пространственном (географическом) контексте, передавать свои мысли и чувства, вызванные наблюдением природного явления и произведением искусства.
Оборудование: карты «Физическая карта полушарий», «Европа»; репродукции: картина К.Брюллова «Последний день Помпеи», портрет К.Брюллова; плакаты, изображения вулкана; схемы; образцы пемзы.
- Сообщение темы и целей урока (учитель географии)
Сегодня у нас необычный урок. Его мы проводим совместно с учителем истории. На уроке мы узнаем много нового о вулканах и вспомним жизнь людей в Древнем Риме. Мы обобщим знания, полученные на уроках географии и истории, и подготовимся к сочинению.
- Сообщения о Брюллове и его творчестве (выступления учащихся)
Карл Петрович Брюллов – русский живописец, сын резчика по дереву. Родился 23.12.1799 в Петербурге, умер 23.6.1852 в Марчано, близ Рима. С 1809 по 1821 годы учился в петербургской академии художеств. Брюллов стремился к реалистическому обновлению русской живописи. Искусство Карла Брюллова отмечено взволнованным утверждением ярких и сильных эмоций, чувственно-пластической красоты человека, страстных порывов и драматических столкновений.
Основное произведение Брюллова – картина «Последний день Помпеи», созданная в 1830-1833 годах. Она изображает гибель города при извержении вулкана Везувий. Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, Брюллов подчеркивает трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией. В замысле картины косвенно отразилась атмосфера исторических конфликтов, создавшаяся в Европе в годы жестокого подавления освободительных движений. В картине еще много традиционных черт академического классицизма (идеальность типов, условное построение групп), романтических театральных эффектов, но она знаменует важный этап в развитии русской исторической живописи благодаря стремлению Брюллова к психологической правде и исторической достоверности (изучение археологических и документальных материалов), смелой попытке представить многообразные переживания массы людей в момент грозного действия.
(БСЭ, т.4, с.71. 1971)
- Работа с картиной «Последний день Помпеи» (беседа) (учитель истории)
В Русском музее Санкт-Петербурга находится картина выдающегося живописца Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Она настолько выразительно передает ужас неотвратимо надвигающейся беды, что перед ней всегда стоит толпа. Зрители молча созерцают «конец света», наступивший для жителей города, который находился у подножия вулкана Везувий на берегу Неаполитанского залива в Южной Италии.
- Какова основная тема картины?
- Какие тона выбрал художник для передачи смятения и страха людей перед гибелью? (красный, черный, белый)
- Что изображено на переднем плане картины?
- Что изображено на заднем плане картины?
- Давайте вспомним, чем занимались люди в это время?
IV. Эпоха, отображенная в картине (учитель истории)
- В каких домах жили простые римляне; чем занимались? (У римлян были круглые дома, при доме огород. Занимались они земледелием и скотоводством, знали ремесло)
- Какой была культура Рима? (Рим был прекрасным городом. Там было много дворцов. Площади украшали статуями, триумфальными арками, красиво оформлены бани-термы. Они были не только местом где мылись, в них вели беседы, читали, отдыхали и т.д.)
- Назовите любимое развлечение римлян. ( Они любили посещать театры и амфитеатры)
- Какие представления они смотрели в амфитеатрах? (Гладиаторские бои)
- Кто такие гладиаторы? (Это сильные рабы, которые сражались один на один или отряд против отряда на арене амфитеатра)
- Назовите имя самого известного гладиатора. (Спартак. Он поднял восстание рабов)
- Вспомните, в каком городе произошло это восстание? (В городе Капуя, где была школа гладиаторов)
- Скажите, а где укрывались беглые рабы? (На вершине горы Везувий)
- Какая религия была у римлян? (Они верили в различных богов, но были и такие, кто верил в Иисуса, т.е. христиане.
- В начале н.э. благодатные земли на берегу Неаполитанского залива были уже весьма плотно заселены. В VIII веке до н.э. здесь уже были греческие колонии. На склонах горы, о вулканическом происхождении которой люди вряд ли подозревали, возникли богатые города – Помпеи, Стабия, Геркуланум. На вершине горы в 72г. до н.э. в густых зарослях скрывался Спартак – предводитель восстания рабов. Лишь немногие, а среди них греческий географ Страбон, подозревали, что гора с углублением наверху – это вулкан. Остальные даже не задумывались об этом, поскольку в те далекие времена никаких воспоминаний об извержении в памяти людей не сохранилось. За 16 лет до извержения, 5 февраля 63 г. н.э., в этих местах произошло сильное землетрясение. В городах многие здания были разрушены. Историки сообщают, что в момент первых толчков римский император Нерон пел в неаполитанском театре. Несмотря на раскачивающуюся сцену, император пения не прекратил. Можно позавидовать такому самообладанию. В последующие годы землетрясения участились. Вулкан начал пробуждаться.
V. Актуализация знаний по теме « Вулканы» (учитель географии)
- Древние римляне верили, что в недрах горы Этна на Сицилии находится кузница великого и могучего бога Вулкана. Когда он и его помощники, гиганты-циклопы, работают, слышится подземный гул, появляются столбы дыма, огонь. Плохо приходится людям, если Вулкан заработает или рассердится…
1. Давайте вспомним, что такое вулкан?
(Вулканы – геологические образования, возникающие над каналами и трещинами в земной коре, по которым извергаются на земную поверхность из глубины магматических источников лавы, горячие газы и обломки горных пород. Обычно вулканы представляют собой отдельные горы, сложенные продуктами извержений)
2. Как образуются вулканы? ( Работа со схемами)
Рисунок А Рисунок Б Рисунок В
- Что такое магма? (Магма (греч. густая мазь) - расплавленная масса преимущественно силикатного состава, образующаяся в глубинных зонах Земли. При внедрении магмы в земную кору или при ее излияниях на поверхность земли формируются магматические горные породы. t магмы около 1000о С. Магма, излившаяся на поверхность называется лавой.)
- В каком состоянии и почему находится магма? (схема А)
- Под действием, каких сил образовалась трещина в земной коре? (схема Б)
(Если под земной корой нарастает давление, хрупкие горные породы в земной коре могут треснуть. Трещины в породе называются разрывами.)
- Что изображено на схеме Б? Почему сначала летят вулканические бомбы, пепел, газ, пар, а потом изливается огненная лава?
- Какие формы поверхности могут образоваться вследствие вулканической деятельности?
В результате вулканических извержений возникают
Вулканические горы –
изолированные горы и хребты, образовавшиеся в результате вулканический извержений
Вулканические острова –
острова, образовавшиеся в результате вулканической деятельности на дне океанов (Гавайские о-ва, о-ва Вознесения)
Иногда у вулкана образуется кальдера. Кальдера – (исп. котел) округлая впадина, образующаяся от сильного взрыва или провала вулканического конуса в пустоту, ранее заполненную магмой. Крупнейшие кальдеры превышают 25 км в диаметре. Например, поперечник оз. Кроноцкого на Камчатке, занимающего древнюю кальдеру, почти 28км.
- Каково строение вулкана?
- Какие вулканические горные породы вы знаете?
(Вулканические горные породы (вулканиты) – горные породы, образующиеся в результате вулканических извержений.
- Какие вы знаете характерные признаки вулкана?
(Коническая форма, наличие кратера, извержение лавы, газа, вулканического пепла.)
Для большинства людей вулкан – не трещина или отверстие в земной коре, а огнедышащая гора конусовидной формы. (Демонстрация фотографий известных вулканов.)
Строгие, почти геометрические очертания выделяют вулканы среди остальных гор. Есть что-то завораживающее в облике вулканов, особенно когда их нижняя часть скрыта дымкой или просто тенью. Видимо не случайно, по поверьям древних, женой хмурого Вулкана была сама богиня красоты Венера. Также не случайно вулканы попали на гербы некоторых стран – как Арарат на гербе Армении. Виды вулкана Фудзияма – излюбленный сюжет картин японских художников.
- Вулканы отличаются друг от друга. Какие виды вулканов вы знаете?
Глубинные магматические очаги могут находиться в верхней мантии на глубине 50-70 км (Ключевская Сопка и Килауэа на Гавайских о-вах) или в земной коре на глубине 5-6 км (Везувий) и глубже.
- Много ли действующих вулканов на Земле? (Около 600)
- Давайте найдем некоторые на карте, определим их координаты и нанесем на контурную карту.
Работа с атласами и картой в тетрадях и у доски
- Но вулканы есть не только на Земле, но и на других планетах. (Демонстрация фотографий, см. «Астрономия»)
Одним из самых вулканически активных космических тел считается спутник Юпитера Ио. Цвет Ио совершенно необыкновенный – это смесь черного, красного и желтого. Такая удивительная окраска объясняется тем, что из недр Ио было извергнуто большое количество серы. На Ио 8 действующих вулканов, они выбрасывают фонтаны серы на 200 км ввысь над поверхностью. Серная лава вылетает наружу со скоростью 1000 км в секунду…
Вблизи экватора Марса, в районе, называемом Тарсис, расположены вулканы колоссальных размеров. Тарсис – название, которое астрономы дали возвышенности, имеющей 400 км в ширину и около 10 км в высоту. На этом плато расположено 4 вулкана, каждый из которых просто гигант в сравнении с любым земным вулканом. Самый грандиозный вулкан Тарсиса гора Олимп, возвышается над окружающей поверхностью на 27 км.
Поверхность Венеры покрыта сотнями тысяч вулканов. Есть несколько очень больших: гора Гулы высотой 3 км и шириной 500 км и гора Сив высотой 2 км. Но большая часть вулканов имеет 2-3 км в поперечнике и около 100 метров в высоту. На Венере больше вулканов и излияний лавы, чем на какой-либо другой планете. Вся ее поверхность по геологическим масштабам является молодой. Излияния лавы происходят на Венере значительно дольше, чем на Земле. Лава постоянно извергается из отверстий и разрывов в твердых породах. Кроме того, вулканы все время выбрасывают струи мелких капелек серной кислоты. В некоторых местах густая лава, постоянно сочась, скапливается в виде огромных луж шириной до 25 км. В других местах громадные пузыри лавы образуют на поверхности купола, которые затем опадают. Вулкан Шапаш, ширина которого 400 км, а высота 1,5 км, извергает лаву, которая растекается во все стороны вулкана. Такая картина типична и для больших вулканов Земли, особенно на Гавайях.
- Давайте вспомним, как расположены вулканы по территории Земли (Больше всего вулканов в зонах интенсивной вулканической деятельности: берега Тихого океана (Тихоокеанское огненное кольцо), Средиземноморье, Кавказ; в местах раскола континентов гигантскими трещинами - рифтами (Восточная Африка). Внутри континентов, среди обширных равнин вулканы редки. Но не так было в древние эпохи, когда большие пространства континентов заливала лава из трещин. Так возникли, например, Колумбийское плато в Северной Америке, Среднесибирское плоскогорье и т.п.
- «Везувий» - значит «дымчатая гора». Как вы думаете, почему? (Над его конусом все время курится легкая струйка белого дыма).
VI. Характеристика Везувия (учитель географии)
(Работа с картой).
а) географическое положение;
б) высота (1277 м);
в) географические координаты (41º с.ш., 14º30' в.д.).
Везувий – это типичный сложный вулкан, или стратовулкан. Он сложен потоками застывшей лавы и слоями обломочного материала, который был выброшен из жерла вулкана. За Везувием ученые наблюдают 300 лет, там есть вулканическая обсерватория. Из-за обвалов крутых склонов кратера, из-за нового увеличения их высоты при извержениях высота конуса Везувия постоянно меняется. Сейчас его высота 1281 м, а диаметр кратера больше километра. У Везувия три конуса, которые как бы вставлены друг в друга. Первый – древний, он как вал вокруг второго – основного конуса. А третий конус – временный – он то появляется на дне кратера, то исчезает при сильных извержениях. У Везувия было 7 сильных извержений, последнее из них в 1944 году, когда сильно пострадал город Сан-Себастьяно.
(Учитель истории) А вот первое из известных нам извержений было 24 августа 79 года н.э. В то время Везувий был выше, чем сейчас. Во времена Древнего Рима у его подошвы были расположены богатые города Помпеи, Стабия, Геркуланум и много селений. Жители на плодородных почвах по склонам вулкана возделывали виноградники, выращивали оливковые деревья. Везувий им казался обыкновенной горой. Он так давно не извергался, что никто уже и не знал, что это грозный вулкан. С 64г. н.э. людей все чаще стали беспокоить землетрясения, к ним стали уже привыкать. Наступил страшный день 24 августа 79 года: дно кратера раскрылось и поглотило все постройки, животных и людей, которые там были. Началось извержение вулкана. Над горой появился громадный столб дыма, стали вылетать раскаленные камни. Везувий осветился ярким пламенем.
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом.
Пламя широко развелось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон…
А.С.Пушкин.
(Учитель истории) Посмотрим на картину. На картине изображены люди, покидающие Помпеи и старающиеся укрыться от камнепада и пеплопада. Именно эти явления и стали гибельными для города. «Дождь» из пепла и обломков пемзы был настолько плотным, что днем наступил полный мрак, в котором непрерывно сверкали зигзагами молнии, что и изобразил Брюллов. Самого Везувия на картине не видно. Конуса вулкана нет. Видно яркое пламя, молнии – грозовые разряды в пепловом облаке, накрывающем город, рушащиеся здания, на которые падают вулканические бомбы – камни, вылетающие из кратера, видим разрушения из-за землетрясения, которым сопровождается извержение.
(Учитель географии) Особенность извержения Везувия в прошлом – это выбрасывание большого количества пепла и газов. Пеплопад над Везувием усиливался постепенно. Большинство жителей Помпей и Стабии успели покинуть города, прежде чем они оказались погребенными под 4-8 метровым слоем пепла. Выброшенные в воздух пепел и газ образовали столб, расплывающийся наверху в облака, по форме напоминающие итальянскую сосну – пинию. Формирование «пинии» сопровождалось грозой и ливнем, молнии сверкали в пепловом облаке. Воды ливня смешивались с пеплом, образовались горячие грязевые потоки, которые тоже очень опасны. Вот такими мощными грязевыми потоками, следовавшими друг за другом, был разрушен Геркуланум. Проведенные недавно раскопки позволили установить, что люди в городе погибли мгновенно, застигнутые грязевым валом, сметавшим все на своем пути. Город Стабия был залит лавой.
(Учитель истории) Люди, которые чудом уцелели, покинули город – место страшной трагедии. О Помпеях забыли на 17 веков. И только 16 апреля 1763 года выяснилось, где погребены Помпеи. Именно тогда нашли статую с надписью, свидетельствовавшей о названии города. Очистив Помпеи от вулканического материала, ученые показали нам во всем великолепии цветущий римский город с очень высоким уровнем развития архитектуры, искусства и культуры.
Сейчас к Везувию можно поехать на автобусе, потом на трамвае, а от конечной остановки трамвая к кратеру идет канатная дорога над крутым склоном вулкана, покрытым слоем пепла и совсем лишенным растительности, отовсюду понемногу выделяется пар.
Описание страшной трагедии дошло до нас из писем Плиния Младшего – известного писателя и историка. Тогда погиб его дядя – Плиний Старший, который командовал римским флотом, находящимся в заливе и отправившимся на помощь людям г. Стабия. Вот как это было.
VII. Описание извержения Плинием Младшим
В 79 г. н.э. Плиний Младший был 17-летним юношей. Он жил вместе с матерью и дядей на противоположном берегу Неаполитанского залива. Он видел и описал извержение в своем письме к Тациту, римскому историку: «Ужасное черное облако было разорвано внезапными извержениями пламени, они извивались, словно змеи, изрыгая неожиданные вспышки, более яркие, чем молнии… облако начало опускаться на землю и закрывать море… и вот появился пепел… зловещий тяжелый дым расстилался по земле как воды прилива… Нас окутала ночь – не безлунная или темная от облаков ночь, но тьма закупоренной комнаты, где нет ни искры света». Когда через два дня нормальный дневной свет все-таки вернулся, то, по сообщению Плиния, «все кругом изменилось – толстый слой пепла, как снег после обильного снегопада, покрывал все окрестности».
VIII. Работа со схемой Неаполитанского залива (учитель географии)
Карта Неаполитанского залива, на которой показаны области,
наиболее пострадавшие от извержения Везувия.
До извержения 24 августа 79 года н.э. портовый город Помпеи стоял на самом берегу. Теперь он удален от моря на 2 км.
(Схема взята из книги Н.Милони «Археология», М: РОСМЭН, 1996)
IX.Судьба жителей Помпей (учитель истории)
В Помпеях погибло очень много людей. Они не успели покинуть город, многие задохнулись под пеплом.
(Далее см. Милони Н. Археология, с.86-89)
X. Как сохранились свидетельства
Каверны (полости) в слое затвердевшего пепла, где находились тела людей и животных, сохранили форму и позы этих несчастных. Когда эти каверны заполнили гипсовым раствором, люди увидели скульптурные изображения погибших.
XI. Предсказание извержения вулкана (учитель географии)
- Можно ли предсказать извержения вулканов? Об этом мы узнаем, послушав сообщения ребят. (Псаломщиков В. Вулкан уничтожил город. Газета «Вне политики» № 32, 2001 – Извержение влк. Мон-Пеле на о. Мартиника в Атлантическом океане)
- По каким признакам можно предсказать извержение?
Невероятно, но факт. В Помпеях, по данным археологов погибла одна собака, которая была крепко привязана и не смогла освободиться. Остальные, почуяв опасность, ушли из города.
XII. Изучение вулканов
- А сейчас послушайте стихотворение и скажите, о ком идет речь.
Мы вулкана сыны...
Кратер гремит маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Шлаковый конус крут,
Бомба летит, как мяч,
Бомбы летят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам лапиллей град.
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем мы прямо в ад.
Пепел в глаза и в рот.
Взрывы как свет зарниц,
Черный, как деготь, пот
Каплет с наших лиц.
Едок сернистый газ –
Стиснув зубы, держись!
Жизнь нам дается раз.
Ставим на карту жизнь.
- Речь идет о вулканологах – ученых, изучающих вулканы. Вулканология – наука, изучающая процессы и причины образования вулканов, их развитие, строение и состав продуктов извержений (лава, газы), закономерности размещения вулканов на земной поверхности, изменения характера их деятельности во времени.
В 1842 г. было организовано 1-е научное учреждение – вулканическая обсерватория, построенная на склоне Везувия. В нашей стране – 1935 г. на Камчатке.
- Почему исследуют вулканы?
(Исследуют вулканы, прежде всего потому, что они грозное, опасное явление природы. От их взрывов, от палящих удушающих пеплопадов и грязевых потоков погибли миллионы людей, разрушены сотни городов и сел, опустошены плодородные поля. В опасной близости от вулканов живет много людей. И если с каждым десятилетием вулканы приносят все меньше бед и неприятностей, то только потому, что ученые, изучив характер каждого вулкана, заранее догадываются о степени опасности того или иного извержения).
XIII. Значение и использование вулканов
Люди начинают использовать мощную деятельность вулканов. Так, используется глубинная (геотермальная) энергия недр. С выходами глубинных газов и водяных паров связаны месторождения серы и поваренной соли.
Вулканический туф и пемзу используют как строительный материал. (Можно продемонстрировать пемзу разных цветов)
С процессом вулканизма связаны кимберлитовые трубки (трубки взрыва) – трубкообразные каналы, по которым на древних платформах произошел прорыв магматических растворов и газов. Застывшая в них сцементированная обломочная порода является основным источником алмазов. Алмазы используются в промышленности, а красиво ограненные алмазы – бриллианты – являются изысканным ювелирным украшением. К тому же, вулканическая деятельность создает причудливые формы рельефа (см. «Вокруг света»)
XIV. Соревнование команд «Везувий» и «Помпеи» (учитель истории)
Задания
- Разгадать кроссворд «Вулканы»
- По заданным координатам определить вулкан.
- Нарисовать строение вулкана.
XV. Итог урока. Выставление оценок.
(Итог подводится совместно с учащимися)
XVI. Домашнее задание
Написать сочинение:
а) рассказ о событии, изображенном на картине К.Брюллова «Последний день Помпеи»;
б) рассказ об извержении от лица очевидца;
в) рассказ от лица экскурсовода музея, где выставлена картина;
г) научная лекция о вулканах.
Использованная литература
- Миттон Саймон, Миттон Жаклин. Астрономия. Серия «Оксфордская библиотека», М: РОСМЭН, 1995.
- Молони Нора. Археология. Серия «Оксфордская библиотека», М: РОСМЭН, 1996.
- Субботин Г.П. Задачник по географии.6кл. М: Аквариум,1997.
- Большая Советская энциклопедия, т.4 и т.5.М: Советская энциклопедия,1971.
- Энциклопедия для детей. Астрономия. М: «Аванта +», 2001.
- Энциклопедия для детей. География. М: «Аванта +», 1994.
- Энциклопедия для детей. Геология. М: «Аванта +», 1995.
- Энциклопедия. «Геология », М: РОСМЭН, 1994.
- Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М: Педагогика, 1981.
- Журнал «Вокруг света» №7,2001 («Базальтовая симфония»)
- Журнал «Вокруг света»№10,2001(«Восставший из пепла»)
- Журнал «Вокруг света»№11,2001(«Вулканы»)
- Журнал «География в школе»№2,1989.
- Журнал «География в школе»№2,1993.
- Газета «Вне политики»№32,2001.
- Газета «География»№1,1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ГЕОГРАФИЯ, МАТЕМАТИКА) 6 класс Тема: «МАСШТАБ и его применение».
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ГЕОГРАФИЯ, МАТЕМАТИКА)6 классТема: «МАСШТАБ и его применение». Цели урока: обучающая: систематизация и закрепление знаний по теме «Масштаб» ,зак...
Конспект интегрированного урока (география + информатика) 9 класс "Перепись населения нашей школы"
Интегрированный урок по защите проектов....
Конспект интегрированного урока (география + биология) 9 класс "Легко ли живется биоиндикаторам?"
Знакомство с понятием "Биоиндикаторы", обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами...
Интегрированный урок география-история " Вулканы и гейзеры"
Данный урок позволяет учащимся понять межпредметную связь истории и географии...
Интегрированный урок географии - ОРКСЭ 5 класс.Тема: Любовь к Отечеству.
Главная задача урока – усиление практической направленности обучения. Он должен быть не только тесно связан с изученным материалом, но и способствовать его прочному, неформальному усвоению.Основные фо...
Мастер-класс. Метапредметный подход как способ формирования интеллектуальной личности на уроке «Африка. Русский след» (интегрированный урок географии, истории).
Вниманию учителей представлена авторская разработка интегрированного урока географии – истории - литературы в 7 классе курса «Материки и океаны» д...
Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образования», Нефтеюганский район, 2019 г.
Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образов...