Музейно-педагогическая технология. Сезоны года на полотнах русских художников(обобщение климатических особенностей России по сезонам года).
методическая разработка (география, 8 класс) по теме
Использование репродукций картин на уроках географии позволяет учителю направить усилия с формирования знаний, умений и навыков на развитие личности учащегося, его творческих возможностей. Развивая логическое мышление, учитель формирует художественно-образное мышление, развивая эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivopis.docx | 305.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
- Тема урока: Сезоны года на полотнах русских художников (обобщение климатических особенностей России по сезонам года).
2. УМК используемый для подготовки и проведения урока
Учебник А.И. Алексеев. География. 8 класс. - М.: Просвещение
Атлас по географии. 8 класс. - М.Просвещение
3. Необходимые ресурсы
Климатическая и физическая карты России. Репродукции картин художников
Шишкин И.И. «Осень». 1892. Бродский И.И. «Летний сад осенью». Левитан И.И. «Дорога в деревне» 1897. Компьютер и интерактивная доска. Раздаточный материал для учащихся с репродукциями картин.
Пояснение к выбору картин: необходимо осторожно и тщательно отнестись к выбору картин, так как картины художников трудно рассказать. В картинах запечатлелись боль, мысли и чувства авторов. Изображая природу, художник не только удивительно тонко воссоздает ее красоту, но умеет передать настроение человека. Художник замечает и старается со всей эффектностью передать необычные, таинственные и полные величия моменты жизни природы. Привлечение искусства на уроки географии не самоцель, а средство для создания географических образов и воспитания у школьников богатство духовного мира. В процессе обучения географии искусство используется для развития познавательного интереса к науке, ознакомления учащихся в образной форме с отдельными объектами и явлениями природы.
4. Ведущая идея урока: Используя опорные знания по теме «Климат России», выявить взаимосвязь географии и живописи, найти отражение географической обоснованности изображаемых объектов природы и времён года на картинах русских художников.
5. Планируемые результаты урока: - развитие умения выявлять причинно-следственные связи, развитие пространственного мышления; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательного интереса и географического мышления учащихся; - воспитание экологической культуры и эстетического восприятия географических явлений природы через живопись; - воспитание социально-активной личности через общение в группах.
6. Этапы урока:
- мотивационный этап
Фаза вызова – учащиеся распределены по группам (сезоны года). На столах репродукции картин, атласы, листы А4 на каждого.
Учитель: мы изучили климат России. О чём мы будем говорить сегодня, используя раздаточный материал? После высказываний учащихся, делает вывод – используя опорные знания по изученной теме, выявить взаимосвязь географии и живописи.
- содержательно-технологический этап
Осмысление –
Задание: Рассмотрите репродукции картин русских художников (рассмотрено на примере одной группы – осень).
- Бродский И.И. Летний сад осенью.
- Шишкин И.И. Осень. 1892
- Левитан И.И. Дорога в деревне. 1894
Проведите анализ картин и составьте научное обоснование. Результаты оформите в виде таблицы.
Вопросы: Какой сезон года изображён на картинах, назовите признаки;
Какой период осени (ранняя, середина, поздняя) . По каким признакам вы это определили?
В таблице сравните состояние неба, растительности, поверхности почвы, приблизительно температуру воздуха.
Подумайте, есть ли несоответсвия изображения осени на картинах и действительности. Обоснуйте.
- рефлексивный этап
Представьте, что картины написаны в одном месяце и раставьте их на климатической карте России по регионам с разным типом климата.
7. Заключение Использование репродукций картин на уроках географии позволяет учителю направить усилия с формирования знаний, умений и навыков на развитие личности учащегося, его творческих возможностей. Развивая логическое мышление, учитель формирует художественно-образное мышление, развивая эстетический вкус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Климатические особенности своей местности"
Проект представлен в виде презентации, с помощью которой учащиеся могут охарактеризовать климатические особенности своей местности. Данный материал можно использовать при изучении регионального компон...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Новое Время – новые реалии! В современном общеобразовательном учреждении школьный музей стал поистине «музейной редкостью»: ни времени у учителя нет, ни поддержки администрации школы как моральной, та...
Музейно-педагогическая деятельность в формировании гражданина России.
Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, представляет собой музей как единую образовательную систему. Она зародилась в начале XX века и взяла на себя...
"Музей в чемодане" - форма музейно-педагогического занятия в 5 классе по русскому языку
Урок русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы" (учебник Л.М.Рыбченковой) проведён в форме музейно-педагогического занятия "Музей в чемодане". Используя экспонаты школьного ...
Презентация к музейно-педагогическому занятию в 5 классе по русскому языку "Музей в чемодане"
Презентация к музейно-педагогическому занятию в 5 классе по русскому языку "Музей в чемодане" содержит изображения использо...
«Музейно-педагогическая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся».
Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск учителей, направленный на разработку эффективных форм обучения. Ив этом поиске я пришла к выводу : чтобы активизировать по...
Технологическая карта дефектологического занятия "Сезоны года"
Технологическая карта дефектологического занятия "Сезоны года"...