Музейно-педагогическая деятельность в формировании гражданина России.
план-конспект урока по обж (8, 9, 10 класс)
Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, представляет собой музей как единую образовательную систему. Она зародилась в начале XX века и взяла на себя роль посредника в общении человека с искусством, а также образование учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музейно-педагогическая деятельность | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУЗЕЙНО – ПЕДАДОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
Иванов Н.Б., преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СОШ № 454
Колпинского района Санкт – Петербурга
Аннотация. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, представляет музей как единую образовательную систему. Она зародилась в начале XX века и взяла на себя роль посредника в общении человека с искусством, а также образование учащихся.
Ключевые слова: Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для обучающихся образовательных учреждений. Как дисциплину музейная педагогика предлагает музей, как образовательную систему. Почему же музейная педагогика так своевременно входит в образовательные учреждения?
Понятно, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов. Это не главное. Важно видеть в учащихся развитую личность. Ведь пожелания современных родителей - развивать у ребенка чувство прекрасного, способность понимать красоту окружающего мира, иметь собственное мнение и своё суждение. Такие занятия побуждают ребенка активно мыслить, деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по постановке речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается бедностью и упрощенностью. На таких занятиях ребёнок может значительно обогатить свой запас слов, высказать все свои суждения, предположения, а потом еще и думать об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями и сверстниками. И это далеко не все.
Музейная педагогика имеет более обширные задачи:
- воспитывает любовь к родному краю, людям, которые заботятся о его процветании, памяти о прошлом;
- формирует самосознание, умение успешно войти в окружающий мир;
- реализовываться в соответствии со своими наклонностями и интересами, проявлять своё я;
- формировать детско - взрослую совместимость деятельности на материале музейной практики;
- осваивать инновационные технологии, формировать профессиональную компетентность и этику педагогов.
Актуальность: Музейное дело - стремительно развивающаяся область культуры. Новейшие достижения в области коммуникации и информации, различные способы социальных отношений открывают всё новые и новые горизонты музейного дела.
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя…………
Музейная педагогика даёт возможность в русле проблем музейной коммуникации направляться в первую очередь на активизацию творческих способностей человека. Необходимо найти подход к различным группам посетителей, но основное внимание должно быть по-прежнему обращено на детскую и подростковую аудитории.
Группа средних и старших классов составляет до 60% посетителей музеев. В основном на них ориентированы основные мероприятия, в том числе – проводимые с целью обучения или по инициативе школы. Контакты с учениками среднего и старшего возраста – это наиболее доступная и приемлемая часть музейной педагогики.
Музей способен обогатить впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые никогда обучаемыми не встречались, да и не могли бы встретиться в настоящей действительности.
Методика образовательной деятельности по музейной педагогике
имеет ряд отличительных особенностей:
1. Обучение должно направляться на социальную адаптацию и на развитие эмоций ребенка.
2. Дети должны общаться без специально заученных фраз.
3. Общение детей друг с другом и с педагогом должно быть непринуждённым, когда в процессе обучения можно свободно высказать свои мысли, объяснить эмоции, не соглашаться с мнением других детей, в том числе и со взрослыми.
4. Использование приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом должно быть представляться несколько вариантов ответов).
5. Своё мнение педагог высказывает только после высказывания детей, и ни в коем случае не представлять его, как самое верное.
Музейно–образовательная программа даёт возможность использовать специальные методы и средства для приобщения маленького человечка к культурному наследию. Поэтому, такую программу включить в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Во-первых, нужно определиться с группой по возрасту. Более продуктивной будет общение с обучаемыми младших классов, когда формируется умение видеть, наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над тем, что ребёнок увидел.
Во-вторых, необходимо найти места для занятий в плотной сетке образовательной деятельности. Если ребёнок устал, расстроен, он не получит большое удовольствие от таких занятий, поэтому, они должны обладать релаксирующей функцией, где можно помечтать, рассуждать, расслабиться...
В-третьих, задача педагога - научить понимать сложный символический язык, постичь скрытый смысл окружающих его вещей. Для этого перед каждым занятием требуется большая подготовка для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его интерес (познавательный) в нужное русло. Это может быть и беседа, и игра, и организация небольшой выставки, подборка различной литературы. И чем больше в руках у обучаемых будет ключиков к пониманию, тем интересней и результативней будет его погружение в понимание всего, что они увидят, услышат, поймут и т.д.
В конце занятий для закрепления информации желательна небольшая творческая работа, лучше вместе с родителями. Это может быть и рисунок, и фотографии, и интересный рассказ по теме, поделка, книжка, и много-много другого…
В-четвертых, наилучший результат будет достигнут в тесном сотрудничестве с разными педагогами, как в выборе тем, так и в их планировании и проведении, а также и в обсуждении полученных результатов. Поэтому надо иметь тесный контакт с педагогом - психологом и педагогом - логопедом.
Наш музей в школе № 454 Колпинского района Санкт - Петербурга был открыт 23 февраля 1995 года в год 50 - летия Великой Победы. Посвящён 376 стрелковой Кузбасско-Псковской дивизии, состоявшей из воинов-сибиряков, героически защищавших Ленинград, учувствовавшей в прорыве и снятии блокады, защищавшей 6 месяцев от фашистов г. Колпино. Непосредственно на бывшей линии обороны находится наша 454 школа. Дивизия вела боевые действия и в Афганистане. На базе дивизии был сформирован 860 ОМСП. Сейчас установлен контакт с ветеранами соединения. Среди многочисленных экспонатов музея – подлинные документы и фотографии, личные вещи ветеранов, переданные ими или членами семей на хранение в музей.
Создана экспозиция блокадной комнаты к 70-летию прорыва блокады.
Главная роль в формировании патриотического воспитания принадлежит деятельности школьного музея. Деятельность музея носит общественно – полезную гражданско-патриотическую направленность – сохранение памяти, забота о ветеранах, организация участия в различных акциях, участие в вахтах памяти, волонтёрское движение. Всё это способствует формированию патриотического мировоззрения, гражданской позиции личности гражданина России.
За 21 год существования музея более 80 обучаемых нашей школы учувствовали в конкурсах экскурсоводов. Неоднократно завоёвывали призовые места. Одна из команд была премирована поездкой в Москву.
Темы образовательной деятельности в сетке учебного плана остаются на усмотрение педагогов. Без сомнения, она должна носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей, быть связанной с базовой программой образовательного учреждения.
Программа может состоять из нескольких блоков.
Блок № 1 – «Музей это…».
Задачи занятий по блоку:
Иметь представление о предметах историко-бытовой музейной коллекции, как о хранителях памяти прошлого;
Ознакомить с профессией музейного хранителя;
Дети должны осознать, что прошлое не исчезает бесследно, его хранят местность, здания, предметы, человеческая память;
Условия для эмоциональной встречи с «прошлым» создать.
Блок № 2 «Мы живем в России»
- Мы живем в России;
- Геральдические символы России;
- Права детей в России;
- Россия в будущем…
Задачи занятий по блоку:
Обратить внимание на независимость и богатство Российского государства;
Знать геральдические символы России;
Понимание детей о правах и обязанностях граждан России;
Вызывать любовь и уважение к России. Воспитывать чувство гордости за страну.
Блок № 3 «Много лет назад…»
- История возникновения первых поселений. Жилище, быт;
- Основатель города; Название города.
Задачи занятий по блоку:
Уметь представлять и способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к истории родного города.
Блок № 4 «История моего города»
- Герб города;
- Малая родина – мой город, это история семьи.
Задачи занятий по блоку:
Воспитать у детей любовь и чувство гордости к городу, в котором они родились и живут.
Блок № 5 «Известные люди»
- Известные люди родного города;
Блок № 6 «Героическое прошлое»
- Город в годы Великой Отечественной войны;
- Герои войны и труженики тыла;
- Город воинской славы – если город имеет такое звание.
Блок № 7 «Современный город»
- За что я люблю свой город;
- Какое будущее моего города.
Для более широкого кругозора обучающихся и закреплению их знаний педагогами должны создаваться тематические видеофильмы, дидактические и подвижные игры. Какой бы ни была музейно - педагогическая деятельность школы, она должна быть системной и целенаправленной. Педагоги должны понимать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в школе с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность погрузить учащихся в процессе их интересов. Такая совместная деятельность способствует сплочению коллектива педагогов, детей и родителей, ее результаты видно налицо, так как они представляются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, сделанными или собранными совместными усилиями.
Тогда встаёт вопрос «Зачем это необходимо?».
Нужно ответить: совместная деятельность педагогов, детей и родителей представит детям возможность ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение прекрасного и будет способствовать формированию общей картины мира и исторического процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейно-педагогическая технология. Сезоны года на полотнах русских художников(обобщение климатических особенностей России по сезонам года).
Использование репродукций картин на уроках географии позволяет учителю направить усилия с формирования знаний, умений и навыков на развитие личности учащегося, его творческих возможностей. Разви...
«Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России»
Патриотизм предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм определяют в педа...
Конспект занятия по внеурочной деятельности. Кружок «Я – гражданин России»
Тема занятия " Наша малая Родина. Виртуальное путешествие по городу Тольятти"...
Формирование гражданской позиции обучающихся через реализацию социальных проектов в рамках Всероссийской акции "Я- гражданин России"
Тема гражданственности начинает играть осбую роль ......
самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы"
Тему самообразования " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы " выбрала не случайно.Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семей...
Использование музейно-педагогического комплекса школы, как средство организации проектной деятельности старшеклассников по математике
Проектная работа по математике...
«Музейно-педагогическая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся».
Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск учителей, направленный на разработку эффективных форм обучения. Ив этом поиске я пришла к выводу : чтобы активизировать по...