«Музейно-педагогическая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся».
методическая разработка

Заболотникова Ирина Анатольевна

   Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск учителей, направленный на разработку эффективных форм обучения. Ив этом поиске я пришла к выводу : чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы. Здесь не обойтись без использования образовательных технологий, которые   позволяют повысить мотивацию обучающихся, практическую направленность занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeyno-pedagogicheskaya_tehnologiya.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Музейно-педагогическая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

Автор: И. А.Заболотникова, учитель Волковского филиала МБОУ Большекуликовской СОШ.

Тип проекта: практико-ориентированный

Участники проекта: учащиеся, родители, учителя.

База реализации проекта: Волковский филиал МБОУ Большекуликовской СОШ(музей «История быта села Волковки»)

Продолжительность проекта: долгосрочный: 

   Падение интереса учащихся к обучению, снижение интереса к русскому языку  и литературе и , как следствие, снижение грамотности, неумение  правильно, логично высказать свою мысль, отсутствие читательского интереса, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения,- это   проблемы каждого из нас в  современной школе. Качество образования, сохранение здоровья школьников, индивидуальный подход - таковы на сегодняшний день требования к школе.  Важным становится не столько овладение обучающимися суммой знаний, результатом деятельности школы должна стать личность, обладающая качественными знаниями.

Работать над  темой проекта  меня подтолкнули  противоречия:

- между сложившимися формами и методами проведения стандартных уроков  и необходимостью использования форм и методов работы, способствующих  повышению активной  деятельности учащихся на уроках;

 -между тенденцией  снижения мотивации учения и возрастающими  требованиями  к обучающемуся;

-между обязательными требованиями учебных программ  и  стремление личности к творческому самовыражению.

   Данные противоречия выдвинули на первый план следующую проблему: снижение познавательной активности учеников, нежелание самостоятельно добывать и применять знания, полученные на уроках.

   Как учить детей, чтобы вызвать  у них интерес, а, следовательно, желание учиться? 

   Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск учителей, направленный на разработку эффективных форм обучения. Ив этом поиске я пришла к выводу : чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы. Здесь не обойтись без использования образовательных технологий, которые   позволяют повысить мотивацию обучающихся, практическую направленность занятий.

       Я открыла для себя относительно новую  музейно-педагогическую   технологию, которая  делает уроки выразительными, запоминающимися, что, по моему мнению,  приводит к активизации познавательной деятельности, так как

вооружает учителя эффективными методами обучения и воспитания на основе включения музейного предмета в образовательный процесс, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира – музейный экспонат. Музейная технология является инновационной, так как создает условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

   Еще один довод в пользу этого выбора то, что на базе нашей школы работает музей «История быта села Волковки»

   Внедрение музейно- педагогических методов и приемов  в образовательный процесс обучающихся является актуальным и своевременным шагом, так как дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, воспитанию и развитию школьников, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учащихся, проводить интересные уроки, внеклассные мероприятия, наладить исследовательскую и проектную работу, что как раз и дает интеграция школы и музея.

   В декабре 2013 года в « Профессиональном стандарте педагога» особо отмечено, что педагог должен:

- владеть методами организации экскурсий;

-владеть методами музейной педагогики.

  Актуальность музейной технологии определяется важностью реализации непрерывного школьного образования учащихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью.

  Для достижения цели активизации познавательной деятельности учащихся ставлю следующие  задачи:

1) обеспечение  перехода от пассивно-воспринимающей позиции ученика к сотрудничеству с учителем

-использование  учебно-музейных  занятий;

  развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;

  формирование учебной задачи «учись учиться» через музейные средства

Я вовлекла в работу над проектом  учащихся  5-7 классов,  хотя в перспективе  данная технология  будет интересна  для  всех  классов школы.

Проект долгосрочный, рассчитан на три года: 

1 этап  – информационно-аналитический (изучение нормативной, психолого-педагогической и  методической литературы по теме; проведение диагностики учащихся)

2 этап– практический  (практическая организация работы по использованию музейной технологии.

3 этап -контрольно-оценочный (анализ результативности; проведение диагностики учащихся)

К каким результатам мне хотелось придти, работая над проектом?

 1.Повышение  уровня  качества знаний;

2. Развитие творческих, интеллектуальных, моральных качеств личности;

3. Создание психологического комфорта для каждого ученика;

4. Развитие познавательных интересов обучающихся с разными психолого - физическими данными;

6. Овладение навыками самостоятельной и исследовательской деятельности.)

   Какие  бы методы  в работе я не использовала:  словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с литературой); наглядные (демонстрация экспонатов, старых фотографий,

образцов документов прежних лет, просмотр презентаций, фильмов, видеороликов, прослушивание народных песен); практические (творческие проекты, инсценирование народных сказок, виртуальные экскурсии, предметная деятельность);  эмоциональные ( создание « ситуации успеха») главным остается слово, и оно  должно быть подобрано так, чтобы каждый вид работы создавал ситуацию успеха для ребенка.

Выше я говорила о необходимости  использования форм и методов работы, способствующих  повышению активной  деятельности учащихся на уроках. Данный проект  как раз реализуется через проведение

 Музейных уроков:  уроки, проведенные в музее или с использованием музейного экспоната, где  музейные предметы выступают в качестве источника информации, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого: уроки по разделу «Лексика» в 5 и 6 классах: «Устаревшие слова»(домашняя утварь); «Письмо»; уроки литературы по теме «Фольклор».

Музейная технология дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков.

• Урок-экскурс (погружение в эпоху : урок-обобщение по теме «Русское народное творчество».

Урок проходил в школьном музее, где представлена экспозиция «Русская изба». Многие ребята подготовили к уроку русские костюмы. Учащиеся читали и рассказывали загадки, пословицы, поговорки. Разыгрывались потешки, небылицы, заклички.

Урок-праздник «Пишу сказку»  5 класс

Урок-экскурсия учит владеть аудиторией, систематизировать, переносить увиденное в самостоятельную творческую работу: «Описание помещения»(6кл)

Внеурочная  деятельность -это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к предмету.  Основные цели внеклассной работы по предмету – помощь учащимся в определении устойчивых интересов, склонностей, способностей и дарований; развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности.

      Важным направлением организации внеурочной деятельности являются предметные олимпиады,  недели  русского языка и литературы, фестиваль творческих идей, праздники: «Преданья старины глубокой", «Праздник русского платка», «Мы за чаем не скучаем», «Женский народный костюм», Масленица.

Проектно-исследовательская  деятельность: одно из золотых правил музейной технологии - это развитие исследовательской деятельности учащихся, которая способна помочь ребенку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей. Работу учащихся можно проследить в буклетах о музее, презентациях «Матрешка», исследовательской работе «Летопись родного края»; «История музея быта», «Народные промыслы России»

Экскурсия:  особым видом развивающей и творческой работы в музее является

проведение экскурсии.  Основа экскурсии – наличие двух элементов: показа и рассказа. Не каждый способен выполнить  такую работу. Наиболее активные ученики под руководством учителя готовят путешествие по музею с разной целью: показать избу как жилье; показать конкретные экспонаты на тему: «Женская одежда», «Домашняя утварь», «Женский сундук». Наши экскурсоводы получили свидетельство, участвуя в региональном конкурсе.

Виртуальный музей: Это вариант  экскурсии с использованием музейных технологий – виртуальная экскурсия в мультимедийном исполнении.

 (Использовать  форму работы в виде  виртуальной экскурсии на уроке можно по-разному: на уроках развития речи, когда речь идет о работе с картинами . Здесь можно обратиться как к биографии художника, так и к экспонатам  того музея, где находится картина. Работа на уроках литературы-знакомство с поэтом или писателем можно осуществить, побывав на его Родине.      

   Все эти формы организации деятельности интересны для учащихся. Это дает основания сделать вывод: вышеназванные занятия имеют ряд важных психолого-педагогических ресурсов:

1) колоссальный воспитательный потенциал

2) направленность на развитие личности

3) системность восприятия информации

4) раскрытие творческих способностей

5) динамичность и вариативность организации процесса и содержания

обучения.

   Принципы, которые лежат в основе  музейно-педагогической технологии совпадают с общедидактическими: научность, наглядность, доступность изложения, но выделяются и специальные:

Диалог, коммуникативность – музейная технология  это не просто показ , это обязательно общение, диалог посредством экспоната. происходит через беседу

Смысловое и эмоциональное единство- выстраивание такого диалога, при котором объём, характер и способ подачи материала находятся в гармонии с его эмоциональным чувственным содержанием.

Адресность—обязательный   учёт в приёмах, формах работы индивидуальных , возрастных, психологических, интеллектуальных, образовательных, физических и иных особенностей ученика

Уникальность -действие этого принципа проявляется в том, что каждый ученик в  музее  настроен на встречу с чем-то редким, загадочным, символичным, на то, что в музее он получит новую, необычную, как по форме, так и по содержанию информацию.

  Опыт работы по проекту показал его результативность:

повысилось качество знаний учащихся по русскому языку (56%)  и по литературе (79,3%); 

  Наблюдается повышение учебной мотивации по сравнению с началом проекта; выросла конкурсная  и олимпиадная активность учащихся;

   Следовательно:

используемые формы  и методы музейной технологии  способствуют повышению  познавательной  активности  учащихся;

-позволяют преодолеть шаблонность в обучении;

-вызывают  живой  интерес у обучающихся, тем самым повышая  мотивацию;

- обеспечивают  высокую работоспособность и готовность принятия нестандартных решений

Полученные результаты доказывают подтверждение выдвинутой гипотезы.

Уроки в музее активизируют в равной степени и сильных, и слабых учеников, так как создают возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации.  

Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса: способствуют умению мыслить, грамотно и хорошо говорить.

 Музейная среда стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствуют всестороннему их развитию, а наличие незнакомых предметов вызывают чувства удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации. Музейные уроки – уроки доброты.

В работе использована литература:

Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ № 2, 2003 г.

Методические аспекты музейной педагогики, Тамбов, 2011. 

Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно - правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004. 

«Музейная педагогика: ценности и ориентиры» Серафимова Л.П., /Инновационная педагогика искусства.- М.: Эврика, 2003.кн.10

«Музей «Назад в будущее» Попова Т.В. / Инновационная педагогика искусства.- М.: Эврика, 2003.кн.10

 «Нетрадиционные педагогические технологии в обучении» Мухина С.А., Соловьёва А.А.- Ростов-на-Дону, Феникс,2004,

  Школьные музеи. Сборник документов, М., 1987. 
Шляхтина Л.М. Основы музейного дела //М., 2005.  

 Юхневич М.Ю. Новые музейные технологии музейного образования // Основы музееведения. М., 2005.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выучен...

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Роль игры в сочетании с другими педагогическими технологиями для повышения эффективности географического образования...

«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии»

Игра на уроке – комплексный носитель информаци . Если использовать игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании  химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавате...

Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

статья "Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов. В настоящее время в России идет процесс модерниз...

Педагогический проект Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на примере интеллектуальной игры «Брейн-ринг» во внеурочной деятельности по функциональной грамотности

Краткая аннотация проекта: Педагогический проект содержит план занятия по функциональной грамотности с описанием игровой технологии «Брейн-Ринг» и сценарий реализации выбранной интерактивн...