«Музейно-педагогическая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся».
методическая разработка
Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск учителей, направленный на разработку эффективных форм обучения. Ив этом поиске я пришла к выводу : чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы. Здесь не обойтись без использования образовательных технологий, которые позволяют повысить мотивацию обучающихся, практическую направленность занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeyno-pedagogicheskaya_tehnologiya.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Музейно-педагогическая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся».
Автор: И. А.Заболотникова, учитель Волковского филиала МБОУ Большекуликовской СОШ.
Тип проекта: практико-ориентированный
Участники проекта: учащиеся, родители, учителя.
База реализации проекта: Волковский филиал МБОУ Большекуликовской СОШ(музей «История быта села Волковки»)
Продолжительность проекта: долгосрочный:
Падение интереса учащихся к обучению, снижение интереса к русскому языку и литературе и , как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично высказать свою мысль, отсутствие читательского интереса, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения,- это проблемы каждого из нас в современной школе. Качество образования, сохранение здоровья школьников, индивидуальный подход - таковы на сегодняшний день требования к школе. Важным становится не столько овладение обучающимися суммой знаний, результатом деятельности школы должна стать личность, обладающая качественными знаниями.
Работать над темой проекта меня подтолкнули противоречия:
- между сложившимися формами и методами проведения стандартных уроков и необходимостью использования форм и методов работы, способствующих повышению активной деятельности учащихся на уроках;
-между тенденцией снижения мотивации учения и возрастающими требованиями к обучающемуся;
-между обязательными требованиями учебных программ и стремление личности к творческому самовыражению.
Данные противоречия выдвинули на первый план следующую проблему: снижение познавательной активности учеников, нежелание самостоятельно добывать и применять знания, полученные на уроках.
Как учить детей, чтобы вызвать у них интерес, а, следовательно, желание учиться?
Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск учителей, направленный на разработку эффективных форм обучения. Ив этом поиске я пришла к выводу : чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы. Здесь не обойтись без использования образовательных технологий, которые позволяют повысить мотивацию обучающихся, практическую направленность занятий.
Я открыла для себя относительно новую музейно-педагогическую технологию, которая делает уроки выразительными, запоминающимися, что, по моему мнению, приводит к активизации познавательной деятельности, так как
вооружает учителя эффективными методами обучения и воспитания на основе включения музейного предмета в образовательный процесс, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира – музейный экспонат. Музейная технология является инновационной, так как создает условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Еще один довод в пользу этого выбора то, что на базе нашей школы работает музей «История быта села Волковки»
Внедрение музейно- педагогических методов и приемов в образовательный процесс обучающихся является актуальным и своевременным шагом, так как дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, воспитанию и развитию школьников, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учащихся, проводить интересные уроки, внеклассные мероприятия, наладить исследовательскую и проектную работу, что как раз и дает интеграция школы и музея.
В декабре 2013 года в « Профессиональном стандарте педагога» особо отмечено, что педагог должен:
- владеть методами организации экскурсий;
-владеть методами музейной педагогики.
Актуальность музейной технологии определяется важностью реализации непрерывного школьного образования учащихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью.
Для достижения цели активизации познавательной деятельности учащихся ставлю следующие задачи:
1) обеспечение перехода от пассивно-воспринимающей позиции ученика к сотрудничеству с учителем
-использование учебно-музейных занятий;
развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;
формирование учебной задачи «учись учиться» через музейные средства
Я вовлекла в работу над проектом учащихся 5-7 классов, хотя в перспективе данная технология будет интересна для всех классов школы.
Проект долгосрочный, рассчитан на три года:
1 этап – информационно-аналитический (изучение нормативной, психолого-педагогической и методической литературы по теме; проведение диагностики учащихся)
2 этап– практический (практическая организация работы по использованию музейной технологии.
3 этап -контрольно-оценочный (анализ результативности; проведение диагностики учащихся)
К каким результатам мне хотелось придти, работая над проектом?
1.Повышение уровня качества знаний;
2. Развитие творческих, интеллектуальных, моральных качеств личности;
3. Создание психологического комфорта для каждого ученика;
4. Развитие познавательных интересов обучающихся с разными психолого - физическими данными;
6. Овладение навыками самостоятельной и исследовательской деятельности.)
Какие бы методы в работе я не использовала: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с литературой); наглядные (демонстрация экспонатов, старых фотографий,
образцов документов прежних лет, просмотр презентаций, фильмов, видеороликов, прослушивание народных песен); практические (творческие проекты, инсценирование народных сказок, виртуальные экскурсии, предметная деятельность); эмоциональные ( создание « ситуации успеха») главным остается слово, и оно должно быть подобрано так, чтобы каждый вид работы создавал ситуацию успеха для ребенка.
Выше я говорила о необходимости использования форм и методов работы, способствующих повышению активной деятельности учащихся на уроках. Данный проект как раз реализуется через проведение
Музейных уроков: уроки, проведенные в музее или с использованием музейного экспоната, где музейные предметы выступают в качестве источника информации, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого: уроки по разделу «Лексика» в 5 и 6 классах: «Устаревшие слова»(домашняя утварь); «Письмо»; уроки литературы по теме «Фольклор».
Музейная технология дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков.
• Урок-экскурс (погружение в эпоху : урок-обобщение по теме «Русское народное творчество».
Урок проходил в школьном музее, где представлена экспозиция «Русская изба». Многие ребята подготовили к уроку русские костюмы. Учащиеся читали и рассказывали загадки, пословицы, поговорки. Разыгрывались потешки, небылицы, заклички.
Урок-праздник «Пишу сказку» 5 класс
• Урок-экскурсия учит владеть аудиторией, систематизировать, переносить увиденное в самостоятельную творческую работу: «Описание помещения»(6кл)
Внеурочная деятельность -это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к предмету. Основные цели внеклассной работы по предмету – помощь учащимся в определении устойчивых интересов, склонностей, способностей и дарований; развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности.
Важным направлением организации внеурочной деятельности являются предметные олимпиады, недели русского языка и литературы, фестиваль творческих идей, праздники: «Преданья старины глубокой", «Праздник русского платка», «Мы за чаем не скучаем», «Женский народный костюм», Масленица.
Проектно-исследовательская деятельность: одно из золотых правил музейной технологии - это развитие исследовательской деятельности учащихся, которая способна помочь ребенку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей. Работу учащихся можно проследить в буклетах о музее, презентациях «Матрешка», исследовательской работе «Летопись родного края»; «История музея быта», «Народные промыслы России»
Экскурсия: особым видом развивающей и творческой работы в музее является
проведение экскурсии. Основа экскурсии – наличие двух элементов: показа и рассказа. Не каждый способен выполнить такую работу. Наиболее активные ученики под руководством учителя готовят путешествие по музею с разной целью: показать избу как жилье; показать конкретные экспонаты на тему: «Женская одежда», «Домашняя утварь», «Женский сундук». Наши экскурсоводы получили свидетельство, участвуя в региональном конкурсе.
Виртуальный музей: Это вариант экскурсии с использованием музейных технологий – виртуальная экскурсия в мультимедийном исполнении.
(Использовать форму работы в виде виртуальной экскурсии на уроке можно по-разному: на уроках развития речи, когда речь идет о работе с картинами . Здесь можно обратиться как к биографии художника, так и к экспонатам того музея, где находится картина. Работа на уроках литературы-знакомство с поэтом или писателем можно осуществить, побывав на его Родине.
Все эти формы организации деятельности интересны для учащихся. Это дает основания сделать вывод: вышеназванные занятия имеют ряд важных психолого-педагогических ресурсов:
1) колоссальный воспитательный потенциал
2) направленность на развитие личности
3) системность восприятия информации
4) раскрытие творческих способностей
5) динамичность и вариативность организации процесса и содержания
обучения.
Принципы, которые лежат в основе музейно-педагогической технологии совпадают с общедидактическими: научность, наглядность, доступность изложения, но выделяются и специальные:
Диалог, коммуникативность – музейная технология это не просто показ , это обязательно общение, диалог посредством экспоната. происходит через беседу
Смысловое и эмоциональное единство- выстраивание такого диалога, при котором объём, характер и способ подачи материала находятся в гармонии с его эмоциональным чувственным содержанием.
Адресность—обязательный учёт в приёмах, формах работы индивидуальных , возрастных, психологических, интеллектуальных, образовательных, физических и иных особенностей ученика
Уникальность -действие этого принципа проявляется в том, что каждый ученик в музее настроен на встречу с чем-то редким, загадочным, символичным, на то, что в музее он получит новую, необычную, как по форме, так и по содержанию информацию.
Опыт работы по проекту показал его результативность:
повысилось качество знаний учащихся по русскому языку (56%) и по литературе (79,3%);
Наблюдается повышение учебной мотивации по сравнению с началом проекта; выросла конкурсная и олимпиадная активность учащихся;
Следовательно:
используемые формы и методы музейной технологии способствуют повышению познавательной активности учащихся;
-позволяют преодолеть шаблонность в обучении;
-вызывают живой интерес у обучающихся, тем самым повышая мотивацию;
- обеспечивают высокую работоспособность и готовность принятия нестандартных решений
Полученные результаты доказывают подтверждение выдвинутой гипотезы.
Уроки в музее активизируют в равной степени и сильных, и слабых учеников, так как создают возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации.
Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса: способствуют умению мыслить, грамотно и хорошо говорить.
Музейная среда стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствуют всестороннему их развитию, а наличие незнакомых предметов вызывают чувства удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации. Музейные уроки – уроки доброты.
В работе использована литература:
Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ № 2, 2003 г.
Методические аспекты музейной педагогики, Тамбов, 2011.
Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно - правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.
«Музейная педагогика: ценности и ориентиры» Серафимова Л.П., /Инновационная педагогика искусства.- М.: Эврика, 2003.кн.10
«Музей «Назад в будущее» Попова Т.В. / Инновационная педагогика искусства.- М.: Эврика, 2003.кн.10
«Нетрадиционные педагогические технологии в обучении» Мухина С.А., Соловьёва А.А.- Ростов-на-Дону, Феникс,2004,
Школьные музеи. Сборник документов, М., 1987.
Шляхтина Л.М. Основы музейного дела //М., 2005.
Юхневич М.Ю. Новые музейные технологии музейного образования // Основы музееведения. М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»
Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выучен...
Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии
Роль игры в сочетании с другими педагогическими технологиями для повышения эффективности географического образования...
«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии»
Игра на уроке – комплексный носитель информаци . Если использовать игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавате...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...
статья "Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии"
Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов. В настоящее время в России идет процесс модерниз...
"Применение игровых технологий на уроках геометрии как средства активизации познавательной деятельности учащихся и развития познавательного интереса к предмету"
Статья посвящена игре "Геометрический кальмар"...
Педагогический проект Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на примере интеллектуальной игры «Брейн-ринг» во внеурочной деятельности по функциональной грамотности
Краткая аннотация проекта: Педагогический проект содержит план занятия по функциональной грамотности с описанием игровой технологии «Брейн-Ринг» и сценарий реализации выбранной интерактивн...