Обобщающий урок географии в 7 классе по теме "Евразия-величайший материк Земли"
план-конспект урока (география, 7 класс) по теме
Тема урока: Евразия – величайший материк Земли.
Цели урока: 1) Создать условия для обобщения и систематизации знаний о своеобразии,
неповторимости самого величайшего материка Земли, а также раскрыть
причины этого своеобразия.
2) Продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной
познавательной деятельности ( выделение главного, систематизация знаний,
оформление выводов).
3) Способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как
ценностной характеристики современного человека.
Оборудование: физическая карта Евразии, атлас, листы разноуровневых контрольных заданий,
видеоматериалы по странам Евразии, материалы проекта «Остров Афродиты»
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
II. Подготовка к основному типу занятий
Задание учащимся:
Приведите факты подтверждающие, что Евразия – величайший материк Земли. (после ответов детей все эти факты проецируются на экране).
III. Обобщение и систематизация знаний.
1) Работа с картой
А) Назовите и покажите все крайние точки материка, определив их координаты.
Б)Какова протяженность материка с севера на юг и с запада на восток?
В) Покажите и назовите моря , омывающие материк, к бассейнам каких океанов они относятся?
Г) Докажите, что береговая линия материка сильно изрезана?
Д) Совершая путешествие по карте, докажите что рельеф материка сильно изрезан.
Е) Покажите самое высокое и низкое место материка, какова величина колебания высот?
2) Блиц опрос «Климатические рекорды». Назовите….
- климатический пояс, занимающий самую большую площадь на материке;
- климатический пояс, занимающий самую маленькую площадь на материке;
- самое влажное место материка;
- самое сухое место материка;
- самую низкую температуру на материке;
3) Узнай природную зону по описанию, каковы ее особенности?
А. «Среди трав наиболее распространены различные злаки. Растения приспособлены к
климатическим условиям, многие из них успевают вырасти, зацвести и дать плоды,
до наступления летнего сухого периода. Среди животных преобладают грызуны -
суслики, сурки,которые на зиму впадают в спячку, полевые мыши. Крупные животные
не сохранились».
Б. «Климат исключительно суров, зима продолжительная, а лето короткое, около 4
месяцев длится полярная ночь. Растительность очень бедна. Кое – где растут мхи и
лишайники, камнеломки. Тонкие стебли растений прижимаются к земле. Есть места,
совсем лишенные растительности».
В. « Среди высоких трав растут пальмы, акация, тиковое дерево, кое – где встречаются
участки редкостойных лесов. В сухое время года некоторые деревья сбрасывают
листву».
IV. Контроль знаний
Выполнение контрольных заданий № 1 -7 ( см приложение)
V. Просмотр видеороликов.
Посмотрев видеоролики и прослушав информацию учащихся, скажите, о какой стране идет речь.
Покажите на карте, где она расположена, и как называется ее столица.
1) В стране есть такая поговорка «Милан работает, Рим ест, Неаполь поет, а Венеция спит».
«Все спит – дворцы, каналы, люди,
Лишь призрака скользящий шаг,
Лишь голова на черном блюде
Глядит с тоской в окрестный мрак»
Такой увидел Венецию в начале 20 века А.Блок.
2) Неплодородная, усеянная повсеместно скалами, испещренная трещинами, она кажется печальной страной развалин. В самой северной ее части скрывается не на одну ночь дневное светило, а затем долго светит, пренебрегая суточной сменой дня и ночи. « Страшная земля, такая же как наша, но не рождающая ничего» - так писал Н.Гумилев. Ее жителей называли «нордвенгерс» - «люди живущие в стране вдоль северного пути».
3) «Владычицей морей» назвали эту страну и недаром. Джеймч Кук, Френсис Дрейк, Давид Ливингстон, Генри Гудзон, Роберт Скотт и многие другие отважные мореходы и путешественники оставили свои имена на карте мира. Полмира говорит на языке этой страны, здесь родились великие сыны человечества – Ньютон, Дарвин, Конан Дойл, Дефо и другие.
4) « Страна восходящего солнца, страна десятка вулканов, тысяч землетрясений. Страна хризантемы и сакуры».
5) Цифры, которыми мы пользуемся, родились именно здесь. Коровы являются священными животными, а местные жители их называют «инспекторами тормозов». Шедевр зодчества Тадж –Махал, построенный в 18 веке, удивляет и привлекает по сей день.
Вопросы учащимся:
А) Какая страна Евразии самая большая по площади?
Б) Какая самая большая по численности населения?
В) Назовите полуостровные государства.
Г) Назовите государства – архипелаги.
Д) Назовите страны, в которых в настоящее время происходят особые природные явления или события в жизни людей.
VI. Контроль знаний
Выполнение контрольных заданий № 8,9
VII. Защита проекта « Остров Афродиты». Учащиеся защищают проект туристической поездки на Кипр. Вопрос учащимся : А какую страну Евразии хотели бы посетить вы и почему?
VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока
Контрольные задания Вариант 1. ( уровень А)
1. Назовите крайние точки материка Евразия
Северная южная
Восточная западная
2. Самый большой полуостров Евразии. Выбери ответ
А. Аравийский б) Скандинавский в) Индостан
3. Назовите крупнейшие равнины и горы Евразии
4. Заполните пропуски. Величайшая вершина Земли -гора_________________, находится в горах___________, ее высота_________м. уровень Мертвого моря, которое находится на ______________полуострове, имеет высоту ________м.
5. Дополните. Наибольшую площадь а Евразии занимает ______________ климатический пояс. Евразия расположена во ____________ климатических поясах.
6. Крупнейшие реки Евразии.
Название реки: К бассейну какого океана относится.
7.Арктические пустыни, тундры и лесотундры Евразии
А) не заходят так далеко на юг, как в Северной Америке б) располагаются южнее, чем в Северной Америке
8. Самая большая страна по численности населения
А) Россия б) Индия в) Китай
9. Определите и подчеркните правильную пару «страна- столица»
Румыния – Будапешт Япония – Пекин Ирландия – Дублин
Турция –Анкара Швеция – Берн Афганистан – Кабул
Контрольные задания Вариант 2. ( уровень В)
1. Назовите крайние точки Евразии и определите их координаты
название широта долгота
2. Какая часть береговой линии Евразии наиболее изрезана:
А) южная б) северная в) западная г) восточная
3. Установите соответствие:
Платформа Равнина
1) Сибирская а) Западно – Сибирская
2) Индийская б) Великая Китайская
3) Китайско – Корейская в) плоскогорье Декан
Г) Среднесибирское плоскогорье
4. Установите соответствие ( стрелками)
Тип климата Территория
Арктический о. Калимантан
Субарктический п-ов Аравийский
Тропический п-ов Индостан
Субэкваториальный о.Врангеля
Экваториальный о. Исландия
5. Определите тип климата по характеристике. « Зима мягкая, средняя температура января выше 0С, лето прохладное от +10 до +18С. Осадки выпадают постоянно, их много до 1000мм в год и более. Преобладает облачная, пасмурная погода, характерные летние и зимние дожди. Снег выпадает редко и быстро тает».
6. Заполните пропуски. В Евразии находится самое глубокое озеро Земли - __________, его глубина______м, котловина образована в результате ___________ земной коры. В горах Тянь –Шань находится незамерзающее озеро____________. В центральной части блуждающее озеро_________. Самая длинная река Евразии_______, ее длина________м. И самое большое по площади озеро_________.
7.В какой природной зоне располагаются
Аравийский п-ов - г.Москва- о.Врангеля-
О.Суматра - о.Великобритания- п-ов Индостан-
8.Подчеркните страны с наибольшей численностью населения ( 4 страны)
Испания, Франция, Китай, Пакистан, Индия, Россия, Непал, Польша
9.Подчеркните морские державы
На берегу Балтийского моря На берегу Средиземного моря
Швеция, Германия, Латвия Италия, Испания, Германия
Контрольные задания Вариант 3. ( уровень С)
1 Определите крайние точки Евразии, их координаты и страны, на территории которых они находятся
Крайние точки Название Координаты Страна
2 Почему моря Тихого океана, глубже, чем моря СЛО? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 Установите соответствие
Форма рельефа Тектоническая структура Полезные ископаемые
1) Западно –Сибирская равнина а) область складчатости * нефть, природный газ
2) Алтай б) плита «» различные руды
4 Напишите пропущенные названия
5. Укажите особенности климатических поясов
Арктический 1) пояс не протягивается через весь материк, а занимает только его юго – западную часть
субарктический 2) пояс имеет наибольшую протяженность с севера на юг
умеренный 3) располагается на крайнем севере материка
субтропический 4) летом господствуют умеренные ВМ, зимой арктические ВМ
тропический 5) в этом поясе располагается преимущественно южная часть Евразии
субэкваториальный 6) весь год господствует экваториальная ВМ, высокие температуры и много осадков
экваториальный 7) преобладают западные ветры
6 Дополни схему
Реки ледники
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ
Озера
7 Какая природная зона располагается на юге Европы и занимает полуострова Средиземного моря? Этот климат характеризуется относительно большим количеством осадков (600-800мм). Однако у растений выражены приспособления к недостатку влаги. Чем это объясняется? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8 Определите количество сухопутных соседей у стран ( подчеркните)
Граничит с одной страной : Граничит с тремя странами:
Исландия, Греция, Дания Австрия, Нидерланды, Бельгия
9. Подчеркните морские державы
На берегу Северного моря На берегу Японского моря
Нидерланды, Норвегия, Испания Пакистан, Китай,Россия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 7 класс по теме "ФГП Африки . История исследования материка. Практическая работа"
Урок разработан для изучения темы "ФГП Африки. История исследования материка " на основе УМКДомогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на котороймы живем. Аф...
Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...
Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».
5 класс. География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...
Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».
5 класс. География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...
Задания к обобщающему уроку географии в 5 классе по разделу "Земля во Вселенной".
Предлагаются вопросы для проверки знаний знаменитых имен, событий и дат мировой космонавтики....
Урок географии 7 класс "Материки и океаны на поверхности Земли"
конспект урока по теме "Материки и океаны на поверхности Земли". Урок изучения нового материала. На основе УМК Сферы География. Земля и люди....
Урок географии 5 класс . Раздел "Путешествие по материкам". Тема: "Путешествие по Африке".
Технологическая карта. Презентация к уроку. Задания по группам. Функциональная грамотногсть....