Методическая разработка урока географии 5 класс по теме: "Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия"
методическая разработка по географии (5 класс)

Зудина Наталья Фёдоровна

Данный материал позволяет сформировать у обучающихся представление о планете Солнечной системы – Земле, о гипотезах возникновения Земли, о форме и размерах нашей планет и их географических следствиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_._zemlya_v_solnechnoy_sisteme.zip919.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 20. Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли.

Форма, размеры Земли, их географические следствия

Цель: Сформировать представление о планете Солнечной системы – Земле, о гипотезах возникновения Земли, о форме и размерах нашей планет и их географических следствиях.

Задачи:

Образовательные: Углубить знания о Земле, как планете Солнечной системы, изучить гипотезы возникновения Земли, рассмотреть особенности формы, размеров Земли, их географических следствий;

Развивающие: развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно ставить цели, работать с учебником, заполнять таблицы, анализировать, делать выводы;

Воспитательные – продолжить формирование экологического мышления и интереса к естественным наукам, развивать умение работать в парах, в группе, давать оценку работы товарищей и самооценку.

Планируемые результаты:

Личностные

  • Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные:

регулятивные УУД

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

познавательные УУД

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов
  • определять свое отношение к природной среде;

коммуникативные УУД

  • Получат возможность формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре: играть определенную роль в совместной деятельности;
  • Получат возможность формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью
  • делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения

Предметные

  • Докажут, что планета Земля является планетой солнечной системы. Узнают о гипотезах возникновения Земли. Изучат форму и размеры Земли, и их географические следствия.
  • Научатся находить и извлекать необходимую информацию;
  • научатся использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, представлять в различных формах (таблицы, рисунки, описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, проблемного изложения.

Формы организации работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, в группе

Ведущие понятия: Планета, солнечная система, геоид, гипотеза.

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового
  • Просмотр фильма о зарождении планеты Земля. (10 мин.)
  • Беседа по просмотренному видеофрагменту

Вопрос

Ответ

Из чего сформировалась наша планета и все остальные небесные тела?

- из космической пыли

Что первоначально образовалось Земля или Солнце?

- Солнце, Земля сформировалась позднее

Как выглядела наша планета в начале своей жизни

- раскаленный огненный шар

  • Знакомство с гипотезами возникновения Земли:

Жорж-Луи

Леклерк де

Бюффон

G:\1_География\5 класс\Урок 20. Земля в Солнечной системе\1.png

G:\1_География\5 класс\Урок 20. Земля в Солнечной системе\2.png

Жорж Бюффон предположил, что планеты Солнечной системы возникли в результате столкновения кометы с Солнцем. Крупные «брызги», которые образовались в результате удара, остывая, положили начало формированию планет и Земле

Иммануил Кант

G:\1_География\5 класс\Урок 20. Земля в Солнечной системе\3.png

Иммануил Кант высказал гипотезу о происхождении планет и Солнца из гигантского холодног пылевого облака. Частицы этого облака образовали сгустки. Со временем эти сгустки становились все боьше и больше и превратилисчь в объекты Солнечной Системы

G:\1_География\5 класс\Урок 20. Земля в Солнечной системе\4.png

Пьер Лаплас

Пьер Лаплас высказал теорию о том, что все объекты Солнечной системы сформировались из раскалённого газового облака, которое постоянно вращалось. Сжатие этого облака произошло в результате постепенного остывания. Затем образовались кольца разного радиуса. Кольца уплотнялись и образовали планеты, а центральтный сгусток превратился в Солнце.

G:\1_География\5 класс\Урок 20. Земля в Солнечной системе\6.png

Джеймс Джинс

G:\1_География\5 класс\Урок 20. Земля в Солнечной системе\1.png

Джеймс Джинс выдвинул теорию, согласно которой все объекты Солнечной системы образовались из солнечного вещества, которое было вырвано из него в результате близкого прохождения рядом с ним какой-то большой звезды. Сгустки этого вещества дали начало планетам Солнечной системы

G:\1_География\5 класс\Урок 20. Земля в Солнечной системе\2.png

Отто Ю. Шмидт

G:\1_География\5 класс\Урок 20. Земля в Солнечной системе\3.png

Отто Юльевич Шмидт выдвинул идею образования планет в результате конденсации газово-пылевого облака, которое миллиарды лет назад окружало Солнце. Это облако состояло из пыли и газа. В хаотичном движении частички облака слипались и образовывали сгустки. Планеты Солнечной системы образовались из этих сгустков.

G:\1_География\5 класс\Урок 20. Земля в Солнечной системе\4.png

Обучающиеся записывают в тетрадь имена авторов гипотез происхождения Земли и кратко их суть

  • Рассматриваем строение Солнечной системы:

https://lh5.googleusercontent.com/proxy/eaL7KQ2uhgkzo07oHAJ7KdLS49HRCjgg2oHeP7Xy4d8B_WcpbDupW0NrY4toZRQ_ZYEBmZYdYX79pQ=s0-d

В Солнечной системе выделяется 8 планет:

Планеты Земной группы

Планеты-гиганты

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

        

Земля среди планет является третьей по счеты от Солнца.

Форма Земли шарообразная приплюснутая у полюсов, такая форма называется геоид

  1. Закрепление
  • Сколько существует теорий происхождения Земли? (5 теорий)
  • Назовите имя ученого чья теория наиболее близка к современным представлениям о происхождении Земли? (Отто Юльевич Шмидт)
  • Сколько планет вращается вокруг Солнца? (8 планет)
  • Назовите истинную форму нашей планеты (Земля приплюснута у полюсов, поэтому такая форма не является шарообразной и получила название геоид)

  1. Домашнее задание: § 3

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии в 5 классе "Земля - планета Солнечной системы"

В материале представлены конспект и презентация урока  "Земля - планета солнечной системы"  в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Путешествие по Солнечной системе" по теме "Умножение и деление натуральных чисел"

Урок представлен в виде путетшествия по планетам Солнечной системы. Тематика задач содержит познавательную информацию о планетах, способствует расширению кругозора. После решения задачи обучающимся не...

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Путешествие по Солнечной системе" по теме "Умножение и деление натуральных чисел"

Урок представлен в виде путетшествия по планетам Солнечной системы. Тематика задач содержит познавательную информацию о планетах, способствует расширению кругозора. После решения задачи обучающимся не...

Конспект урока географии 5 класс. Тема "Земля - планета Солнечной системы"

конспект урока географии в 5 классе. используется учебник Летягин А.А. География: начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений....

Творческое задание для 5 класса по теме "Земля - планета Солнечной системы"

Творческое задание для 5 класса по теме "Земля  - планета Солнечной системы"...

Технологическая карта урока на тему: "Земля - планета Солнечной системы. Гипотезы возникновения Земли. Формы и размеры земли. Их географические следствия"

технологическая карта урока на тему: "Земля - планета солнечной системы. Гипотезы о возникновении Земли. Формы и размеры Земли. Их географические следствия"...