Конспект урока по географии "Леса России"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Конспект урока составлен по методике критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Леса России.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Карцовская ООШ»
Методическая разработка урока по географии.
Выполнила: Голенева И.А., учитель географии, учителя МКОУ «Карцовская ООШ» Калужской области Дзержинского района д. Карцово
Тема: Леса
Цель. Познакомить учащихся с разнообразием лесных зон России, причиной различий лесов зоны тайги, смешанного и широколиственного леса. Познакомить с животными и растениями лесных природных зон. Сформировать знания о лесных природных зонах как о среде жизнедеятельности человека, о влиянии природы этих зон на образ жизни человека, показать значимость каждой из зон для каждого человека и для хозяйства страны в целом.
Оборудование: ПК, учебник
Ход урока:
II. Стадия вызова.
Просмотр видеоролика «Леса России»
- О чем мы с Вами будем сегодня говорить?
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
С. Погореловский
- Проверка домашнего задания.
Учитель: Нашему уроку предшествовала очень большая, очень серьезная и ответственная работа. На прошлом уроке мы изучали тему: «Лесостепи, степи и полупустыни». Сегодня целью нашего урока будет закрепить знания о данной природной зоне и сформировать новые о лесных зонах России.
Но сначала начнем с проверки домашнего задания. Ученики работают по карточкам.
Наименование природной зоны. | Географическое положение | Особенности климата | Животный мир | Растительный мир |
Степь | ||||
Лесостепь | ||||
Полупустыни |
Домашнее задание.
Используя учебник заполните таблицу:
Наименование природной зоны. | Географическое положение | Особенности климата | Тип почв | Деятельность человека |
Тайга | ||||
Смешанный лес | ||||
Широколиственные леса. |
Стадия осмысления
Учитель:
Лесная зона занимает свыше 60% территории России. Это одна из самых больших лесных областей в мире, которая простирается от Балтийского моря до берегов Тихого океана. Если всех жителей России равномерно по одному разместить в лесах, то мы не только не увидели бы, но и не услышали бы друг друга. Ведь на каждого пришлось бы … по 5 гектаров леса!
Работа с текстом (по зоне тайги).
Учитель предлагает следующее задание:
Сделайте инсерт текста и заполните таблицу.
Зона лесов
Эта зона протянулась широкой поло сой от западных границ стра ны до берегов Тихого океана. Это самая обширная зона; наибольшей ширины она до стигает на Дальнем Востоке. Леса занимают более 1/3 территории России. Времена года в зоне по их продолжительности значительно равномернее, чем в тундре. Лето продолжительнее и теплее, а зима короче, но все еще холодная, особенно на востоке, в Сибири. Коэф фициент увлажнения больше единицы. Осадков за год выпадает значительное количество, поэтому здесь много рек.
Таким образом, тепла и влаги в лесной зоне достаточно для роста деревьев. В северной части зоны растут хвойные леса. Это тайга. А в южной части лесной зоны смешанные и широколиственные леса. Избыток влаги приводит в некоторых местах к заболачиванию обширных площадей. Для лесной зоны характерны подзолистые почвы. К востоку от Енисея, где тайга протянулась особенно ши рокой полосой, на многолетней мерзлоте промывание почв затруднено. К тому же здесь меньше осадков, поэтому развиты слабоподзолистые мерзлоты, но таежные почвы.
В тайге преобладают не требовательные к теплу различные породы хвойных деревьев Но тайга не вся состоит из хвойных пород. По гарям и вы рубкам растут мелколиственные породы деревьев — береза, осина, а по берегам рек — ольха.
В смешанных и широколиственных лесах по сравнению с тайгой растут породы деревьев, более требовательные к почвам, теплу и влаге. В отличие от тайги эти леса многоярусны. Условия для развития таких лесов имеются на западе Восточно-Европейской равнины и на юге Дальнего Во стока. В смешанных лесах среди хвойных и мелколиствен ных пород деревьев появляются широколиственные. Почвы под ними дерново-подзолистые, а на Дальнем Востоке преобладают бурые лесные почвы.
Животный мир в лесной зоне богаче и разнообразнее, чем в тундре, так как лес круглый год обеспечивает животных кормами. Здесь обитает значительно больше крупных и мел ких млекопитающих, разнообразные виды грызунов и хищных животных. В смешанных и широколиственных лесах разно образнее видовой состав птиц. Но эти леса значительно силь нее, чем тайга, изменены хозяйственной деятельностью чело века, так как здесь важные сельскохозяйственные районы страны.
Природная зона | Знал | Узнал |
Зона тайги | ||
Зона смешанных лесов | ||
Зона широколиственных лесов |
Прослушайте, ощутите, что пишет писатель о сосновом и еловом лесах. Почувствуйте разницу, объясните её. Для какой природной зоны характерны сосновые и еловые леса о которых идет речь в работе Н.А.Бобринского:
«Ель растет во влажных местах. Корни её неглубокие,и на Крайнем Севере это помогает ей бороться с мертвящим прикосновением вечной мерзлоты. Ель теневыносливая и легко уживается под пологом более высокой, менее густой сосны. Но ветви самой ели плотно застилают солнце, и в еловом лесу всегда темно. В сумраке и сырости елового леса могут существовать лишь тенелюбивые папоротники, кислица, разнообразные лишайники и грибы... Сосна же любит сухие песчаные пригорки. Её золотисто-красноватая кора блестит на солнце. Деревья стоят редкими колоннами, и в сосновом бору всегда торжественно и светло...»
Вопрос учителя: Чем объясняется продвижение ели на Крайний Север?
Ответ учащегося: «Неглубокой корневой системой и возможным контактом с вечной мерзлотой, а также иглами-листьями». Кроме того, для ели нужна своя почва и, следовательно, они растут в соответствующих местах, причем ель может расти севернее, чес сосна. Кроме того, эти растения по-разному относятся к свету, имеют разных характер подлеска.
Учитель: Тайга занимает большую часть площади лесной зоны. В Европейской части России, на Западно-Сибирской равнине и в горах Южной Сибири преобладает темнохвойная тайга с елью и сосной, а в Восточной Сибири – светлохвойная тайга с господством лиственницы. Кроме них, в сибирской и дальневосточной тайге растут пихта и кедровая сосна.
Учителем предлагается следующее задание по зоне смешанного леса. Прослушайте, ощутите, что пишет писатель Н.Н.Михайлов с своей книге «Твоя Родина» о смешанном лесе:
«Средняя полоса России... Где-то севернее, за Волгой, простерлась глухая еловая тайга, где-то южнее, за Окой, обнажилась горячая степь, а тут, в полосе смешанных лесов, в междуречье Оки и Волги ель растет рядом с дубом; из стрельчатой чащи густозеленых колких елок вырывается и блестит на солнце светлая зелень удлиненных, волнисто-вырезанных листьев. Медностволой колонной взмыла над лесом сосна с взлохмаченной вершиной, показались остроконечных клен и округлая липа, взмахнул своими перистыми листьями ясень, встрепенулась сосна. И сквозь все проходит береза, белое дерево, так любимое русским человеком...»
Вопрос учителя: «Перечислите виды деревьев, встречающиеся в отрывке, обитающие в смешанных и широколиственных лесах.
При ответе учащиеся отмечают следующие породы деревьев: дуб, ель, сосна, береза, ясень, осина, клен.
Учитель: К югу от тайги на Русской равнине и юге Дальнего Востока располагаются смешанные леса. В смешанных лесах Русской равнины наряду с сосной и елью растут дуб, клен, липа, береза, осина. На юге Дальнего Востока в хвойно- широколиственных лесах сохранились некоторые виды доледниковых растений ( бархатное дерево, лимонник и др.).
Стадия рефлексия
- Вопрос учителя: Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги.
Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля. - Составить синквей по теме.
- Работа с интерактивной картой: обозначьте на карте природные зоны, которые Вы изучали на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ
Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....
Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".
Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...
Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"
Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...
Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").
Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
Ход и результаты народных выступлений XVII века...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко
Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах....