Мастер-класс: «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности»
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Корвяков Сергей Александрович


 

 Аннотация: 

 Педагогический опыт, накопленный мной по использованию проектно-исследователького метода обучения и развития учащихся, вызвал интерес у коллег-географов. С целью распространения опыта был дан мастер-класс  «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности»

 Аннотация: 

 Педагогический опыт, накопленный мной по использованию проектно-исследователького метода обучения и развития учащихся, вызвал интерес у коллег-географов. С целью распространения опыта был дан мастер-класс  «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности».

Цели и задачи: 

Формирование исследовательских умений и интеллектуального потенциала учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности».

  1. Повышение мотивации учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности.
  2. Развитие познавательных потребностей учащихся и создание условий для их самореализации и самосовершенствования.
  3. Выявление наиболее способных и одаренных ребят  в области естественно-географических знаний.
  4. Воспитание личности, обладающей чувством ответственности за судьбы страны, региона, малой родины, их социально-экономическое процветание.

          Оборудование:  Физическая карта России, экономическая карта Оренбургской  области, экран для презентации, таблицы «Основные направления исследовательской деятельности», «Основные проблемы современности», «Алгоритм учебного исследования».    

 Учитель, выступая в роли «главы администрации» г. Кувандыка и Кувандыкского района, напомнил присутствующим, что закончился срок, отведенный на разработку проектов, целью которых было: повышение социально-экономического развития и уровня жизни населения на территории города и района. «Глава» сообщил, что на совещание приглашены крупные «инвесторы» из соседних регионов (эксперты). Задача разработчиков – привлечь внимание гостей к своим проектам и убедить в необходимости вложения капитала.

Создание проектов проводилось в 3-х комитетах:

1.  Комитет по социальной сфере

2.  Комитет по экономике

3.  Комитет по экологии и охране окружающей среды

В основе всей деятельности был девиз: «Мысли глобально, действуй локально».

Основные направления исследовательской деятельности представлены в таблице.        

          Основные направления деятельности учащихся по созданию проекта

Проблемы  современности

Уровень решения проблем

 Первичные источники      информации

 Глобальные

Мировой

В.И. Холина. География человеческой деятельности

      Государственные

Федеральный

В.Я. Ром, В.П. Дронов. География России. Население. Хозяйство

  Региональные

 Областной

А.А.Чибилев. География Оренбургской области

  Местные

 Районный

С.А. Корвяков. География Кувандыкского района.

        МО

 г Кувандык и Кувандыкский район

Демографические проблемы

Экологические проблемы

Экономические проблемы

Социальные проблемы

                                               

             

                                 Алгоритм учебного исследования

Разработка проекта

Теоретическое описание (модель)

Наука

Затруднения

Практика

                Возникли…               обращаемся…              

                                                                                    составляем…        

«Глава администрации» напоминает разработчикам проектов о критериях оценки, обращая внимание на четкость и краткость изложения, чувство времени. Он говорит о важности результатов исследований, пусть даже промежуточных (если проект не закончен).  Начинается защита проектов.

Комитет по социальной сфере представил проекты:

  1. Демографические показатели, влияющие на динамику численности населения в      

      Кувандыкском районе.

  1. Язык связующее звено культуры Кувандыкского района.
  2. Динамика развития сферы обслуживания в Кувандыкском районе.
  3. Рынок городских земель в структуре экономике г. Кувандыка.
  4. Рекреационные ресурсы Кувандыкского района и программа их использования.
  5. Разработка путеводителя по городу Кувандыку  (на русском и французском языке).

Комитет по экономике:

  1. Программа развития базового сектора в экономической структуре города Кувандыка в 21

      веке.

  1. Повышение продуктивности сельского хозяйства в Кувандыкском районе.
  2. Использование месторождений полезных ископаемых Кувандыкского района.

Комитет по экологии и охране окружающей среды:

  1. Рекомендации по сохранению окружающей среды на территории г. Кувандыка и Кувандыкского района.

Во время  разработки проектов учащиеся изучали опыт решения проблем на всех уровнях (мировом, федеральном, региональном), используя первичные и другие источники информации, а затем делали попытку перенести и адаптировать этот опыт на решение местных проблем (на районном уровне).

Нурахметова Алина, прежде, чем сделать анализ демографических показателей в г. Кувандыке и Кувандыкском районе и прогнозирование демографической ситуации на ближайшие годы, сначала выяснила демографическую обстановку и опыт решения демографических проблем в отдельных странах мира, в России и Оренбургской области.

Завершая исследования, ребята предлагали пути решения проблем. Звучали конкретные предложения, давались рекомендации по изменению или улучшению ситуации (демографической, экономической, социальной, экологической) в своем городе и районе.

 Разработчики проектов сделали реальную попытку повлиять на социально-экономическую ситуацию в родном крае, изменить в лучшую сторону  уровень жизни и благополучие людей.

Важно и то, что ребята смогли понять и доказать, как тесно взаимосвязаны с географией и между собой все сферы человеческой деятельности. Появление одной проблемы ведет к возникновению других. Поэтому решать их надо комплексно, с учетом накопленного опыта, современных знаний и технологий.

Подводя итоги публичной защиты проектов «глава администрации» отметил наиболее интересные предложения, которые прозвучали в выступлениях разработчиков, заверил присутствующих, что они найдут практическое использование. «Инвесторы» отметили аргументированность и доказательность в изложении материала, наличие собственной позиции и умение ее отстаивать.

Презентация педагогического опыта Мастера

1.1..Краткая характеристика учащихся экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.      

       Характеристика экспериментального 11 класса, 18 учащихся.

 В коллективе, на мой взгляд, очень остро проявляются особенности старшего школьного возраста: формирование мировоззрения (далеко не научного), высокая самооценка (чаще завышенная), ощущение взрослости. Явно выражено противоречие между стремлением к самоопределению и невозможностью реализоваться. Школьная программа и развитие интеллекта для многих из них не является образцом для реализации.

Некоторые учащиеся не привыкли преодолевать трудности, у них не сформировалась устойчивая работоспособность. С повышением сложности учебного материала эти учащиеся не могут прежним путем (мало работая) получать привычные для них высокие отметки.

Уровень усвоения знаний у половины учащихся класса средний (когда опираясь только на свою память ученик рассказывает материал, который дал учитель или содержится в учебнике.

Высокий уровень усвоения знаний имеют только 3-4 учащихся, которые способны самостоятельно конструировать и преобразовывать материал, переносить полученную информацию на решение задач в новых нестандартных ситуациях.

Уровень обучаемости у большинства ребят низкий: инертность в новых учебных ситуациях, медленный темп работы, рассеянность. Инертность мышления проявляется в склонности к шаблону, к привычному ходу мысли. Отдельные учащиеся стараются избежать интеллектуального напряжения, придумывают причины позволяющие уклониться от выполнения заданий.

1.2.  Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с экспериментальным классом.

В начале учебного года, начав изучать курс «Географии человеческой деятельности», автора Холиной В.И., мы оказались в роли исследователей с анализом самых острых проблем современности: демографических, политических, экономических, экологических.

Когда выяснилось, что учащиеся данного класса параллельно изучают «Основы учебного исследования» по авторской программе Кожуховой М.Ю., появилась идея разработки проекта «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения социальной географии».

Учащимся было предложено реализовать себя в разработке учебно-исследовательских работ и проектов. Цели и задачи данной деятельности представлены  в проведенной конференции, а результат  -  защита проектов и исследовательских работ.

  1. Описание достижений в опыте работы Мастера.

Главное достижение, как считает Мастер, состоит в том, значительно повысилась мотивация учащихся к изучаемому предмету и рост числа желающих заниматься исследовательской деятельностью.

         Лучшие исследовательские работы учащихся были представлены на районную Научно-практическую конференцию старшеклассников «Науке – старт молодых»,

Одна из работ заняла - 1 место, еще одна – 3 место.  

  1. Определение проблем и перспектив в работе учителя.

         Чтобы представлять целостную систему работы по данной проблеме, надо начинать ее с 7-8 класса, чтобы учащиеся смогли усвоить основы учебного исследования и свободно владеть не только операционными умениями, но и тактическими (т.е. выполнять отдельные этапы исследования, успешно используя все средства и способы). Именно в это время у ребят будет формироваться стойкая мотивация к занятию исследовательской деятельностью, которая дала бы им возможность профессионального самоопределения и социальной адаптации в современном обществе.

2..    Представление системы уроков

2.1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии.

         А)    Мастер кратко излагает слушателям опыт проведения серии модульных уроков для 8-го класса: «Природа Урала». Ключевой элемент педагогической технологии: эвристическая ситуация.  Форма проведения: педагогическая мастерская, технология критического мышления.

         Б)  Решение проблем как ключевая компетенция. Предполагается целостный опыт решения жизненных проблем.  Мастер предлагает слушателям рассмотреть этапы решения проблем:

Осознание проблемы, формулирование ее.

Анализ существующей ситуации.

Постановка цели.

Поиск недостающих средств.

Выбор подходящих способов деятельности.

Соотнесение результата с целью.

Коррекция деятельности.

В)   Затем он предлагает: - учебные задания, в которых отрабатываются конкретные этапы решения проблем, - задания формирующие способы деятельности, - учебные ситуации, действия в которых формируют опыт решения проблем.

Примеры учебных заданий на отработку отдельных этапов решения проблем:

Задания, в которых приводится текст, описывающий определенную ситуацию. Необходимо сформулировать проблему.

Задачи с недостающими или избыточными данными.

Задания, требующие на основе формулировки проблемы определить цель предстоящей деятельности.

Оценка проделанной работы с позиции достижения поставленной цели.

Учебные ситуации, действие в которых формирует опыт решения проблем, - это обычно практические ситуации, ролевые игры в урочной и внеурочной деятельности.

  1. Имитационная игра.

Учитель-Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приемы решения проблем.  После этого он предлагает слушателям разработать собственную модель урока в режиме данной технологии, организует самостоятельную деятельность и управляет ею.

  Обсуждение авторских моделей урока.

4. Рефлексия.

  Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.

Достижение целей в работе мастер - класса определяется в соответствии с поставленной целью. Результатом совместной деятельности является модель урока, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя Мастера».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

Развитие исследовательских умений учащихся в процессе работы по созданию проектов и написании рефератов по географии.

Как сделать учебный процесс увлекательным и интересным, открыть значение получаемых в школе знаний, и их практическое применение в жизни?Одним из эффективных методов является метод создания прое...

Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения истории

Описание педагогического опыта по теме: "Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения истории".Конкурсное задание "Методический семинар" конкурса "Учитель года"....

Статья на тему "Формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения геометрии"

В рамках модернизации школьного образования становится актуальным формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения, в частности в процессе обучения геометрии.Формирование у учащихся ...

Статья на тему "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"

В данной статье расскрывается суть проектной деятельности в формировании исследовательских умений студентов в процессе обучения иностранному языку...