«Формирование исследовательских умений учащихся 8-9 кл. в курсе отечественной истории на основе проблемного обучения».
проект по истории (8, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Формирование исследовательских умений учащихся 8-9 кл.
в курсе отечественной истории на основе проблемного обучения».
Ведущей идеей в новой парадигме образовательного процесса российской школы является идея о том, что ученик должен самостоятельно учиться, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. В свете этой идеи совершенно изменяются приоритеты в профессиональной деятельности учителя. Главными функциями становятся: развивающая, ориентационная, мобилизационная, конструктивная, исследовательская, а коммуникативная и информационная функции теряют свою первоначальную значимость.
- Актуальность темы:
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. как общеобразовательный предмет объективно содержит возможности развития вариативности мышления, творческой и исследовательской самостоятельности, вносит большой вклад в развитие навыков аналитического и критического мышления. Чтобы школа могла сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо коренным образом поменять сложившуюся технологию школьного образования, строить учебный процесс так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой, мотивированной исследовательской деятельности.
Один из способов достижения указанных целей научно-исследовательская деятельность учащихся. Практика обучения показывает, что у учащихся массовой школы слабо сформированы именно исследовательские умения, навыки исследовательской деятельности, знания методологии исследования. Это в конечном счете сказывается на недостаточном осознании изучения основ исторической науки и проявляется в пассивности ученика в процессе обучения. Особенно актуальна эта проблема в основной школе, когда закладываются базовые исследователь умения и навыки, формируется элементарная исследовательская культура, направленная на обеспечение учащихся базой специальных знаний о способах и источниках получения научной информации, технологиях поисково- творческой деятельности и стремление учащихся к самостоятельной исследовательской работе.
Задачей современного урока истории является развитие творческих способностей учащихся, выработка у них исследовательских умений и навыков, формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований, выявление одаренных учащихся. Из этих обстоятельств вытекает объективное значение избранной мной темы исследования.
Новизна:
Исследовательская деятельность предусматривает использование материала выходящего за рамки базового уровня, поэтому расширяет кругозор и творчество детей в школе, а это способствует формированию у учащихся способностей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекать знания из разных областей, уметь прогнозировать результат соей деятельности, вести краеведческие исследования.
Глава I Теоретические аспекты формирования умений исследовательской деятельности учащихся.
- Общие подходы к понятию исследовательская деятельность.
Общество, находящееся в условиях формационного сдвига, предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Это определяется изменением структуры спроса на профессиональную подготовку кадров, изменением взглядов на понятие образованности человека. Помимо социокультурных факторов, образование испытывает влияние, связанное с лавинообразным нарастанием совокупных знаний человечества, что требует ограничения и селекции материала, включаемого в образовательную программу общего образования.
Именно исследовательская деятельность позволяет в полном объеме формироваться этим качеством личности. Что же такое «исследовательская деятельность» вообще.
Как же происходит развитие субъект – субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности. В типичной образовательной ситуации реализуется стандартная схема «учитель» - «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При использовании исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной работы: информация полученная из дополнительных источников (литературы, документов, печати и т.д.) не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой, конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект - субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения данной проблемы, выражением которой является схема «коллега- коллега».
Другая важнейшая схема – «наставник – младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
- Методы и этапы научного исследования в методике обучения истории.
В условиях обновления школы возрастает самостоятельность учителя в планировании учебного процесса, в выборе программ и учебников. В этих условиях учитель должен уметь вести исследовательскую работу, владеть методами педагогического исследования.
1.3. Основные положения об организации учебно- исследовательской деятельности учащихся. Исследовательские умения, их структура.
В настоящее время более эффективны занятяи со школьниками исследовательской деятельностью, так как собственные исследования – это наиболее эффективный путь познания.
Учебное исследование – одна из форм учебной деятельности школьника. Она дает ему возможность развить многие интеллектуальные умения в большей степени ,чем традиционная, в первую очередь, урочная работа.
Учебно- исследовательская деятельность учащихся – это процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний.
Под учебно- исследовательской деятельностью школа понимает такую деятельность учащегося под руководством учителя, которая связана с решением творческой, исследовательской задачи по выбранной теме с заранее неизвестным для ученика решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Деятельность учителя в качестве руководителя учебно- исследовательской работы учащихся – это особый жанр педагогической деятельности, в основе которой лежит другая педагогическая психология, другие, отличные от традиционных, формы организации педагогического процесса.
Научно- исследовательская работа ученика- это в значительной мере его самостоятельная деятельность. Она предполагает, в первую очередь, умение работать с различными источниками информации, главным образом с книгой, картами, историческими документами, материалами периодической печати и т.д.
Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.
Целью учебно- исследовательской работы учащихся является создание условий для развития их творчества, самоопределения и самореализации школьников. Воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать все новые знания.
Для реализации этих целей необходимо решить следующие задачи
- сформировать у учащегося интерес к предмету, к выявлению сущности обшественных процессов и явлений ;
- развивать у школьников умения и навыки, необходимые для проведения учебно- исследовательской деятельности, способности к самостоятельному творческому мышлению; умения использовать полученные знания на практике;
- способствовать мотивированному выбору профессии.
Основными видами учебно- исследовательской деятельности учащихся являются:
- проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- аналитико- систематизирующий: наблюдение, фиксация, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений, анализ, синтез;
- диагностико- прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;
- экспериментально- исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержения результата;
- проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
Любое исследование невозможно без исследовательских умений. Умения рассматриваются как действия, включающие знания о способе деятельности и опыт ее реализации. Прием, лежащий в основе умения, представляет собой совокупность определенных операций. Их усвоение в определенной последовательности и приводит к формированию умения.С точки зрения Леонтьева А.Н. умение – это сознательное овладение каким-либо приемом деятельности.
Каждое исследовательское умение - сложное интегративное образование, где в обязательном порядке присутствует интеллектуальная деятельность – знания. Уровень сформированности исследовательских умений в значительной степени зависит от количества и качества знаний, лежащих в основе исследовательской деятельности. Способность учащихся самостоятельно определять и корректировать цели своих исследований – важный компонент исследовательских умений.
Таким образом, исследовательские умения, состоящие их трех основных компонентов: мотивационного, который формируется под воздействием целей новой деятельности; содержательного, включающего систему знаний об исследовательской деятельности и операционного, включающего уже имеющуюся у человека систему умений и навыков. При отсутствии одного из перечисленных компонентов, развитие исследовательских умений не представляется возможным.
Результаты исследовательской деятельности в основном оформляются в виде следующих исследовательских работ: ( слайд 10)
- Реферат – творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме;
- Учебное исследование – работа, целью которой является приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация его личностной позиции. Учебное исследование не предполагает получения объективно нового результата;
- Проект- творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата.
При организации и осуществлении исследовательской деятельности возникают объективные проблемы, вот некоторые из них.
Развитие исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов в их обучении, установкой обучающих на передачу, а обучаемых на усвоение готовых знаний. Основным видам исследовательской деятельности учащихся, чаще всего, выступают рефераты, доклады, сочинения, которые не становятся по настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач.
Стремительные изменения во всем обществе требуют от человека новых качеств: способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. И развитию этих качеств способствует учебно- исследовательская деятельность.
2.1.Значение мотивации в учебной деятельности школьников.
Задача школы не столько учить фактам, теории, сколько – общим методам мышления, повышать развивающий эффект обучения, способствовать развитию познавательной деятельности школьников. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов – мотивационный. Известно, что если ученик не знает для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, не хочет учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность школьников, учитель должен позаботиться о мотивах их деятельности.
Мотивация – это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с психологической точки зрения. При этом особое внимание обращается на такие психологические факторы, как способность воспринимать учебную информацию, слушать, осмысливать, запоминать. Ученик должен осознавать, для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания. Поэтому в обучении надо идти от мотивов к целевым задачам, а от них к содержанию.
Мотивы – это внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию. В учебной деятельности – это желание стремление школьников учиться. Для того чтобы сформировать у каждого ученика личные учебно- познавательные мотивы учитель ставит перед классом учебную задачу. При этом перед школьниками ставится вопрос – не «что», а «для чего необходимо» изучать тот или иной материал. Например, систему международных отношений России надо понимать для того, чтобы изжить у школьников представление об истории как о науке только описательной и понимать те изменения и процессы в обществе, которые происходят и непосредственно влияют на жизнь людей. Личные мотивы учащихся строятся на основе положений, связанных с исследовательским фактором самой исторической науки, с потребностями практики общественной деятельности.,
Итак, в начале исследовательской деятельности необходима мотивация действий и поступков, которая направлена на обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний, умений, опыта творческой деятельности;- сознательное отношение к их усвоению;- эмоциональный подъем.
Само содержание школьного курса истории, его тесная связь с жизнью, с современными событиями уже служат мотивации учебной исследовательской деятельности школьников.
Какие же способы мотивации целесообразно применять в обучении истории при формировании умений исследовательской деятельности?
Поскольку в основе мотивационной сферы учащихся лежит смысл учения, его значимость для школьника, немаловажную роль в организации исследовательской деятельности играют целевые установки, которые даются в начале изучения разделов и тем, или отдельных уроков.Эти установки не что иное как задачи учителя, адаптированные для школьников, сформулированные в более краткой и доступной для учащихся форме.
Задачи урока - исследования могут быть представлены в форме таблицы, плана, перечня основных знаний и умений на классной доске, плакате, где цели обозначены как результат учебной исследовательской работы на уроке.
Цели урока – исследования, представленные учащимися, служат основой для поэтапного рассмотрения и осуществления исследования. Так же цели могут быть использованы для закрепления изучаемого материала, повторения в конце урока.
На определенном этапе формирования исследовательских умений, при работе с учебником, если учитель специально обучает школьников работе с ним, эти целевые установки учащиеся могут формулировать самостоятельно на основе опережающих заданий учителя. В этом случае необходимо давать специальные задания исследовательского характера, к работе с новым текстом учебника и его методическим аппаратом.
Известно, что при обучении истории применяется большое количество разнообразных средств обучения, в которых отражены свойства исторических фактов и процессов. Эта материальная база обучения истории положительно влияет на формирование мотивов исследовательской деятельности. В хорошо оборудованном кабинете истории школьники могут удовлетворить имеющиеся у них потребности в постоянной деятельности с историческими картами, дидактическими материалами, медиапроектором и т.д.
Новые учебники истории также рассчитаны на формирование умений исследовательской деятельности. В них усилено внимание к мотивам исследования в построении текста и методического аппарата, которые направлены на развитие познавательного интереса, на положительное отношение к изучению истории.
Во многих учебниках истории мотивация достигается обращением к личности школьников: «Это вы уже знаете, а это вам предстоит узнать…», «Докажите…», «Дайте обоснование…», «Защитите свою точку зрения», «Как вы думаете, что произойдет, если…» и т.д.
Взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, также влияют на мотивы исследовательской деятельности. Применение активных методов, рассчитанных на организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников (частично-поисковый, поисковый, исследовательский), побуждают школьников к активной учебной исследовательской деятельности.
Важное средство мотивации учебной исследовательской деятельности – личность учителя, его методическое мастерство, человеческие качества, увлеченность своим предметом, доброе отношение и понимание интересов своих учеников.
В процессе обучения исследовательской деятельности мотивацией могут быть и формы организации: необычные уроки, применение групповой работы, экскурсии в музеи,. Необычные уроки: уроки – игры, уроки – конференции, диспуты, путешествия и т.д. построенные полностью или содержащие элементы исследования вызывают большой интерес у школьников, активизируют их деятельность.
Особое влияние на развитие исследовательских умений оказывают коллективные формы работы учащихся на уроке. Работа в группе помогает втянуть в активную исследовательскую деятельность весь состав группы, между членами которой возникает соревнование, возрастает эмоциональная привлекательность учебной работы. При такой организации в работу включается даже самые слабые ученики. Многие черты групповой работы способствует мотивации: деятельность всех членов группы должна быть согласована, при этом учитывается особенности совместной мыслительной деятельности, обучение в группе развивает критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, изучать свои позиции, защищать их. Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных групп, бригад, звеньев, с учетом уровня знаний школьников в пределах изучаемого материала, их индивидуально-психологических особенностей, интересов и характера взаимоотношений в классе. Групповыми формами учебной работы могут быть оформление альбомов, рукописных журналов, социально-педагогических проектов, рефератов и реферативных сборников и другие. В коллективной работе происходит распределение ролей: одни учащиеся выдвигают идеи, т.е. предлагают варианты решения учебной задачи, другие конкретизируют решение, подбирают примеры, передают всем членам группы смысл предлагаемых решений, третьи выступают в роли критиков. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильные задания, что способствует мотивации учения.
Еще одним средством формирования исследовательских умений служит проблемное обучение, которое в изучении истории рассматривают как принцип, подход к обучению. Содержание школьного курса истории таково, что его невозможно усвоить только с помощью простого запоминания, репродуктивного мышления. Стоит задача, чтобы учащиеся получали знания не в готовом виде, а добывали их самостоятельно, находя сначала способы их получения. В большинстве случаев правильно поставленная перед учащимися проблема вызывает практически у каждого из них желание найти решение.
Проблемное обучение – обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся. По утверждению психологов интеллектуальное развитие осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей.
Эти затруднения заключаются в том, что ученик не может выполнить задание известными ему способами и должен отыскать новый способ решения учебной задачи. Проблемные задания, предъявляемые учителем, проблемные ситуации на уроке вызывают, как правило большой интерес и способствуют мотивации исследовательской деятельности школьников.
Таким образом, мотивация учебной исследовательской деятельности обеспечивает понимание ценности исторических знаний, ведет к сознательному отношению к их усвоению вызывает эмоциональный подъем, облегчает формирование умений исследовательской деятельности и в целом всей учебной деятельности школьников.
2.2. Актуальные вопросы формирования умений исследовательской деятельности школьников в курсе отечественной истории.
Наше развивающееся общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих элементами научной исследовательской деятельности и творческого поиска. Учебная деятельность, согласно концепции Б.Д. Эльконина и В.В. Давыдова, направлена на развитие предметного исследовательского мышления, базирующегося на деятельностной парадигме образования.
Занятия исследовательской деятельностью требует определенной культуры научного мышления, фундамент которого – система научных знаний, представленных наиболее общими понятиями, законами, концепциями, теориями. Однако овладение системой знаний – необходимое, но недостаточное условие для эффективной исследовательской деятельности. Именно сформированные умения исследовательской деятельности позволяют ученику стать участником научного поиска.
Мною будет рассмотрено формирование умений исследовательской деятельности в курсе отечественной истории, так как именно этот курс на наш взгляд имеет все возможности для осуществления этой работы.
Для формирования исследовательских умений необходима такая организация обучения, которая стимулирует учащихся к самостоятельному поиску решений, формированию собственной позиции и стремлению ее высказывать и защищать, открывать новую для себя зависимость и закономерность.
В достижении этих задач могут быть использованы следующие методы, основная роль в которых отводится особенностям взаимодействия учителя и учащихся.
Репродуктивный метод направлен на формирование специфических исторических умений. Роль учителя заключается в том, что он системой заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им или текстом учебника знаний и способов деятельности. Учитель организует и побуждает школьников к деятельности. Репродуктивный метод учит школьников применять знания в знакомой учебной ситуации.
Метод проблемного изложения. Назначение этого метода – показать учащимся сложный путь познаний, движения к истине, продемонстрировать образец доказательного решения какого-либо сложного вопроса. Учитель сам ставит проблему, четко ее формулирует перед учащимися и решает ее сам, раскрывая ход рассуждения ученого. Школьники следят за ходом рассуждений, учатся сами логическим операциям, с помощью которых решаются проблемы.
Частично – поисковый метод. Задача этого метода – постепенно приобщить школьников к творческой деятельности. Применение этого метода учит школьников самостоятельно выполнить отдельные шаги в целостном процессе учебного познания. Учитель предлагает научиться часть учебного материала освоить самостоятельно.
Например, поставить вопрос к материалу, изложенному учителем, провести сопоставление карт и сделать вывод, сравнить факты, события и т.д. Предлагается высказать предположение на основе изученных фактов. Например, предлагается сформулировать определение понятия «революционная ситуация » на основе изучения социально-экономического развития России в начале XX в. Задача учителя при применении частично-поискового метода – научить школьников самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся у школьников знания и умения. Чаще всего метод реализуется с помощью проблемных, творческих заданий последовательного характера, способ выполнения которых учащимся заранее не известен. В реализации этого метода может применяется творческая беседа, которая состоит из серии взаимосвязанных вопросов. Ее содержание и последовательность вопросов должны быть хорошо продуманы учителем, чтобы школьники могли самостоятельно решать часть предлагаемых им исследовательских задач. Эвристическую беседу можно строить по результатам выполнения практических работ по картам, таблицам, на основе предварительного знакомства с текстом учебника.
Но наиболее эффективным методом в формировании исследовательских умений будет исследовательский метод. Суть этого метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно изучают новый для них материал. Задание учителя ставит их перед необходимостью «пройти путь ученого», последовательно и сознательно применять общеучебные и специфические для истории способы деятельности.
Главное назначение этого метода – приобщение школьников к творческой деятельности посредством решения учебных задач исследовательского характера, самостоятельного изучения нового учебного материала, которое складывается из изучения фактов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обосновании их правильности. Условием успешности применения этого метода является то, что учащиеся должны быть подготовлены к исследовательской работе посредством выполнения все усложняющихся заданий. Для применения исследовательского метода необходимо специальное учебное оборудование – сборники документов, серии карт, историческая литература и т.д. Наиболее благоприятные возможности для «исследования» учащимися исторических фактов, событий, процессов, имеются при завершении изучения разделов курса, в конце общих обзоров на уроках обобщения знаний и умений.Например, в курсе отечественной истории в 9 кл. после изучения темы «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» можно предложить учащимися самостоятельно изучить духовную жизнь советского общества этого периода, назвать основные направления, перечислить фамилии авторов, произведения выявить закономерность в их создания. Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения истории . Он предполагает сбор и обработку фактов, собранных непосредственно в данной местности, их последующий анализ на уроках.
При этом учитель заранее дает школьникам исследовательские задания, консультирует, планирует их выполнение к определенному сроку. По итогам исследовательских заданий школьники докладывают о результатах, аргументируют их, учитель руководит обсуждением и подводит итоги выполненной работы.
Нельзя сказать абсолютно точно, какой из вышеуказанных методов, будет наиболее эффективным. Но каждый из них должен занять свое определенное место в формировании исследовательских умений.
Конечно, кроме методов могут быть использованы элементы педагогических технологий в исследовательской деятельности. И одной из таких технологий на мой взгляд является технология проблемного обучения Основоположником проблемного обучения считается Джон Дьюи (1859-1952) – американский философ, предлагавший все обучение построить как самостоятельное решение проблем
Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками в том, числе и исследовательского характера. Также происходит развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. По И.Я. Лернеру, «проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действия».( слайд ) Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности.
По содержанию решаемых проблем различают два вида проблемного обучения:
1.Решение научных проблем (научное творчество) - теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемыми нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем.
2.Решение практических проблем (практическое творчество) – поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем.
В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. Формирование умений, исследовательской деятельности происходит в процессе выполнения учащимися проблемных заданий исследовательского характера, построенных на содержании программного материала. При обобщении знаний, на мой взгляд, постепенно необходимо приучать учащихся к продуктивно-познавательным, а затем и к проблемным вопросам. Если репродуктивные вопросы начинаются на слово как, когда, кто, что и т.д., то продуктивно-познавательные вопросы отвечают на вопросы почему, докажите, в чем, обобщите, сформулируйте и т.д. Проблемный вопрос не требует вспоминания готовых знаний, а требует рассуждения, размышления и чаще всего краток по содержанию. В связи с этим в дискуссию не боятся вступать и учащиеся с плохой памятью, не подготовившиеся к уроку, а это держит их в постоянном внимании к учебному процессу, что срабатывает в дальнейшем как знаменитый эффект «соленого огурца». Проблемные вопросы требуют большего творческого вклада, как в формулировке, так и в выработке ответов. Например, ребят можно спросить и о дате изгнания Александра Невского из Новгорода его жителями (репродуктивный вопрос), и о причинах изгнания (репродуктивно-познавательный), а можно спросить и по другому: «Почему Александр Невский, дважды спасший независимость Новгорода, был изгнан из родного города спасенным им же народом?»
Но, работая с подобными вопросами нельзя забывать заключительный этап - аргументы и выводы по вопросу. Нельзя допускать голословных суждений, необоснованных фактов.
Проблемное обучение может проводиться посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов: 1) задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на Советский Союз, другие же заявляют, что И.В. Сталин знал о готовящейся войне, третьи – о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся – доказать одну из точек зрения, причем можно по группам работать одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок.2) Задачи на противоположные высказывания одного человека. Так, В.И. Ленин в 1919 г. резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 г. был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля. 3) Задачи на анализ факта, события.4) Задачи на оценку деятельности конкретной личности. Изучение личности на уроках истории является приоритетным направлением, поэтому следует разработать алгоритм изучения, который позволил бы изучить самые сущностные качества исторической личности. Например: Запоминание фамилии, имени и отчества – ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности – усвоение политических, религиозных платформ личности – уяснение, чьи интересы она выражала - изучение оценок личности её современниками и современными историками, политологами и т.д. Также интерес учащихся вызывает обычно ряд ярких оценок исторической личности современниками, а проблемной эту работу может сделать тот факт, что, давая оценку, учитель не называет имени личности. Полезным является материал о поведении личности в экстремальных ситуациях, в быту. 5) Задачи на выработку методологических положений. 6) Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных аналогов.
Систематическое использование проблемного метода обучения позволяет выработать у учащихся привычку дискутировать, рассуждать, они втягиваются в процесс общения, анализировать, спорить, доказывать. Вершиной этого метода является самостоятельная разработка сильными учащимися проблемных вопросов и стопроцентное участие учеников в учебном процессе.
ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ.
«Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован».
«Николай Второй часто повторял, что в связи с тем, что день его рождения приходится на день святого мученика Иовы, ему в жизни придется пройти через большое количество страданий. И на самом деле, его постоянно преследовали несчастья: Ходынской поле, революции, мировая война и т.д. Современники прозвали его Кровавым, а современное общество и церковь возвели его и его семью в ранг святых мучеников».
«В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечество». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку», «Хрущев Н.С.: черное и белое», «Маленков Г.А.: несостоявшийся наследник Сталина»,. «Судьбы реформаторов в России».
- Одним из способов решения проблемы может быть дискуссия. Например, при изучении темы: «Белые и красные в годы Гражданской войны» в 9 кл.Белые и красные ... Кто они? Учитель предлагает ответить на поставленный вопрос Найти свой ответ - или ответы .
Далее учитель ставит перед уч-ся ряд проблем. Школьники, используя полученные ранее знания, а также домашние заготовки (выписки из документов), высказывают свои суждения. Учитель сообщает, что в советское время энциклопедии определяли гражданскую войну как «организованную вооруженную борьбу за государственную власть между классами, социальными группами, как наиболее острую форму классовой борьбы». Сегодня вполне очевидно, однако, что гражданская война - самая бессмысленная изо всех войн.Учитель предлагает школьникам высказать свои суждения о том, кто виноват в развязывании гражданской войны в России. Начинается дискуссия, выслушиваются аргументы сторонников различных точек зрения.Некоторые учащиеся полагают, что часть вины история должна возложить на кадетов, которые возглавили антисоветскую борьбу. Уже весной 1918г. они создали в Москве подпольный национальный центр, руководил им видный кадет Николай Николаевич Шепкин. Тесно связанная с Добровольческой армией, эта организация готовила восстание в Москве. Национальный центр разработал подробный план восстания, были закуплены партии оружия. Осенью 1919 г. заговор был раскрыт, основные руководители национального центра расстреляны.
Другие школьники отмечают, что после октябрьской революции меньшевики продолжали политическую борьбу с большевиками, а правые эсеры перешли к борьбе вооружённой. После создания однопартийного правительства большевики обострили положение тем, что распустили Учредительное собрание и заключили Брестский мир с Германией. Все эти события происходили на фоне роста антибольшевистских настроений.
Целью дискуссии не является поиск однозначных и окончательных истин. Каждый участник разговора может остаться при своем мнении. Главное - вести аргументированный спор, отстаивать свою точку зрения.
Когда основные доводы уже приведены, учитель предлагает поразмышлять о том, каковы были цели борьбы. За какие идеалы белые и красные подняли оружие? Может быть, говорит учитель, ответив на эти вопросы /или приблизившись к ответам/, мы сумеем понять, почему по разные стороны баррикад оказались бывшие друзья, сослуживцы, близкие родственники. Так, штаб Фрунзе возглавлял Николай Семенович Махров, а начальником штаба у Врангеля был его брат - Петр Семенович Махров, в штабе у Тухачевского работал генерал Николай Владимирович Соллогуб, а в штабе у Пилсудского - его двоюродный брат, Владимир Александрович Соллогуб.
В поисках ответов уч-ся обращаются к источникам.Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно- следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познавательного объекта или явления.
Очень интересными и содержательными в курсе истории являются нетрадиционные формы уроков – урок -путешествие, урок- КВН, урок –экспедиция, урок-практикум, урок-диспут и т.д. Как правило, эти уроки проходят очень интересно, они могут содержать множество заданий исследовательского характера. Например, можно организовать класс – экспедицию, сформировать экипажи для плавания и пройти на паруснике по следам кругосветного путешествия Ф. Магеллана и т.д. Никто не боится получить «2», ученики знают, что их выручат товарищи.
При организации такого вида работ необходимо помнить, что главное не в результатах, а в процессе получения этих результатов, а сам процесс должен как можно более приблизиться к историческому исследованию.
Работу учеников можно осуществлять в разных формах. Каждый ученик, работая индивидуально, что-то обдумывает, предполагает, выдвигает доводы; использует книги, схемы, пособия; выполняет задания в процессе проведения исследования, излагает полученные результаты, систематизирует и обобщает их.
В коллективной форме ученики обмениваются информацией, делятся своими мыслями, идеями, участвуют в обсуждении полученных результатов Думаю каждая из этих форм должна иметь место в ходе исследовательской деятельности.
- Заключение.
- В настоящей работе рассматривались вопросы, связанные с формированием умений исследовательской деятельности школьников в курсе отечественной истории.
- Эффективность формирования умений также обусловлено особенностями психофизиологического развития школьников, поэтому в процессе обучения истории необходимо отрабатывать компоненты исследовательской культуры, такие как умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, делать выводы, анализировать, выделять главное и второстепенное, умение работать с книгой и другими источниками информации, конспектировать, умение дискутировать, анализировать, умение оформить, защитить исследовательскую работу.
- Также в работе было обращено внимание на ведущую роль учителя в формировании исследовательских умений, направленности всего педагогического сообщества школы на комплексное решение задач, способствующих повышению самостоятельности и исследовательской активности учащихся.
- Было предложено на начальном этапе исследовательского обучения применять индивидуальную форму обучения, педагогическая ценность которой заключается в том, что она обеспечивает активную учебную деятельность каждого ученика и позволяет каждому ребёнку работать в посильном темпе. Учитель получает возможность дифференцировать задания, учитывая индивидуальные особенности школьников и помогая тем самым отстающим восполнить имеющиеся пробелы в знаниях умениях, а сильным – расширять и углублять свои познания и умения. По мере овладения учебными исследовательскими умениями степень самостоятельности возрастает.В дальнейшем помимо индивидуальной формы обучения,необходимо включение групповых форм.
Сочетание вышеперечисленных направлений в процессе обучения истории на мой взгляд будет способствовать полноценному формированию умений исследовательской работы и одновременно твёрдого усвоения знаний и умений по предмету. Подчёркивая достоинства предлагаемых мной педагогических условий формирования исследовательских умений учащихся, следует обратить внимание на то, что подобное обучение не может полностью вытеснить традиционное информационно- сообщающее. Значительная часть знаний ,особенно когда учебный материал является слишком сложным, может и должна быть получена учащимися с помощью традиционных методов.
Также следует отметить, что наряду с большими достоинствами использование
исследовательской деятельности связано с определёнными трудностями: дефицит учебного времени, неоднородность учащихся в классе, малочисленность сельскихшкол. Сельская школа в настоящее время проходит этап сопряжённый с опреде-ленными трудностями. Однако, в сельских школах используется много новых техно
логий и я надеюсь, что исследовательская деятельность непременно займёт своё
достойное место.
- Литература:
1.Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятелности учащихся. Народное образование. 2000 №3.
2.Андреев В.И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников. Автореферат. Москва.1992., стр. 22.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань. 1998., стр.31.
4. Диагностические контрольные работы.Н-М Центр. С-Петербург., 2000 г.
5. Иванова А.Ф. Нетрадиционные формы работы на уроках истории. Г.Ш.8/1994 г.
6. Кузнецов В.С. Исследовательско - проектная деятельность как форма учебного сотрудничества. – М.2006., стр.81.
7. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.- М.- Владос.- 2003
8. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении – Москва, 2006., стр .71.
9. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента. Москва, 2001., стр.12.
10. Газета «Первое сентября» - приложение «История»,№ 5 за 2005 год – стр.20; №5 за 2007 год – стр.37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности»
Аннотация: Педагогический опыт, накопленный мной по использованию проектно-исследователького метода обучения и развития учащихся, вызвал интерес у коллег-географов. С целью р...
Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.
Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества обучения, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются гос...
Развитие познавательного интереса учащихся на основе проблемного обучения с использованием ИКТ.
Обобщение опытом работы по теме самообразования "Развитие познавательного интереса учащихся на основе проблемного обучения с использованием ИКТ"...
МБОУ Волченковская СОШ Доклад «Теоретические основы проблемного обучения» Учитель математики: Устинова А.И.
Психологическая проблемная ситуацияИсходя из задачи общеобразовательной школы и на основе выводов из сравнения традиционного типа обучения с проблемным можно сформулировать основные функции проблемног...
Педагогическая концепция "Формирование положительной мотивации обучающихся на основе проблемного обучения"
В данной статье представлены принципы проблемного обучения на уроках биологии, а так же, приемы создания проблемной ситуации на уроках биологии....
Практико-значимая работа по теме "«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО. Технология проблемного обучения»
Обзор современных образовательных технологий и их применение на уроках физики...