Развитие исследовательских умений учащихся в процессе работы по созданию проектов и написании рефератов по географии.
методическая разработка (география) на тему

Чуракова Ирина Васильевна

 

Как сделать учебный процесс увлекательным и интересным, открыть значение получаемых в школе знаний, и их практическое применение в жизни?

Одним из эффективных методов является метод создания проектов и написание рефератов. Этот метод позволяет решать нестандартные задачи, обеспечивая творческий подход к любому делу. При таком подходе к обучению в центре внимания оказывается каждый ученик – как личность, формируется механизм самоорганизации и самореализации, способность к непрерывному самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_issledovatelskih_umeniy.pptx115.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : “Развитие исследовательских умений учащихся в процессе работы по созданию проектов и написании рефератов по географии” Методическая работа Учитель: Чуракова Ирина Васильевна

Слайд 2

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров Как сделать учебный процесс увлекательным и интересным, открыть значение получаемых в школе знаний, и их практическое применение в жизни? Одним из эффективных методов является метод создания проектов и написание рефератов. Этот метод позволяет решать нестандартные задачи, обеспечивая творческий подход к любому делу. При таком подходе к обучению в центре внимания оказывается каждый ученик – как личность, формируется механизм самоорганизации и самореализации, способность к непрерывному самообразованию. Цель метода: повысить мотивацию учащихся; развить творческие способности каждого ученика; развить исследовательские навыки и умения; формировать ответственность; формировать у учащихся ЗУН по предмету; расширить кругозор учащихся. Методическая основа: исследовательский, деятельный подход. Формирует такие умения и навыки: самодисциплину и самоорганизацию; умение работать с текстом, планировать, анализировать; коммуникативные навыки; умение отбирать информацию из разных источников; представить результат своей работы; уметь анализировать работу. Типология проектов и рефератов, используемых в работе: индивидуальные и коллективные; длительные и краткосрочные; классные и внеурочные. На уроках географии и во внеурочное время учащиеся учатся создавать свои творческие работы с шестого класса. В 6 классе составляют план “экологической тропы” в Битцевском лесопарке, по теме “Атмосфера” ведут дневник наблюдения за погодой и составляют отчет в виде таблиц, графиков температуры, диаграмм типов погод, розы ветров.

Слайд 3

В 7 классе ученики работают над комплексным описанием любой страны мира (по желанию учеников). В 8 классе проходит отчет творческих групп по природным зонам России. В 9 классе учащиеся пишут рефераты либо проекты (по желанию) на тему: “Московский столичный регион”. Десятиклассники работают над проектами, а так же выбирают в качестве экзамена по выбору написание реферата, причем некоторые ученики великолепно представляют и презентацию своей работы, выполненной на компьютере. Таким образом, исследовательская работа над поставленной проблемой становится абсолютно привычным видом деятельности Хотелось бы более подробно остановиться на развитии исследовательских умений учащихся по написанию рефератов. Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Специфика рефератов : в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок; дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте. Ребята представляют различные виды рефератов. По полноте изложения – информативные (конспекты) и индикативные (реферат-резюме), по количеству источников – монографические и обзорные; по читательскому назначению – общие (характеристика содержания в целом, ориентация на широкую аудиторию) и специализированные (ориентация на специалистов). Основное правило реферата – он не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а так же давать оценку тексту. Структура реферата: определение темы, проблемы, цели и содержания; выявление литературных источников, способов отбора, анализа информации; выбор методов исследования; получение конкретных результатов; выводы автора; область применения результатов работы. Реферат акцентирует внимание на новых сведениях и определяет целесообразность обращения к изначальному тексту. Основные требования к реферату: точное изложение взглядов автора; изложение всего существенного; соблюдение единого стиля; использование точного, краткого, литературного языка; изложение в логической последовательности; не превышение объема (1000 печатных знаков).

Слайд 4

Основные части реферата: Вступление отражает краткие сведения об авторе и характеристику источника: кратко изложение темы, обоснование ее выбора, указание основного материала, методы разработки темы, цель работы, практическое использование. Основная часть (все существенные положения конспективно, фрагментарно, аналитически – на выбор) несет главную смысловую нагрузку. Она включает в себя несколько разделов (как правило, 3-4), логически связанных между собой. Каждый из разделов завершается краткими выводами, которые, с одной стороны, покажут связь данного раздела с предыдущим и последующим, а – с другой стороны, будут вкладом в решении основных задач работы, выделенных во введении. Заключение: выводы, сделанные автором; обобщения; резюме референта. Указатели: карты, схемы, графики, таблицы, статистические материалы, реферат может быть снабжен иллюстрациями Ученики должны уметь правильно оформить и представить реферат. Правила оформления реферата: объем реферата не более 25 страниц машинописного текста, напечатанного нормальным шрифтом через два интервала. Работа должна иметь поля, каждый раздел оформляется с новой страницы. Титульный лист оформляется следующим образом: Реферат по географииТема :_______________ (название темы) исполнитель:Ф.И.О . …………..Город, год

Слайд 5

на первой странице печатается план, включая в себя введение, параграфы, раскрывающие суть работы, заключение. в конце реферата представляется список использованной литературы с точным указанием авторов, названия, места и года ее издания. подготовленный реферат представляется не позже чем за месяц до сдачи экзамена. Работа рецензируется, оценка производится по трех -бальной системе (“удовлетворительно”, “хорошо”, “отлично”). Мы проводим предварительную защиту подготовленных рефератов в классе, обсуждаем возникающие вопросы и дискуссируем по поводу изложенных точек зрения. Очень важным является написание по результатам своей работы аннотации – краткой информации о реферате. Текст аннотации не стандартизирован, но существуют основные требования: содержание должно быть логично и может отличаться от содержания исходного текста; отбор сведений, формулирование и их расположение зависят от характера аннотации; язык отличается лаконичностью, простотой, ясностью. В ходе работы над рефератами роль учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь ученику выбрать тему, необходимую литературу, проконтролировать этапы и возможные формы выполнения работы, предложить исправить или дополнить недостающие звенья, участвовать в коллективном обсуждении работы, оценить творческий потенциал, при этом, не навязывая своего мнения. Работа над рефератом создает качественно новое пространство для педагогической деятельности, т.к. ученик максимально проявляет себя в выборе темы проекта или реферата, постановке целей, подборе средств. Все это позволяет учителю строить свою педагогическую деятельность на новых основаниях, максимально использовать свой творческий потенциал и профессионально развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности»

  Аннотация:   Педагогический опыт, накопленный мной по использованию проектно-исследователького метода обучения и развития учащихся, вызвал интерес у коллег-географов. С целью р...

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...

Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения истории

Описание педагогического опыта по теме: "Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения истории".Конкурсное задание "Методический семинар" конкурса "Учитель года"....

Реферат Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе проектной деятельности на уроках биологии

Информация об опытеУсловия возникновения опыта.     Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразова...

Статья на тему "Формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения геометрии"

В рамках модернизации школьного образования становится актуальным формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения, в частности в процессе обучения геометрии.Формирование у учащихся ...