Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения истории
материал на тему
Описание педагогического опыта по теме: "Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения истории".
Конкурсное задание "Методический семинар" конкурса "Учитель года".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения истории | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсное задание «Методический семинар»
Учитель: Закшаускас Д.В.
Пояснительная записка
Формирование проектно-исследовательских умений учащихся
в процессе обучения истории
Важнейшая цель исторического образования — обеспечить средствами предмета “история” воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
В данный период достаточно сложно организовать качественное обучение истории. Одной из причин этого является увеличение объема изучаемого материала, который на сегодняшний день превосходит временные ресурсы, имеющиеся в распоряжении ученика и учителя.
Однако, стратегия модернизации образования ставит перед нами следующие задачи: «Основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах».
Исходя из практики личностно-ориентированного обучения ключевыми компетенциями современного школьника должны стать умения:
- Использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях;
- Грамотно работать с информацией;
- Самостоятельно добывать необходимые знания;
- Критически анализировать и осмысливать конкретную информацию,
ситуацию, социальные и политические процессы; - Вести дискуссию по обозначенному кругу проблем.
И помочь овладеть этими компетенциями может проектная и исследовательская деятельность ученика, активно направляемая учителем.
Организация исследовательской работы с учащимися в изучении истории позволяет решить ряд педагогических задач:
- осуществить более глубокое и прочное освоение учебного материала, значительно расширить кругозор учащихся;
- познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;
- показать алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов;
- включить ребенка в контекст научного исследования;
- научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;
- приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценки ее результатов.
Проектные и исследовательские технологии, которые я применяю в процессе обучения, имеют элементы т. к. чаще всего учебный проект – это исследовательская работа, а исследовательская работа может быть оформлена в качестве проекта.
Практика работы показывает, что наиболее подготовлены к научно-исследовательской деятельности учащиеся 10-11 классов, которые в ходе изучения школьного курса обществознания овладели знаниями и практическими навыками применения научных методов работы. Но, конечно, это не означает, что учащиеся основной школы не могут заниматься этим видом деятельности. Просто уроки с элементами исследования в основной школе предполагают, прежде всего, учет индивидуальных особенностей развития учащихся: внимания, памяти, мышления.
В процессе планирования и организации урока истории я уделяю особое внимание следующим методическим и дидактическим приемам и методам:
- создание на уроке проблемно-поисковой, эвристической, исследовательской ситуации;
- использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ, для привлечения внимания учащихся, повышения мотивации обучения;
- организация разнообразных видов учебной деятельности, смену видов деятельности в процессе обучения;
- учтет возрастных особенностей развития личности школьников;
- планирование деятельности учащихся имеющих высокую мотивацию и уровень обученности.
В конце урока или изучения темы обязательно провожу рефлексию по таким вопросам:
- реализовалась ли ваша цель в изучении данной темы?
- совпал ли конечный результат с планируемым?
- насколько− продуктивна и интересна была ваша работа?
- насколько материал был для вас новым?
- что было наиболее трудным?
- что вам захотелось узнать дополнительно?
Большое внимание на уроках истории и обществознания уделяю работе с историческими документами и мемуарами.
Специфика работы в старших классах диктует необходимость создания системы контроля знаний учащихся, степени их обученности. По различным темам созданы контрольные и срезовые материалы. Тесты содержат вопросы и задания разной степени сложности и модификации. Также созданы контрольные работы в форме ОГЭ/ЕГЭ по отдельным темам.
Проектная деятельность интегрирует исследовательскую, коммуникативную, игровую, рефлексивную технологии и основана на познавательной активности учащихся. Знания, полученные в процессе личностно-значимой и эмоционально окрашенной деятельности, будут более прочными и глубокими, а умение рефлексировать помогает учащимся анализировать свою и чужую деятельность, вносить в нее коррективы, выбирать наиболее оптимальные пути решения проблемы.
Также эта деятельность способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, которая в большей степени будет востребована в ВУЗах.
Основной целью процесса обучения, как на уроках, так и на индивидуальных занятиях является осознание учениками объективности, общезначимости, целесообразности, необходимости и эффективности метода научного познания. Среди методов научного познания наиболее продуктивными являются методы получения новых знаний и методы организации получения новых знаний. Деятельность педагога в данном случае будет направлена на обучение учащихся способам и методам получения нового знания.
Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет мне не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
На уроках истории применяю различные виды проектов:
- Мини-проекты в формате «мозгового штурма», анализа документальных, фактологических, статистических источников. Работу организую по группам, итогом является представление своих проектов учащимися и их обсуждение.
- Проекты средней продолжительности по темам о культуре, эпохе, либо о цивилизациях целесообразнее использовать во внеурочное время, а на уроках представлять только их защиту (презентацию), так как подробное изучение этих тем ограничено учебным временем. Ребятам предлагается образовать группы по интересу к какой-либо проблеме, погрузиться в эпоху, а на защите раскрыть этот вопрос более полно и углубленно, нежели он предложен в учебнике. Каждая группа готовит свой вопрос, в итоге учащиеся получают целостное и образное представление об эпохе, цивилизации или культуре определенного народа в конкретный период.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории
Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования критического мышления.Приемы, используемые на стадии вызова.Приемы, используемые при работе с текстом на с...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».
Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...
Презентация "Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения математике"
Обобщение опыта работы...
Статья "Формирование и оценка личностных, метапредметных и предметных результатов учащихсяв процессе обучения географии"
Статья может быть использована учителями географии на педагогических советах и методических обхединениях....
Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории
Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории ...
Исследовательский урок как основа формирования исследовательских умений в процессе обучения биологии.
Исследовательский урок...
Формирование и развитие метапредметных умений в процессе обучения химии
Главной задачей новых образовательных стандартов является обеспечение общекультурного, личностного и познавательного развития школьника, формирование умения учиться. Поэтому сегодня важно не столько д...