Презентация "Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения математике"
статья по теме

Пруцкова Ирина Александровна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_k_ped._chteniyam.ppt1.83 МБ
Microsoft Office document icon k_ped._cht._pruckova_i.a.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Формирование проектно-исследовательских умений учащихся

в процессе обучения математике

И.А. Пруцкова

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Перевозская основная общеобразовательная школа»

     Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообразно. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, ее динамичное изменение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов, в том числе и математики, в полном объеме.

    Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Обучение в сотрудничестве является как бы частью метода  проектов [2].

    Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Поиск средств и методов обучения для развития познавательных и творческих способностей школьников является важнейшей тенденцией современного образования. На наш взгляд, для учителя математики важно усвоение учащимися глубоких математических знаний, выходящих за пределы школьной программы. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умение работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы.

    Придерживаемся традиционной классификации умений: организационные умения; информационные умения; коммуникативные умения; интеллектуальные умения. Последние включают проектно-исследовательские умения: постановка задачи, выдвижение гипотезы, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ  результатов деятельности [2].

    В практике нашей работы постоянно используем технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения и информационно-коммуникационные технологии, уделяем внимание рефлексивной деятельности, что помогло органично включить метод проектно-исследовательской деятельности в общую систему работы. Данные технологии связывают общие идеи, они дополняют друг друга и не противоречат друг другу. Именно сочетание и использование вышеназванных технологий позволяет на уроке подготовить учащихся к проектной деятельности.

    Структура формирования общих и специальных умений и навыков, приобщение школьников к началам проектно-исследовательской деятельности включает в себя урок, внеклассную работу и дополнительное образование. Формирование проектно-исследовательских умений строится на базе общеучебных умений, начинается с развития специальных навыков по предмету и надпредметных способов деятельности [8].  Поэтому важно определить, на каком уровне первоначально находятся учащиеся.  Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

    В практике работы сложилось свое представление об этапах формирования проектно-исследовательских умений.

    1-й этап -  диагностический. Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень сформированности общих учебных навыков и умений учащихся. Отслеживаю развитие общих учебных умений и навыков. В диагностические данные включаю умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умение работать в группе, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих умений использую возможности урока. Делаю это с помощью наблюдения, срезовых работ с использованием стандартных и нестандартных заданий, а также с помощью таблицы самоанализа сформированности общих умений. По результатам такого анализа делаю вывод о готовности школьников участвовать в проектной деятельности на своем уровне.

    2-й этап -  практический. Непосредственный выход учащихся на проектный уровень. Его первая задача познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проекта. Информация доводится до учащихся в форме лекции или консультации. Даю теоретические знания, знакомлю с рекомендациями, привожу образцы примеров, соответствующих данному уровню самостоятельности. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных проектов.

    Выполнение проекта проходит на двух уровнях самостоятельности.

    1-й уровень. Учащиеся выполняют проект в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном математическом или историческом материале. Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований и математических выкладок. Скорее всего, носит исторический информационный характер. Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о великих математиках, об открытиях, интересных фактах. 

Для направления деятельности учеников была разработана Памятка (приложение 1).

    2-й уровень. Учащиеся самостоятельно изучают математический материал. Учитель является консультантом, по необходимости руководителем проектной деятельности. Тема проектной работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен на уроке обобщения и систематизации знаний. Создается компьютерная презентация. Параллельно отрабатываются необходимые умения на уроках информатики. Для этого проводится практикум по развитию специальных навыков работы в текстовом редакторе, редакторе формул, использование Word и Paint для построения геометрических чертежей, составление презентаций в Microsoft Power Point.

    3-й этап - заключительный. Цель этапа – анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляем, что дает проектно-исследовательская деятельность ученику и учителю, проводим рефлексию.

Реализованные в течение последних трех лет темы проектов:

5–7-й класс: «Великие Математики Древнего мира» (знакомство с великими математиками Древнего Мира; одна из задач - создание альбома по теме проекта);

8-й класс:  «Теорема Пифагора вне школьной программы» (разнообразие способов доказательства теоремы); «Задания по теме «Квадратичная функция» на экзамене по математике  в новой форме» (систематизация знаний по данной теме, подготовка  к ГИА по математике);

 9-й класс: «Орнаменты» (приложения к учебным темам: «Многоугольники» и «Движение»; одна из задач проекта – создание комплекта наглядных пособий по теме; проект включает творческие работы: «Удивительный мир симметрии», «Бордюры и паркеты»).

    В настоящее время в стадии разработки находятся следующие проекты учащихся девятых классов: «Построение графиков функций, содержащих знаки абсолютных величин» (изучение и обобщение свойств функций без применения производной) и «Задачи с модулем и параметром» (повторение и обобщение модуля числа. Решение уравнений, неравенств с модулем и параметром). Необходимость более глубокого изучения данных разделов возникла ввиду того, что тема «Модуль» изучается в 6 классе, а дальше ей не уделяется должного внимания. Поэтому учащиеся не умеют решать уравнения и неравенства,  а тем более строить графики, содержащие модуль. Тема «Задачи с параметром» вообще представлена в учебниках вскользь и вызывает наибольшие затруднения у школьников. Особенно это выявилось при подготовке девятиклассников к ГИА по математике. Очень важным, на наш взгляд, считаем то,  в этом учебном году в нашей школе ведутся предпрофильные курсы в девятых классах по этим темам. В конце апреля девятиклассники будут защищать свои проекты.

    Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.

    Использование метода наблюдения и метода анкетирования учащихся позволило сделать выводы о том, что проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, приводит к следующим результатам:

  • получают развитие общие умения учащихся, а главное – проектно-исследовательские умения (постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата);
  • учащиеся закрепляют навыки работы в текстовом редакторе, редакторе формул, навыки построения чертежей геометрических фигур с помощью Word и Paint, графиков функций с помощью Exсel;
  • учащиеся получают представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы,  учатся оформлять проекты в виде презентаций Power Point;
  • учащиеся видят определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта (наглядное пособие, тематический справочник, электронная презентация);
  • заметно вырастает познавательный интерес учащихся к предмету (с 42% в 2010 г. до 87 % в 2012 г.), понимание его практической направленности и важности (с 16%  до 72%).

    Проектно-исследовательская деятельность для учителя, на наш взгляд, – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной продуктивной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.  Использование современных технологий в комплексе позволяют добиться реальных результатов. В этой связи особо актуально звучат  слова писателя Кларка «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!», которые можно считать девизом проектной деятельности в школе.

Приложение 1

Памятка начинающему исследователю

  • Выбери тему исследования.
  • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  • Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
  • Сделай выводы.
  • Оформи результаты своей работы.
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Удачи!

Литература

  1. Бернштейн Е.А., Попов Н.В. Задачи с параметром. - М.:ОЛВЗМШ, 2000
  2. Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2008
  3. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре: 8-9. -  М.: Просвещение, 2001
  4. Горлицкая С. И. Метод проектов в информатизации образования - обзор и реализация.// Компьютерные инструменты в образовании. -  2001. - № 5
  5. Гельдфан И. М. Функции и графики (основные приемы). - М.: Наука, 1997
  6. Кухначев Ю. В., Носов Ю. Т. Учись применять математику. - М., 1977. (Серия «Знания»)
  7. Лебедев В. Хусаинов Т. Проектная деятельность на уроках информационных технологий. // Информационные технологии в образовании. - 1997. - № 3
  8. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. - 2000.- № 7
  9. Интернет-ресурсы:

http://2berega.spb.ru/club/maths/blog/9019

http://www.it-n.ru/

http://um-razum.ru/

http://www.proshkolu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие интеллектуальных и практических умений учащихся в процессе обучения."

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который буде...

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике

Доклад на тему : "Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике"...

«Проектная деятельность учащихся в процессе обучения математике»

В современном обществе оказались востребованными такие качества индивидуума, необходимые для успешного функционирования в любой сфере жизни человека, как способность самостоятельно принимать решения о...

Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения истории

Описание педагогического опыта по теме: "Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения истории".Конкурсное задание "Методический семинар" конкурса "Учитель года"....

Статья на тему "Формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения геометрии"

В рамках модернизации школьного образования становится актуальным формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения, в частности в процессе обучения геометрии.Формирование у учащихся ...

Формирование исследовательских умений обучающихся в процессе обучения математике

В разработке представлены основные этапы исследовательской деятельности, приводится обобщение научно-исследовательской составляющей урока, подробно описываются этапы формирования исследовательских уме...