Конспект урока "Вулканизм и землетрясения"
план-конспект урока (география, 6 класс) по теме
Урок изучения нового материала на основе технологии проблемного изложения для учащихся, имеющих нарушения слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vulkanizm_i_zemletryaseniya.docx | 43.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 6-м классе по теме "Вулканизм и землетрясения"
Дидактическая цель: создать условия для восприятия, осмысления блока новой учебной информации и способов деятельности на основе проблемного обучения в форме индивидуальной с элементами общеклассной и групповой работы, с ориентацией на умения давать прогноз процессов вулканизма и землетрясений.
Цели урока:
Образовательные:
- базовый уровень - понятия – “вулканизм”, “землетрясение”; представления об эпицентре, очаге землетрясения, о происхождении вулканов;
- повышенный уровень - классификация вулканов по периодичности и типу извержений;
- углублённый уровень – закономерности размещения землетрясений и вулканизма.
Развивающие:
- базовый уровень – описывать процессы землетрясений и вулканизма и объяснять причины их возникновения на основе разных источников информации (учебник, электронное приложение, дополнительная литература географического содержания); показывать на тематических картах районы распространения вулканизма и землетрясений (сейсмические зоны);
- повышенный уровень – классифицировать вулканы по периодичности и типу извержений; моделировать правила поведение людей в опасной ситуации.
- углублённый уровень – устанавливать закономерности размещения вулканов и землетрясений на основе сопряжённого анализа карт; оценивать (прогнозировать) возможность проявления изучаемых процессов на поверхности земли на основе полученных знаний;
Воспитательная:
- формирование мировоззренческой идеи о постоянном развитии земной коры, формирование коммуникативной, рефлексивной, социальной и информационной компетентности.
Коррекционные:
- создать условия для речевого общения учащихся на уроке.
- расширить речевую практику учащихся.
- уточнить значение известных слов, обогатить словарный запас школьников.
- учить преодолевать недостатки произношения.
Тип урока: урок изучения нового материала на основе технологии проблемного изложения.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Методы познания: математический, картографический, сравнительный, оценки и прогноза.
Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, парная, индивидуальная с ориентацией на формирование ключевых компетентностей и компетенций.
Средства обучения: раздаточный материал с заданиями, тетрадь-тренажёр, атласы, мультимедийный проектор, компьютер, электронное приложение.
Ход урока
Технологическая карта
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Средства обучения |
1. Организационный (1 мин.) Фразы по РСВ с/сберегающий аспект | Проверка готовности рабочих мест, ЗУА, слуховых аппаратов | Проверяют готовность рабочего места, наличие дидактического материала, состояние ЗУА, слуховых аппаратов |
|
2. Актуализация (3 мин.) Фразы по РСВ, с/сб. аспект | 1.Учитель проецирует на экран водиофрагмент извержения вулкана. Предлагает прочитать задание № 2 стр.11 в тетради-тренажёре. О каком явлении природы мы будем сегодня говорить? 2. Что вы уже знаете о вулканах? Выполните задание № 9 стр. 35, сравните свою работу с рисунком в учебнике № 4.24. на стр. 60, при необходимости внесите исправления и дополнения. 3. Очень часто извержение вулкана сопровождается землетрясением. Какие ассоциации у вас вызывает слово “землетрясение”? | 1. Выполняют задание №2 стр.11 в тетради-тренажёре. Определяют и записывают в тетрадь тему урока. 2. Выполняют задание № 9 стр. 35. 3. Отвечают на вопросы учителя. Самооценка. | Электронное приложение Тетрадь-тренажёр стр.11, №2 (первый уровень), № 9 стр. 35 (первый уровень) |
Целеполагание и мотивация (5мин.) Фразы по РСВ, использование ЗУА, с/сб. аспект | Вы уже имеете представление о таких природных явлениях как вулканизм и землетрясения. С опорой на рубрику “Вы узнаете” (дополнительная лит-ра), сформулируйте, пожалуйста, цели урока. | Предполагаемый вариант ответа: сегодня нам предстоит выявить причины возникновения вулканов и землетрясений, закономерности их проявления на территории земли; узнать какое влияние оказывают эти процессы на безопасность и жизнедеятельность людей | Дополнительная лит-ра |
Первичное усвоение материала (15 мин.) Индивидуальный подход к учащимся, фразы по РСВ, с/сб. аспект – физ.минутка | 1.Учитель предлагает учащимся работу с маршрутным листом (МЛ). Приложение 1 задания 1, 2, 3 2.Учитель обращает внимание на демонстрационную таблицу “Типы вулканов” и объясняет особенности различных типов вулканов. Предлагает выполнить задание в МЛ № 4. 3. Учитель проецирует на большой экран репродукцию К. П. Брюллова “Последний день Помпеи”. Комментарий учителя – Приложение 2. 4. Доклады учеников: “Город, в котором остановилось время”, “Города - призраки”. 5. Очень часто извержения вулкана сопровождаются землетрясением. Комментарий учителя Приложение 3. Учитель предлагает выполнить задание в МЛ № 5. 6. Чтобы уменьшить количество жертв нужно уметь предсказывать землетрясения. Сообщение учащегося “Прогноз землетрясений”. | Выполняют задания в маршрутном листе. Взаимопроверка. Выступления учащихся: “Город, в котором остановилось время”, “Города-призраки”, “Прогноз землетрясений”. Оценивание в группе | Электронное приложение для сопровождения выступлений учащихся (слайд-шоу)
|
Осознание и осмысление учебной информации (10 мин.) Индивидуальный подход к учащимся, фразы по РСВ, с/сб. аспект | 1. Учитель предлагает сопоставить карты атласа “Плиты литосферы”, “Землетрясения”, “Вулканизм”. Какой вывод можно сделать на основе анализа этих карт? 2. Как вы думаете, возможны ли на территории Вологодской области такие процессы как землетрясения и извержение вулканов? Объясните почему. 3. Учитель рассказывает о возможности тектонических движений на территории Грязовецкого района | 1. Проводят сопряжённый анализ карт атласа. Делают вывод о закономерностях проявления изучаемых процессов на планете. 2. Оценивают возможность проявления изучаемых процессов на территории Вологодской области Самооценка |
|
Первичное закрепление учебного материала (6 мин.) Индивидуальный подход к учащимся, фразы по РСВ, с/сб. аспект | 1. Предлагает выполнить задания в тетради-тренажёре № 7 стр. 39, № 8 стр.39 обозначить вулканы на к/к. (работу выполняют в парах). 2. Задание № 6 в МЛ. | 1. Выполняют задания в тетради-тренажёре № 7 стр. 39, №5 стр. 42 и задание № 6 в МЛ. Взаимопроверка | задание в тетради-тренажёре № 9,10 стр.35 (первый уровень), № 5 стр.42 (второй уровень) |
Информация о домашнем задании (3 мин.) Индивидуальный подход к учащимся, фразы по РСВ, с/сб. аспект | Прочитать текст учебника стр.44-48 и ответить на вопросы №1-4 Задания в тетради-тренажёре № 9,10 стр. 40, №5 стр. 42 Опираясь на данные таблицы, нарисовать схематично разрушения, вызванные землетрясениями разной силы, подписать ключевым словом или выражением.(по желанию) |
Выставление оценок, их обоснование |
|
Рефлексия (5мин.) Фразы по РСВ, с/сб. аспект | 1. Вулканизм и землетрясения опасные природные явления, уносящие ежегодно тысячи человеческих жизней, однако, разрушение – это только внешняя сторона вулканизма. Какие положительные стороны вулканической деятельности вы могли бы назвать. 2. Какие бы рекомендации вы дали своим сверстникам, проживающим в сейсмически активных районах земли, во время землетрясения. | 1. Примерные варианты ответов: После извержения остаётся много пепла – очень плодородных почв, дающих хорошие урожаи, поэтому вулканические районы густо заселены людьми. Вулканы являются поставщиком минералов, строительных материалов. К районам вулканической деятельности приурочены месторождения меди, золота, серебра, а также многочисленные геотермальные источники. Все оболочки земли формировались в определённой степени из продуктов вулканической деятельности 2. Составляют правила поведения во время землетрясения (работа в группах) |
|
Источники информации для подготовки сообщений (презентаций) учащихся:
- Муранов А. П. Волшебный и грозный мир природы. – М. : Просвещение, 1994
- Гритченко Н. В. Вулканы, горячие источники, вулканы. – Журнал “География в школе”, 2000, № 4.
- Федорова Н. К., Мельникова Т. Н. Интегрированный урок-конференция по географии и валеологии. - Журнал “География в школе”, 2000, № 4.
- Электронное приложение УМК “Сферы”.
- Материалы интернет ресурсов.
Приложение 1. Маршрутный лист.
Тема : Вулканизм и землетрясения
1. Прочитайте текст учебника стр. 60, выпишите определение понятий:
Вулканизм -__________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Вулканы - ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________
По каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора? ___________
______________________________________ ___________________________________________
2. Используя текст учебника и электронное приложение, выпишите продукты вулканических извержений:
3. Заполнить схему:
4. Запишите типы вулканических извержений:
5. Прочитайте текст учебника стр. 44-45 и выпишите определения понятий:
Землетрясения-__________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Очаг землетрясения- _____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Эпицентр - _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Сейсмограф - ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________
6. Прочитайте задание в тетради-тренажёре, сопоставьте рисунки с данными таблицы, определите силу землетрясения в баллах. Свой ответ обоснуйте.
Сила землетрясений по 12-бальной шкале.
Баллы | Характеристика землетрясения |
1 | Не ощущается. Отмечается только специальными приборами |
2 | Очень слабое, ощущается только очень чуткими домашними животными и некоторыми людьми в верхних этажах зданий |
3 | Слабое. Ощущается только внутри некоторых зданий, как сотрясение от грузовика |
4 | Умеренное. Слышны скрип половиц, балок, звон посуды, дрожание мебели. Внутри здания сотрясение ощущается большинством людей |
5 | Довольно сильное. В комнатах чувствуются толчки, как от падения тяжёлых вещей. Хлопают двери. Лопаются оконные стёкла, качаются люстры и мебель, останавливаются настенные часы. Качаются тонкие ветки деревьев. Ощущаются многими людьми и вне зданий |
6 | Сильное. Качается тяжёлая мебель, бьётся посуда, падают с полки книги, иногда трескается штукатурка, разрушаются только очень ветхие здания. Ощущается всеми людьми. |
8 | Разрушительное. Деревья сильно раскачиваются, часть их ломается, разваливаются прочные ограды, падают фабричные трубы, разрушаются многие крепкие здания. На почве появляются трещины. |
9 | Опустошительное. Дома разрушаются. Появляются значительные трещины на почве. |
10 | Уничтожающее. Разрушаются хорошо построенные деревянные дома и мосты, крепкие здания и даже фундаменты. Разрываются водопроводные и канализационные трубы. Повреждаются насыпи, плотины и дамбы. Возникают оползни и обвалы, трещины и изгибы в почве. Из рек и озёр выплескивается вода. |
11 | Катастрофа. Почти все каменные постройки разваливаются, разрушаются дороги, плотины, насыпи и мосты. Образуются широкие трещины со сдвигами |
12 | Сильная катастрофа. Разрушаются все сооружения. Отдельные предметы подбрасываются при толчках. Преображается вся местность. Изменяются русла рек. Образуются водопады. На поверхности грунта видны земляные волны. |
Это интересно.
На земном шаре ежегодно случается до 150 разрушительных землетрясений, около 7000 – сильных, 19000 – умеренных, 150 000 слабых и несколько миллионов – очень слабых, улавливаемых лишь чуткими приборами.
7. Домашнее задание:
- Прочитать текст учебника стр.44-48 и ответить на вопросы №1-4
- Задания в тетради-тренажёре № 9,10 стр. 40.
- Опираясь на данные таблицы, нарисовать схематично разрушения, вызванные землетрясениями разной силы, подписать ключевым словом или выражением (по желанию).
Приложение 2.
Большое полотно “Последний день Помпеи” (длиной 641 см и высотою 456 см), написанное в 1833 г. русским художником К.П. Брюлловым, имело огромный успех в Италии, а затем и в России. Художник изображает гибель города при извержении вулкана Везувий. Молнии разверзли небеса, огнедышащая лава кипящим потоком низвергается по склону вулкана. Мечутся испуганные кони, бегут люди. Мужчина с женой и ребёнком спешат покинуть погибающий город, сыновья несут на плечах старика отца, муж – безжизненно поникшее тело жены. Матрона судорожно обнимает дочерей, словно надеясь защитить их от разрушительной стихии, всадник тщетно пытается совладать с обезумевшей лошадью. Упала с колесницы и разбилась о камни мостовой женщина, к телу матери жмётся чудом уцелевший ребенок. Здесь и языческий жрец, и христианский священник с кадилом, в толпе мы видим и живописца, поддерживающего на голове ящик с красками и кистями, в его облике узнаётся сам Брюллов. С высоты падают статуи богов, императоров, как бы символизируя крушение мира. Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, К. П. Брюллов подчёркивает трагичность неминуемой гибели, бессилие перед стихией.
О том, какие события легли в основу этой картины мы узнаем из доклада “Город, в котором остановилось время”.
Это происходило почти 2 тыс. лет назад. А теперь давайте посмотрим, происходит ли такое в наше время. Доклад “Города-призраки”.
Приложение 3
Нашу планету периодически “лихорадит”: то в одной, то в другой её части происходят землетрясения, считающиеся с незапамятных времён страшным бичом человечества. Как и другие стихийные бедствия, люди считали землетрясения проявлением божьей кары – наказанием за грехи, неверие, богоотступничество. И потому каждое сильное землетрясение объявляли “божьим предупреждением” о грядущем наказании. В качестве примера приводилась легенда о гибели городов Содома и Гоморры, находившихся якобы в долине реки Иордан. Здесь люди жили в роскоши и забыли Бога. И он покарал их: “И пролил господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сиих, и все произрастания земли…” - говорится в Книге Бытия. А на месте поверженных городов разлились воды Мёртвого моря.
Учёные не отрицают, что в основе легенды лежит какое-то событие, действительно некогда случившееся в этом районе.
ГОУ Грязовецкая специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат II вида
Урок географии в 6-м классе по теме
"Вулканизм и землятрясения"
2010 г.
Комплексный анализ урока: "Вулканизм и землятрясения"
Класс: 8 класс II отделения
Тема урока: "Вулканизм и землятрясения"
Тип урока и его структура: урок изучения нового материала на основе технологии проблемного изложения.
1. Данный урок проводится по теме «Литосфера» третьим после изучения темы «Горные породы и минералы» для дальнейшего понимания основ формирования и изменения земной коры, рельефа, влияние и взаимосвязь с другими оболочками.
2. В классе пять учеников, из них учатся хорошо четверо: Колпиченкова О., Мухин А., Кузнецов С, Жбанов В. Один ученик – Коноплев В. относится к слабоуспевающим. Все учащиеся класса, кроме Жбанова В. спокойные, уравновешенные, любят предмет. Жбанов В. требует к себе постоянного внимания, поэтому к нему необходим индивидуальный подход. Все ребята имеют разную степень НСТ, следовательно на уроке использовалась ЗУА, предъявлялись фразы для РСВ, словарная работа, применялось больше наглядности.
3. Цели урока соответствовали поставленной дидактической цели и успешно достигнуты с учетом трех уровней: базового, повышенного и углубленного, т.е созданы условия для восприятия, осмысления блока новой учебной информации и способов деятельности на основе проблемного обучения в форме индивидуальной с элементами общеклассной и групповой работы, с ориентацией на умения давать прогноз процессов вулканизма и землетрясений с учетом всех особенностей учащихся.
4. Для достижения дидактической цели использованы обучающие методы (частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.; методы познания (математический, картографический, сравнительный, оценки и прогноза и формы организации познавательной деятельности: общеклассная, парная, индивидуальная с ориентацией на формирование ключевых компетентностей и компетенций.
5. Время, отведенное на все этапы урока было распределено рационально, логичны "связки" между этапами. Главный этап – изучение нового материала (первичное усвоение). Следующий этап - осознание и осмысление учебной информации является связующим звеном для закрепления, то есть позволяет еще раз повторить материал.
6. В соответствии с целями были выбраны и средства обучения: раздаточный материал с заданиями, тетрадь-тренажёр, атласы, мультимедийный проектор, компьютер, электронное приложение.
7. На уроке был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся. На разных этапах урока применялись такие формы и методы, как самооценка, взаимопроверка, оценивание в группе, обоснование оценки ( доказать, почему такая оценка). Неправильные ответы, недочеты, были разобраны и выполнена работа над ошибками. Учащимся предлагались разноуровневые задания.
8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и учащихся было благоприятным, проявлялась заинтересованность ребят в изучении этой сложной темы, настроение после окончания урока у ребят было бодрое и радостное.
9. Результаты урока я оцениваю как положительные, то есть на « отлично», так как удалось ли реализовать все поставленные задачи урока. (91 балл)
Схема анализ урока (по Малеву).
№ | Что оценивается | Баллы |
Оценка основных личностных качеств учителя на уроке | ||
1.1 | Знание предмета и общая эрудиция учителя в целом | 4 |
1.2 | Уровень педагогического и методического мастерства | 4 |
1.3 | Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность | 4 |
1.4 | Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися | 4 |
1.5 | Внешний вид учителя, мимика, жесты, культура поведения | 4 |
Оценка основных характеристик учащихся на уроке | ||
2.1 | Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности | 3 |
2.2 | Уровень общеучебных и специальных умений и навыков | 2 |
2.3 | Наличие и эффективность коллективных [групповых] форм работы | 3 |
2.4 | Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности | 4 |
Оценка содержания деятельности учителя и учащихся на уроке | ||
3.1 | Научность, доступность и посильность изучаемого материала (формируемых умений и навыков) | 4 |
3.2 | Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой) | 4 |
3.3 | Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации) | 4 |
3.4 | Оптимальность объема предложенного для усвоения материала | 4 |
Оценка эффективности способов деятельности учителя и учащихся на уроке | ||
4.1 | Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности | 4 |
4.2 | Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО | 4 |
4.3 | Степень рациональности и эффективности используемых методов и организационных форм работы | 4 |
4.4 | Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока | 3 |
4.5 | Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка знаний, умений и навыков | 4 |
4.6 | Степень эстетического воздействия урока на учащихся | 4 |
4.7 | Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися на уроке | 4 |
Оценка цели и результатов проведенного урока | ||
5.1 | Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока | 4 |
5.2 | Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно | 4 |
5.3 | Степень обучающего воздействия урока на учащихся (чему и в какой степени научились) | 4 |
5.4 | Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию и в какой степени) | 4 |
5.5 | Степень воздействия урока на развитие учащихся (что способствовало их развитию и в какой степени) | 4 |
10. В дальнейшем планирую использовать на уроках элементы новых образовательных технологий, методов и приемов, комбинированных уроков .
- ,
- внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку,
- организационные действия учителя (при необходимости),
- планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока,
- актуализация знаний и способов деятельности учащихся,
- какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение),
- применение проблемных методов в учении школьников,
- соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся,
- объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ,
- учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития,
- подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения,
- постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения,
- владение учителем способами создания проблемных ситуаций,
- соблюдение правил постановки учебной проблемы,
- использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним,
- соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения,
- формирование специальных и общих учебных умений учащихся,
- наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения,
- умения учащихся осуществлять логические операции,
- развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает),
- затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины. Как они были устранены,
- соблюдение требований проблемно- развивающего обучения к домашней работе учащихся. Какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление),
- учет учителем индивидуальных особенностей. способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий,
- что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления,
- общая результативность урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Происхождение землетрясений" 7 класс
Цель урока:познакомить учащихся с природным явлением геофизического происхождения – землетрясением, объяснить причины возникновения землетрясения.Задачи урока:расширить знания учащихся об опасных и чр...
План-конспект урока 2 по теме "Землетрясения" 7 класс
Цель второго урока:познакомить учащихся с порядком оценки интенсивности землетрясения,рассказать о последствиях землетрясений и мерах по уменьшению потерь от землетрясений....
План-конспект урока "Правила безопасного поведения при землетрясении" 7 класс
Учебные вопросы урока:Как подготовиться к землетрясению;Как вести себя во время землетрясения;Как действовать после землетрясения....
Презентация "Правила безопасного поведения при землетрясении и меры по снижению потерь и ущерба от землетрясений", 7 класс
Данная презентация разработана для учащихся 7 класса по теме "Землетрясения". Рекомендуется для просмотра на заключительном уроке по данной теме....
Конспект урока "Вулканы. Гейзеры. Землетрясения."
Конспект урока "Вулканы. Гейзеры. Землетрясения."...
Конспект урока по теме: "Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия".
Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия....
План- конспект урока географии по теме «Движение земной коры. Землетрясение». 6 классЦель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы. Задачи: • Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», се
Цель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы.Задачи:Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», сейсмические пояса «сейсмограф»;Выяснит...