План- конспект урока географии по теме «Движение земной коры. Землетрясение». 6 классЦель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы. Задачи: • Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», се
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Цель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы.
Задачи:
- Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», сейсмические пояса «сейсмограф»;
- Выяснить какой силы могут быть землетрясения и их внешние проявления от степени удалённости от очага;
- Познакомить с зонами распространения землетрясений на Земле.
Выяснить, можно ли предсказать землетрясение.
Планируемые результаты:
Предметные: знать понятия «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения»,
показывать по карте сейсмические пояса, «сейсмограф».
Метапредметные: иметь возможность высказать свою точку зрения, учиться определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы.
Личностные: определить границы собственного знания и незнания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizhenie_zemnoy_kory._zemletryasenie.docx | 152.35 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект урока географии по теме
«Движение земной коры. Землетрясение». 6 класс
учитель географии МБОУ «СОШ №48»
Орлова Елена Алексеевна
Учебник: География. Начальный курс. 6 класс.
Авторы: Т.П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.
Цель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы.
Задачи:
- Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», сейсмические пояса «сейсмограф»;
- Выяснить какой силы могут быть землетрясения и их внешние проявления от степени удалённости от очага;
- Познакомить с зонами распространения землетрясений на Земле.
Выяснить, можно ли предсказать землетрясение.
Планируемые результаты:
Предметные: знать понятия «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения»,
показывать по карте сейсмические пояса, «сейсмограф».
Метапредметные: иметь возможность высказать свою точку зрения, учиться определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы.
Личностные: определить границы собственного знания и незнания.
1. Орг.момент
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На прошлом уроке мы изучали движение земной коры. Какие виды движения земной коры вы знаете? (горизонтальные и вертикальные ). К чему приводят движения земной коры?
3. Актуализация знаний.
Но есть движение которое совмещает в себе быстрые и горизонтальные движения.
Это движение называется ....(землетрясение).
Само слово «землетрясение» - русское, и смысл его ясен: землетрясение - это трясение земли. А точнее, землетрясение - это колебание земной поверхности при прохождении волн от подземного источника энергии.
По-гречески землетрясение - seismos; следовательно, сейсмические явления - это те, что связаны с землетрясениями, а именно: сейсмические волны, сейсмические приборы (сейсмографы), записи сейсмических колебаний (сейсмограммы), сейсмические станции...
Землетрясения зарождаются в глубоких недрах Земли, не доступных прямому наблюдению и измерению. Землетрясения - это явление геофизическое, а не только геологическое, как не редко представляется неспециалистам. Наука о землетрясениях называется сейсмология, сделала серьезные успехи в познании объекта своего исследования.
Ежегодно на Земле происходит до 100000 землетрясений. Любое землетрясение-это деформация земной коры из-за возникающего давления внутри литосферы.
Демонстрация опыта
Мы взяли пружину, сжимаем и придаем напряжение, которое может сдерживать наша рука. Но любое влияние из внешней среды (например, нас отвлекли, мы ослабили от усталости напряжение и т.д.), приведет к тому, что пружина будет выпрямляться.
Так и в природе: пружина - очаг землетрясения, где происходит накопление напряжения, а сдерживает ее литосфера. Небольшое смещение литосферных плит, притяжение Луны, исчерпание месторождений полезных ископаемых и т.д. вызывает разрядку напряжения. Тем самым появляется сейсмические колебания.
Первичное усвоение знаний.
Задание.
Как называется место, где происходит разрыв и смещение горных пород - это....(очаг землетрясения)
Участок земной поверхности над очагом – это (эпицентр)....
Подпишите на схеме эпицентр, очаг землетрясения.
Землетрясение имеет силу - то есть степень проявления и разрушения.
- Рассмотрите в §15 учебника рис.30 « Изменение силы землетрясения по направлению от его эпицентра». Сделайте вывод
Задание в группах: прочитать текст в §15 учебника выяснить:
1 группа: В чём измеряется сила землетрясения?
2 группа: В каком случае землетрясение считается разрушительным?
3 группа: Где происходят наиболее частые землетрясения? Показать на карте сейсмические пояса.
Отчет групп.
В дополнение демонстрация таблицы.
Самые разрушительные землетрясения в современной истории.
В воскресенье утром, 26 декабря 2004 года у восточного берега индонезийского острова Суматра произошло одно из самых сильных и разрушительных землетрясений в современной истории. Приливная волна, вызванная этим землетрясением силой 8,9 балла по Рихтеру, обрушилась 10-метровой стеной на побережье Шри-Ланки, Индии, Индонезии, Таиланда, Малайзии. По последней информации, общее число жертв цунами достигло 150 тысяч человек.
Год | Дата | Страна | Эпицентр | Сила землетрясения, баллов | Погибших, человек |
1 976 | 28 июля | Китай | Тянь-Шань | 7.8 | 242 000 |
2 004 | 26 декабря | Индонезия | Суматра | 9 | 150 000 |
1 990 | 21 июня | Иран |
| 7.7 | 50 000 |
2 003 | 26 декабря | Иран | Бам | 6.6 | 30 000 |
1 950 | 15 августа | Индия | Ассам |
| 30 000 |
1 939 | 24 июня | Чили |
|
| 30 000 |
1 988 | 7 декабря | Армения | Спитак | 6.9 | 25 000 |
1 985 | 19-20 сентября | Мексика | Мехико | 8.1 | 25 000 |
2 001 | 26 января | Индия | Бхудж | 7.7 | 20 000 |
1 999 | 17 августа | Турция | Измит | 7.4 | 17 000 |
1 970 | 5 января | Китай | Юньнань | 7.7 | 15 621 |
1 995 | 17 января | Япония | Осака, Киото, Кобе | 7.2 | 5 100 |
1 998 | 30 мая | Афганистан |
| 7.1 | 5 000 |
Кемеровская область, также подвержена землетрясениям. Первый подземный толчок на юге Кузбасса был зарегистрирован в конце XIX века. Сейчас землетрясения на территории нашего региона часто регистрируются.
Согласно действующей в настоящее время карте сейсмического районирования, норма сейсмичности от Киселёвска и южнее составляет 7 баллов, для остальной территории региона — 6 баллов. Однако в связи с накоплением статистических данных по ситуации в Кузбассе, ростом сейсмической активности планеты в целом и продолжающимся движением тектонических плит, уровень сейсмопасности региона решили пересмотреть.
Как утверждают учёные, горная система Кузнецкого Алатау «растет» примерно на 1 сантиметр за каждую тысячу лет и постепенно поднимает восточную часть Кузнецкой котловины. До Кемеровской области регулярно «доносятся» землетрясения Тувы и Горного Алтая.
А можно ли предсказать землетрясение?
Опрежающее задание.
3 учащимся дано задание.
Подготовить сообщение по темам:
1.Первый сейсмоскоп.
2. Современный сейсмограф.
3. Животные – предсказатели землетрясения.
Для изучения землетрясений Китайский астроном Чжан Хэн (78-139) изобрел первый в мире сейсмоскоп, который отмечал слабые землетрясения на больших расстояниях.
Современный сейсмограф:
Закрепление знаний.
Объяснить высказывание основоположника князя Бориса Борсовича Голицына, одного из основоположника сейсмологии: « Можно уподобить землетрясение фонарю, который зажигается на короткое время и освещает нам внутренность Земли, позволяя рассмотреть то, что там происходит».
Домашнее задание. §15. Отметить на контурной карте сейсмические пояса.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Движения земной коры"
Презентация к уроку по географии для 6 класса по теме "Движения земной коры. Землетрясения"...
Урок географии по теме Движение земной коры. 6 класс.
ДВИЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ.6 класс.Тема урока: «Движения земной коры»Тип урока*: традиционный урок с использованием информационных технологий. (*по С.Г. Манвелову).Цели урока: сформировать у уча...
Движение земной коры. Землетрясение
План-конспект "Движение земной коры. Землетрясение", география, 6 класс...
Урок географии по теме «Строение земной коры. Землетрясения»
Урок географии по теме «Строение земной коры. Землетрясения»Класс: 5Урок № 4 в составе темы "Литосфера"Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о строении земной коры, видах её ...
тест по географии к уроку "Движение земной коры. Вулканизм"
Тест предназначен для закрепления темы по географии в 6 классе "Движение земной коры. Вулканизм". С остоит из 10 вопросов. Составлен на основе учебника Герасимова Т.П. , Неклюкова Н.П. ...
Урок географии в 5 классе по теме «Движение земной коры»
Урок географии на тему «Движения земной коры. Землетрясение» предназначен для 5 класса с использованием системно - деятельностного подхода. Данная разработка ориентирована на УМК А.И...
Урок географии в 5 классе по теме «Движение земной коры»
Урок географии на тему «Движения земной коры. Землетрясение» предназначен для 5 класса с использованием системно - деятельностного подхода. Данная разработка ориентирована на УМК А.И...