Приемы учебной работы с картой
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Все приемы учебной работы с картой, формируемые на уроках географии, можно разделить между собой на группы:
- Картометрические, к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п.
- Приемы чтения карт. Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории
- Чтение условных знаков тематических карт – климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.
В зависимости от диапазона применения приемы « чтения карты» могут быть обобщенными и частными, например:
Система приемов чтения карты в курсе географии материков
Частные приемы |
Обобщенные приемы |
Чтение условных знаков карты строения земной поверхности, климатической карты, карты природных зон и климатических поясов, комплексной карты и др. Характеристика географического положения материка, характеристика рельефа территории, полезных ископаемых территории, климата территории и климатических поясов и областей, характеристика внутренних вод территории, природных зон территории, почв. Комплексная характеристика природы территории. |
Чтение условных знаков карты.
Характеристика компонента природы. |
В начальном курсе физической географии ( 6 класс) формируются приемы « чтения условных знаков» общегеографической карты. В состав приема входят следующие действия:
1) прочитать название карты, сделать вывод о том, какие объекты и явления на ней изображены;
2) изучив легенду карты, определить способы изображения на ней объектов и явлений.
В курсе 7-го класса требуется не просто описать тот или иной объект или явление, но и объяснить причины его особенностей. Поэтому учащихся необходимо вооружить приемом сопоставления карт, который включает в свой состав следующие действия.
Действия, входящие в состав приема |
Опорные приемы |
|
Чтение условных знаков карты.
Определение направлений по карте. |
С помощью приема « сопоставления карт» раскрывают взаимосвязи между компонентами природы, поэтому он является составной частью почти всех приемов характеристики компонентов природы, формируемых в 7 классе.
В курсе географии материков все материки изучаются по единому плану: вначале дается общая характеристика природы материка по компонентам, потом рассматриваются особенности природы отдельных областей материка. Так при изучении рельефа и полезных ископаемых материков удобно использовать прием:
Состав приема « характеристика рельефа и полезных ископаемых территории»
Характеристика рельефа территории |
Характеристика полезных ископаемых территории. |
|
|
При характеристике размещения полезных ископаемых учащиеся, кроме сведений из карты, должны по возможности рассказать и об их происхождении, используя учебник. Такой подход к изучению рельефа повышает интерес учащихся, способствует лучшему усвоению материала.
Последовательность действий в приеме « работы с картой» совпадает с последовательностью планов характеристик компонентов природы, но в отличие от плана, прием раскрывает систему действий. Покажем отличие приема от плана на примере « характеристика климата территории»
Отличие приема «характеристика климата территории» от плана.
План описания климата |
Действия, входящие в состав приема. |
3.Продолжительность зимы и лета.
4.Господствующие ветры.
5. Годовое количество осадков
|
Найти заданную территорию на карте. Определить ее положение относительно экватора, океанов и морей, крупных форм поверхности. Изучить легенду карты, найти изотермы января и июля, сделать вывод о средних температурах зимы и лета в данном районе. Объяснить, как размещаются изотермы, указать, почему так. Рассказать о продолжительности зимы и лета в данном районе, используя данные из других источников.
Определить, какие ветры господствуют на данной территории зимой и летом, сделать вывод об их влиянии на климат.
Определить годовое количество осадков. Сопоставить физическую и климатическую карты, сделать вывод о причинах такого распределения осадков. |
Самым сложным приемом работы с картой в 7 классе является прием комплексной характеристики материка. Сложность этого приема выражается, прежде всего в том, что в состав его входят многие другие приемы – характеристики отдельных компонентов природы.
Состав приема комплексной характеристики природы территории
План |
Действия, входящие в состав приема. |
1. Географическое положение.
2. Рельеф и полезные ископаемые.
3. Климат территории, его зависимость от географического положения.
4.Влияние рельефа и климата на внутренние воды территории.
5. Природные зоны и зависимость их от климата территории |
Найти и показать территорию на карте. Используя прием « характеристика географического положения», указать особенности ГП территории.
С помощью приемов « характеристика рельефа и полезных ископаемых территории» установить особенности рельефа и размещения полезных ископаемых, объяснить причины.
По карте климатических поясов определить, в каком из них находится территория. Используя прием « характеристика климата», дать характеристику климатических условий. Сопоставить физическую и климатическую карты и объяснит особенности климата, его зависимость от различных климатообразующих факторов.
Дать характеристику внутренних вод территории, используя соответствующий прием, объяснить особенности путем сопоставления карт.
Используя прием характеристики природных зон, дать характеристику природных зон территории, объяснить их особенности. |
Из данной таблицы видно, что в прием комплексной характеристики природы территории входят как составные части приемы характеристики отдельных компонентов природы: рельефа, полезных ископаемых, рек и т.д, поэтому владение приемами характеристики отдельных компонентов природы значительно облегчит усвоение данного приема.
Таким образом, при изучении куса географии 6 -7 класса учащиеся должны усвоить систему приемов чтения карты, начиная от наиболее простых приемов характеристики отдельных компонентов природы и заканчивая сложным приемом комплексной характеристики природы территории.
Трудности в формировании умений на уроках географии связано именно с тем, что учителя не всегда уделяют особое внимание умению читать карту, анализировать текст с ней. На зачетный урок в 9 классе по теме: Россия на карте мира можно использовать следующий прием:
Работа на контурных картах
План |
Действия, входящие в состав приема |
|
Обвести на контурной карте России границы РФ и подписать пограничные государства: Норвегия, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР.
Подписать моря : Балтийское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно – Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Черное, Азовское. |
Такая работа дается на 10 – 15 мин. Учащиеся выполняют с удовольствием такую работу, если заранее предупредить, что будет зачет.
Обязательно при изучении любого компонента природы в 8 классе давать детям план работы, планы характеристик компонентов природы, территорий помогут последовательно и логично работать с картами. Планы характеристик в методических пособиях всегда печатают, лучше работа организуется, когда каждый ученик видит перед собой этот план. Можно сделать следующим образом:
Планы характеристики
ГП страны |
моря |
рельефа |
климата |
Внутренних вод |
1.Положение страны на материке 2.Относительно экватора и 0 меридиана. 3. Омывающие моря и океаны. 4. Пограничные государства. Сравнение с ГП других стран. Оценка ГП страны с точки Зрения условий жизни деятельности населения страны. |
1.К бассейну какого океана принадлежит. 2. Как расположено ( окраинное, вдающееся в сушу, связь с другими морями) 3. Какая береговая линия ( изрезанная, нет, какие есть заливы, полуострова). 4.Глубины, рельеф дна. 5. Соленость, причины такой солености. 6. Температурный режим. 7. Ресурсы моря и их использование человеком. 8. Экологические проблемы. |
1. ГП в стране. 2. На какой тектонической структуре расположена. 3. Какие высоты преобладают (минимальн. и максимальн.) 4. Какой возраст слагающих пород, как они залегают. 5.Характер рельефа ( плоский, холмистый, горный) 6. Как образовался рельеф (разрушение гор, накопление морских отложений) 7.Какие есть полезные ископаемые. 8. Какие неблагоприятные для человека явления связаны с рельефом данной территории. |
1. В каком климатическом поясе расположена территория. 2. Какие климатообразую- щие факторы оказывающие влияние 3. Средние температуры зимы и лета, почему. 4. Количество осадков,распреде- ление по сезонам. 5. Каков коэффициент увлажнения. 6. Какие неблаго- прятные явления связаны с климатом данной территории, их причины. 7. Оценка климата территории для жизни и деятельности человека. |
1.Какими внутренними водами богата территория. 2.Как они размещены по территории и почему. 3. Как влияет климат на внутренние воды. 4Какими неблагоприя- тные явления связаны с внутренними водами. 5. Как используется человеком. 6. Экологические проблемы.
|
Приступая к составлению описания по карте, ученики должны уяснить, какую информацию они должны извлечь из ее содержания. Например, при описании гор используется примерно такой план характеристики.
- В какой части материка расположены горы, на каком расстоянии от места, где вы живете?
- Какова их протяженность?
- В каком направлении вытянуты горы?
- какова наибольшая высота?
- Где расположены наивысшие точки гор?
- В чем особенность форм горных хребтов?
- В чем выражается характерная особенность склонов гор?
- К какому типу гор они относятся?
Предлагая план характеристики того или иного объекта, учитель одновременно и указывает на источник информации ( демонстрационная карта, карта атласа, учебник), и напоминает учащимися об общих требованиях, которые необходимо соблюдать, работая с картой ( используется таблица – план).Направляя деятельность учеников, в ходе беседы учитель выясняет:
- Какими данными карты ты воспользуешься, чтобы определить:
А) Место расположения и направления гор?
Б) Их протяженность и высоту?
В) Форму хребтов и характер склонов?
2. По каким признакам на карте можно определить время их образования?
После этого учитель предлагает составить описание географического объекта ( устное или письменное); последовательность изложения должна соответствовать плану типовой характеристики.
Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.
Знание карты и умение читать карту – понятия неравнозначные. Можно знать «азбуку картографии» ( масштаб, условные знаки), но не уметь читать карту. Это умение неразрывно связано с системой географических и картографических знаний на основе самой карты.
Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Обязательным условием этого умения является ознакомление учащихся со способами действий. После постановки познавательной задачи важно объяснить школьникам способ действий, продемонстрировать эти действия, показать образец выполнения действий и конечные результаты работы.
Желательно, чтобы «Общие правила пользования картой» были оформлены, в виде демонстрационного пособия и находилась в географическом кабинете в месте, удобном для обозрения учащимися.
Общие правила пользования картой.
- Прочитай название карты.
- Ознакомься с легендой карты: выясни, какие географические объекты или явления показаны на карте, каково условное изображение, какие единицы измерения приняты для выражения количественных показателей.
- Найди обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
- По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.
- Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.
- Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты ( врезки, графики, диаграммы, рисунки, фотографии).
- Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.
В целом эти правила включают в себя состав действий одного из приемов чтения карты – составление описаний географических объектов и явлений.
С целью развития познавательной активности учащихся следует рекомендовать домашние задания работы с картой, например:
Приемы учебной работы |
Ответы учащихся |
1. Определить по карте географическую долготу г. Санкт – Петербурга г. Владивостока 2. Высчитать расстояние в градусах между городами 3. Вычислить разницу между городами 4. Определить местное время во Владивостоке, если в Санкт – Петербурге полдень. |
31˚ в. д 133˚ в.д.. 133˚в.д. - 31˚в.д. = 102˚
4΄ 102˚= 6ч мин. Владивосток находится восточнее Санкт – Петербурга, поэтому сутки во Владивостоке начинаются раньше, чем в Санкт – Петербурге 12ч+ 6ч 48 мин = 18ч 48 мин. Следовательно, местное время Владивостока – 18ч. 48 мин, если в Санкт – Петербурге полдень. |
Заключение:
Систематизируя и обобщая, хочется своей работой оказать помощь начинающим учителя географии. В географии карта – это источник знаний. Чем больше учащиеся будут работать на уроках с картами, тем лучше они будут знать предмет. Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать. Применение в учебном процессе картографических пособий как источников знаний определяет необходимость отбора приема учебной работы в определенной системе. В курсах географии используется большое количество самых различных приемов учебной работы и учебной деятельности учащихся, которые можно сгруппировать по разным признакам. Наиболее распространена в ряде методических источников ( Щенев В А, Герасимова Т.П., Коринская В. А., Панченшникова Л, М. и др.). Опыт и практика моей работы подтверждает, что для наиболее эффективного формирования знаний у учащихся, надо особое внимание уделять работе на уроках с картами. Главное, что объединяет, структурирует разнородные географические знания – карта. Лишь научившись вдумчиво всматриваться в карту, учащиеся будут воспринимать географические знания как единую систему, обладающую мощным объяснительным и развивающим потенциалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельные работы для усвоения новых знаний и приемов учебной деятельности, 6 класс
Дидактические разработки. Самостоятельные работы для усвоения новых знаний и приемов учебной деятельности, 6 класс...
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С КАРТАМИ КАК ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
Приемы работы с картами...
Технология формирования приемов учебной работы на примере урока географии в 8 классе по теме: Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.
На уроке географии в 8 классе изучается сложная для понимания тема: Атмосферные фронты. Циклоны.Антициклоны. Для более глубокого осознания новых терминов, понимания закономерностей циркуляции воздушны...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Статья "Приемы работы с картой на уроках географии в 5 - 9 классах"
СтатьяПриемы работы с картой на уроках географии...
Конспект к уроку учебной практики на тему: Ручные работы. Выполнить основные приемы ручных работ
Ознакомить с инструментами и приспособлениями, ознакомить обучающихся с терминологией ручных работ, учить выполнять ручные сметочные, заметочные, наметочные строчки, необходимые для изготовления издел...
Комментарии
Приемы учебной работы с картой