ПРИЕМЫ РАБОТЫ С КАРТАМИ КАК ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
статья по географии на тему
Приемы работы с картами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_raboty_s_kartami_kak_proektirovanie_tehnologii_obucheniya_shkolnoy_geografii.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С КАРТАМИ КАК ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
Шевченко Елена Витальевна
МОУ Ольховлогская ООШ Каменского муниципального района
Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать прессом педагогического проектирования. В современном обществе существует потребность в активных деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все больше внимания привлекает метод проектов.
Проектирование технологии обучения географии можно представить в виде технологической цепочки:
- диагностика (изучение и анализ) педагогической ситуации при изучении конкретной темы или географического явления;
- постановка целей (целеполагание) и их конкретизация в системе географического содержания проблемы;
- отбор содержания, форм и методов, создание условий педагогического взаимодействия;
- оценка текущих результатов деятельности и их коррекция;
- итоговая диагностика, установление уровня усвоения учебного материала.
Таким образом, метод проектов как педагогическая технология востребован учителями. Он позволяет привлечь к проектно-исследовательской деятельности большое число учеников, а так же индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Привлекательность метода проектов обусловлена еще и его прагматической направленностью на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Метод проектов привлекателен еще и потому, что он личностно ориентирован, использует множество дидактических подходов, предполагает самомотивацию, т.е. возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения, поддерживает педагогические цели на всех уровнях.
В современном информационном обществе приоритетное развитие получили информатика, кибернетика, радиолокация, криптография, СМИ и т. д. Важное место в этом списке занимают картография и геоинформатика, как науки о средствах передачи хорологической информации.
Картографический метод исследования на сегодняшний день стал наиболее эффективным инструментом познания закономерностей пространственного размещения, а также структуры географических объектов и явлений, их взаимосвязей и динамики изменения, средством мониторинга и прогнозирования.
Современный человек должен уметь пользоваться планами, картами, снимками, атласами столь же привычно и свободно как книгами и компьютером.
Для формирования у школьников системных знаний и умений, и усиления практической направленности большое внимание обращено на формирование повседневной географической культуры. Главная задача курса географии научить детей читать топографический план, физико-географическую и тематические карты, составлять на их основе описания природных объектов, маршрутов, территорий и акваторий (по типовым планам). Работу я строю так, чтобы ученик влюбился в карту, в ее современное совершенство, позволяющее зрительно, мысленно, эмоционально ощущать сопричастность с миром, прикосновение и радость «созерцания» любого уголка планеты. Учу его «разговаривать» с картой как с добрым и мудрым собеседником. Она наградила бы юного друга языком свободной уверенной мысли, а значит, и грамотной речи во всех коммуникативных вариантах - монолог, диалог, дискуссия, вопросы к себе и товарищам, а «что, если...»
Я считаю важным, чтобы ученик у доски отвечал в содружестве с нужной картой, с места - с картой атласа и привык к такому ответу. Нельзя дать оскудеть мыслям и чувствам юного поколения на грани веков, пока есть география - главная наука о Земле и ее не молчащий, а живой спутник - карта.
Использование метода проектов в процессе обучения географии в общеобразовательных учреждениях, безусловно, сможет способствовать формированию активного пользователя картографической информации.
Представленные проекты различаются по степени сложности, объему, могут применятся на уроках географии и во внеурочной работе. Многие из предложенных проектов полифункциональны, что позволяет их использовать в различных учебных ситуациях, при работе с различными возрастными категориями учащихся.
Примером может служить исследовательский проект - изучение территориальной структуры г. Воронежа на основе анализа картографических источников; творческий проект - разработка маршрута движения; игровые проекты - разработка проекта освоения Амазонии.
(ролевая игра на уроке географии в 7 классе); создание тематических карт и карт - анаморфоз и т. д..
С каждым годом появляется все больше возможностей использовать компьютерные технологии в сельской школе, которые позволяют повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.
Большой интерес проявляют учащиеся в работе с электронными картами.
Но при использовании любых технологий надо помнить, что главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем, все это стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому, развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение.
Литература
- Новые педагогические и информачионные технологии в системе образования / Под ред. Ё. С. Полат – М., 2000.
- Виданова Е. М. Обучение на основе проектов – средство повышения качества образования. – М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками c НПОЗ
Приемы работы с использованием современных компьютерных технологий в совместной деятельности по дифференциации звуков /Р/, /Р`/ ,/Л/, /Л`/ учителя-логопеда с дошкольниками с НПОЗ....
презентация "Использование нетрадиционных способов и приемов работы на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку."
Презентация к материалу о нетрадиционных способах и приёмах работы на уроках английского языка....
Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов
Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов...
Нестандартные формы и приемы работы: дифференцированный и индивидуальный подход в обучении английскому языку в среднем звене через проектную деятельность
Использование проектной технологии в обучении иностранному языку...
статья "Методические приемы работы с текстом при использовании технологии критического мышления"
В статье рассматриваются основные приемы технологии критического мышления при работе с тектом разных жанров. Автор делится своим опытом об использовании таких приемов, которые целесообразнее использов...
Статья "Приемы работы с картой на уроках географии в 5 - 9 классах"
СтатьяПриемы работы с картой на уроках географии...