Технология формирования приемов учебной работы на примере урока географии в 8 классе по теме: Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Жалсабон Людмила Владимировна

На уроке географии в 8 классе изучается сложная для понимания тема: Атмосферные фронты. Циклоны.Антициклоны. Для более глубокого осознания новых терминов, понимания закономерностей циркуляции воздушных масс перед детьми на протяжении всего урока ставятся учебные задачи (технология формирования приемов учебной работы), через анализ текстов, схем, рисунков ребята с легкостью осваивают данную тему. К конспекту урока прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология формирования приемов учебной работы на примере

урока  географии в 8 классе по теме:

 Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

 

Цель урока: создание учебной задачи перед учащимися для понимания  погодных явлений, связанных с циркуляцией атмосферы (прохождением атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов) с использованием ИКТ

Задачи урока

Обучающие: - учить раскрывать, объяснять понятия темы;

 -учить рациональным приемам работы с учебным материалом (выбор главного, и т.д.)

Развивающие: - развивать  умения  устанавливать и объяснять закономерности циркуляции    воздушных масс

- развивать познавательную деятельность учащихся.

- развивать навыки и способности ставить цели и организовывать деятельность по её исполнению.

Воспитательные: - формирование информационной культуры;

- формирование коммуникативных навыков.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

План урока

  1. Организационный момент. Сегодня мы продолжаем изучение климата России.

Сформулируйте цели, исходя из темы нашего урока. Цель нашего урока заключается в понимании закономерностей движения воздушных масс, рассмотрим детально атмосферный фронт, как меняется погода при движении атмосферных фронтов? Что такое циклон и антициклон? Как меняется погода при движении циклонов и антициклонов? Эпиграфом к нашему уроку послужит изречение французского просветителя Ш.Монтескье: «Власть климата сильнее всех властей». В конце урока мы совместно должны решить, действительно ли он так силен по отношению к власти человека.

  1. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы изучили тему: От чего зависит климат России. Давайте вспомним основные моменты прошлого урока.

- Перечислите основные факторы, влияющие на климат России. Слайд 3

- В каких климатических поясах находится наша страна? Слайд 4

- Почему количество солнечного излучения постоянно на поверхности Земли меняется в течение суток? Слайд 5

- Почему пункты, находящиеся вдоль одной параллели, не всегда имеют одинаковые величины солнечной радиации? Слайд 6

Блиц-опрос.

1.        Что такое климат?

2.        Перечислите климатообразующие факторы.

3.        Что такое солнечная радиация?

4.        Перечислите виды солнечной радиации. Охарактеризуйте их.

5.        Какая солнечная радиация преобладает в нашем регионе?

6.        Что такое воздушная масса?

7.        Перечислите воздушные массы.

8.        Какие воздушные массы действуют на территории России?

10.        Чем отличается одна воздушная масса от другой?

11.        Почему на территории нашей области действуют все эти воздушные массы?

12.        Что происходит с воздушными массами при движении?

3. Изучение новой темы. Открыли тетради, записали новую тему: Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Исходя из последнего вопроса, температура воздуха зависит не только от распределения солнечной радиации, а также от циркуляции атмосферы. Слайд 11,12

В умеренных широтах расположена большая часть нашей страны, господствует западный перенос воздушных масс, Атлантический океан оказывает на климат большее влияние по сравнению  с Тихим океаном. Она велика особенно в теплый период. Зимой основную роль играет обширная область высокого давления, называемая Сибирским антициклоном или Азиатским максимумом. Его центр располагается в районах Забайкалья, Республики Тува и Северной Монголии. От него области с повышенным давлением растекаются в двух направлениях: на северо-восток вплоть до Чукотского побережья и на запад через Северный Казахстан и юг Русской равнины

Слайд 13. Азиатский минимум. Центр расположен за пределами нашей страны над Иранским нагорьем и пустыней Тар, он притягивает воздушные массы с Тихого океана.

Слайд 14. В полосе, разделяющим различные по своим свойствам воздушные, образуются переходные зоны – атмосферные фронты. В метеосводках вы часто слышите об атмосферных фронтах, движение которых меняет погоду. Воздушные массы обладают разными свойствами. По границе их контакта и формируются атмосферные фронты.

Перед вами стоит учебная задача . Анализ текстов, карт, схем дать основные признаки атмосферных фронтов. Предварительно подготовить тексты с описание фронтов. (Приложение 1)

Теплый фронт

Примерные ответы учащихся

Изменение давления, температуры, влажности

Ветер, выпадение осадков

Потепление, затяжные дожди

Холодный фронт

Изменение давления, температуры

Легкий воздух поднимается над холодным

Холодный подтекает под теплый

Выпадают обильные осадки в виде ливневых дождей, гроза

Слайд 16.рис 37

Мы подошли к изучению понятия «циклон» и «антициклон» (Приложение 2)

Учебная задача. Составить кластер на данную тему. Вызвать к доске двух учеников и составить схему циклонов и антициклонов, используя текст учебника, схемы, рисунки.

На доске сводная таблица

        

Циклон

Линия сравнения

Антициклон

Вертикальное движение воздуха в центре

Общее направление ветра

Круговое движение воздуха

Характер погод

Районы распространения

Слайд 15. Циклон

Мощный атмосферный вихрь диаметром до 3000 км с пониженным давлением в центре. Воздух в циклоне, вращаясь против часовой стрелки, движется по  направлению к центру; поток воздуха в центральной части циклона восходящий. Зимой развиваются над Баренцевым морем, Карским и Охотскими морями, северо-запад Русской равнины. Летом  

Антициклон

В центре антициклона атмосферное давление высокое, воздух движется от центра к периферии, вращаясь по часовой стрелке. Не приносит осадков, приходит похолодание и сухая, ясная солнечная погода.

Характерен для юга Русской равнины, устойчив зимой для Восточной Сибири, формируются на Дальнем Востоке, на севере Сибири

4 Закрепление и коррекция полученных знаний. Эвристическая беседа.

Слайд 17. Почему важно знать, над какой территорией располагаются атмосферные фронты?

Слайд 18. Что общего у циклонов и антициклонов?

Слайд 19. Почему циклоны на территорию нашей страны чаще всего приходят с запада?

Составить кластер на доске. Анализ синоптической карты

Слайд 20. 11 января. Внимательно проанализируйте синоптическую карту и дайте прогноз на ближайшие сутки на территории Восточной Сибири.

Учебная задача. Заполните таблицу

Омск

Линия сравнения

Чита

1.Температура воздуха

2. Атмосферное давление (в гектопаскалях)

  1. 3. Облачность; если есть осадки, то какие

  1. 4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды

  1. 5. Какой ожидается прогноз на близлежащее время?

Примерный ответы:

- на 11 января господствует антициклон, температура в Красноярске -27, в Чите -33, Якутске -50, стоят ясные, морозные дни, в сторону Восточной Сибири движется циклон? Дайте прогноз на 19 января.

- Ответ: циклон принес осадки в виде снега, метели, Восточная Сибирь находится во власти циклона, наблюдается потепление. В Красноярске -15, в Чите-18, в Якутске -42, пришел теплый фронт

Учебная задача. Синквейн

Это стихотворение, состоящее из 5 строк.

1. Одно слово – имя существительное тема синквейна

2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами

3. Три слова – глаголы

4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна

5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна

Примерные ответы учащихся

1. фронт

2. атмосферный, теплый

3.Теплый воздух на холодный

4.Осадки

1. Циклон

2.крутящийся, восходящий

3.Циклон –вихрь, несущий осадки

4. осадки

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Вспомним эпиграф нашего урока? Согласны ли вы с этим утверждением? Слайд 29

«Власть климата сильнее всех властей»

Французский просветитель

Шарль Монтескью

Проанализируйте фотографии, представленные на слайдах. Ребята должны понять о чем идет речь. Слайды 22-28.

- Почему на Дальнем Востоке произошло за последние 200-300 лет крупнейшее наводнение, перед которой оказалась бессильна власть человека? (Предварительно учащимся приготовить статьи из газет на тему наводнения на Дальнем Востоке)


.
-Попробуйте связать влияние атмосферных фронтов и циклонической деятельности на жизнь и деятельность человека.

Примерный ответ: Климат формируется на каждой территорией в течение нескольких лет. Власть принадлежит человеку, который управляет страной, регионом, административным центром, но их власть бессильна по отношению к стихийным последствиям влияния климата условий: будь это наводнение, вызванное затяжными дождями, будь это засуха, вызванная устойчивым антициклоном в летнее время, будь это сильнейшие морозы. Человек должен быть готов к любым проявлениям, капризам погоды. Последствия на Дальнем Востоке. (дискуссия, обсуждение)

Приложение 1

Теплый атмосферный фронт

Образуется, когда теплый воздух движется в сторону холодного, оттесняя его. При этом теплый воздух, как более легкий, поднимается над холодным плавно как по лестнице. При подъеме он охлаждается, содержащиеся в нем водяные пары собираются в капли (конденсируются). Небо затягивают тучи и выпадают осадки. Теплый фронт приносит потепление и затяжные моросящие дожди.

Холодный атмосферный фронт

Образуется при перемещении холодного воздуха в сторону теплого. Холодный воздух тяжелый, поэтому он шквалом втискивается под теплый, резко, одним взмахом, поднимает его и выталкивает вверх. Происходит быстрое охлаждение теплого воздуха. Грозовые тучи собираются над землей. Выпадают ливневые осадки, нередко сопровождаемые грозами.Часто возникают сильные ветры, шквалы.При прохождении холодного фронта быстро происходит прояснение и наступает похолодание

Приложение 2

Циклоны – это вихри с низким давлением в центре. К окраинам давление увеличивается, поэтому воздух движется в направлении к центру, несколько отклоняясь против часовой стрелки. В центральной части воздух поднимается и растекается к окраинам. При подъеме воздух охлаждается, происходит конденсация

Влаги, возникают облака, и выпадают осадки. Циклоны в поперечнике 2-3 тыс. км и перемещаются обычно  со скоростью 30-40 км/ч. Так как в умеренных широтах господствует западный перенос воздушных масс, циклоны движутся по территории России с запада на восток. Районы распространения - над Баренцевым, Карским, Охотским морями и над северо-западной частью Русской равнины.

Антициклоны имеют высокое давление в центре вихря. Отсюда воздух растекаетсяк окраинам, несколько отклоняясь по часовой стрелке. Характер погоды (в теплый период - малооблачная и засушливая, в холодный период – морозная). Погода в антициклоне стоит ясная, безоблачная. Антициклональная погода наиболее типична и зимой и летом для юга Русской равнины. Устойчивый антициклон характерен для Восточной Сибири.

Приложение 3

Вице-премьер - полпред президента в ДФО Юрий Трутнев оценил количество пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке более чем в 135 тыс. человек . "На сегодняшний день в Дальневосточном федеральном округе пострадало от паводка 14 тыс. домов, 1600 км дорог, 174 моста, 825 социально значимых объектов", - сказал Трутнев во вторник в Хабаровске на селекторном совещании.Причиной катастрофического наводнения на Дальнем Востоке являются глобальные изменения климата. Такое мнение высказал директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд. Именно эти изменения климата создали не виданные ранее условия для запуска механизма  "амурского потопа". Непосредственной же его виновницей стала, по выражению Вильфанда, "совершенно аномальная циркуляция воздушных масс над азиатской территорией России", которая грозит стать регулярной, сообщает ИА AmurMedia со ссылкой на пресс-службу Гидрометцентра России.

Над Китаем превалировал очень теплый и влажный воздух, а севернее, над Якутией, температура была довольно умеренной. От этого создался, научно говоря, очень большой градиент, а проще сказать, перепад температур. Эта "разность потенциалов" сформировала так называемую фронтальную зону, по которой беспрерывно в течение двух месяцев шли дожди. И это обусловило экстремальный, никогда не регистрировавшийся прежде приток воды в реки.

Иными словами, прямо вдоль южной границы России, непосредственно над водосборами достаточно крупных рек – Зеи, Буреи, Сунгари, Уссури, самого Амура, - как по коридору гулял неостановимый циклон. Из него выливались на землю буквально кубокилометры воды, которые скатывались прямо в речные русла. Ну, а дальше всё по законам физики: вода в них не помещается, поднимается, разливается, затопляет территории, города и сёла. По данным Минвостокразвития, на нашем Дальнем Востоке подтоплено от 7 до 10 тысяч домов, пострадали – слава богу, только имущественно, без жертв – почти 100 тысяч человек. В зоне подтопления находятся 130 населенных пунктов. Общий ущерб от наводнения может превысить 30 млрд рублей.

"Такого ещё не бывало, вообще ничего подобного не бывало! – говорит Вильфанд. – Это не то что не типичная, но экстремальная циркуляционная ситуация!"

С 50-х годов прошлого века, когда началось регулярное зондирование этих территорий, отмечались наводнения, но то, что происходит сегодня, - ситуация, редчайшая из редких. Правда, первое большое наводнение на Амуре российские поселенцы увидели уже через три года после присоединения этого края к Империи - в 1861 году. Через 11 лет паводок оказался ещё выше. А вообще заметные наводнения здесь происходят в среднем каждые три года, крупные – каждые 20. Последний раз сильно подтопило эти местности в 2007 году. И практически всегда наводнениям предшествовали сильные и затяжные дожди. Впрочем, не такие, как в нынешнем году.

Угроза прежде всего в том, что нынешняя аномальная ситуация рискует превратиться в регулярную в самом ближайшем будущем.

Дело в том, что набирают темп серьезные изменениями в атмосфере из-за потепления в полярных регионах. А значит, нынешние стихийные бедствия - одна из производных глобальных изменений климата. "Вероятно", – добавляет Вильфанд.

Можно ли что-то с этим сделать? И вообще – в человеческих ли силах? В значительно мере – да, уверяют специалисты. Дело в том, что основная часть – 75–80% всего амурского водосбора приходится на притоки с российской стороны реки. А значит, можно теоретически продумать меры, позволяющие регулировать сток из них при каких-то бедственных ситуациях. Практически же эти меры сводятся, в общем, к одному – массированному возведению плотин на этих реках. Каскады их смогут играть роль этакого вентиля, регулирующего сброс воды. Одновременно - и уже в постоянном режиме – возведённые здесь гидроэлектростанции будут давать ток, который постепенно будет окупать затраты, понесённые при строительстве. Но это, конечно, уровень федеральной программы и в любом случае дело долгое. Та же Бурейская ГЭС, принёсшая сегодня такую неоценимую пользу, строилась, к примеру, больше 30 лет. А пока…

Пока Гидрометцентр прогнозирует и продолжение дождей, и продолжение паводка. "Осадки сейчас всё равно прогнозируются, – говорит Вильфанд. - Особенно по району Сунгари, Уссури, в Амурской области. Очень сложная обстановка будет продолжаться на реках. Ожидаются не просто аномальные, а экстремальные уровни воды в Хабаровске, Комсомольске-на Амуре".

В Хабаровске, к примеру, критическим считается уровень воды в 600 см, но уже сегодня он достиг 794 см. Не исключено, что вода поднимется выше 8 метров.

"Пиковые уровни здесь еще впереди", -  констатировал глава Гидрометцентра.
Подробнее:
http://amurmedia.ru/news/khabkrai/01.09.2013/299780/prichina-katastroficheskogo-navodneniya-na-dalnem-vostoke---globalnie-izmeneniya-k.html


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны".

Разработка урока по географии в 8 классе по теме "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" с использованием презентации и видеосюжетов....

Урок географии "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" 8 класс.

Урок географии по ФГОС для учащихся 8-х классов...

Конспект урока в 8 классе по географии "Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны"

Цель урока: дать представление об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат. Формировать знания о главных чертах климата России....

План урока по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны- интегрированный урок. (8 класс)

Интегрированный урок- (8 класс) по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны....

Презентация на тему "Движение воздушных масс.Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны" 8 класс

Презентация на тему "Движение воздушных масс.Атмосферные  фронты.Циклоны  и  антициклоны" 8 класс1.Определение атмосферного фронта.2.Типы атмосферных франтов.3.Циклоны и антициклоны.4.С...

Урок географии в 8 классе "Атмосферные фронты,циклоны и антициклоны"

Урок географии в 8 классе "Атмосферные фронты,циклоны и антициклоны"...

Тренировочные задания по теме "Атмосферные фронт. Циклон и антициклон" для 8 класса

Тренировочные задания по теме "Атмосферные фронт. Циклон и антициклон"...