Статья "Приемы работы с картой на уроках географии в 5 - 9 классах"
статья по географии (7 класс)

Петрова Наталья Николаевна

Статья

Приемы работы с картой на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_raboty_s_kartoy_na_urokah_geografii_statya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы с картой на уроках географии.

Цель: Формирование интереса учащихся к географическим знаниям с помощью технологии развивающего обучения. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

географическая карта – мощный инструмент в руках учителя, позволяющий ему привить интерес к изучению географии, а также помогающий ученику в познании многообразия современного мира.

Для преподавания географии и краеведения, для организации внеклассных форм обучения необходимо использовать такие приёмы, которые помогали бы формировать знания и умения учащихся, развивать их географическое мышление, познавательную самостоятельность и творческую активность. Географические знания нельзя преподносить только в виде текста и табличных колонок с цифрами без карт и иллюстраций. Привить детям желание работать с географической картой – одна из главных задач учителя.

Любое педагогическое действие имеет своей целью развитие ребенка. С этой точки зрения обучение в любой форме есть элемент развития, а, следовательно, любое обучение всегда является развивающим.

Целью развивающего обучения является развитие умения самостоятельно извлекать информацию, ее перерабатывать и самостоятельно делать из этой информации выводы. Развивающее обучение преследует три главных цели: развитие логического мышления, развитие памяти и развитие внимания.

Некоторые приемы при работе с политической картой для развития памяти, внимания, логического мышления, которые я использую в своей работе.

 «Навигатор». Ученик поворачивается спиной к карте. Мысленно путешествуя по карте, ученику предлагается назвать страны, по которым пройдет его путешествие из заданной учителем страны в конечную точку.  Например, какие ты страны сможешь посетить, совершая путешествие из России в Индию.

«Навигатор 2». У карты два ученика. Один стоит к карте спиной, другой начинает движение указкой по карте, рассказывая о направлении и тех странах, которые встречаются на его маршруте. Учитель говорит «Стоп». Стоящий спиной к доске ученик, должен назвать страну, на которую в данный момент показывает указка. Ученики меняются местами, если дан правильный ответ.

«Цепочка». Перед учениками, лежат атласы с политической картой. Учитель называет страну или столицу, и ученик должен найти на карте страну или столицу, начинающуюся на ту букву, на которую окончился объект, заданный учителем. За первым учеником в игру вступает второй и так далее. Этот прием не только развивает внимание учащихся, но и позволяет легко, без сильного напряжения, запомнить карту.

 «Буква». Ученикам предлагается написать за определенное время как можно больше названий столиц или стран, на определенную букву.

«Силуэт». Ученик должен узнать страну по силуэту. Силуэт страны изображается на бумаге или доске с прилегающими к ней странами.

«Река-столица». Ученикам предлагается назвать столицы (города) стоящие на реках. Провести можно в виде состязания.

 «Дуэль». Для дуэли к карте вызываются два ученика. Первый ученик задает вопрос по карте, второй должен на него ответить. Затем ученики меняются.

«Географический диктант». Географические диктанты являются широко распространенной формой контроля знаний учащихся. Наиболее распространенной формой диктанта, является диктант по контурной карте, когда учитель зачитывает список географических объектов под номерами, а ученик должен поставить в соответствующем месте контурной карты соответствующий номер.

«Найди общее». Даются две страны. Ученик должен найти как можно больше общего.

«Поиск аналогов». Учитель называет город, а ученики должны найти как можно больше его аналогов.

«Классификация стран». Классификация может быть различна. Например, распределить предложенные страны по численности, по охвату территории, по вероисповеданию, по ВВП, по уровню развития, по формам правления и т.д. Или предложить сгруппировать страны, по каким-либо признакам.

«Контур». Интересно проходит проверка знаний с использованием настенных контурных карт. На этих картах можно писать фломастером на водной основе, который легко стирается с ламинированной карты.

У ученика на листе написаны страны и столицы под номерами, и он расставляет на настенной контурной карте фломастером цифры, или подписывает эти названия.

«Угадай страну». На контурной, настенной карте, страны отмечены цифрами. Учитель называет одну из особенностей той или иной страны. Ученик должен записать в тетрадь нужный номер.

Интерактивные географические карты 

Интерактивные географические карты используются при объяснении материала и при проверке знаний.

Приемы работы с интерактивными картами. 

При выполнении этих заданий убирается слой «Названия объектов» 1. Вызываются два ученика. Один пишет названия стран, другой их ставит на место.

2. Учитель пишет номера на карте, ученики пишут названия стран в тетрадь. 3. Карта увеличивается в размере, и учитель просит определить страну по небольшому фрагменту

 4. При помощи таких карт и интерактивной доски, ученики с интересом выполняют творческие задания. Например, а) при помощи электронного маркера ученик может показать, как изменятся границы государств при определенных условиях, можно пофантазировать; б) показать (нарисовать) транспортные пути, миграции населения, полезные ископаемые, промышленность и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по самообразованию: «Работа с картой на уроках географии в коррекционной школе».

Выступление на педагогическом совете из опыта работы с картой на уроках географии...

Работа с картой на уроке географии

Приемы работы с картой на уроке географии...

Работа с картой на уроках географии

В статье описываюбтся приемы обучения учащихся по работе с кортами, выполнению плана местности....

Для родителей. Методические рекомендации по работе с картами на уроках географии

Методические рекомендации по работе с картами на уроках географии...

Работа с картой на уроках географии

quot;Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и доходчивый. Для учащихся это источник научных знаний и разносторонней информации. ...

Формы и методы работы с картой на уроке географии как эффективное условие повышения качества образования.

Географическая карта является особым средством познания действительности мира, источником, накопителем и хранитеем знаний....

Доклад по географии: «Нестандартные методы при работе с картой на уроках географии».

У каждой школьной дисциплины есть свои сложности, которые остаются неизменными при любых корректировках программ и учебников. Для географии это – научить школьников свободно владеть «языко...