Открытый урок по географии по теме"Численность населения.Население Тверской области"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Материал даёт представление о численности населения Земли, дополнительную информацию , которая позволяет в занимательной форме раскрыть задачи урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temaotkrytogo__uroka.rar14 КБ
Файл chislennost_naseleniya.rar1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Численность населения. Население Тверской области.

Цели : 1. Закрепить знания о человеческих расах.

2. Сформировать представление о численности населения Земли.

3. Познакомить с национальным составом населения Тверской области.

4. Продолжить развивать познавательную активность, речь.

5. Развивать интерес к предмету.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

( слово учителя)

Сегодня наш урок я хочу начать со слов Редьярда Киплинга.( слайд №1)

На прошлом уроке мы рассматривали расовые различия людей. Давайте вспомним.

Я зачитываю расовые признаки, а вы определяете какому типу расы они принадлежат.

-Глаза – светлые голубые, серые; нос – узкий, выступающий; губы- средней толщины.

( ответ ученика) ЕВРОПЕОИДНАЯ РАСА, т.к. обитают там, где частые дожди.

( слайд №2,3)

-Глаза- карие; губы –толстые; нос – плоский, с широкими крыльями; волосы – чёрные.

( ответ ученика) НЕГРОИДНАЯ РАСА, т.к. обитают там, где жаркий климат, палящее солнце.( слайд №4)

- Глаза- тёмно карие, узкий разрез; нос –прямой, переносье низкое; волосы – чёрные прямые.

( ответ ученика) МОНГЛОИДНАЯ РАСА,  т.к. обитают там, где дуют сильные ветра, условия открытого пространства. В основном в Азии. (слайд № 5)

- Учёные выделяют ещё один вид. ( слайд №6)

Люди не одинаковы по внешнему виду – по цвету кожи, глаз, по форме черепа, лица.

  1. Новый материал.

У каждого есть дом, где он родился

А где родился, там и пригодился

Вот так у нас в народе говорят. ( Н.Дружков)

( Учитель сообщает тему урока) .( слайд №7)

Пёстрый, яркий, земной шар! Пылинка Вселенной. Население небольшая часть этой пылинки.

На земном шаре живут сотни различных народов и народностей.

Они говорят на различных языках. Наиболее распространёнными являются 10 языков мира, на которых говорит 60 %всего человечества. Если основных языков 10, то наречий и диалектов очень много ( в Африке, например, их около 1000, в Индии – около 200). Каждый народ имеет свои обычаи, свою национальную одежду, свои песни, своё национальное блюдо. Самая распространённая фамилия у русских – Иванов, а самая распространённая на земном шаре имеет происхождение от слова «кузнец»:

- у русских – Кузнецов,

- у украинцев – Ковальчук, Коваленко («коваль»- кузнец)

- у поляков – Ковальский, Ковалевский

- у англичан – Смит

- в Германии, Австрии – Шмидт.

В 7 часов утра 1987 года в Югославии появился на свет Матей Гашнар, которого условились считать пятимиллиардным жителем Земли. Бурный рост численности населения характерен для 20-ого века. За последние 50 лет число жителей Земли удвоилось. Каждую минуту население нашей планеты увеличивается на 150 человек, каждый день- 220 тысяч, каждый год – более чем на 80 миллионов человек.

Сейчас численность населения Земли превышает 6 млрд.человек ( с 1999 года). Самыми большими по численности населения государствами являются Китай  ( 1,3 млрд.чел), Индия (1 млрд.чел), США( 261 млн.чел). Россия на 7 месте  -( 143 млн.чел). самое маленькое по численности государство – Ватикан. ( слайд №8,9)

Что же влияет на резкое снижение численности населения?

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС – период резкого снижения

численности населения страны вследствие войн, революций,

эпидемий, других социальных  потрясений.

XX век:  ( слайд №10)

Работа по карточкам.( тест по теме « Численность населения)

  1. Население Тверской области.( слайд №11)

Ру́сские — восточнославянский народ. Один из коренных народов России. Есть также крупные диаспоры на Украине, в США, Казахстане, Белоруссии и других государствах. Являются самым крупным народом в Европе.                                                                   Традиционной религией среди русских является православное христианство. Национальный язык — русский.                                                                                                             В русском языке выделены две диалектные группы — севернорусская (окающая) и южнорусская (акающая), каждая из которых членится на более мелкие диалектные группы. Между северным и южным наречиями расположена территория среднерусских говоров.                                                                                                                                                  На основе различий в типе хозяйства, региона проживания, особенностей народной культуры, конфессиональных отличий среди русских выделяется ряд этнографических групп( например)

В Центральной России

  1. Однодворцы — в Центральной России 
  2. Полехи — в Орловско-Калужском полесье 
  3. Пушкари — в Тверской области 
  4. Саяны — в Курской области 
  5. Сицкари — в Ярославской области 
  6. Тудовляне — в Тверской области 
  7. Цуканы — в Тамбовской области

В Лихославльском, Спировском, Рамешковском и некоторых других районах проживает группа тверских карел (14,6 тыс. человек).

Народ

Численность в 2002 году, чел

Русские

1 361 006 (92,5 %)

Украинцы

22 563 (1,53 %)

Карелы

14 633 (1 %)

Лица, не указавшие национальность

13 951 (0,95 %)

Белорусы

8581 (0,6 %)

Армяне

7331

Татары

6717

Азербайджанцы

4607

Цыгане

4553

Чуваши

3057

Чеченцы

2724

Молдаване

1772

Немцы

1766

Мордва

1694

Грузины

1421

Таджики

1175

Мы познакомились с численностью населения мира и Тверской области. Вы узнали много интересного.                                                                                                                                                На основе всего ранее изученного продолжи:

Кто я?

Я- европеоид, россиянин (русский, живу на материке Евразия, в государстве Россия, в Тверской области …)

  1. Игра « Кто- кто в городе живёт?»

В Москве живёт москвич,

В Одессе – одессит,

В Японии – японец,

А где живут куряне ( Курск), смоляне ( Смоленск), томичи ( Томск)?

  1. Итог урока. Подведение результатов.
  2. Д/з  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по географии на тему "Литосфера"

Каждый год в нашей школе проходит День школы, в котором я принимаю активное  участие и провожу  открытые  уроки  для  города....

Открытый урок по географии по теме"Численность населения.Население Тверской области"

В ходе урока учащиеся повторят основные человеческие расы, у них сформируются представления о численности населения Земли, познакомятся с населением Тверской области.Узнают много интересного ,например...

Разработка открытого урока по географии на тему «Внутренние воды России. Реки»

Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах России...

Разработка открытого урока по географии на тему : "Рельеф и полезные ископаемые Евразии" для 7класса

Это разработка комбинированного урока по географии для 7 класса. Урок путешествие-исследование....

Открытый урок по географии на тему: "Природные зоны Африки" (7 класс)

Открытый урок по географии на тему: "Природные зоны Африки" (7 класс)   Цели открытого урока:·        Образовательные – закрепить пон...

Конспект урока по географии на тему "Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика". 10 класс

Разработка урока для 10 класса по теме  «Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика »....