Интегрированный урок по математике и географии. Тема «План и карта. Масштаб».
учебно-методический материал по алгебре (6 класс) на тему

Мурылёва Марина Викторовна

План урока:

I. Блок математики и географии. Организационный  момент. Постановка задач урока.

II. Блок математики.  Проверка выполнения домашнего задания.

III. Блок географии (фронтально-индивидуальная работа).

IV . Блок математики (решение задач).

V. Блок географии из ГИА (практическая работа тренировочная). Самостоятельная работа учащихся

VI. Итог урока - рефлексия

VII. Домашнее задание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematika_geografiya.doc396 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4    

Интегрированный урок по математике и географии.

 Тема «План и карта. Масштаб».

                                                   .

Учитель географии Грачева О.Л,

Учитель математики Мурылева М.В.

Ноябрь , 2012г.

Интегрированный урок (география + математика)

«План и карта. Масштаб».

Тип урока: интегрированный (география + математика).

Цели: 

  1. Развитие познавательного интереса к обучению.
  2. Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления.
  3. Закрепление специальных понятий, предусмотренных учебной программой по теме "Масштаб" и умелое их использование в конкретной ситуации.

Задачи урока: 

  1. Научить применять понятие "масштаб" для определения расстояний  по плану и карте.
  2. Закрепить приёмы учебной работы по использованию условных знаков, определению направлений и расстояний на плане местности и карте.
  3. Отработать вычислительные навыки при переводе единиц длины.
  4. Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.

Оборудование 

  1. Учебник географии:  Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Начальный курс географии, 6 класс, Дрофа, М 2008г.
  2. Учебник математики:  И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, "Математика 6" М: Мнемозина, 2009г. 
  3. Атлас ООО "АСТ-ПРЕСС ШКОЛА" 2010

ЗАО "Компания "АСТ-ПРЕСС". Авторы И.В. Душина, А.А.Летягин

  1. Презентация, выполненная в Microsoft Office PowerPoint 2007
  2. Интерактивная доска
  3. Проектор
  4. Линейки, карандаши.
  5. Раздаточный материал по географии.

План урока:

I. Блок математики и географии. Организационный  момент. Постановка задач урока.

II. Блок математики.  Проверка выполнения домашнего задания.

III. Блок географии (фронтально-индивидуальная работа).

IV . Блок математики (решение задач).

V. Блок географии из ГИА (практическая работа тренировочная). Самостоятельная работа учащихся

VI. Итог урока - рефлексия

VII. Домашнее задание

Термины и понятия

Масштаб (от немецкого - мера и Stab - палка) - отношение длины отрезка на карте, плане, аэро- или космическом снимке к его действительной длине на местности.
Численный масштаб - масштаб, выраженный в виде дроби, где числитель - единица, а знаменатель - число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение.
Именованный (словесный) масштаб - вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте, плане, снимке.
Линейный масштаб - вспомогательная мерная линейка, наносимая на карты для облегчения измерения расстояний.

Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд 1.2.3.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а интегрированный. Это совместный урок географии и математики.

Чем же мы будем заниматься  на уроке?  Давайте прочитаем  задачи урока (учащиеся читают по очереди с интерактивной доски).

Нам необходимо повторить изученный ранее материал, чтобы выполнить практические задания на уроке.

  1. Блок математики. Слайд 4. 

Учитель математики:

Ребята, а сейчас давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание

№ 1 

Решение:

(650км х1000) : 10 000 000= 6,5 см 

№ 2 Масштаб плана 1:3000см. Какому расстоянию на местности соответствует участок плана длиной:     а)10см;  б)5см;  в)2см. 

Решение: так как 1см -3000см;

10см х 3000см =30 000см=300м и т.д.

5см х 3000см=15000см = 150 м.

2cм x3000см = 6000 см = 60 м. 

№3.

Решение:

  1. 7,5 см х 5 = 36 cм.
  2. 36см: 3 =12 см. 

        III. Блок географии (фронтально-индивидуальная работа). Слайд 5.6.

Учитель географии.  Прежде чем выполнять практическую работу, вспомним то, что  поможет нам  справиться с работой.

Фронтальный опрос (теоретические вопросы).

  1. Что называется масштабом плана?
  2. Что показывает масштаб?
  3. Назовите виды масштаба. Приведите примеры.
  4. Какие основные стороны горизонта вы знаете?
  5. Назовите промежуточные стороны горизонта.

(Практические задания).      Слайд 7.

1. Расстояние между городами А и В на карте изображено отрезком в100 раз меньше, чем на местности. Каков масштаб карты?

(1:100)

3. Масштаб карты 1:400 000.

Отрезком, какой длины обозначается на ней расстояние. 4 км

(1 см)

5. Определите масштаб карты. Если на карте линия длиной 10 см показывает расстояние 10 км.

(1:100 000)

2.Масштаб карты 1:5000. Во сколько раз расстояние на местности больше отрезка, изображающего это расстояние на карте?

(в 5000 раз)

4. Масштаб карты  1:20 000 000 .

Каково расстояние между двумя пунктами, если на карте оно изображено отрезком 4 см

(800 км)

6.Расстояние от Великого Новгорода до Москвы по карте России 2 см, масштаб карты 1:25000000,чему равно расстояние

(500 км)

   Учитель географии:

  1. Ребята, как изображаются объекты на плане и на карте? (С помощью условных знаков).

Перед нами рассказ, который составлен с помощью условных знаков, это топографический рассказ. Прочитайте пожалуйста топографический рассказ. Слайд 7

  1. Как определить стороны горизонта?   Слайд 8. 

Работа по физической карте России.

Учитель географии. Давайте вспомним, какие элементы градусной сетки помогут нам  определить стороны горизонта? (это параллели и меридианы).

Мы повторили учебный материал, который поможет вам  выполнить практическую работу,  теперь приступайте  к выполнению практической работы ( у каждого учащегося  есть свой вариант задания практической работы).

Практическая работа№3.   Слайд 9, 10, 11.

 «Определение расстояний, направлений на плане и карте»  

(использовать при выполнении заданий первый форзац учебника и атлас для 6-го класса).

1 вариант

Определение направлений  по плану:

На  каком расстоянии от Елагино находится болото?

Определите расстояния по плану:

  1. В  каком направлении от Елагино   находится болото?

Определение направлений по физической карте России:

  1. В  каком направлении от города Москва находится город Челябинск?

Определение расстояний по физической  карте России:

  1. Определите расстояние от города Москва до города Челябинска?

2 вариант

Определение направлений  по плану:

  1. В каком направлении от озера находится лиственное дерево?

Определите расстояния по плану:

  1. На каком расстоянии от сарая находится дом?

Определение направлений по Физической карте России:

  1. Определите, в каком направлении от города Москва находится город Мурманск?

Определение расстояний по физической  карте России:

  1. Определите расстояние от города Москва до города Мурманска?

 IY. Блок математики (решение задач)  Слайд 12, 13, 14.

 Учитель математики.

Ребята, а сейчас мы отправимся с вами в виртуальное путешествие, используя план местности (первый форзац учебника)

. Каждый ряд – это группа, которая движется по определенному маршруту. Давайте познакомимся со своими маршрутами. Слайд 12, 13. 

Задачи. 3 группы туристов отправились в поход (по рядам)

  1. Маршрут I-ой группы: лиственное дерево – сарай – ольховый лес (зеленый цвет маршрута)
  1. Маршрут II-ой группы: болото – тропинка – ольховый лес (фиолетовый цвет маршрута)
  2. Маршрут III-ой группы: северный берег озера – дом – ольховый лес (красный цвет маршрута).

Туристы вышли в одно и тоже время, и движутся с одинаковой скоростью. Какая из групп придет к ольховому  лесу первой?

Ответ: Слайд 14.

1). 5.5 + 1 +7 = 13.5см - маршрут I группы на плане

2). 0,5 + 3.5 + 1.5 = 5.5 см - маршрут II группы на плане

4).Вывод: первая и вторая группы придут одновременно, а третья – придет – позже.

V. Блок географии из ЕГЭ  (практическая работа тренировочная).  Слайд 15, 16.

Учитель географии.    Слайд. 15.

А теперь ребята, мы попробуем свои силы в выполнении заданий, которые включены в ЕГЭ в части С по географии. Я уверена, что вы уже сейчас сможете выполнить.  Возьмите приготовленные  листы  с самостоятельной работой и внимательно прочитайте первое и второе задания.

Самостоятельная работа учащегося: Ф.И. __________________________________

«Определение расстояний, направлений по карте с помощью масштаба».

 

Раздаточный материал

1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В. Ответ запишите цифрами.

Ответ: __________ м .

2. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится домик лесника.

Ответ: домик лесника находится на  _______________________  от точки А.

Самоконтроль выполненной работы. Ответ:  1 – 400 м,  2 – на северо-западе. Слайд 16.

VI. Итог урока - рефлексия (обратная связь).  Слайд 17. 

  1. Что показывает масштаб?
  2. Назовите основные виды масштаба
  3. Где можно применять масштаб?
  4. Каким видом масштаба мы пользуемся чаще всего?

VII. Домашнее задание.  Слайд 18, 19.

Учитель математики: придумать три задачи на применение масштаба.

Учитель географии: определите расстояние между пунктами по физической карте России:  гора Нaродная (Уральские горы) и гора Белуха (горы Алтай)

Приложение 1

Практическая работа№3   «Определение расстояний, направлений на плане и карте» 

1 вариант

Определение направлений  по плану:

1. В каком направлении от Елагино находится болото?

Определите расстояния по плану:

  1. На каком расстоянии от Елагино   находится болото?

Определение направлений по Физической карте России:

  1. В  каком направлении от города Москва находится город Челябинск?

Определение расстояний по физической  карте России:

  1. Определите расстояние от города Москва до города Челябинска?

2 вариант

Определение направлений  по плану:

1. В каком направлении от озера находится лиственное дерево?

Определите расстояния по плану:

  1. На каком расстоянии от сарая находится дом?

Определение направлений по Физической карте России:

  1. Определите, в каком направлении от города Москва находится город Мурманск?

Определение расстояний по физической  карте России:

  1. Определите расстояние от города Москва до города Мурманска?

Приложение 2.

Фамилия Имя _____________________________________________ класс __________.

1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В. Ответ запишите цифрами.

Ответ: __________ м.

2. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится домик лесника.

Ответ: домик лесника находится на  _______________________ от точки А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного урока по математике и географии

Интегрированный урок по информатике и математике по теме "Масштаб" (6 кл) - рассматривается понятие масштаба с математической и географической точки зрения, закрепляются знания учащихся по теме пропор...

конспект интегрированного урока по математике и географии

Интегрированный урок по информатике и математике по теме "Масштаб" (6 кл) - рассматривается понятие масштаба с математической и географической точки зрения, закрепляются знания учащихся по теме пропор...

интегрированный урок по математике и географии по теме "Масштаб"

Презентация интегрированного урока урока по математике и географии по теме "Масштаб" в 6 классе - рассматривается: основные виды масштаба и их применение на уроке математики и географии...

интегрированный урок по математике и географии тема "Масштаб"

архив содержит конспект урока, презентацию, опорный конспект для учащихся....

Интегрированный урок по математике и географии в 8-м классе по темам «Решение линейных уравнений» (2-ой урок) и "Байкал"

Данный урок разработан для проведения в 8 классе. Урок является интегрированным: по теме «Решение линейных неравенств» по алгебре и по теме «Байкал» по географии. В начале урока учитель объявляет тему...

Интегрированный урок по математике и географии по теме "Масштаб"

МОУ СШ №8 Г.Рославля             Математика 6 класс   Интегрированный урок математика и география     ТЕМА:   «Масштаб»   ...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ И ГЕОГРАФИИ В 6-М КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВОКРУГ ПРОПОРЦИИ»

Интегрированный урок по математике и географии в 6-м классе по теме «Вокруг пропорции»...