план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_sovremennykh_bolezney.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Развернутый план-конспект интегрированного урока по биологии и географии в 10-х классах на тему:
«География современных болезней человечества»
Цели и задачи урока
Обучающие: познакомить учащихся с наиболее распространенными заболеваниями в современном обществе; раскрыть зависимость распространения болезней от социально-экономической среды, а также от географических условий местности; рассмотреть географию современных болезней;
Развивающие: научить использовать знания из смежных школьных дисциплин для обоснования ответов; развивать монологическую речь; применять в обучении современные информационные технологии;
Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; пропагандировать здоровый образ жизни.
Оборудование: физическая карта мира, иллюстрации из медицинской энциклопедии, доклады учащихся.
Структура урока:
1 этап – организационный момент
2 этап – изучение нового материала
3 этап – подведение итогов урока, домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель географии:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, который проведут для вас учителя биологии и географии вместе. Посвящен этот урок современным болезням человечества, причинам их возникновения, профилактике и методам их лечения. На доске означена тема урока, запишите ее в тетрадь.
В работе нам помогут доклады, предварительно приготовленные учащимися. Для работы на уроке понадобятся тетради, которые мы будем заполнять после выступления докладчиков.
2. Изучение нового материала
Учитель биологии:
В современном обществе насчитывается огромное количество различных заболеваний.
Чем болеет человечество в 21 веке?
Какие заболевания сейчас встречаются чаще других?
Чем болеют члены вашей семьи?
Какие заболевания чаще всего встречаются в медицинской статистике нашего родного города?
(Ответы учащихся)
Учитель биологии:
/Под запись в тетрадь/ По статистическим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2000-2004 год наиболее распространенными заболеваниями являются болезни органов дыхания, а также различные инфекционные заболевания (гепатиты, грипп, СПИД, кишечные инфекции (дизентерия), туберкулез, дифтерия); болезни органов пищеварения; болезни кожи и подкожной клетчатки; сердечно-сосудистые заболевания, а также болезни мочеполовой системы.
В какое время года чаще всего болеют россияне?
С чем это связано?
Какие заболевания не характерны для жителей нашего города?
Перечислите причины, ведущие человека к заболеваниям?
(Ответы учащихся).
Учитель биологии:
Причины, ведущие человека к заболеваниям, можно условно разделить на те, что обусловлены природой самого человека и на те, что воздействуют на него извне. Природа человека изучается в различных разделах медицины. Назовите их.
(Ответы учащихся – анатомия, физиология, микробиология, гигиена, патология)
Учитель географии:
Влияние внешних факторов на здоровье человека изучается такой современной наукой как НОЗОГЕОГРАФИЯ.
/Под запись в тетрадь/ Медицинская география изучает влияние географической среды на здоровье населения, географическое распространение болезней.
Географическое распространение болезней обусловлено природными условиями местности (климат, химический состав горных пород, почв, вод; патогенная флора и фауна) и социальными условиями жизни населения (материальные условия жизни, условия труда и быта, миграционные процессы, демографические факторы, культурный уровень населения, традиционное питание).
Учитель биологии:
Легочные, сердечно-сосудистые, опухолевые заболевания связаны с климатогеографическими условиями местности (влажность воздуха, солнечная активность, атмосферное давление и атмосферные явления).
Учитель географии:
Влияние климатогеографических особенностей местности на здоровье человека изучает отдельная отрасль медицины – географическая патология.
Учитель биологии:
Желудочно-кишечные и другие инфекционные заболевания (холера, малярия, чума, энцефалит, желтая лихорадка) зависят от эволюционно сложившегося географического распространения инфекционно опасных животных (клещей, членистоногих, грызунов).
Учитель географии:
Изучаются данные заболевания в разделе эпидемиологической географии или географии инфекционных заболеваний.
Учитель биологии:
Можно ли рассматривать вопрос о современных болезнях человечества без учета экологической обстановки в отдельно взятом регионе и на планете в целом?
Как на здоровье человека влияет деградация природной среды?
В районах с какой экологической обстановкой риск для здоровья человека наиболее велик?
(Ответы учащихся).
Учитель географии:
И у меня вопрос к классу:
Эффективна ли забота о здоровье нации, если страна экономически парализована или охвачена войной?
(Ответы учащихся).
Учитель биологии:
Таким образом, причины возникновения и механизмы распространения современных болезней человечества изучаются не только медициной, но и медицинской географией, а также рядом других отраслей географии: политической, социальной, экологической.
Особого внимания заслуживает история медицины, которая позволяет понять эволюцию болезней человечества.
Выступление ученика с докладом об истории медицины.
Представление о заразности таких болезней, как чума, холера, оспа и
многие другие, а также предположение о живой природе заразного начала,
передающегося от больного здоровому, существовало еще у древних народов.
Эпидемия чумы 1347—1352 гг., известная в истории под названием «черной
смерти», еще больше укрепила такое представление. Особенно обращало на себя
внимание контактное распространение сифилиса, появившегося в Европе в
средние века, а также сыпного тифа.
В этот период развития медицины преимущественно описываются симптомы
болезней, их заразительность; появляются первые сообщения о
невосприимчивости людей к ранее перенесенному заболеванию. Однако развитие
затруднено господством церкви.
Учение об инфекционных болезнях развивалось наряду с достижениями в
других областях научных знаний и определялось также, как и- они, развитием социально-экономической основы общества.
Но постепенно наука развивалась: были открыты бактерии, Пастером впервые был разработан метод приготовления вакцин, им были приготовлены вакцины против сибирской язвы и бешенства (1822-1895).
После открытия вирусов были найдены возбудители многих инфекционных заболеваний, была описана клиника таких заболеваний, как брюшной тиф, сыпной тиф, катаральная желтуха. В конце 19 века было создано стройное учение об иммунитете, это открыло перспективу в профилактике и лечении инфекционных заболеваний.
В настоящее время с успехом используются высокоэффективные живые вакцины против бруцеллеза, натуральной оспы, сибирской язвы, туляремии, чумы и некоторых других заболеваний. Поэтому болезни, которые вызывали эпидемии в средневековье, сейчас не представляют никакой угрозы.
Учитель биологии:
Какие выводы можно сделать из услышанного нами доклада?
(Ответы учащихся)
А теперь мы обратимся к рассказам о современных болезнях человечества, попробуем отыскать не только медицинские, но природные и социальные причины их распространения.
На доске приведена форма рабочей таблицы, которую мы будем с вами заполнять вместе после прослушивания докладов. Перенесите ее себе в тетрадь.
«Современные болезни человечества»
Наименование болезни | Симптоматика, осложнения | Профилактика, лечение | Социальные и природные причины болезни | География болезни |
Гепатит | Нарушение норм личной и производственной гигиены; неправильное питание; алкоголизм; отсутствие разъяснительной работы с населением | Развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки | ||
Грипп | Длительный осенне-зимний период; забвение народных традиций; ослабление иммунитета в сложных социально-экономических условиях и стрессовых ситуациях | Северные страны | ||
СПИД | Низкий культурный и духовный уровень населения; отсутствие просветительской и пропагандистской деятельности, миграция населения | Отсталые и отстающие в экономическом развитии страны Африки, Азии и Латинской Америки, Россия | ||
Сердечно-сосудистые заболевания | Климатические явления, отсутствие пропаганды здорового образа жизни: несбалансированное питание, гиподинамия, стрессы | Экономически развитые страны: США, Канада, Австралия, страны Европы |
Итак, мы начинаем изучение современных заболеваний с гепатита. Доклад о нем приготовил ….
Доклад 1-ого ученика, заполнение таблицы на доске и в тетрадях.
Учитель географии:
Каковы же природные и социальные условия распространения этой болезни?
Для каких регионов и стран мира гепатит представляет особую угрозу? Почему?
Какие государственные меры можно принять для блокады распространения гепатита?
Как сократить риск заражения гепатитом?
(Ответы учащихся)
Учитель биологии:
А теперь поговорим о таком распространенном и, казалось бы, безобидном заболевании как грипп. С докладом о нем выступит …..
А мы продолжаем работу в тетради.
Доклад 2-го ученика:
Учитель географии:
Давайте попробуем сформулировать причины природного и социального характера, ведущие к распространению гриппа.
Какова география данного заболевания?
Решающую роль в распространении гриппа имеют природные или социальные условия?
Во время европейской колонизации тихоокеанских островов от ОРЗ и гриппа погибло значительное число местных жителей. Как вы думаете, почему это произошло?
(Ответы учащихся)
Учитель биологии:
Представляем вашему вниманию доклад о «чуме 20 века» - СПИДе. С рассказом о нем выступит…. Не забываем работу в тетради.
Доклад 3-го ученика:
Учитель географии:
Распространение СПИДа идет по миру с небывалой скоростью.
Почему?
В каких странах опасность заражения СПИДом наиболее велика?
Как противостоять распространению этой страшной болезни?
Почему на территории России и стран СНГ СПИД распространяется угрожающе быстрыми темпами?
Какие профилактические меры по защите от СПИДа вы уже сейчас можете предпринять?
(Ответы учащихся)
Учитель биологии:
В заключении давайте прослушаем доклад по сердечно-сосудистым заболеваниям, которые также наиболее характерны для населения в 21 веке.
Доклад 4-го ученика:
Учитель географии:
Для населения каких стран наиболее характерны заболевания сердечно-сосудистой системы?
Почему в Японии население в меньшей степени страдает от ССЗ?
В каком возрасте необходимо проявлять особое внимание к здоровью?
Представители каких профессий, по-вашему, наиболее склонны к заболеваниям сердечно-сосудистой системы?
Обрисуйте домашнюю обстановку, которая, скорее всего, спровоцирует у домочадцев развитие сердечно-сосудистых заболеваний?
(Ответы учащихся)
Учитель биологии:
Подводя итоги нашего сегодняшнего урока, хочется отметить, что, несмотря на несомненные успехи современной медицины и других необходимых ей в развитии наук, предупредить появление новых болезней человечество не в состоянии.
Наблюдается культурная и духовная деградация человечества, утрата народных традиций и секретов здоровья и долголетия. Быстрыми темпами на нашей планете растет численность населения, и оскудевают кладовые природы. Повсеместно ухудшается экологическая ситуация. Некоторые современные страны продолжают погружение в хаос политических, национальных и религиозных конфликтов.
Хочется пожелать всем здоровья, которое отдано вам на ответственное хранение вашими предками, и которое будет передано вами по эстафете грядущим поколениям. Берегите здоровье, и жизнь не покажется вам наказанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...
План – конспект открытого интегрированного урока по математике и истории в 5 классе «История родного края в цифрах и задачах».
план-коспект интегрированного урока по математике и истории...
Интегрированный урок химия-биология –экология для 11 класса по теме: Источники загрязнения и значение атмосферы
Работа выполнена с помощью цифровой лаборатории «Архимед»...
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...
Конспект урока по географии 9 класс по теме:"Проблемы современного хозяйства России"
конспект урока составлен в соответствии с современными требованиями к уроку....
План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"
Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....