Интегрированный урок по математике и географии в 8-м классе по темам «Решение линейных уравнений» (2-ой урок) и "Байкал"
план-конспект урока (8 класс) по теме
Данный урок разработан для проведения в 8 классе. Урок является интегрированным: по теме «Решение линейных неравенств» по алгебре и по теме «Байкал» по географии. В начале урока учитель объявляет тему урока, девиз урока. Затем проводит актуализацию опорных знаний: повторяют свойства неравенств, алгоритм решения линейных неравенств.
Линейные неравенства составлены таким образом, что решения этих неравенств являются какими-либо параметрами озера Байкал (возраст, глубина и так далее). Неравенства и задания к ним подобраны в порядке усложнения. В ходе урока учащиеся, заранее поделённые на три группы, читают сообщения о Байкале, представляют свои презентации. В конце урока каждый ученик проводит самооценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_matematike_i_geografii_v_8.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ села Новое Усманово
Камышлинского района Самарской области
Интегрированный урок по математике и географии в 8-м классе по темам «Решение линейных уравнений» (2-ой урок) и "Байкал".
Дата проведения 17 апреля 2013 года
Разработала учительница географии и математики Абдуллина А.С.
Цель урока: формирование навыков и умений решения линейных неравенств используя справочные материалы по географии.
Задачи урока:
Образовательные:
- Повторить свойства линейных неравенств и закрепить умения решать неравенства.
- Сформировать представления и знания о природном комплексе Байкала, о взаимодействии компонентов природы.
Развивающие:
- Развивать навыки работы с источниками географической информации; умение выделять главное, обобщать, делать выводы.
- Развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию чувства любви к родной природе, эстетическому и экологическому воспитанию школьников.
- Совершенствовать коммуникативные навыки.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями для каждого ученика.
Предварительная работа: разделить класс на три группы и дать задание каждой группе подготовить сообщение и презентацию по своему материалу об особенностях Байкала (геология, гидрология и органический мир).
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
Учитель: Ребята, мы сегодня продолжим решать линейные неравенства. Девизом сегодняшнего урока я выбрала высказывание великого французского математика XVII века Блез Паскаля: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». (На экране Слайд 1). Наш урок будет интегрированным: мы с вами объединим два прекрасных предмета: математику и географию. Сначала мы повторим теорию, алгоритм решения линейных неравенств, поработаем устно и затем приступим к основной части урока.
Вопросы к классу:
Что значит решить неравенство?
Какие неравенства называются равносильными?
Какие свойства используются при решении неравенств?
После ответов детей:
- И давайте вспомним алгоритм решения неравенств первой степени с одной переменной. (На экране Слайд 2):
- Раскрыть скобки и привести подобные слагаемые.
- Сгруппировать слагаемые с переменной в левой части неравенства, а без переменной – в правой части, при переносе меняя знаки.
- Привести подобные слагаемые.
- Разделить обе части неравенства на коэффициент при переменной, если он не равен нулю. При этом важно помнить, что знак неравенства сохраняется, если делить на положительное число, и знак неравенства меняется на противоположный, если делить на отрицательное число.
- Изобразить множество решений неравенства на координатной прямой.
- Записать ответ в виде числового промежутка.
- А теперь поработаем устно. (На экране Слайд 3):
1) Решить неравенство:
а) х+8>3; б) х-3<2; в) х-4<3,8;
г) х+6<3,4; д) 4-х<6; е) 5-х<1
2) Решить неравенство:
а) 3х<-12; б) -5х<2,5; в) -х<7;
г) 2х<-9; д) -3х≤-27; е) –х≤-6
3) Укажите наибольшее целое число, принадлежащее промежутку:
а) (-8; 8); б) (-14;-1 ); в) (-6; 0,2]; г) (-1,5; 1,5]
3. Далее учитель выразительно читает стихотворение, при этом на экране появляется Слайд 4 с изображением озера Байкал.
Стихотворение:
И сам он величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки родной.
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
В этом, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь!
Учитель: Вы, конечно, догадались, о чём говорится в этом стихотворении. Это озеро Байкал. В 1996 году Байкал включен в "Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесено 506 объектов из 105 стран. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. А мы так мало о нем знаем.
Как вам уже известно, у нас сегодня здесь работают три команды – Геологи, Гидрологи и Биологи. Каждой команде было дано домашнее задание подготовить сообщение об особенностях Байкала. В процессе ваших сообщений мы будем решать неравенства, которые составлены по справочным материалам о Байкале.
Но прежде, чем мы поговорим об этом уникальном озере, давайте узнаем его возраст, глубину, протяжённость и так далее.
Чтобы узнать возраст озера, вам необходимо решить неравенство, которое вы найдёте на карточке №1 на своих партах. Неравенства на карточках №1:
- 3(х-4) ≥ -х+88 2) 5(2-х) ≤ -71-2х 3) -6(х+1) ≥ 4х-306
(После решения учащимися неравенств, учитель записывает все три ответа на доске).
Происхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Возраст озера учёные традиционно определяют в 25÷35 млн. лет. Объединив полученные вами ответы, мы и получаем этот временной диапазон.
А чтобы определить следующие параметры, вам необходимо найти наибольшие целочисленные решения неравенств на карточках №2. Итак, за работу. Неравенства на карточках №2:
Найти наибольшее целочисленное решение:
1) 3(х+2)-300 ≤ х+2990 (максимальная глубина, в метрах)
2) -500-(4х+80)<-6(х-20)+790 (средняя глубина, в метрах)
3) 40-(2х+5)>3(х-50)-20 (уровень прозрачности воды, в метрах)
- Итак, у нас получились следующие ответы: каждая группа озвучивает свой ответ ( 1642м, 744м, 40м), сообщая при этом, что означает найденный ответ. Учитель записывает на доске.
А теперь для более полного представления размеров озера, определим его протяжённость, наибольшую ширину и длину береговой линии. Для этого решаем по карточкам №3.
Неравенства на карточках №3:
Найти наименьшее целочисленное решение:
- -12(10-2х) ≥ 22х-(-500-х) (протяжённость, в км)
- 106-(4х+6) ≤ 2(-х-29) (наибольшая ширина, в км)
- -5(х+400) ≥ 6(15-х)+10 (длина береговой линии, в км)
Проверяют ответы: 620 км, 79 км, 2100 км.
- Ребята, давайте послушаем сообщение первой команды. Один ученик из первой группы читает сообщение, при этом на экране меняются слайды с изображениями Байкала (схемы, рисунки, фото), изображающие озвучиваемый материал. (Приложение 1).
- Спасибо за сообщение. Ну а мы продолжаем выяснять особенности Байкала. Предлагается следующая подборка неравенств. Это карточки №4.
Неравенства на карточках №4:
Укажите число натуральных решений:
- (х-5)2 ≥ х2-3335 (столько рек впадают в озеро)
- (х-3)(х+3) ≤ (х-1)2+44 (количество островов на озере)
- (х+6)2 ≤ х2+11х+55 (столько % мирового запаса пресной озёрной воды содержится в Байкале)
Проверяют ответы: 336, 27, 19.
- Предоставляется слово второй группе. Один ученик из второй группы читает сообщение, при этом на экране меняются слайды. (Приложение 2).
-Благодарим за интересный рассказ. И идём вперёд. Выполняем задание на карточках №5 – последних на ваших партах.
Неравенства на карточках №5:
Найти сумму наименьшего решения первого уравнения и наибольшего – второго.
- а) -2(х-6) ≥ -0,5-7х б) -1,5(х+2) ≤ 5(1-0,7х)
(длина Байкальского рачка эпишуры, в мм)
- а) 6(-3-х) ≤ 2(х+3) б) 15-(2х-5) ≥ -13-х
(процентное содержание жира рыбы голомянки от её веса)
- а) -1,2(х-2) ≥ -3,2х+3 б) 4х-(1,5-х) ≤ 2(х+1,5)
(длина Байкальского осетра может достигать, в метрах)
Проверяют ответы: -2,5+4=1,5 -3+33=30 0,3+1,5=1,8
- Что нам приготовили Биологи? Один ученик из третьей группы читает сообщение, при этом на экране меняются слайды. (Приложение 3).
- Спасибо. Действительно уникальна вода Байкала, но экологи всего мира обеспокоены, что так будет не всегда. Читает стихотворение :
Чиста, уникальна, прозрачна вода.
Безмолвна, но полная жизни тайга.
Шумит и волнуется бешенный вал –
Таким мне запомнился древний Байкал.
Красавица дочь – Ангара удалая
Свой путь начинает из этого края,
А с нею три сотни речушек и рек,
Все устремили к Байкалу свой бег.
С тревогой смотрю я в завтрашний день:
Будут ли жить там омуль, тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтоб его воды не "целлюлозило”,
Чтоб достоянием народа стал
Славное море – священный Байкал?
В 1966 году на берегу Байкала построен целлюлозно-бумажный комбинат. Предприятие неоднократно вызывало критику со стороны экологов за загрязнение Байкала. По информации ИТАР-ТАСС, с 1999 по 2007 годы, когда завод работал на полную мощность, ежегодно в озеро сбрасывалось от 37 до 48 миллионов тонн отходов. В начале 2010 г случилась авария со взрывом емкости. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона.
В феврале 2013 года Правительство России приняло решение о закрытии Байкальского ЦБК, так как на сегодняшний день в мире не существует технологий, которые позволили бы выпускать номенклатуру продукции, аналогичную той, что производит БЦБК, и не наносить экологический ущерб Байкалу.
Мы убеждены, что проблемы охраны Байкала будут решены. Может, кто из вас займется этим не легким делом, чтобы сохранить природную святыню для наших потомков.
И прежде чем закончить урок, мне хочется рассказать вам притчу: «Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановил первого и спросил: «Что ты делал целый день?» Человек ответил, что возил проклятые камни. Второй ответил: « Я добросовестно выполнил свою работу ». А третий улыбнулся и сказал с радостью « Я принимал участие в строительстве храма! »
Давайте оценим каждый свою работу на уроке!
Кто работал как первый человек?
Кто работал добросовестно?
Кто принимал участие в строительстве храма?
Домашнее задание: найти нерассмотренные особенности (параметры) Байкала и составить по ним по два неравенства.
Выставление оценок за работу на уроке.
Приложения.
Приложение 1: Байкал находится в центре Азиатского континента на границе Иркутской области и Республики Бурятия в Российской Федерации. Озеро протянулось с северо-востока на юго-запад на 620 км в виде гигантского полумесяца. Ширина Байкала колеблется в пределах от 24 до 79 км.
Площадь водной поверхности Байкала — 31 722 км² (без учёта островов), что примерно равно площади таких стран, как Бельгия или Нидерланды. Длина береговой линии — 2100 км.
Байкал – самое глубокое озеро в мире, его глубина -1642 метра. Даже средняя глубина, равная 744 метра, превышает максимальные глубины многих очень глубоких озёр.
Самая замечательная особенность Байкала - это его древность. Возраст Байкала 25÷30 млн. лет. Евроазиатская платформа под действием тектонических процессов дала трещину. Обе половины начали отдаляться друг от друга образуя огромную котловину. Процесс расхождения не закончен до сей поры. Он идет со скоростью 2 см в год, проявляясь в частых землетрясениях, провалах. Последние сильные землетрясения на Байкале происходили в августе 2008 года (9 баллов) и в феврале 2010 года (6,1 балла).
Приложение 2: Озеро Байкал имеет уникальную чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 солей, т.е. соленость воды равна 0,1%) и богата кислородом. С 1992 года ведется промышленный разлив байкальской воды в бутылки. Вода берется с глубину 400 м, где сохраняется постоянная t + 4,20С и она защищена водной толщей от поверхностных загрязнений.
На Байкале находятся 27 островов. Среди них остров Ольхон, Ушканьи острова, Ярки и многие другие. Наиболее крупный — Ольхон, имеющий 12 километров в ширину и 71 в длину.
Хоть Байкал – озеро, на нем периодически сильно штормит, при этом волны могут иметь высоту до 5 метров. Сарма – самый сильный и страшный из ветров на Байкале. Скорость его превышает 40 м/с. Дуют здесь множество других местных ветров, как култук, верховик, баргузин.
В озеро Байкал впадает 336 рек, вытекает же лишь Ангара. Есть очень красивая легенда о Байкале и Ангаре: в очень давние времена в этих местах жил суровый богатырь по имени Байкал. И было у него несколько сот сыновей и всего одна дочь-Ангара, самая красивая девушка на свете. Сыновья день и ночь трудились, не покладая рук. В горах топили снега и ледники, со всей округе собирали и гнали хрустальную воду в огромную котловину. И вот однажды услышала Ангара от странствующих певцов о том, что за соседними горами проживает юный богатырь, красавец Енисей. Полюбила Ангара Енисея и сбежала из хрустального дворца со дна подводного царства, куда её заключил строгий отец, Узнав о побеге, разъярённый Байкал бросился в погоню, схватил огромную каменную глыбу и кинул её в непокорную дочь, но промахнулся. С тех пор так и лежит эта глыба у выхода реки из озера, называют её сейчас Шаманским камнем. В конце концов прибежала Ангара к Енисею и обняла его, и потекли они вместе к студёному северному морю.
В период ледостава (в среднем 9 января ÷ 4 мая) Байкал замерзает целиком, кроме небольшого участка в 15÷20 км протяженностью, находящегося в истоке Ангары. Здесь зимуют 8÷12 тыс. водоплавающих птиц.
К концу зимы толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах — 1,5÷2 м. При сильном морозе трещины, имеющие местное название «становые щели», разрывают лёд на отдельные поля. Длина таких трещин — 10÷30 км, а ширина — 2 ÷ 3 м. Разрывы происходят ежегодно примерно в одних и тех же районах озера. Сопровождаются они громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушек. Человеку, стоящему на льду, кажется, что ледяной покров лопается как раз под его ногами и он сейчас провалится в бездну. Благодаря трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода. Байкальский лёд, кроме того, очень прозрачен, и сквозь него проникают солнечные лучи, поэтому в воде бурно развиваются планктонные водоросли, выделяющие кислород.
Приложение 3: Исключительной особенностью Байкала является необычайное разнообразие органического мира. В этом отношении среди пресных водоемов ему нет равных на планете. В настоящее время известно 2680 видов и подвидов животных, 1085 видов растительных организмов. 84% из которых эндемики ( не встречаются больше нигде). В озере 52 вида рыб, 27 из которых эндемики.
Распространенными на Байкале рыбами являются сиг, хариус, таймень, ленок, голец.
Самая многочисленная промысловая рыба Байкала – это омуль. Самый крупный размер омуля 50 см, вес до 5 кг. Живет омуль 24–25 лет.
Царь-рыба Байкала – это осетр. Осетры в Байкале живут до 50-60 лет и более, достигают 100–130 кг веса, 180 см длины.
Самая многочисленная рыба в Байкале - небольшая, прозрачная, точно стекло, состоящая на 30% из жира живородящая рыбка – голомянка. Прозрачное тело рыбки бледно – розового цвета с едва уловимым сиреневым отливом. Лишенная чешуи, она просвечивает на солнце насквозь. Большие черные глаза и огромный для ее размеров рот придают голомянке хищное выражение. Но особенно удивляют длинные предлинные грудные плавники – они составляют две трети самой голомянки. Глубинные рыбы, как известно, спасаются от адского давления с помощью особого пузыря. У голомянки такого пузыря нет. Голомянка рождает живых личинок. Для рождения потомства она поднимается к поверхности озера, чтобы личинки могли питаться планктоном. Голомянка – уникальная рыбка Байкала, живет только в Байкале, эндемик Байкала. Голомянки - холодолюбивые рыбы: при повышении температуры выше 8 градусов они гибнут и порой массами выбрасываются на берега.
Рачок эпишура — эндемик Байкала — выполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая её. Длина рачка всего 1,5 мм, но под одним квадратным метром поверхности озера ученые насчитали их до трех миллионов.
Из млекопитающих в Байкале обитает лишь один вид – тюлень (местное название – нерпа), поголовье которого насчитывает около 70 тысяч. Нерпа может нырять под воду на глубину до 300 метров и находиться под водой более часа. Главная еда у нерпы – рыба голомянка. Байкальская нерпа – единственный пресноводный вид ластоногих на Земле, обитающий исключительно в озере Байкал. Пресноводный тюлень – это загадка для зоологов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по алгебре и истории математики в 7 классе по теме: "Решение линейных систем уравнений с двумя переменными". систем
Урок алгебры в 7 классе Тема урока: «Решение систем линейных уравнений»Ведущая идея урока: «Ученик учится САМ, учитель только помогает»Цели урока:а) показать алгоритм решения системы линейных ур...
Методическая разработка урока математики с использованием ЭОР в 8 классе по теме:"Решение квадратных уравнений"
Урок обобщения и систематизации знаний. Закрепление умения применять формулы для нахождения дискриминанта и корней квадратного уравнения....
Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме:"Решение логарифмических уравнений"
В конспекте рассматриваются основные понятия по заданной теме: определение и свойства логарифмов и логарифмической функции, правила вычисления логарифмов, способы решения логарифмиче...
Методическая разработка урока по алгебре для 7 класса по теме "Решение линейных уравнений"
Урок. Решение линейных уравнений с одной переменнойЦелевые ориентации урокаЛичностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом уч...
Карточки-задания для учащихся 7 классов по теме «Решение линейных уравнений»
Карточки-задания для учащихся 7 классов по теме «Решение линейных уравнений». Состоят из 3 вариантов, включают задания: привести подобные, раскрытие скобок и решение линейного уравнения с ...
Задания для самостоятельной работы по алгебре для 7 класса по теме: "Решение линейных уравнений"
Задания для самостоятельной работы по алгебре для 7 класса по теме: "Решение линейных уравнений" ...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ И ГЕОГРАФИИ В 6-М КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВОКРУГ ПРОПОРЦИИ»
Интегрированный урок по математике и географии в 6-м классе по теме «Вокруг пропорции»...