Модульная технология на уроках географии.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Модульная технология на уроках географии.

 

Модульная технология ориентирована на самостоятельную работу учащихся и предполагает деление урока на несколько элементов (УЭ). Каждый элемент имеет свою цель, ставит перед учащимся конкретные задачи и даёт алгоритм-порядок выполнения задания, а также ключ, при помощи которого можно самостоятельно оценить и проверить правильность своих ответов. В процессе работы с модулем ученик достигает конкретных целей учения.

Предлагаемый урок разработан для работы  в 8 классе по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе «География России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnaya_tehnologiya_na_urokah_geografii.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок с применением модульной технологии

учителя географии высшей категории

МОУ СОШ № 16 ст. Отрадной

Кононенко Галины Викторовны.

Модульная технология на уроках географии.

Модульная технология ориентирована на самостоятельную работу учащихся и предполагает деление урока на несколько элементов (УЭ). Каждый элемент имеет свою цель, ставит перед учащимся конкретные задачи и даёт алгоритм-порядок выполнения задания, а также ключ, при помощи которого можно самостоятельно оценить и проверить правильность своих ответов. В процессе работы с модулем ученик достигает конкретных целей учения.

Предлагаемый урок разработан для работы  в 8 классе по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе «География России»

Тема урока: Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий.

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ - 0

Интегрирующая цель урока:

          По окончанию работы над учебными элементами вы должны

-знать:

  1. крупные речные системы страны, их бассейны , питание и режим;
  2. понятия: «речной сток», «падение реки», «уклон реки», «половодье», «межень», «паводок»;

- уметь:

  1. определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны;
  2. определять падение и рельеф реки;
  3. определять влияние климата и рельефа на  реки;
  4. показывать на карте крупные реки и их бассейны;
  5. работать с различными источниками географической информации;
  6. осуществлять контроль и взаимоконтроль;
  7. соотносить результаты своей работы с заданными целями.

Ознакомиться с целями урока.

Используйте для усвоения модуля учебник, карты атласа.

УЭ-1

Входной контроль.

Цель: определить уровень готовности к работе.

I.Вставить термины соответствующие определениям.

  1. _____ -это поток воды. Текущей в углублении. называемом руслом.
  2. _______ -это река со всеми притоками и притоками притоков.
  3. _______ - это углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно.
  4. ________ -это территория с которой стекают в реку подземные и поверхностные воды.
  5. ________- это граница между бассейнами реки.
  6. ________ - это река впадающая в реку.
  7. ________- это место впадения реки в море, озеро или другую реку.
  8. _______- это место, где река берёт своё начало.

II.Самоконтроль: проверьте правильность выполнения задания по ключу.

8 правильных ответов - оценка «5»

6-7 правильных ответов – оценка «4»

4-5 правильных ответов  - оценка «3»

Менее 4 правильных ответов – оценка «2» .

Поставь оценку в квадрате.

Письменно.

УЭ-2

Цель: сформировать знания  о разнообразии внутренних вод России,  познакомиться с новыми понятиями.

I.Работа в группах.

- прочитать тест параграфа 23, стр.107-109 и ответить на вопросы.

1. По рис. 41 определите виды внутренних вод нашей страны. Приведите примеры влияния внутренних вод на компоненты природы, жизнь и деятельность людей.

2.К бассейнам каких океанов относятся реки России?

3.Назовите крупные реки относящиеся к этим бассейнам?

4.Объясните, почему бассейн рек Северного Ледовитого океана самый большой по площади?

5.Назовите самую длинную реку России.

6.Назовите реку имеющую самый большой бассейн.

7.Назовите самую полноводную реку России.

- Прочитайте текс параграфа 23, стр.111-114 и ответе на вопросы.

8.Какие источники питания рек вы знаете?

9.Какой тип питания имеют  крупные реки России?

10.На какие три группы делятся реки по водному режиму?

II. Взаимоконтроль.

- Обсудите ответы на эти вопросы в группе. Примите активное участие.

- Проверьте правильность ваших ответов по ключу.

- Оцените работу группы по каждому вопросу по следующим критериям:

       совпадение полностью – 2 балла;

       частично – 1 балл;

       не совпадает    - 0 баллов.

Итого

II. Работа в тетради.

Выпишите термины: речной сток, падение реки, уклон реки, половодье, межень, паводок.

Устно.

Поставьте в квадрат количество баллов, которое вы принесли группе

Письменно.

УЭ-3

Цель: развивать навык работы с картой.

-Нанесите на контурную карту реки: Волгу, С.Двину, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Подкаменную и Нижнюю Тунгуску, Лену, Яну, Амур.

Обведите на контурной карте и закрасьте: бассейн р. Оби- красным, р.Амур- зелёным, р.Дон- синим.

Письменно. Используйте рабочую тетрадь и атлас.

УЭ-4

Цель: научиться определять падение и уклон реки.

- Прочитайте текст параграфа, стр. 109-111 и рассчитайте падение и уклон рек- Волга, Лена, Обь.

Для работы используйте таб. На стр. 256 учебника.

Самоконтроль: проверь правильность выполнения задания по ключу.

-три правильных ответа -3 балла

- два правильных ответа – 2 балла;

- 1 правильный ответ - 1 балл.

Переходите к следующему УЭ если вы не допустили ошибок. В случае затруднения обратитесь к учителю.

Письменно.

Используйте карты атласа.

УЭ-5

Выходной контроль.

Цель: выявить уровень первичного усвоения знаний.

1. превышение истока над устьем – это:

а) уклон реки;

б) падение.

2.Внезапный подъём уровня воды в реке:

а) паводок;

б) половодье;

в) наводнение.

3.Наиболее низкий уровень воды в реке – это:

а) половодье;

б) межень;

в) паводок.

4. Большинство рек России имеют питание:

а) дождевое;                   б) ледниковое;

в) снеговое;                     г) смешанное.

5. от климата зависит:

а) режим реки;

б) скорость течения;

в) направление течения.

Самоконтроль: проверь ответы по ключу:

-пять правильных ответов – 5 баллов;

- четыре правильных ответа – 4 балла;

- три правильных ответа  - 3 балла;

- меньше трёх правильных ответов – 0 баллов.

Письменно.

УЭ-6

Цель: подвести итоги урока.

Работаем вместе.

1) Какие понятия вы вспомнили?

2) С какими новыми понятиями познакомились?

3) Какие умения отработали?

Индивидуальная работа.

Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:

  1. Я всё понял. Смогу объяснить другому.
  2. Я понял материал, смогу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя.
  3. Я понял материал частично.
  4. Я ничего не понял.

Устно.

Письменно.

УЭ-7.

Цель: определить домашнее задание.

- Если вы набрали 28 -34 балла то по желанию вы можете выполнить олимпиадное задание или подготовить доклад «Стихийные природные явления на реках»

- Если вы  набрали  20 - 28 баллов то повторите материал параграфа 23.

- Если вы набрали мене 20 баллов то повторите весь модуль дома.

Итого:




Ключи к УЭ:



УЭ-1. Река, речная система, русло, бассейн, водораздел, приток, устье, исток.





УЭ-2.  1.Виды внутренних вод: реки, озёра, болота, ледники, подземные воды,         искусственные водоёмы.



             2.Реки России принадлежат к бассейнам Тихого, Атлантического , Северного ледовитого океанов, а также к бассейну внутреннего стока.



             3.Тихий океан- Амур;



                 Атлантический океан – Дон, Днепр, Кубань.



                 Северный Ледовитый океан – Сев. Двина, Печёра, Обь, Енисей, Лена, Яна.



                 Бассейн внутреннего стока – Волга, Терек.



               4. Наклон земной поверхности в строну Северного Ледовитого океана определяет абсолютное преобладание площади этого бассейна над другими.



               5.Лена



               6. Обь.



               7. Енисей.



               8. Дождевое, ледниковое, снеговое, подземное, смешанное.



               9. Крупные реки России – Волга, Енисей, Обь, Лена имеют смешанный тип питания с преобладанием снегового о дождевого, а Амур  преимущественно водами летних муссонов.



               10. Реки по водному режиму делятся на три группы:



                   - с весенним половодьем



                   - с летним половодьем



                   - с паводочным режимом.



УЭ – 4. Падение рек:



Лена- 930 м;



Волга – 328 м;



Обь – 1000 м.



Уклон рек:



Лена- 93000см /4400км=  21,1 см/км



Волга-32800см/ 3531 км = 9.3 см/км



Обь – 100000 см /5410 км = 18.1 см/км.





УЭ- 5. 1)-б; 2)-а; 3)-б; 4)-г; 5)-а.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Использование технологии модульного обучения на уроках географии"

Методическая разработка: презентация "Использование модульной технологии на уроках географии"...

Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения

Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конс...

Использование модульных технологий на уроках географии

- Что же такое модульная технология?- Что такое модуль?- Какова роль учителя на таком уроке?- Каковы действия учащихся...

Применение блочно-модульной технологии на уроках географии

На примере  показано применение блочно-модульной технологии на уроке географии в 8 классе "Типы почв"...

Использование модульной технологии на уроках географии как средство оптимизации учебного процесса

Использование модульной технологии на уроках географии как средство оптимизации учебного процесса...

Раздаточный материал, применяемый при блочно-модульной технологии на уроках географии в 10 классах.

Разработка данного материала: ТПО (тетрадь с печатной основой) является авторскойт.к. соответствует всем требованиям авторских программ. Данный материал применяетсяв начале изучения нового блока...

Раздаточныый материал, применяемый при блочно-модульной технологии на уроках географии в 11 классах.

Разработка данного материала: ТПО (тетрадь с печатной основой) является авторской т.к. соответствует всем требованиям авторских программ. Данный материал применяется в начале изучения нового...