Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения
учебно-методический материал по географии по теме
Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конспект урока в 9 классе "Хозяйство Поволжья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Модульное обучение на уроках географии как средство повышения их эффективности
Период длительного совершенствования содержания школьной дисциплины “География” сменился периодом выдвижения новых концепций построения содержания предмета, новых подходов к диагностированию результатов обучения, воспитания и развития личности школьника. Теперь измерение результатов обучения основано на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.
В современной российской школе ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. В этой связи традиционный объяснительно-иллюстративный процесс в современной школе заменяется новыми педагогическими технологиями.
Одна из главных проблем современной школы – результативность учебного процесса. Поэтому в своей педагогической практике я использую различные способы и методы обучения и технологии для достижения результативности и повышения эффективности обучения.
Мы пережили время, когда количество часов отведённое на изучение географии в 6-м классе сократилось в два раза, а объём остался прежним. Вот тогда и возникла идея использования модульного обучения наряду с другими, чтобы побудить шестиклассников к самостоятельной работе и добиться положительных результатов в учёбе.
Модульное обучение, на мой взгляд, результативнее, так как способствует развитию специальных предметных навыков, ведет к изменению функций преподавателя: он становиться консультантом, собеседником учеников. Внедрение модульной технологии становиться актуальным, так как используемые приемы, основанные на деятельностном подходе, способствуют формированию у учащихся учебно–познавательной компетентности.
Одна из главных задач современной школы – это эффективность учебного процесса. Он должен стать информационно ёмким, целенаправленным.
Для реализации этой задачи использование только традиционной классно – урочной системы недостаточно, необходимо применять современные педагогические технологии, которые активизировали бы учебную деятельность и развивали предметные компетенции учащихся. Разрешить указанную проблему, на мой взгляд, поможет технология модульного обучения.
Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде блоков модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде учебных элементов.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Преобладающим методом учебного процесса длительное время в школе преобладал объяснительно-иллюстративный, который не в полной мере обеспечивает ученику развитие его интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу, в корне изменить учебный процесс. Модуль это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.
Модуль – это функциональный целевой узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые проводятся последовательно. Главное предназначение модуля – развивать мышление, осознание человека.
Состав модуля:
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
Самое важное в построении модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. И здесь большая возможность осуществлять проблемное обучение.
Структура модуля (учебного элемента)
Номер учебного элемента. | Название учебного элемента (материала). Содержание учебного материала. | Управление обучением (содержание, формы, методы). |
УЭ | Тема. | Необходимые знания и умения.
|
УЭ №1 | Проверка домашнего задания. Цель: | Пояснение (работа в парах, группах, индивидуально). |
УЭ №2 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. Цель: | Пояснение учителя (работа с учебником, дидактическим материалом) |
УЭ №3 | Закрепление новых знаний. Цель: | Пояснения учителя |
УЭ №4 | Рефлексия. Цель: |
|
Предлагаю типизацию учебных элементов по разным свойствам, что позволяет глубже понять природу модуля, составлять модульные уроки, используя широкий арсенал учебных элементов. В модулях используются разнообразные носители учебной информации, поэтому данная типизация систематизирует учебные элементы на основе носителя.
Типизация на основе особенностей и носителя учебной информации.
Учебный элемент (УЭ) | Носитель учебной информации | Указания ученику к применению |
Текстовой | Учебник, дополнительная литература, материалы периодической печати | Прочитай, выдели главное, составь конспект, ЛОК, таблицу, план и т д |
Картографический | Атлас, настенные карты, планы, картосхемы | Определи, установи, измерь, сравни, составь характеристику и т д |
Табличный | Таблицы, графики, блок-диаграммы | Определи, сравни, опиши динамику изменения и т д. |
Учебный элемент (УЭ) | Носитель учебной информации | Указания ученику к применению |
Иллюстративный | Фото, рисунки, репродукции | Определи, Что изображено; составь рассказ, опиши и т. д. |
Словесный | Учитель, докладчик, лектор | Прослушай и выполни задания: ответь на вопросы, составь список вопросов, составь план, ЛОК, конспект и т. д. |
Компьютерный | Базы данных, мультимедийные средства обучения | Прочитай файл, познакомься с картой, выполни тест, выполни практическую работу и т. д. |
Аудиовизуальный | Видео, кино, слайды, записи, диски | Ответь па вопросы, составь свой комментарий и т. д. |
Натурный | Географические объекты и явления па местности | Научись определять, зарисуй, составь схему, познакомься, замерь и т. д. |
Смешанный | Несколько носителей информации | Разнообразные |
В модульном уроке должны сочетаться академические и игровые модули: первые предпочтительны для изучения нового материала, а вторые – для закрепления и практического применения.
Оценивается выполнение каждого учебного элемента. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при данной технологии. Ребёнок знает, что его труд оценивается, оценка объективно отражает его усилия.
Выводы и рекомендации
Модульная система организации учебно-воспитательного процесса построена на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции учебно-воспитательного процесса с позиций целостности, формирования детских и педагогических общностей.
По своей психолого-педагогической основе – это адаптивная развивающая технология. Учение эффективно и по своему характеру воспроизводящее, т.е. дающее постоянное положительное приращение в развитии человеческого “Само”, оценивающее и усиливающее мотивацию на каждом этапе, рефлексивное, основанное на генерировании гипотез, решении учебных ситуаций и сотрудничестве, не дающее дополнительных жизненных проблем ученику.
Я считаю, что эта технология является универсальной, мобильной и наиболее приемлемой в современной школе.
Преимущество модульной технологии по сравнению с другими технологиями:
1) возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;
2) возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость;
3) возможность работать дома в случае пропусков по болезни;
4) комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, “мягкий” контроль);
5) развитие личностных качеств ученика (самостоятельности, умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность);
6) консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.
Модульная технология определяя чёткую структуру урока, дала мне как учителю возможность “видеть” весь класс, работать индивидуально с каждым учеником, оказывать помощь отстающим.
В процессе моей работы в названной технологии можно отметить следующие положительные результаты:
– учащиеся научились работать с текстом, картосхемами, диаграммами, анализировать и делать выводы;
– планировать свою учебную деятельность при самостоятельной работе;
– повысился уровень успеваемости:
– у большинства учащихся сформировалась адекватная самооценка, что позволило определять собственные пробелы в усвоении материала и стремиться их ликвидировать;
– по самооценке учащихся, они стали более ответственно относиться к учёбе.
В результате применения модульного обучения на своих уроках, я пришла к выводу, что данная технология является одним из средств повышения эффективности уроков географии и способствует разрешению противоречий, возникающих в ходе осуществления учебного процесса. Результат – повышение качества обученности учащихся. Большое внимание уделяется охране здоровья ребят – смена видов деятельности, малый объем домашнего задания.
В приложении представлены разработки уроков по разным темам с применением данной технологии.
Литература
area7.ru›metodic-material.php?
dslib.net›prof-obrazovanie/vegner.html
metodkab.gvarono.ru›apo/infmaps2008/geography/…
А.И. Алексеев Линия УМК “Полярная звезда”, Москва “Просвещение” 2008 г.
Приложение:
1.Урок географии 6 класс. Тема: Атмосферное давление
УЭ – 0
Вход:
1. Что называется атмосферой?
2. Какое вещество образует атмосферу?
3. Назовите газы, входящие в состав воздуха
4. Чему примерно равна толщина атмосферы?
5. Как вы считаете: имеет ли воздух вес?
УЭ – 1
Цель: познакомиться с понятием атмосферное давление
Работа с учебником §25 раздел 1
Найдите ответ
1. Чему равна масса 1м3 воздуха над уровнем моря?
2. С какой силой давит воздух на площадку в1см2? Запишите в тетрадь:
….кг. …гр.
3. Найдите, с какой силой воздух давит на человека, если площадь его тела равна примерно 6000 см2?
4. Почему человек не ощущает давления воздуха?
5. Что называют атмосферным давлением?
6. Запишите в тетрадь обозначение атмосферного давления Р
УЭ – 2
Цель: Познакомится с приборами и способами измерения атмосферного давления. Продолжить работу над умением составлять схемы.
Работа в тетради
Сделайте в тетради рисунок 1 и читая текст (§25 раздел 2), стрелками покажите как будет меняться Р в разных точках.
Итальянский ученый Эванджелиста Торричелли в 1643 году изобрел прибор, который состоял из стеклянной трубки, запаянной сверху и сосуда с ртутью. В стеклянную трубку
Торричелли налил ртуть, затем перевернул трубку. Сначала какое–то количество ртути из трубки вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. Это было в пункте А. Ученый поднялся в точку В. Что произошло с ртутью в трубке? В точке С ртуть начала…, а когда Торричелли поднялся в точку D ртуть сильно……
1) Почему уровень ртути в трубке менялся с высотой?
2) Как бы на этот вопрос ответил ученый?
Следует отметить, что стеклянную трубку высотой 1 м. Торричелли разделил на 1000 частей.
Рисунок 1 3) Чему равняется 1 часть?
4) В каких единицах измеряется атмосферное давление?
Работа с учебником §25 раздел 2
Прочитайте раздел и заполните схему в тетради
Выберите данные и расставьте их в схеме: 740 мм.рт.ст., 739 мм.рт.ст,.
760 мм.рт.ст., 780 мм.рт.ст., 795 мм.рт.ст.,
5) Что такое анероид?
6) Как он устроен?
УЭ – 3
Цель: выяснить причины, влияющие на изменения атмосферного давления
Работа в парах
Работа с учебником §25 раздел 3
Прочитайте раздел и дайте друг другу ответы на вопросы:
1. Что обнаружили первые воздухоплаватели, поднявшись вверх?
2. Какова закономерность изменения атмосферного давления при подъеме вверх?
3. Что происходит с воздухом при нагревании?
4. Что происходит с воздухом при охлаждении?
5. Сделайте вывод: какие еще причины влияют на изменения атмосферного давления ?
Запишите в тетрадь, вставив недостающие слова:
а) при нагревании воздух… и давление…
б) при охлаждении воздух… и давление…
УЭ – 4
Выход
1) Дайте ответы на вопросы 1,2,3,4 после §25
2) Решите задачи:
а) Какова вершина горы, если у подножия атмосферное давление765 мм.рт.ст., а на вершине 720 мм.рт.ст.?
б) На поверхности шахты, глубиной 200м., атмосферное давление 752 мм.рт.ст. Определите давление на дне шахты.
в) Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм.рт.ст.?
3) Что вы узнали сегодня на уроке?
4) Какова была цель урока и достигли вы её?
5) Что вы должны знать?
6) Что должны уметь?
7) Что показалось вам наиболее трудным на сегодняшнем уроке?
Выберите домашнее задание:
1) если вы все задания выполнили правильно, то прочитайте §25;
2) если вы допустили незначительные ошибки, то прочитайте в §25 особенно внимательно тот раздел, в котором у вас были ошибки;
3) если вы допустили многочисленные ошибки и испытали трудности при выполнении заданий, то прочитайте §25, ответьте на вопросы в конце параграфа, проработайте учебный модуль.
Желаю успехов!
2. Урок географии 9 класс. Хозяйство Поволжья.
Интегрирующая цель: по завершению работы над учебными элементами учащиеся должны
знать:
- Особенности промышленности Поволжья.
- Основные черты отраслевой структуры хозяйства и его географию.
- Влияние природных условий на специализацию сельского хозяйства Поволжья.
- Проблемы Поволжья.
Уметь:
- Использовать карты, картосхемы.
- Составлять аннотацию на прочитанный текст.
- Работать с контурной картой.
- Осуществлять контроль и взаимоконтроль.
- Соотносить результат своей работы с поставленными задачами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/09/picture-23162.jpg)
Использование групповых технологий на уроках географии, как средство повышения познавательной активности обучающихся.
Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач и , прежде всего, повышать интенсивность урока, развивать самостоятельность учащихся, способствовать углубленному усвоению программного ма...
Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)
Использование сети интернет на уроках и при подготовке домашнего задания на уроках обществоведческих дисциплин...
Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)
Использование ИКТ - технологий на уроках истории...
Использование модульной технологии на уроках географии как средство оптимизации учебного процесса
Использование модульной технологии на уроках географии как средство оптимизации учебного процесса...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/07/picture-321811-1544183694.jpg)
Использование компьютерных технологий на уроках географии как средство повышения учебной мотивации
В географии заложены огромные возможности для применения ИКТ в процессе обучения. В настоящее время имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии, которые помимо гипертекста име...
Современные образовательные технологии на уроках истории как средство повышения эффективности обучения
В условиях перехода на ФГОС методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, ино...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/28/picture-1518636-1711643312.jpg)
МАСТЕР-КЛАСС «Использование педагогических технологий на уроках географии, как средство повышения познавательного интереса и качества знаний»
Мастер - класс раскрывает методы и приемы используемые мною на уроках географии....