Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения
учебно-методический материал по географии по теме
Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конспект урока в 9 классе "Хозяйство Поволжья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_modulnoy_tekhnologii_na_urokakh_geografii.docx | 46.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Модульное обучение на уроках географии как средство повышения их эффективности
Период длительного совершенствования содержания школьной дисциплины “География” сменился периодом выдвижения новых концепций построения содержания предмета, новых подходов к диагностированию результатов обучения, воспитания и развития личности школьника. Теперь измерение результатов обучения основано на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.
В современной российской школе ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. В этой связи традиционный объяснительно-иллюстративный процесс в современной школе заменяется новыми педагогическими технологиями.
Одна из главных проблем современной школы – результативность учебного процесса. Поэтому в своей педагогической практике я использую различные способы и методы обучения и технологии для достижения результативности и повышения эффективности обучения.
Мы пережили время, когда количество часов отведённое на изучение географии в 6-м классе сократилось в два раза, а объём остался прежним. Вот тогда и возникла идея использования модульного обучения наряду с другими, чтобы побудить шестиклассников к самостоятельной работе и добиться положительных результатов в учёбе.
Модульное обучение, на мой взгляд, результативнее, так как способствует развитию специальных предметных навыков, ведет к изменению функций преподавателя: он становиться консультантом, собеседником учеников. Внедрение модульной технологии становиться актуальным, так как используемые приемы, основанные на деятельностном подходе, способствуют формированию у учащихся учебно–познавательной компетентности.
Одна из главных задач современной школы – это эффективность учебного процесса. Он должен стать информационно ёмким, целенаправленным.
Для реализации этой задачи использование только традиционной классно – урочной системы недостаточно, необходимо применять современные педагогические технологии, которые активизировали бы учебную деятельность и развивали предметные компетенции учащихся. Разрешить указанную проблему, на мой взгляд, поможет технология модульного обучения.
Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде блоков модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде учебных элементов.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Преобладающим методом учебного процесса длительное время в школе преобладал объяснительно-иллюстративный, который не в полной мере обеспечивает ученику развитие его интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу, в корне изменить учебный процесс. Модуль это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.
Модуль – это функциональный целевой узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые проводятся последовательно. Главное предназначение модуля – развивать мышление, осознание человека.
Состав модуля:
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
Самое важное в построении модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. И здесь большая возможность осуществлять проблемное обучение.
Структура модуля (учебного элемента)
Номер учебного элемента. | Название учебного элемента (материала). Содержание учебного материала. | Управление обучением (содержание, формы, методы). |
УЭ | Тема. | Необходимые знания и умения.
|
УЭ №1 | Проверка домашнего задания. Цель: | Пояснение (работа в парах, группах, индивидуально). |
УЭ №2 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. Цель: | Пояснение учителя (работа с учебником, дидактическим материалом) |
УЭ №3 | Закрепление новых знаний. Цель: | Пояснения учителя |
УЭ №4 | Рефлексия. Цель: |
|
Предлагаю типизацию учебных элементов по разным свойствам, что позволяет глубже понять природу модуля, составлять модульные уроки, используя широкий арсенал учебных элементов. В модулях используются разнообразные носители учебной информации, поэтому данная типизация систематизирует учебные элементы на основе носителя.
Типизация на основе особенностей и носителя учебной информации.
Учебный элемент (УЭ) | Носитель учебной информации | Указания ученику к применению |
Текстовой | Учебник, дополнительная литература, материалы периодической печати | Прочитай, выдели главное, составь конспект, ЛОК, таблицу, план и т д |
Картографический | Атлас, настенные карты, планы, картосхемы | Определи, установи, измерь, сравни, составь характеристику и т д |
Табличный | Таблицы, графики, блок-диаграммы | Определи, сравни, опиши динамику изменения и т д. |
Учебный элемент (УЭ) | Носитель учебной информации | Указания ученику к применению |
Иллюстративный | Фото, рисунки, репродукции | Определи, Что изображено; составь рассказ, опиши и т. д. |
Словесный | Учитель, докладчик, лектор | Прослушай и выполни задания: ответь на вопросы, составь список вопросов, составь план, ЛОК, конспект и т. д. |
Компьютерный | Базы данных, мультимедийные средства обучения | Прочитай файл, познакомься с картой, выполни тест, выполни практическую работу и т. д. |
Аудиовизуальный | Видео, кино, слайды, записи, диски | Ответь па вопросы, составь свой комментарий и т. д. |
Натурный | Географические объекты и явления па местности | Научись определять, зарисуй, составь схему, познакомься, замерь и т. д. |
Смешанный | Несколько носителей информации | Разнообразные |
В модульном уроке должны сочетаться академические и игровые модули: первые предпочтительны для изучения нового материала, а вторые – для закрепления и практического применения.
Оценивается выполнение каждого учебного элемента. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при данной технологии. Ребёнок знает, что его труд оценивается, оценка объективно отражает его усилия.
Выводы и рекомендации
Модульная система организации учебно-воспитательного процесса построена на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции учебно-воспитательного процесса с позиций целостности, формирования детских и педагогических общностей.
По своей психолого-педагогической основе – это адаптивная развивающая технология. Учение эффективно и по своему характеру воспроизводящее, т.е. дающее постоянное положительное приращение в развитии человеческого “Само”, оценивающее и усиливающее мотивацию на каждом этапе, рефлексивное, основанное на генерировании гипотез, решении учебных ситуаций и сотрудничестве, не дающее дополнительных жизненных проблем ученику.
Я считаю, что эта технология является универсальной, мобильной и наиболее приемлемой в современной школе.
Преимущество модульной технологии по сравнению с другими технологиями:
1) возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;
2) возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость;
3) возможность работать дома в случае пропусков по болезни;
4) комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, “мягкий” контроль);
5) развитие личностных качеств ученика (самостоятельности, умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность);
6) консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.
Модульная технология определяя чёткую структуру урока, дала мне как учителю возможность “видеть” весь класс, работать индивидуально с каждым учеником, оказывать помощь отстающим.
В процессе моей работы в названной технологии можно отметить следующие положительные результаты:
– учащиеся научились работать с текстом, картосхемами, диаграммами, анализировать и делать выводы;
– планировать свою учебную деятельность при самостоятельной работе;
– повысился уровень успеваемости:
– у большинства учащихся сформировалась адекватная самооценка, что позволило определять собственные пробелы в усвоении материала и стремиться их ликвидировать;
– по самооценке учащихся, они стали более ответственно относиться к учёбе.
В результате применения модульного обучения на своих уроках, я пришла к выводу, что данная технология является одним из средств повышения эффективности уроков географии и способствует разрешению противоречий, возникающих в ходе осуществления учебного процесса. Результат – повышение качества обученности учащихся. Большое внимание уделяется охране здоровья ребят – смена видов деятельности, малый объем домашнего задания.
В приложении представлены разработки уроков по разным темам с применением данной технологии.
Литература
area7.ru›metodic-material.php?
dslib.net›prof-obrazovanie/vegner.html
metodkab.gvarono.ru›apo/infmaps2008/geography/…
А.И. Алексеев Линия УМК “Полярная звезда”, Москва “Просвещение” 2008 г.
Приложение:
1.Урок географии 6 класс. Тема: Атмосферное давление
УЭ – 0
Вход:
1. Что называется атмосферой?
2. Какое вещество образует атмосферу?
3. Назовите газы, входящие в состав воздуха
4. Чему примерно равна толщина атмосферы?
5. Как вы считаете: имеет ли воздух вес?
УЭ – 1
Цель: познакомиться с понятием атмосферное давление
Работа с учебником §25 раздел 1
Найдите ответ
1. Чему равна масса 1м3 воздуха над уровнем моря?
2. С какой силой давит воздух на площадку в1см2? Запишите в тетрадь:
….кг. …гр.
3. Найдите, с какой силой воздух давит на человека, если площадь его тела равна примерно 6000 см2?
4. Почему человек не ощущает давления воздуха?
5. Что называют атмосферным давлением?
6. Запишите в тетрадь обозначение атмосферного давления Р
УЭ – 2
Цель: Познакомится с приборами и способами измерения атмосферного давления. Продолжить работу над умением составлять схемы.
Работа в тетради
Сделайте в тетради рисунок 1 и читая текст (§25 раздел 2), стрелками покажите как будет меняться Р в разных точках.
Итальянский ученый Эванджелиста Торричелли в 1643 году изобрел прибор, который состоял из стеклянной трубки, запаянной сверху и сосуда с ртутью. В стеклянную трубку
Торричелли налил ртуть, затем перевернул трубку. Сначала какое–то количество ртути из трубки вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. Это было в пункте А. Ученый поднялся в точку В. Что произошло с ртутью в трубке? В точке С ртуть начала…, а когда Торричелли поднялся в точку D ртуть сильно……
1) Почему уровень ртути в трубке менялся с высотой?
2) Как бы на этот вопрос ответил ученый?
Следует отметить, что стеклянную трубку высотой 1 м. Торричелли разделил на 1000 частей.
Рисунок 1 3) Чему равняется 1 часть?
4) В каких единицах измеряется атмосферное давление?
Работа с учебником §25 раздел 2
Прочитайте раздел и заполните схему в тетради
Выберите данные и расставьте их в схеме: 740 мм.рт.ст., 739 мм.рт.ст,.
760 мм.рт.ст., 780 мм.рт.ст., 795 мм.рт.ст.,
5) Что такое анероид?
6) Как он устроен?
УЭ – 3
Цель: выяснить причины, влияющие на изменения атмосферного давления
Работа в парах
Работа с учебником §25 раздел 3
Прочитайте раздел и дайте друг другу ответы на вопросы:
1. Что обнаружили первые воздухоплаватели, поднявшись вверх?
2. Какова закономерность изменения атмосферного давления при подъеме вверх?
3. Что происходит с воздухом при нагревании?
4. Что происходит с воздухом при охлаждении?
5. Сделайте вывод: какие еще причины влияют на изменения атмосферного давления ?
Запишите в тетрадь, вставив недостающие слова:
а) при нагревании воздух… и давление…
б) при охлаждении воздух… и давление…
УЭ – 4
Выход
1) Дайте ответы на вопросы 1,2,3,4 после §25
2) Решите задачи:
а) Какова вершина горы, если у подножия атмосферное давление765 мм.рт.ст., а на вершине 720 мм.рт.ст.?
б) На поверхности шахты, глубиной 200м., атмосферное давление 752 мм.рт.ст. Определите давление на дне шахты.
в) Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм.рт.ст.?
3) Что вы узнали сегодня на уроке?
4) Какова была цель урока и достигли вы её?
5) Что вы должны знать?
6) Что должны уметь?
7) Что показалось вам наиболее трудным на сегодняшнем уроке?
Выберите домашнее задание:
1) если вы все задания выполнили правильно, то прочитайте §25;
2) если вы допустили незначительные ошибки, то прочитайте в §25 особенно внимательно тот раздел, в котором у вас были ошибки;
3) если вы допустили многочисленные ошибки и испытали трудности при выполнении заданий, то прочитайте §25, ответьте на вопросы в конце параграфа, проработайте учебный модуль.
Желаю успехов!
2. Урок географии 9 класс. Хозяйство Поволжья.
Интегрирующая цель: по завершению работы над учебными элементами учащиеся должны
знать:
- Особенности промышленности Поволжья.
- Основные черты отраслевой структуры хозяйства и его географию.
- Влияние природных условий на специализацию сельского хозяйства Поволжья.
- Проблемы Поволжья.
Уметь:
- Использовать карты, картосхемы.
- Составлять аннотацию на прочитанный текст.
- Работать с контурной картой.
- Осуществлять контроль и взаимоконтроль.
- Соотносить результат своей работы с поставленными задачами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование групповых технологий на уроках географии, как средство повышения познавательной активности обучающихся.
Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач и , прежде всего, повышать интенсивность урока, развивать самостоятельность учащихся, способствовать углубленному усвоению программного ма...
Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)
Использование сети интернет на уроках и при подготовке домашнего задания на уроках обществоведческих дисциплин...
Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)
Использование ИКТ - технологий на уроках истории...
Использование модульной технологии на уроках географии как средство оптимизации учебного процесса
Использование модульной технологии на уроках географии как средство оптимизации учебного процесса...
Использование компьютерных технологий на уроках географии как средство повышения учебной мотивации
В географии заложены огромные возможности для применения ИКТ в процессе обучения. В настоящее время имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии, которые помимо гипертекста име...
Современные образовательные технологии на уроках истории как средство повышения эффективности обучения
В условиях перехода на ФГОС методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, ино...
МАСТЕР-КЛАСС «Использование педагогических технологий на уроках географии, как средство повышения познавательного интереса и качества знаний»
Мастер - класс раскрывает методы и приемы используемые мною на уроках географии....