Применение блочно-модульной технологии на уроках географии
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Биктимирова  Айгуль Фатиховна

На примере  показано применение блочно-модульной технологии на уроке географии в 8 классе "Типы почв"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_blochno.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Применение блочно-модульной технологии на уроках географии

Тип урока: Изучение нового материала.

Содержание: Типы почв:

  1. распространение типов почв по территории России;
  2. условия почвообразования;
  3. взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью.

Планируемые знания:

  1. последующее расширение и углубление понятий «почва», «плодородие почв»;
  2. фактические данные об основных зональных типах почв;
  3. представление об уровне плодородия разных типов почв России, своей местности.

Деятельность учащихся: самостоятельное получение новых знаний в ходе работы по технологической карте учащегося под контролем учителя.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  1. пояснить главные особенности зональных типов почв;
  2. показать закономерности размещения почвенных зон на территории России;
  3. сформировать умение объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью;
  4. дать представление об уровне плодородия почв России и своей местности.

2. Развивающие:

  1. развивать умения овладевать основными мыслительными операциями – анализ, синтез, сравнение;
  2. развивать умение самоконтроля на основе самопроверки теста;
  3. продолжить формирование умения работы с географическими картами (способ наложения карт);
  4. развивать критическое мышление при анализе карт и оценки плодородия почв;
  5. развивать логическое мышление, речь и память учащихся.

3. Воспитательные:

  1. осуществлять экологическое воспитание учащихся на примере бережного отношения к природе (к почвам);
  2. воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение смотреть на знакомые явления по-новому;
  3. воспитывать чувство патриотизма и гордости богатствами природных ресурсов России (чернозем).

Средства обучения. Физическая карта России, почвенная карта России, атласы, контурные карты, технологические карты для учащихся (приложение), сводная ведомость (приложение).

Методы обучения. В зависимости от целей учебного элемента (УЭ) используются разные методы обучения:

  • УЭ-2: по источникам знаний – практический, по характеру познавательной деятельности учащихся – частично-поисковый;
  • УЭ-3: по источникам знаний – словесный, практический, по характеру познавательной деятельности учащихся – объяснительно иллюстративный, частично-поисковый;
  • УЭ-4: по источникам знаний – практический, по характеру познавательной деятельности учащихся – репродуктивный, частично-поисковый.

Основные этапы урока:

  1. Организационный этап
  1. Дидактическая задача – подготовить учащихся к работе на уроке; определить исходный уровень знаний по теме, т.е. определить готовность к восприятию нового материала, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
  2. Содержание этапа – взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания; сообщение интегрированной дидактической цели урока (УЭ-0), выполнение заданий блока УЭ-1 «Вход», направленных на актуализацию и контроль опорных знаний.
  1. Этап усвоения новых знаний
  1. Дидактическая задача – дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях рассматриваемого вопроса, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения новых знаний, усвоения способов и путей, которые привели к данному обобщению; установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, установить обнаруженные проблемы.
  2. Содержание этапа – организация внимания, выполнение заданий УЭ-2, УЭ-3, обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала; проверка учителем глубины понимания учащимися нового материала, внутренних закономерностей и связей (на протяжении изучения нового материала).
  1. Этап рефлексивно-оценочный
  1. Дидактическая задача – закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу, сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику его выполнения, дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.
  2. Содержание этапа – выполнение заданий УЭ-4 «Выходной контроль»; информирование о дифференцированном д/з, инструктаж по его выполнению; рефлексия (самооценка учащихся), указание на положительные и отрицательные стороны урока, выяснение мнения учащихся об уроке, выставление оценок за работу на уроке.

Структура урока по времени. Ориентировочный временной регламент урока приведен в таблице:

Этап урока

Продолжительность этапа

I. Организационный этап

8 мин.

II. Этап усвоения новых знаний с проверкой понимания учащимися нового материала

20 мин.

III. Этап рефлексивно-оценочный

12 мин.

Содержание урока. Содержание урока «Закономерности распределения типов почв» по этапам и психолого-педагогическое обоснование его элементов приведены в таблице:

Содержание урока 

Алгоритм урока(этапы)

Содержание урока и его психолого-педагогическое обоснование

Ожидаемые действия со стороны учащихся

I. Организационный этап

1. Приветствие. Проверка подготовленности учащихся к уроку

Невербальное приветствие – улыбка – необходима для мобилизации учащихся на положительный настрой для работы на уроке.
Наличие необходимых учебных принадлежностей – залог выполнения заданий по усвоению нового материала. 
Технологическая карта для учащихся – подробный план действия учащихся на уроке

Настраиваются на серьезную работу, сосредотачиваются.
Дежурные проверяют наличие у учащихся учебных принадлежностей, раздают технологические карты учащихся (приложение)

2. Мотивация и целеполагание

Урок «Закономерности распределения типов почв» – второй в теме «Почва и почвенные ресурсы России», и интегрирующая дидактическая цель (ИДЦ) связана с предыдущим уроком в данной теме.
Учитель сообщает ИДЦ урока:

  1. Выяснить главные особенности зональных типов почв;
  2. Изучить закономерности размещения почвенных зон на территории России;
  3. Научиться работать с почвенной картой;
  4. Научиться объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью.

Поставить перед учащимися учебные цели – это значит ввести их в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее разрешения во всех возможных частных вариантах.
ИДЦ урока представлена в УЭ-0 для того, чтобы учащиеся поняли смысл всей их работы на уроке, и актуализирует знания учащихся по данной теме.

Учащиеся знакомятся с целями урока

3. Определение исходного уровня знаний учащихся по этой теме – актуализация знаний. Выполнение задания УЭ-1.

Выполняется задание УЭ-1, т.н. «Входной контроль», которое позволяет оценить уровень знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию о степени готовности учащихся к восприятию нового материала.
УЭ-1

  1. Какие из факторов, влияющих на формирование почв, подчиняются широтной зональности?
  2. Почему В. В. Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта»?
  3. Почему почвы России разнообразны?

В технологической карте учащихся приводится количество баллов за выполненное задание в УЭ-1, что дает возможность учащимся учиться избегать недооценки или переоценки уровня своих знаний.

Учащиеся знакомятся с частной дидактической целью (ЧДЦ) УЭ-1, выясняют, что им известно о закономерностях распространения почв из предыдущих курсов географии, выполняют задание, соответствующее УЭ-1 и оценивают свои ответы согласно установленным в технологической карте баллам, а затем сверяют их с контрольной картой (табл. № 1 приложения)
Предполагаемые ответы учащихся:

  1. Климат, растительный и животный мир.
  2. Тип почвы соответствует типу растительности, который определяет ландшафт.
  3. На образование почв влияет множество природных компонентов (ГП, растительность, животный мир, климат, рельеф, уровень грунтовых вод, вечная мерзлота, время). Они на территории России разные. Сочетание разных компонентов приводит к разнообразию почв.

II. Этап усвоения новых знаний

1. Выполнение заданий УЭ-2

Цель выполнения данного УЭ – научиться работать с почвенной картой.
Происходит дальнейшее формирование умения работать с картой, применяется поисковый метод.
Выполнить по почвенной карте задания.
Рассмотрите и охарактеризуйте почвенную карту:

  1. Что означают условные знаки карты?
  2. Определите, какова общая закономерность распространения типов почв по территории России.
  3. Где нарушается широтная зональность почв?

В процессе выполнения задания развивается такая мыслительная операция, как анализ.

Учащиеся с учителем знакомятся с почвенной картой в атласе, рассматривая условные знаки. Затем они самостоятельно отвечают на вопросы, поставленные в УЭ-2.
По итогам работы они сверяют ответы с контрольной картой (табл. № 2 приложения) и выставляют соответствующее количество баллов.
Предполагаемые ответы учащихся:

  1. Почвы подчиняются закону широтной зональности, т.к. мы двигались по равнине с севера на юг.
  2. В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности, от подножья к вершине, также нарушают закон широтной зональности аллювиальные, в поймах рек, почвы болот, вулканические.

2. Выполнение заданий УЭ-3

Цель выполнения данного УЭ – научиться объяснять взаимосвязь типf почвы с климатом и растительностью.
Для этого выполняется практическая работа «Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв».
Учащиеся в ходе работы заполняют таблицу и указывают районы размещения самых плодородных почв нашей страны на контурной карте.
При выполнении практической работы с помощью карт атласа у учащихся продолжают развиваться умения по работе с географическими картами (метод наложения карт) и заполнению контурных карт. При формулировании выводов после заполнения таблицы у учащихся развивается аналитико-синтетические мыслительные операции.

Учащиеся знакомятся с целью УЭ-3, выполняют практическую работу, заполняя таблицу (табл. № 3 приложения)* и работая с контурной картой (приложение)*. Работа выполняется частично самостоятельно (с объяснением учителя). 
Выполняя работу, учащиеся пользуются двумя картами атласа – климатической и почвенной России.

III. Этап рефлексивно-оценочный

1. Закрепление нового материала

Цель: выяснить, достигнута ли ИДЦ урока (выходной контроль).
Выполнение тестовых заданий.
Заполнение сводной ведомости (суммирование баллов, полученных за разные УЭ урока, и занесение их в соответствующую колонку ведомости).
Выполнение заданий выходного контроля показывает уровень усвоения темы модуля.
Если учащийся не выполнил то или иное требование блока «Выход», то он возвращается к тому элементу модуля, в котором допустил ошибку. Самопроверка позволяет учащимся вместе с учителем осуществить управление обучением, а работая на доверии, учащийся объективно оценивает свою работу.

Учащиеся выполняют тестовые задания (приложение), затем проверяют их правильность по контрольной карте (приложение), подсчитывают количество баллов, суммируют их с полученными за задание УЭ-2 и заносят их в сводную ведомость (Приложение).

2. Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Для полного закрепления систематизированных и обобщенных знаний дается разноуровневое домашнее задание (запись на доске):

  • набравшим 14-13 баллов – составить тестовое задание (5 вопросов).
  • набравшим 12-9 баллов – повторить записи в тетради, выполнить задание № 2 стр. 97 письменно.
  • набравшим 8-6 баллов – § 16 и записи в тетради.

Такой вид д/з предполагает дифференцированный подход к учащимся, являясь доступным и посильным для каждого учащегося, в полной мере решая свою задачу – обеспечение долговременного закрепления материала и отрабатывания умений, полученных на уроке.

Домашнее задание выбирается учащимися исходя из количества баллов, набранных за выполнение заданий урока. 
Д/з записывается учащимися в дневник.

3. Подведение итогов урока

Цель этапа – подведение итогов всех УЭ урока.
Выставляются оценки за урок, оценка является неотъемлемой частью контроля знаний учащихся. Она играет воспитательную роль, т.к. способствует формированию устойчивой самооценки.
Учитель выражает благодарность за работу на уроке и интересуется впечатлениями учащихся об уроке, это создает положительный эмоциональный настрой после напряженной работы, повышает интерес к предмету и стимулирует в дальнейшем к серьезной работе.

Учащиеся полученную сумму баллов заносят в ведомость (приложение) по предложенной схеме переводят баллы в оценку, выставляют оценку за урок и сообщают ее учителю.

  • 14-13 баллов – оценка «5»;
  • 12-9 баллов – оценка «4»;
  • 8-6 баллов – оценка «3».

Учащиеся высказывают свое мнение об уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровье сберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических де...

Статья « Применение инновационных компьютерных технологий на уроках географии».

Использование современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Особенно актуальность  эта возникла на уроках преподавания географии, работая по новой программ...

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии

Модернизация образования предъявляет особые требования к формированию и развитию ИКТ-компетентности школьников, а именно способностей к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, ...

Статья «Применение инновационных компьютерных технологий на уроках географии».

Использование современных инновационных технологий в учебном процессе....

Формирование ключевых компетенций у обучающихся через применение информационно - коммуникационных технологий на уроках географии

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным ...