Применение блочно-модульной технологии на уроках географии
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
На примере показано применение блочно-модульной технологии на уроке географии в 8 классе "Типы почв"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_blochno.docx | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение блочно-модульной технологии на уроках географии
Тип урока: Изучение нового материала.
Содержание: Типы почв:
- распространение типов почв по территории России;
- условия почвообразования;
- взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью.
Планируемые знания:
- последующее расширение и углубление понятий «почва», «плодородие почв»;
- фактические данные об основных зональных типах почв;
- представление об уровне плодородия разных типов почв России, своей местности.
Деятельность учащихся: самостоятельное получение новых знаний в ходе работы по технологической карте учащегося под контролем учителя.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- пояснить главные особенности зональных типов почв;
- показать закономерности размещения почвенных зон на территории России;
- сформировать умение объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью;
- дать представление об уровне плодородия почв России и своей местности.
2. Развивающие:
- развивать умения овладевать основными мыслительными операциями – анализ, синтез, сравнение;
- развивать умение самоконтроля на основе самопроверки теста;
- продолжить формирование умения работы с географическими картами (способ наложения карт);
- развивать критическое мышление при анализе карт и оценки плодородия почв;
- развивать логическое мышление, речь и память учащихся.
3. Воспитательные:
- осуществлять экологическое воспитание учащихся на примере бережного отношения к природе (к почвам);
- воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение смотреть на знакомые явления по-новому;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости богатствами природных ресурсов России (чернозем).
Средства обучения. Физическая карта России, почвенная карта России, атласы, контурные карты, технологические карты для учащихся (приложение), сводная ведомость (приложение).
Методы обучения. В зависимости от целей учебного элемента (УЭ) используются разные методы обучения:
- УЭ-2: по источникам знаний – практический, по характеру познавательной деятельности учащихся – частично-поисковый;
- УЭ-3: по источникам знаний – словесный, практический, по характеру познавательной деятельности учащихся – объяснительно иллюстративный, частично-поисковый;
- УЭ-4: по источникам знаний – практический, по характеру познавательной деятельности учащихся – репродуктивный, частично-поисковый.
Основные этапы урока:
- Организационный этап
- Дидактическая задача – подготовить учащихся к работе на уроке; определить исходный уровень знаний по теме, т.е. определить готовность к восприятию нового материала, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
- Содержание этапа – взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания; сообщение интегрированной дидактической цели урока (УЭ-0), выполнение заданий блока УЭ-1 «Вход», направленных на актуализацию и контроль опорных знаний.
- Этап усвоения новых знаний
- Дидактическая задача – дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях рассматриваемого вопроса, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения новых знаний, усвоения способов и путей, которые привели к данному обобщению; установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, установить обнаруженные проблемы.
- Содержание этапа – организация внимания, выполнение заданий УЭ-2, УЭ-3, обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала; проверка учителем глубины понимания учащимися нового материала, внутренних закономерностей и связей (на протяжении изучения нового материала).
- Этап рефлексивно-оценочный
- Дидактическая задача – закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу, сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику его выполнения, дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.
- Содержание этапа – выполнение заданий УЭ-4 «Выходной контроль»; информирование о дифференцированном д/з, инструктаж по его выполнению; рефлексия (самооценка учащихся), указание на положительные и отрицательные стороны урока, выяснение мнения учащихся об уроке, выставление оценок за работу на уроке.
Структура урока по времени. Ориентировочный временной регламент урока приведен в таблице:
Этап урока | Продолжительность этапа |
I. Организационный этап | 8 мин. |
II. Этап усвоения новых знаний с проверкой понимания учащимися нового материала | 20 мин. |
III. Этап рефлексивно-оценочный | 12 мин. |
Содержание урока. Содержание урока «Закономерности распределения типов почв» по этапам и психолого-педагогическое обоснование его элементов приведены в таблице:
Содержание урока
Алгоритм урока(этапы) | Содержание урока и его психолого-педагогическое обоснование | Ожидаемые действия со стороны учащихся |
I. Организационный этап | ||
1. Приветствие. Проверка подготовленности учащихся к уроку | Невербальное приветствие – улыбка – необходима для мобилизации учащихся на положительный настрой для работы на уроке. | Настраиваются на серьезную работу, сосредотачиваются. |
2. Мотивация и целеполагание | Урок «Закономерности распределения типов почв» – второй в теме «Почва и почвенные ресурсы России», и интегрирующая дидактическая цель (ИДЦ) связана с предыдущим уроком в данной теме.
Поставить перед учащимися учебные цели – это значит ввести их в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее разрешения во всех возможных частных вариантах. | Учащиеся знакомятся с целями урока |
3. Определение исходного уровня знаний учащихся по этой теме – актуализация знаний. Выполнение задания УЭ-1. | Выполняется задание УЭ-1, т.н. «Входной контроль», которое позволяет оценить уровень знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию о степени готовности учащихся к восприятию нового материала.
В технологической карте учащихся приводится количество баллов за выполненное задание в УЭ-1, что дает возможность учащимся учиться избегать недооценки или переоценки уровня своих знаний. | Учащиеся знакомятся с частной дидактической целью (ЧДЦ) УЭ-1, выясняют, что им известно о закономерностях распространения почв из предыдущих курсов географии, выполняют задание, соответствующее УЭ-1 и оценивают свои ответы согласно установленным в технологической карте баллам, а затем сверяют их с контрольной картой (табл. № 1 приложения)
|
II. Этап усвоения новых знаний | ||
1. Выполнение заданий УЭ-2 | Цель выполнения данного УЭ – научиться работать с почвенной картой.
В процессе выполнения задания развивается такая мыслительная операция, как анализ. | Учащиеся с учителем знакомятся с почвенной картой в атласе, рассматривая условные знаки. Затем они самостоятельно отвечают на вопросы, поставленные в УЭ-2.
|
2. Выполнение заданий УЭ-3 | Цель выполнения данного УЭ – научиться объяснять взаимосвязь типf почвы с климатом и растительностью. | Учащиеся знакомятся с целью УЭ-3, выполняют практическую работу, заполняя таблицу (табл. № 3 приложения)* и работая с контурной картой (приложение)*. Работа выполняется частично самостоятельно (с объяснением учителя). |
III. Этап рефлексивно-оценочный | ||
1. Закрепление нового материала | Цель: выяснить, достигнута ли ИДЦ урока (выходной контроль). | Учащиеся выполняют тестовые задания (приложение), затем проверяют их правильность по контрольной карте (приложение), подсчитывают количество баллов, суммируют их с полученными за задание УЭ-2 и заносят их в сводную ведомость (Приложение). |
2. Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению | Для полного закрепления систематизированных и обобщенных знаний дается разноуровневое домашнее задание (запись на доске):
Такой вид д/з предполагает дифференцированный подход к учащимся, являясь доступным и посильным для каждого учащегося, в полной мере решая свою задачу – обеспечение долговременного закрепления материала и отрабатывания умений, полученных на уроке. | Домашнее задание выбирается учащимися исходя из количества баллов, набранных за выполнение заданий урока. |
3. Подведение итогов урока | Цель этапа – подведение итогов всех УЭ урока. | Учащиеся полученную сумму баллов заносят в ведомость (приложение) по предложенной схеме переводят баллы в оценку, выставляют оценку за урок и сообщают ее учителю.
Учащиеся высказывают свое мнение об уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение здоровье сберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».
В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических де...
Статья « Применение инновационных компьютерных технологий на уроках географии».
Использование современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Особенно актуальность эта возникла на уроках преподавания географии, работая по новой программ...
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии
Модернизация образования предъявляет особые требования к формированию и развитию ИКТ-компетентности школьников, а именно способностей к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, ...
Применение современных информационных технологий на уроках географии с целью повышения мотивации к образовательному процессу
Методическая разработка по рименению ИТ...
Тема самообразования «Применение информационно - коммуникативных технологий на уроках географии»
Использование ИКТ на уроках...
Статья «Применение инновационных компьютерных технологий на уроках географии».
Использование современных инновационных технологий в учебном процессе....
Формирование ключевых компетенций у обучающихся через применение информационно - коммуникационных технологий на уроках географии
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным ...