Урок по теме озера
методическая разработка (география, 6 класс) по теме

Бухтиярова Ольга Петровна

Урок по теме озера (конспект урока + презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Urok_po_teme_ozera.zip672.34 КБ

Предварительный просмотр:

6-й класс. Физическая география. Тема урока: « Озера»

Дидактическая цель:

1.Создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме « Озера» средствами технологии развивающего обучения.

Образовательная задача:

1.Добиться осознания и усвоения понятий «Типы озерных котловин», «Сточные и бессточные озера».

2.Формировать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.

Развивающая задача:

1.Создать условия для развития системы умений устанавливать причинно – следственные  связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа, умение анализировать и обобщать полученные знания.

Воспитательная задача:1. Способствовать пониманию идеи целостности мира;2. способствовать формированию географической культуры личности.

Тип урока: Введение новых знаний.

Средства обучения: Учебник географии  6класс, схемы,  атлас по географии 6 класс, рисунки.

Цели для учащихся:

1.Знать: научиться объяснять на основе взаимосвязи внешнего вида озер от происхождения котловин.

2.Уметь находить и показывать на карте крупные озера мира и Омской области

3.Познакомиться с орфографическими нормами написания и произношения названий крупных озер Земли.

4. Уметь описывать географическое положение озер по типовому плану.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

 

Учебная деятельность на уроке

Учителя                                                                     Ученика

1.Изучение нового материала.

И.В.У.        

 Мы продолжаем знакомство с водами суши. И сегодня вы узнаете все о ….тема  нашего урока изображена на доске рисунками.

А правильно ли вы определили, разгадаем ребус

Отгадали – ОЗЕРА

Орзае

14253

 

 

        Отвечают на вопросы.

А что мы должны знать  - уметь?                               З.-что такое озеро? Различные виды озер.

                                                                                            У.- показывать, описывать г.п. озера.                  

ЧТО ТАКОЕ ОЗЕРО?                                                            Отвечают на вопросы, выполняют задание                                  

         

Откройте урок № 37 Найдите определение

понятия озеро и выпишите в тетрадь.

Это понятие верно с позиции общей гидрологии.

Для озер смена воды происходит годы, сотни лет, оз. Байкал – 400лет. В реках полная смена за 25 суток.

1.Назовите известные вам озера. Покажите на карте. Как  показывают озера  на карте? У всех ли озер одинаковый контур?

2.Есть ли  озера в Омской области?

И.В.У.

Мы с вами отметили, что озера бывают различные по внешнему виду.

Если озеро-это природное углубление….  

То, каким может быть его происхождение?

Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин?

               

Учитель показывает озера на карте, а ученики, заполнив таблицу, объясняют происхождение котловин.               

Определите главную природную особенность озера Балхаш?

Сточным или бессточным является

озеро:1) Байкал; 2) Чад; 3)Верхнее;

4) Эйр? Объясните свои выводы.

По описанию определите озера.

Одно из них - самое большое на Земле, другое самое глубокое. Первое соленое, а второе пресное. Одно из них сточное, а другое бессточное. Берега одного из них ниже уровня моря, другое окружено горами.

Изменяется ли кол-во воды в озере?

Какие источники питания имеет озеро?

ИВУ. В умеренных широтах, озера замерзают, но при этом не промерзают до дна. Чем объяснить это удивительное свойство воды?

 Озера оказывают влияние на природные условия прилегающих территорий. А как человек использует озера?

На этом этапе урока  закрепляем полученные знания в практической работе «Описание озера по плану»

План вывешен на доске

 Учитель предлагает оценить свою работу

на уроке,

Что узнали? Что хотим  узнать? Чему научились?

Домашнее задание:1).с.132-134, 2)на к\к нанести озера, 3)Заполнить таблицу.

.

ОЗЕРО- это водоем, расположенный в замкнутом  углублении земной поверхности.

ОЗЕРО - естественный водоем, который отличается замедленным  водообменом.

Работают по картам.

Вывод.

Контур озер разный.

 Работают, по атласу Омская область находят

Оз. Ик, оз. Тенис, оз. Салтаим, оз. Эбейты.

Читают информацию на с.133-с.134 учебника

Делают вывод: от того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера.

Самостоятельно работая с текстом и картами атласа

заполняют таблицу

Происхождение котловины

Рисунок (вид сверху)

Примеры озер

Тектонические в прогибах

Онтарио

Мичиган

Тектоническое в разломах

Байкал

Ньяса

Запрудные

Сарезское

Вулканические

Кроноцкое

Провальные(карстовые

Ледниковые

Ладожское

Метеоритные

Саарема

Старицы

Находят озеро на карте. Вывод. Оз. Балхаш состоит из 2-х котловин соединенных  узким мелководным проливом. Водообмен между котловинами слабый.

Ученики, работая с картой, делают вывод.

Сточные озера – озера, в которые реки втекают и вытекают. Бессточные озера - это озера, в которые реки впадают, но не вытекают.

 Называют эти озера. Байкал и Каспийское море.

       Вывод. Озера бывают пресные и соленые. Находят на карте различия в изображении этих озер.

Приводят другие примеры.

Отвечают на вопросы.

По рисунку, иллюстрирующему процесс замерзания водоемов суши ученики пытаются объяснить это свойство воды и получают новые знания. Вывод.

Поверхностный слой воды охлаждается до 4 градусов и имеет самую высокую плотность, опускается на дно водоема. Нижние слои поднимаются вверх, происходит перемешивание. Более легкие воды охладятся до 0  градусов, и озеро покроется льдом.

Приводят примеры.

 

По карте Омской Области описывают озера устно оз. Ик, оз. Эбейты,  оз. Теннис, оз. Алабота.

Слушают отвечающих, дополняют.

  Отвечают на вопросы.

                        .         

Название озера

На каком материке

Соленое или пресное

Сточное или бессточное

Происхождение котловины

Байкал

Чад

Гурон

Виктория

Мичиган


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Озеро Байкал" (география, математика)

На примере озера Байкал, показать многогранность, уникальность его природы, экономических и социальных особенностей, подтверждая точными математическими расчетами при закреплении действий с дробными ч...

Открытый урок по теме: "Озера"

Методическая разработка рассчитана на учащихся, изучающих начальный курс географии. Цель-сформировать знания у обучающихся о природе и         многоо...

Конспект урока на тему "Озера и болота".

Урок составлен на основе изучения предыдущего материала. При изучении нового материала преподаватель опирается на межпредметные связи (география, литература, изобразительное искуство)....

Конспект урока по теме "Озера. Вода в земных кладовых"

Формирование  понятий о природных источниках воды – озерах и ледниках , представлении о свойствах воды в озерах и ледниках....

Урок по теме "Озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота"

Урок географии в 8 классе по теме «Озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота».Раздел  «Внутренние воды России и водные ресурсы»  Место в учебном плане:  третий урок раздела «Внутренн...

Технологическая карта урока по теме "Озера"

Способствовать формированию представлений об озерах сточных и бессточных, пресных и соленых болотах, водохранилищах, прудах; создать условия для формирования умений определять зависимость размещения о...

Конспект урока по теме "Озера" 6 класс

Урок с применением игровых технологий...