Интегрированный урок по теме "Озеро Байкал" (география, математика)
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Макашова Инна Михайловна

На примере озера Байкал, показать многогранность, уникальность его природы, экономических и социальных особенностей, подтверждая точными математическими расчетами при закреплении действий с дробными числами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ГЕОГРАФИИ И  МАТЕМАТИКЕ В

6  КЛАССЕ.

ТЕМА:  “Озеро Байкал” и  “Действия с дробными числами”.

ЦЕЛИ:    1) образовательные.  На примере озера Байкал, показать многогранность, уникальность его природы, экономических и социальных особенностей, подтверждая точными математическими расчетами при закреплении действий с дробными числами.

2) развивающие. Органично систематизировать знания по географии и математике. Развитие логического мышления, памяти, сенсорной сферы, продолжить развитие умений работать с первоисточниками.

3) воспитательные. Воспитывать  географическую культуру, устойчивое внимание при решении разноуровневых познавательных задач; бережное отношение к природе - экологическое воспитание.

Форма урока: урок - путешествие по озеру Байкал.

Тип  урока: комбинированный урок.

Оборудование: 1) выставка книг об озере Байкал, рисунки, фотографии, связанные с Байкалом; карта озера Байкал.

2) видеофильм, магнитофон.

3) таблицы, раздаточный материал, разноцветные карточки для самоконтроля учащихся.

Х О Д       У Р О К А

1) Организационный момент (1 мин.)

2) Звучит песня “Славное море, священный Байкал ...”.

Учитель математики: Звучит фрагмент из книги “Байкал сторона”:

“... Посмотрель Господь: неласковая вышла земля, как бы не стала она на него обижаться!.. И , чтобы не держала обиды, взял и  вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него. Упала мера и превратилась в Байкал”.

Учитель географии: Тема нашего интегрированного урока “Озеро Байкал” и действия с дробными числами"

Учитель географии. Сегодня на уроке вы узнаете об уникальной природе озера Байкал, подтверждая это точными математическими расчетами, познакомитесь с его флорой и фауной , и одновременно закрепите действия с дробными числами.

Обратите внимание на доску, здесь написаны новые для вас понятия, с  которыми  познакомитесь в течение урока.

А теперь, откройте свои рабочие тетради и запишите тему урока. Перед вами  контурная карта, ваша задача ее заполнить  в течении урока.

Ребята, сегодня на уроке, вы  должны будете ответить на вопрос (проблема, написанный на доске):

Почему озеро Байкал уникально и является великим  памятником природы, которому нет равного на земном шаре?

Учитель математики: Многим ребятам было дано опережающее задание.

   Кто нам скажет, что такое озеро?

Ученик: Озеро - это впадина в земной коре, которая заполнилась водой и не имеет прямой связи с Мировым океаном.

Учитель географии: Хорошо! А теперь, скажите, какое из этих трех контуров озер является Байкалом? (демонстрируется фрагмент 3-х контурных карт).

Как вы догадались, что именно это озеро Байкал?

Ответ ученика: Так как только озеро Байкал вытянуто в длину и располагается в тектоническом разломе земной коры - впадине.

Космический снимок.

Учитель математики: Ребята, а кто знает, как оно образовалось?

Ученик: Озеро Байкал - самое глубокое озеро в мире. Его глубина 1637м /учитель записывает на доску/. Оно расположено в глубокой впадине земной коры и образовалось в результате землетрясения около 25 млн.лет назад. Ученые, доказали, что Байкал никогда не состарится, он является зарождающимся океаном.

Учитель географии: Дополнения о том, что через млн. лет при сильнейшем землетрясении материк Евразия может расколоться на 2 части  по разлому озера Байкал.

Ребята! А кто знает, как озеро получило свое название?

Ученик: В далеком прошлом, народы, населяющие берега  озера Байкал, каждый по-своему именовали озеро. Китайцы называли его “Бэйхай” - “Северное море”, эвенки - “Ламу” - “Море”, бурят-монголы “Байгаал-далай” - “большой водоем”. Происхождение названия “Байкал” - точно не установлено. Наиболее распространенная версия, что “Байкал” - слово тюркоязычное, происходит от “бай” -  богатый; “куль” - озеро, что значит “богатое озеро”. Первые русские путешественники  называли его “Байгаал”, но постепенно буква “г” заменилась на “к” - более привычное для русского языка.

Учитель математики: А какова площадь озера?

Ученик: по площади Байкал - занимает 8 место в мире среди озер.

Его S= 31,5 тыс.км2.

Учитель географии: Ребята, докажите, что озеро Байкал- уникально по запасам пресной воды.

Ученик: Так как озеро Байкал самое глубокое, значит оно самое крупное хранилище пресной воды на планете; в его котловине находится около 20% Мировых запасов пресных вод Земли.

Учитель географии: Молодцы  ребята! Интересны были ваши сообщения. А чем же еще уникален Байкал? Далее, в ходе урока мы с вами это  выясним, доказывая математическим расчетами.

(Демонстрируется фрагмент фильма “Байкал”).

Учитель математики: В Сибири говорят : «Кто на  Байкале не бывал, тот Сибири не видал». Только увидев это озеро своими глазами, вы почувствуете его красоту и уникальность. Это единственное море-озеро в мире, которое полностью покрывается льдом. Лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть дно на глубине 3-4 м. Нагромождения льда называются  торосами, они голубого цвета.

А теперь, ребята, решим задачу:

“Толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек, должна быть не менее 5 см, а чтобы ездить на санях - 15-20см. Какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт?” Выполните выполнения с помощью блок-схемы (на партах - раздаточный материал).

При толщине льда равной 35см, по Байкалу начинают прокладывать автотрассу, связывающую его правый и левый берег.

А чем еще уникален Байкал?

Учитель географии: Еще один интересный факт - это реки. Ребята, а что вы знаете о реках Байкала?

Ученик: В него впадает много рек, их 336.

Учитель математики: А сколько точно, вы узнаете , выполнив правильно следующие действия:

(Схема № 2)

( (12,59 - 8,09) + (3  21    + 5  17  ) )   х 40 = 

                                  50           25  

Ответ: 544реки., оказывается, что 208 рек не были учтены, т.к. их длина не превышала 4км.

Ребята, а знаете ли вы, сколько рек из него вытекает?

Ученик: Да - это единственная река Ангара.

Учитель географии: Молодцы! Правильно! Об этой реке древние жители сложили легенду. Послушайте ее. Будьте внимательны, после легенды вам предстоит решить математическую задачу.

Звучит легенда:

“ В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.

Красивее ее не было на Земле.

Днем она светла - светлее неба, ночью темна-темнее тучи. И кто бы не ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли - спускались низко, но  на воду Ангары садились редко.

Они говорили:

- Разве можно светлое чернить?

Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело небо от горя, звери в страхе разбежались, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись  к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:

-Отец, я умираю от жажды, прости меня, и дай мне хоть одну капельку воды... .

Байкал гневно кинул:

- Я могу дать только свои слезы!... .

Тысячи лет течет Ангара в Енисей, водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым  и страшным. Скале, которую Байкал бросил вслед дочери, сегодня дали название.

Учитель математики: А какое, вы узнаете,  проведя математическую разминку. Под правильным ответом “спрятана” буква, входящая в его название: 1ряд-решает 1-5 задание, 2ряд - 6-10задание; 3ряд - 11-15задание.(на доске заранее написаны примеры, ответы закрыты “перевернутыми буквами”). Время у вас - 2 минуты.

СХЕМА № 3.                                                  

1.          Ш                                10.        К

2. 3,2 + 4,5 = 7,7      А                                  

                                                                   11.               А 

3.  4,5 х 2 = 9            М                              12.         М    

4.        А                              13.       Е

                               

5.               Н                            14.                Н   

6.         С                     15.          Ь

7.             К

8. 4,7 : 0 = нельзя  И

9.             Й                                      

Ответ: Шаманский камень.

Ребята, а знаете ли вы, что длительное время была угроза уничтожения этого камня. Как вы думаете, что бы произошло если его уничтожили?

Ученик: Я думаю, если бы взорвали Шаманский камень , то очень сильно пострадали бы растения и животные этого озера, были бы затоплены многие селения.

Учитель математики: Ребята, но это еще не все уникальные особенности природы озера Байкал. А чем же он еще знаменит?

Ученик:  Наверное тем, что в озере обитает много различных растений и животных.

Учитель географии: Да, конечно же - это уникальная флора и фауна Байкала. В фауне Байкала представлены почти все типы животных, обитающих в пресных водоемах. Из 2635 известных видов и растений озера, почти 2/3 - эндемики - те, которые не встречаются больше нигде в мире (обращают внимание на доску). Поэтому Байкал можно считать одним из географических центров происхождения биологических видов. А кто знает,  какие животные обитают в озере?

Ученик: Я знаю, что в озере водится  много рыб, такие как байкальский омуль, сиг, хариус, налим, таймень, осетр. Очень интересная рыба- голомянка- прозрачная, состоит  из жира , не имеет чешуи, сквозь нее можно читать газету. Есть в озере и байкальский тюлень, или нерпа (сообщение)

Учитель математики: Ребята, ставлю перед вами следующую задачу:

“Вид какой очень ценной рыбы водится в Байкале, вы узнаете,  разгадав кроссворд”.

(На партах раздаточный материал, схема №4)

Учитель проверяет правильные ответы. И так по вертикали в выделенном столбце читаем правильный ответ - Осетр.

А чем интересны осетровые?

Учитель географии: Осетровые - деликатесная  белая рыба. Длина осетра достигает 2м,  а вес - 2-кг.

Учитель математики: В 1823г. улов осетра составлял 1000 пудов. Вычислите, сколько кг в 1000 пудах? (схема № 5 - решает 1 ряд)

Ответ : 1 пуд - 16,4кг

              1000 пудов - 16 400кг

2ряду задача: “В 1911г в Иркутск привезли осетра весом 12 пудов. Сколько это

схема №5               кг?”

Ответ: 12 пудов     16,4 кг = 196,8 кг.

3 ряду задача: “Рыбные промышленники скупали осетра на Байкале по 2 руб. серебром за пуд, а в Иркутске продавали по 4 руб за пуд. Какой % прибыли получал промышленник?

Ответ :%;     % = 200%

Сверяют ответы.

Ребята, но как вы думаете, все ли так хорошо и красиво на Байкале, как кажется с первого взгляда?

Ученик: Я думаю нет, т.к. в наше время все  и озера очень  сильно загрязнены человеком, мне кажется что и на Байкале существует экологическая проблема.

Учитель географии: Да, ты совершенно права. Цивилизация шагнула и  сюда. По побережью Байкала началось строительство заводов, комбинатов. Задымили трубы, отравляя всех; начались всевозможные эпидемии, начала гибнуть рыба. А что происходит  с животными на озере?

Ученик: Я знаю, что несколько лет назад какая-то болезнь обрушилась на нерпу. Ученые не знают до сих пор причину этой болезни.

Учитель математики:  Да, в 1987г из 70 000нерп, обитающих в Байкале погибло 10%. Сколько это нерп, подсчитайте?

Ответ : 7000 нерп.

Учитель географии: В начале нашего века после появления Транссибирской магистрали резко ухудшило состояние флоры и фауны, вырубили лес, уничтожили соболя, снизилось численность лося, марала и др.

30 лет назад на Байкале  построен ЦБК. Это самый крупный загрязнитель озера. Уже  долгое время экологи г. Иркутска ведут борьбу с различными министерствами и ведомствами о закрытии комбината. Со сточными водами в Байкал ежегодно попадает много отравляющих веществ.

Ребята, скажите, а как вы думаете, страдает ли местное население?

Ученик: Я думаю, что страдают и люди. Они , наверное, начинают больше болеть и чаще умирать.

Учитель математики: Да, конечно, такая острая экологическая ситуация  тяжело отразилась на здоровье населения.

Ребята, обратите внимание на график.

(учитель математики дает анализ графиков).  Как мы видим, природа мстит человеку, губя и убивая его самого. Надо беречь нашу природу, она    

“Матушка Земля”.

Учитель географии: А теперь запишите домашнее задание.

Д/з: по географии  -

        по математике - стр.

Учитель географии: Итак, ребята, мы заканчиваем наш урок, но вам предстоит ответить на главный его вопрос.

“В  чем уникальность озера .... “.

Дети отвечают: это самое древнее озеро, никогда не состарится оно самое глубокое в мире, на его берегах много заповедников, здесь много эндемиков органического мира.

- Что нового вы узнали на уроке? Что было  особенно интересно; Кому урок очень понравился? Поднимите - красные карточки.

Кому было скучно? - зеленую карточку.

Кто считает, что он не  доработал, не понял, что-то? - желтую карточку.

 

ПРОЕКТ  УРОКА.

ТЕМА: “Озеро Байкал  и  действия с дробными числами”.

Урок является  текущим в разделе “Гидросфера” курса начала физической географии  и разделе “Дробные числа” курса математики 6 класса.

ЦЕЛИ:    1) образовательные.  На примере озера Байкал, показать многогранность, уникальность его природы, экономических и социальных особенностей, подтверждая точными математическими расчетами при закреплении действий с дробными числами.

2) развивающие. Органично систематизировать знания по географии и математике. Развитие логического мышления, памяти, сенсорной сферы, продолжить развитие умений работать с первоисточниками.

3) воспитательные. Воспитывать  географическую культуру, устойчивое внимание при решении разноуровневых познавательных задач; бережное отношение к природе - экологическое воспитание.

Форма урока: урок - путешествие по озеру Байкал.

Тип  урока: комбинированный урок.

Методы:

Словесные: объяснения-иллюстрации, сообщения учащихся; рассказ с элементами беседы.

Наглядные: демонстрация карт, таблиц, книг, фотографий, связанный тематикой Байкала;

Практические: заполнение к/к и решение математических задач с использованием раздаточного материала.

СОДЕРЖАНИЕ   УРОКА

1 этап.  Организационный момент (1 мин).

II этап. Урок построен в форме комбинации изучения нового материала и закрепление  действий с дробными числами с использованием песни “Славное море, Священный Байкал” и в/ф “Байкал зимой”.

1). Учитель географии сообщает детям тему и цели урока; ставит перед ними проблему. И в виде беседы закрпляет знания об озерах. По ходу беседы учащиеся делают сообщения, опережающего задания о происхождении  названия озера и запасами  пресной воды.

2) На фоне видеофильма учитель математики рассказывает, что Байкал - замерзает и дети решают математическую задачу на определение толщины льда озера Байкала используя блок-схемы.

3). Задача на определение количества рек  впадающих в озеро.

4) Учитель географии рассказывает легенду о реке Ангара, по окончанию которой учащиеся выполняют математическую разминку на определение названия “Шаманский камень”.

5). Сообщение учителя географии об уникальности органического мира. Понятие “эндемики”. Дети называют рыб и животных озера, о которых узнали из дополнительной литературы.

6) Математический кроссворд  и задачи на определение веса рыбы, % и др.

7) Экологические проблемы  озера Байкал. Сообщения учащихся о массовой гибели нерп несколько лет назад, математические задачи на %. Анализ графика рождаемости и смертности в г. Иркустке с 1985 по 1996г.

III этап.  Закрепление. Коррекция.

Учитель вновь ставит перед детьми проблемный вопрос на который учащиеся самостоятельно

отвечают; учитель  делает вывод урока.

IY этап.  учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

Y этап.   Рефлексия с использованием разноцветных карточек для самоконтроля учащихся.

YI этап. Подводится итог урока, выставляются оценки за работу по ходу урока, учителя благодарят класс за урок, собирают контурные карты на проверку.

САМОАНАЛИЗ     УРОКА.

ТЕМА: “Озеро Байкал  и действия с дробными числами

Замысел: показать уникальность природы озера Байкал; используя математические знания учащихся.

План  урока  и структура:

1. Организационный момент (1мин)

2. Изучение нового материала + закрепление действий с дробными числами. (30мин)

3. Домашнее задание (2мин).

4. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок учащихся (7мин)

Данный урок является текущим в разделе “Гидросфера” физической географии 6 кл. и текущим в главе “дробные числа” математики 6 кл.

Урок тесно связан с предыдущими, т.к. учащиеся дают характеристику географическим объектам и выполняют действия с дробными числами по ранее изученному плану. учащиеся самостоятельно по ходу урока заполняют контурные карты и работают с раздаточным математическим материалом.

Особенностью урока явилось то, что дети принимали активное участие в подборе дополнительного  материала, работали по опережающим заданиям, делали сообщения и высказывали свои предположения, активно работали с раздаточным материалом.

Тип урока:  комбинированный

Форма урока: урок-путешествие по озеру Байкал.

ЦЕЛИ:    1) образовательные.  На примере озера Байкал, показать многогранность, уникальность его природы, экономических и социальных особенностей , подтверждая точными математическими расчетами при закреплении действий с дробными числами.

2) развивающие. Органично систематизировать знания по географии и математике. Развитие логического мышления, памяти, сенсорной сферы, продолжить развитие умений работать с первоисточниками.

3) воспитательные. Воспитывать  географическую культуру, устойчивое внимание при решении разноуровневых познавательных задач; бережное отношение к природе - экологическое воспитание.

В ходе  урока удачно сочетались методы рассказа с элементами беседы, демонстрация наглядный пособий (таблицы, картины, карты, видеофильм); сообщения учащихся; практическая работа с контурными картами и раздаточным материалом. Дифференцированный подход к учащимся планировался заранее, (учителя предложили детям сделать сообщения, предполагающие самостоятельную подготовку дома и выступление на уроке). Также продумывалась и учебная работа с контурными картами, блок-схемами, рабочими тетрадями.

Мы считаем, что структура  и форма проведенного урока были выбраны верно, т.к. дети хорошо усвоили и закрепили знания о озерах, на примере Байкала, узнали много интересного о его происхождении, органическом мире, выполняя математические действия; хорошо поработали на опережающем задания, используя дополнительный материал и работу с первоисточниками , закрепили знания и умения работы с дробными числами в интересной и увлекательной форме. Обратная связь на уроке была выражена активной работой учащихся, выполнением действий, способствующих развитию памяти, мышления, сенсорные сферы в области глазомерного  ориентирования. Коррекция знаний осуществлялись по ходу изложения материала. Успешно подведены итоги урока. Учащиеся хорошо восприняли применение на уроке  современной техники ( магнитофон и демонстрация видеофильма). Дети самостоятельно провели рефлексию своих знаний, используя разноцветные карточки, что  соответствовало их уровню развития. Особо активные получили оценки за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8Б классе (история+математика) «История Московского Кремля от Ю.Долгорукого до Ивана Ⅲ. Решение уравнений и задач с уравнением»

Автономное образовательное учреждение школа №6 г.Долгопрудного    Интегрированный урок в 8Б классе(история+математика)  «История Московского КремляотЮ.Долгорукого до Иван...

Интегрированный урок по русскому языку и математике на тему: "Число. Имя числительное»

Данный урок поможет пятиклассникам понять, как все  школьные науки близки друг другу, как они дружно живут бок о бок, помогая им разобраться в трудных вопросах этой жизни. Одна наука не может быт...

Интегрированный урок по алгебре и истории математики в 7 классе по теме: "Решение линейных систем уравнений с двумя переменными". систем

Урок алгебры в 7 классе Тема урока: «Решение систем линейных уравнений»Ведущая идея урока: «Ученик учится САМ, учитель только помогает»Цели урока:а) показать алгоритм решения системы линейных ур...

Презентация к интегрированому уроку в 7 классе ( физика-математика)

Сопровождающая презентация интегрированного урока...

Решение задач на проценты. Интегрированный урок для 8-9 класса (математика + биология): "Посчитай и подумай.Курить или не курить ?".

Данный интегрированный урок носит ярко выраженную прикладную направленность и вызывает живой познавательный интерес учащихся, помогает понять общую картину мира. Урок является обучающим в 8 клас...

Разработка интегрированного урок по окружающему миру и математике.

Цель: Обобщить знания учащихся об исторических событиях через арифметические действия....

Интегрированный урок в 8 классе (биология+математика) "О вреде курения языком математики" (конспект+презентация)

Одной из пагубных привычек человечества является курение. Данный урок иллюстрирует вред курения на организм человека....