Конспект урока на тему "Озера и болота".
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Урок составлен на основе изучения предыдущего материала. При изучении нового материала преподаватель опирается на межпредметные связи (география, литература, изобразительное искуство).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план урока | 1000.11 КБ |
диагностическая карта | 12.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока " Озера и болота". География 6 класс.
Цели урока
Образовательные: Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных сточных озерах. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер по происхождению.
Развивающие: развивать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.
Воспитательные: формировать у обучающихся отношения к озерам как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны.
Тип урока (по целям): изучение нового материала.
Методы и формы учебной деятельности: рассказ учителя, сообщения обучающихся, эвристическая беседа, ответы на вопросы учителя, формирование выводов и определений, закрепление.
Оборудование: физическая карта полушарий, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран), атласы для 6 класса, учебник "География. Землеведение"; В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Дрофа, 2005 г.
Структура урока
План
Ход урока:
I. Организационный момент (приветствие обучающихся).
II.Мотивационно - целевой блок:
учитель: На прошлом уроке мы начали изучать раздел внутренние воды. Какой вид мы уже изучили? (Реки).
Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые помогут повторить домашнее задание. После чего вы должны будите проверить знание домашнего задания друг у друга (самоконтроль, самопроверка).
- Дайте определение терминов: исток, приток, устье, русло.
- Что такое речная система? Из каких частей она состоит?
- Как определить правый и левый притоки?
- Чем питается наша река?
Молодцы! Вы довольно таки быстро справились с проверкой домашнего задания.
А сегодня мы изучим с вами следующие виды внутренних вод. Но перед этим я предлагаю вам вспомнить любые загадки, в которых встречается вода. (Загадки детей).Молодцы!
А теперь послушайте мою загадку.
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядят в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядят в него молодые березки.
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды-
В нем все отражается ...
Как это зеркало называется? (озеро)
Это и будет нашей новой темой.
III.Изучение нового материала
- Итак, темой сегодня на уроке будет ? .... (озеро)
- Попробуйте сами дать определение, что такое озеро.
Дети дают определение вслух. Молодцы!
А теперь проверьте себя и дайте более точное определение понятию озеро. Предлагаю поработать в группах и выяснить что же такое озеро, используя планшеты и интернет ресурсы, энциклопедии, которые лежат на столах (каждая группа работает со своим источником).
- Сравните, как определяют это понятие авторы учебника (стр. 155).
Итак, озеро - это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление называется котловина. От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера. (запишите это определение в свои диагностические карты)
Наша планета Земля богата озерами, а с какими озерами вы ассоциируете нашу страну – Россию? (Байкал)
-Да, это одно из самых замечательных мест России. Может быть из вас кто-то бывал на Байкале и видел его своими глазами?(Возможный диалог с обучающимся).
Я вам предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет об этом озере. (Видео).
-Какие чувства вызвало у вас это видео?
Обратите внимание, на ваших столах лежит текст – отрывок из литературного произведения «Голубые очи планеты» Муранова, который я предлагаю вам прочитать.
Насколько точно, на ваш взгляд, писатель передал образ Байкала, и какие образы возникли у вас, при прочтении данного отрывка.
Теперь я предлагаю окунуться в мир живописи и посмотреть, как художники изображали в своих работах озера.
Виды озер по происхождению. А все ли озера по размерам одинаковые? Посмотрите на карте! (Разные). Разные потому что они разные по происхождению. Например, озеро Байкал – оно глубокое и вытянутое и относится к тектоническому происхождению.
Виды озер по происхождению | |
Происхождение озерных котловин | Примеры |
Тектонические | Байкал Титикака Каспийское Аральское |
Ледниковые | Ладожское Онежское |
Запрудные | Сарезское?(обучающимся на д.з.) |
Вулканические | Кроноцкое?(обучающимся на д.з.) Курильское?(обучающимся на д.з.) |
Давайте уточним, что необходимо для образования озера. Озеро образуется в местах с избыточной влажностью в котловинах – углублениях в земной коре.
Также озера делятся на сточные и бессточные. (Слайд). Запишите определения в тетради.
Чем отличается сточное озеро от бессточного?
Опережающее задание:
Сообщения учащихся об озерах: озеро чернил, озеро - кастрюля, озеро смерти.
Ребята, как вы думаете, что будет с озером, если оно начнет загрязняться и если из него не будет поступать вода из рек? (Болото)
Правильно, молодцы! Но что же такое все таки болото?
Болото – избыточно увлажненный участок земной поверхности с болотистой растительностью и торфом. Запишите.
Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы.
В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу.
Вред болот
-территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;
-опасное место для жизни людей.
Польза болот
-болото – место обитания птиц;
-на болотах образуется торф;
-на болотах растут ценные ягоды;
-болота дают начало многим рекам;
-на болотах идет очистка воды
Сообщения обучающихся
- торф
- животные в болотах
- роль болот в природе
Вывод: Болота имеют большое значение. Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. Вытекающие из болот ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года. Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе всё взаимосвязано. В настоящее время 150 болот в России взято под охрану.
Рефлексия.
Ребята, скажите, пожалуйста, с какими источниками информации мы с вами сегодня работали? (интернет ресурсы, карта, рассказ учителя, энциклопедии, словари, учебники географии) .
Капли (отношение и чувства (эмоции) к уроку).
- Объявление оценок учителем
- за лучшие ответы
- за сообщения
- за выполнение практической работы.
Домашнее задание
40, обозначение в контурных картах озер.
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. ______________________________________класс____________
Проверка домашнего задания:
- Дайте определение терминов:
исток___________________________________________________________________________, приток__________________________________________________________________________, устье____________________________________________________________________________, русло____________________________________________________________________________.
- Что такое речная система? Из каких частей она состоит? ____________________________ ________________________________________________________________________________.
- Как определить правый и левый притоки? ________________________________________ ________________________________________________________________________________.
- Чем питается наша река? _________________________________________________________
________________________________________________________________________________.
Изучение нового материала:
Озеро – это ______________________________________________________________
________________________________________________________________________.
Виды озер по происхождению:
Виды озер по происхождению | |
Происхождение озерных котловин | Примеры |
Тектонические | Байкал Титикака Каспийское Аральское |
Ледниковые | Ладожское Онежское |
Запрудные | |
Вулканические |
Сточное озеро – это _______________________________________________________
________________________________________________________________________.
Бессточное озеро – это ____________________________________________________
________________________________________________________________________.
Болото – это _____________________________________________________________
________________________________________________________________________.
Вред | Польза |
Вывод:
Оценка за урок:________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. "Озера и болота России".
Материал можно изпользовать в 8 классе при изучении раздела "Внутренние воды России"....
План-конспект урока "Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота." 8 класс. Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Цель урока:· расширить и углубить знания об озёрах России и происхождении озёрных котловин, о болотах, подземных водах, ледниках, многолетней мерзлоте....
Конспект урока по географии "Болота России" 8 класс
Конспект урока по географии "Болота России" 8 класс...
конспект урока по литературе по стихотворению С.Есенина "Топи да болота..."
Данный конспект урока поможет учителю при анализе стихотворного текста. Данный материал воспитывает у учащихся бережное отношение к родному слову, эстетический вкус, патриотические чувства учащи...
Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. (Конспект урока с использованием ИКТ)
Цели урока.Образовательные: сформировать представление о размещении особенностей, происхождении,значении озёр, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты.Развивающие: продолжить развивать ум...
Конспект урока по географии для 6 класса. Озёра и болота
Методическая разработка по геогрфии для 6 класса...
План-конспект урока "Озёра и болота" 6 класс
Плаг конспеки урока "Озера и болота" 6 класс к учебнику Герасимова Н.Г....