целепологание и РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
материал по физкультуре на тему
Цель деятельности, будучи начальным моментом в управлении дидактическими процессами, выполняет в технологии реализации дидактических процессов по школьной физической культуре чрезвычайно важную функцию. Отсюда большое значение приобретает целеполагание, под которым понимается процедура, ориентированная на определение конечных, промежуточных и текущих результатов функционирования процесса обучения по данной дисциплине. Сложность и многоаспектность предмета «Физическая культура», где во взаимосвязи должны быть выделены ожидаемые результаты
- образовательно-инструктивного,
- воспитательно-развивающего,
- оздоровительно-рекреационного характера,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselepologanie_na_urokah_fizicheskoy_kultury.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Ершов Вадим Геннадьевич, учитель физкультуры МБОУ «СОШ № 39» г. Норильск.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Цель деятельности, будучи начальным моментом в управлении дидактическими процессами, выполняет в технологии реализации дидактических процессов по школьной физической культуре чрезвычайно важную функцию. Отсюда большое значение приобретает целеполагание, под которым понимается процедура, ориентированная на определение конечных, промежуточных и текущих результатов функционирования процесса обучения по данной дисциплине. Сложность и многоаспектность предмета «Физическая культура», где во взаимосвязи должны быть выделены ожидаемые результаты
- образовательно-инструктивного,
- воспитательно-развивающего,
- оздоровительно-рекреационного характера,
вызывают серьезные затруднения в деятельности учителя физической культуры именно в целеполагании. Это обстоятельство усугубляется еще и отсутствием четкости в целевой ориентации по предмету в нормативных документах и рекомендаций в методической литературе.
Процедуры целеполагания в циклах технологии учебно-воспитательного процесса
Особенность технологии учебно-воспитательного процесса в том, что после разработки системы целей по нисходящей линии — от общей к частным — по циклам, их реализация осуществляется, а вернее, обеспечивается, по восходящей — от частных целей к общей. Достижение цели каждого урока обеспечивает достижение более обобщенных целей — учебной четверти, года, ступени школы и общей цели предмета «Физическая культура».
Цели учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»
Генеральная цель — это цель предмета на весь период обучения учащихся в учреждения общего образования, в частности средней общеобразовательной школе с ее разновидностями и временем обучения 11 — 12 лет. Отметим, что такая цель задается извне, отражает объективные потребности общественного развития, определяет исходные цели и конечные результаты учебно-воспитательного процесса. В учебно-воспитательном процессе генеральная цель преобразуется в перспективные цели.
Принципы личностно-ориентированного обучения
. Принцип образовательной рефлексии: Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования. Рефлексия - не традиционное припоминание главного из урока или формулирование выводов, это осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика или учителя. Формы образовательной рефлексии различны - устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений. Учащимся обычно нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, например, график изменения их интереса (самочувствия, уровня познания, личной активности, самореализации и др.) на протяжении урока или всего дня. Рефлексивные ученические записи - бесценный материал для анализа и корректировки учителем образовательного процесса. Чтобы ученики понимали серьезность рефлексивной работы, учитель впоследствии делает обзор их мнений, отмечает тех, у кого глубина самоосознания повышается. Через несколько дней подобной работы у учеников, как правило, появляется особый вкус к рефлексивному самоанализу.
Рефлексия - необходимое условие для того, чтобы ученик (и учитель) видел схему организации собственной образовательной деятельности, конструировал её в соответствии со своими целями и программами, осознавал и усваивал способы образовательной деятельности.
Рассмотренные выше принципы характеризуют способы реализации на практике личностно-ориентированного обучения продуктивного типа. В них выражены нормативные основы организации целостного процесса обучения на всех уровнях – отдельного ученика, класса, предмета, школы в целом. Реализация данных принципов происходит с учетом конкретных условий и рекомендаций, относящихся к содержанию, технологии, формам и методам организации образовательной деятельности ученика.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Таблица 1. Классификация личностно ориентированных технологий физкулътурно-спортивной деятельности, влияющих на физическое воспитание и оздоровление школьников
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | |
БАЗОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | ЧАСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
Диагностика психофизического состояния школьников | Состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, физкультурно-спортивные потребности и активность |
Расчет проектируемых индивидуальных характеристик | Физические качества, параметры фигуры, спортивные результаты |
Определение общей направленности занятий физическими упражнениями | Физическая подготовка, формирование гармоничной фигуры, воспитание культуры движений |
Разработка индивидуальных программ физического совершенствования | Развитие мышечных групп, воздействие на развитые и отстающие физические качества |
Индивидуальный подбор адекватных средств различных видов физической активности | Сочетание традиционных и нетрадиционных видов физической активности |
Составление комплексов физических упражнений и комбинаций различной направленности | Психофизические упражнения, статические и динамические упражнения |
Определение индивидуального объема нагрузки | Расчет количества повторений, темпа и ритма движений, количества серий, амплитуды движений и интенсивности выполнения двигательных действий |
Выявление эффективности образовательной программы по физической культуре | Оценка состояния здоровья, физического развития и подготовленности, физкультурно-спортивной активности и удовлетворенности занятиями |
Оценка эффективности инновационной деятельности и коррекция программ по физической культуре | Сравнительный анализ результативности традиционной и инновационной программ |
Таблица 2. Направленность личностно ориентированных технологий оздоровительной физической подготовки школьников
ФУНКЦИИ | ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ |
Оздоровительная | Делается акцент на достижении надежности здоровья в процессе физической активности в дополнение к обучению двигательным умениям, осваиваемым по традиционной программе |
Образовательная | Учащиеся понимают, что физическая активность им нужна не только в настоящее время, но и на протяжении всей жизни. Традиционное физическое воспитание обучает тому, «что» надо делать, но не объясняет «почему» |
Доставляющая удовольствие | Осознание пользы физической активности за счет получения удовольствия от занятий и выбора вида физических упражнений. Традиционная система физического воспитания использует обучение и игры без учета интересов учащихся и возможности выбора |
Реалистичная | Учащиеся изучают разнообразные возможности, чтобы стать физически активными и улучшить оздоровительную физическую подготовленность таким образом, чтобы перенести их в реальную жизнедеятельность. Традиционная система дает идею жесткой программы, часто повторяя ту же активность в различных классах без достижения требуемого мастерства в целях достижения базового уровня двигательных умений |
Индивидуализированная | Учащиеся не развлекаются, а помогают себе в достижении адекватного уровня оздоровления таким способом, на который они способны. В традиционной системе рекомендации даются всем одновременно |
Благоприятная | Учащихся оценивают на основе персонального совершенствования, не сравнивая их с другими сверстниками и без учета возрастных норм; стандартные тесты физической подготовленности используются для понимания компонентов оздоровительной физической активности и определения индивидуальных целей совершенствования. Традиционная система использует тесты для выставления оценки и определения уровня подготовленности |
Что такое образовательная ситуация. Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции.
Продолжительность образовательной ситуации - от нескольких минут до трех и более дней, возможна также цепочка взаимосвязанных ситуаций. Ситуативный принцип может лежать в основе каждого уровня организации творческого обучения: отдельного урока, системы занятий по учебному курсу, деятельности всей школы.
Образовательная ситуация – это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех её участников. Её целью является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) в ходе специально организованной деятельности. Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретное содержание образовательных результатов, которые должны быть получены.
Целеполагание и рефлексия в обучении
Таблица 1
Процедура развития образовательного целеполагания
Деятельность ученика | Деятельность учителя | Совместная деятельность учеников и учителя |
Отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение | Составление набора целей изучения темы для выбора и дополнения их ученикам | Разработка, корректировка и уточнение коллективных целей обучения |
Обозначение своих целей, знакомство с целями других учеников | Анализ отобранного набора целей, классификация ученических целей, определение мотивов учеников | Демонстрация индивидуальных целей, их обсуждение, корректировка и дополнение |
Самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей | Определение приоритетных целей изучения темы. Конструирование базисной системы учебных занятий по теме | Сопоставление индивидуальных программ и общей коллективной программы |
Составление индивидуальных учебных программ своих занятий по теме | Разработка технологической карты занятий по теме. Компоновка содержания материала, подбор средств обучения | Составление программы занятий с общим и индивидуальными компонентами обучения |
В образовательном целеполагании имеется диапазон уровней формулируемых целей – от целей-элементов до смысловых и перспективных целей. Подобный диапазон раскрывается перед учащимися в каждом образовательном направлении и имеет целью составление ими собственной иерархии целей образовательной деятельности. Особое место в этой иерархии занимают смысловые цели, определяющие глобальные запланированные результаты на достаточно большой промежуток времени.
Способность целеполагания одинаково важна как для учителя, так и для ученика. Учитель отыскивает, формулирует и переопределяет цели на всём протяжении образовательного процесса – изменяя и целевые глобальные установки на обучение, и цели конкретных образовательных ситуаций. Ученик становится перед необходимостью постановки или выбора целей всякий раз, когда от него требуется личное самоопределение и конкретные действия, как при изучении отдельных предметов, так и в общеобразовательном отношении.
Достижение цели зависит также от качества её формулировки. Так, формулировки типа: "Формировать у детей историческое мышление" или "Заниматься изучением дробей" - целями не являются, поскольку задают лишь направление деятельности, но не её конечный результат - продукт образовательной деятельности. Формулировки типа "Организовать разработку учениками собственных версий происхождения дробей" или "Предложить детям перечислить исторические события в их жизни" - задают конечный продукт деятельности учеников, который может быть проконтролирован и оценен. Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта - наиболее эффективный способ целеполагания. По внешним "плодам" можно судить о внутренних результатах обучения, то есть о развитии личностных качеств учащихся.
АКТУАЛЬНОСТЬ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ
«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИИЯ УЧЕНИКА»
Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых, те не менее, именуют индивидуальным подходом.
Первый способ - дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно делят на группы по типу: "физики", "гуманитарии", "техники"; или: способные, средние, отстающие; уровни А, В, С.
Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается от каждого ученика применительно к каждой из изучаемых им образовательных областей. Другими словами, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин
Особенность обучения школьников конструированию индивидуальных образовательных программ заключается в том, что им предлагаются алгоритмические предписания по составлению таких программ; затем свои программы ученики представляют учителю или защищают в качестве творческой работы. К основным элементам данной методики относятся: целеполагание учеников, планирование и выполнение ими намеченных планов, рефлексия и самооценка деятельности.
Контроль и оценка обучения
Диапазон уровня развития эвристических качеств ученика
Личностное качество | Начальный уровень развития | Итоговый уровень развития |
Целеполагание | Выбор цели своего занятия на уроке из предложенного учителем набора | Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности |
Рефлексия | Умение вычленять этапы собственной деятельности с указанием успехов, трудностей и применённых способов деятельности | Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-коллективном образовательном процессе |
Генерация идей | Умение сформулировать проблему и предложить способ её решения | Овладение комплексом приёмов и эвристических методов генерации идей в групповой и индивидуальной деятельности |
Символотвор- чество | Умение придумать знак (символ) для обозначения реального объекта – явления, свойства, предмета | Умение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта |
Прогнозирование | Умение угадывать результат выполнения учебного опыта | Конструирование динамической модели развития культурного, научного или природного явления |
Диапазон уровня развития личностных качеств ученика предполагает его детальную проработку и обозначенность промежуточных уровневых элементов. В этом случае педагог, осуществляющий личностное обучение, будет иметь ориентировочные психологические предпосылки для разработки коллективных и индивидуальных образовательных программ учеников.
Между личностными качествами ученика, видами деятельности и их образовательными продуктами существуют определённые соответствия. Например, для исследовательского типа образовательной продукции данное соответствие выглядит следующим образом:
1) личностное качество - умение предложить версию решения проблемы
2) виды деятельности - выдвижение и обсуждение версий решения проблемы
3) образовательный продукт - версии, записанные в текстовой форме по типу: "если..., то ..."
Подобная система соответствий является ориентиром для конструирования образовательных программ, поскольку даёт структурные психологические основания формулирования личностно-ориентированных образовательных целей, отбора форм и методов обучения, обеспечивающих необходимые виды деятельности учеников; помогает определить предмет контроля образовательных результатов.
1.2 На мой взгляд, почти все участники олимпиады получили огромное количество положительных эмоций. Ребята провели рефлексию своей деятельности, что способствовало осознанию положительных и отрицательных моментов практической деятельности. Учащиеся ставили перед собой цели и по достижению их адекватно оценивали свои результаты, соотнося генеральную цель с достигнутой. Оценку своих результатов делали объективно, исходя из достигнутого.
Учащиеся на протяжении всего курса обучения ставили перед собой как достижимые так и не достижимые цели, но по окончанию курса приходили к выводу, что цели надо ставить исходя из своих возможностей чтобы получить наиболее лучший результат своей деятельности.
Опираясь на образовательные ситуации ребята правильно распределяли свои силы и возможности по достижению тех или иных целей. Это происходило потому, что ребята анализировали свой предполагаемый результат с результатами других учащихся. После чего происходило, самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей. Составление индивидуальных учебных программ своих занятий по теме.
По отзывам, как участников, так и координаторов можно судить о высокой, качественно поставленной работе проведённой в рамке олимпиады. Что доказывает действенность разработанных заданий, их положительную рефлексию и положительной оценки достигнутых результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация личностно- ориентированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания»
Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспек...
Личностно-ориентированный подход в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников
Методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания...
Статья «Педагогические условия реализации личностно – ориентированного подхода в процессе преподавания биологии профильном классе»
Личностно- ориентированный подход может выступать фактором становления личности старшеклассника, если в основе учебно - воспитательного процесса лежит индивидуальная методическая инструментовка , учет...
Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике
Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике...
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспек...
Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения немецкому языку.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение&r...