Отчет о работе ОЭП«Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения русскому языку в условиях перехода к ФГОС»
опыты и эксперименты по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 2»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Отчет о работе ОЭП
«Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения
русскому языку в условиях перехода к ФГОС»
Составитель:
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лямбирская СОШ №2»
Нугаева Э.К.
2015
В основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества. Как получить новый образовательный результат? Традиционный взгляд на основную задачу школы - дать хорошие прочные знания. ФГОС требует смены образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Отсюда основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Добиваться этой способности следует через современные образовательные технологии. В основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества. Как получить новый образовательный результат? Традиционный взгляд на основную задачу школы - дать хорошие прочные знания. ФГОС требует смены образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Отсюда основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Добиваться этой способности следует через современные образовательные технологии.
Цель опытно-экспериментальной работы:
Создание модели реализации ситемно-деятельностного подхода в ОУ с целью развития личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1.Освоение учителями–участниками эксперимента базовыми
образовательными технологиями стандартов второго поколения:
1) информационными и коммуникативными;
2 проблемно-диалогической;
3) технологией, основанной на создании учебной ситуации;
4) технологией, основанной на реализации проектной деятельности;
5) технологией, основанной на уровневой дифференциации обучения.
2.Организация деятельности обучающихся для овладения образовательными технологиями стандартов второго поколения в их учебной деятельности.
3.Создание и организация условий, инициирующих детское действие.
4.Обеспечение овладение системой универсальных учебных действий с изучаемым учебным материалом.
5.Создание условий для реализации способности обучающихся к решению учебно- познавательных и учебно- практических задач.
6.Получение предметных результатов: освоенного опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, системы основополагающих элементов научного знания, лежащей в основе научной картины мира.
7.Получение метапредметных результатов: освоенных универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, межпредметных понятий.
8.Получение личностных результатов: готовности и способности обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию, ценностных установок обучающихся, социальных компетенций, личностных качеств,отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества
9.Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
10.Повышение профессиональной квалификации педагогов.
11.Подчинение всей работы по эксперименту всех участников экспериментальной работы единой цели с единым предметом исследования, экспериментальной проверки и отработки, в рамках которой возможны конкретизация и выдвижения дополнительных и частных задач, аспектов наблюдения и гипотез, ожидаемых результатов.
Основные направления деятельности по реализации ОЭР:
1. Использование базовых образовательных технологий стандартов второго поколения.
2.Реализация принципов уровневой дифференциации, проблемно-диалогического обучения.
3. Содействие обучающимся в осознанном целеполагании.
4.Активное вовлечение обучающихся в учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности.
5. Актуализация творческих потребностей обучающихся.
6. Поиск средств, активизирующих процесс познания.
7. Доведение обучающихся до планируемых результатов обучения.
Ожидаемые результаты реализации программы ОЭР
Реализация программы призвана способствовать:
- формированию умения учащихся самостоятельно найти нужную информацию;
- формированию умения учащихся решать учебно-исследовательские задачи, которые ставит перед ними учитель, формируя их потребность и развивая готовность к овладению теоретическими и практическими знаниями по русскому языку;
- созданию условий для укрепления здоровья детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формированию банка разработок и уроков, включающих элементы системно-деятельностного подхода;
- участию в научно-практических конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся;
- обобщению педагогического опыта учителей школы на семинарах учителей русского языка районного и республиканского уровней, публикации опыта работы на школьном сайте и на сайте «ЦИМОМОУ Лямбирского муниципального района РМ»;
- публикациям в методическом журнале;
- подготовке методического пособия и т.д.
Результативность опыта работы
Уч. год Название мероприятия | 2013-2014 | 2014-2015 |
1.Республиканский конкур творческих работ на знание истории государственной символики РФ в номинации «Литературное творчество» | Ахметова Э. – победитель, Бикчурина К. – призер муниципального этапа (учитель Нугаева Э.К.) | |
2. Районный конкурс учебно-исследовательских работ «Юный исследователь» | - | Бикчурина К. (8кл. учитель Нугаева Э.К..) - 1 место, Кузнецова Д. (7кл., учитель Приказчикова О.А.) - участие |
3. 4 открытая республиканская учебно-практическая конференция школьников «Юный исследователь» на базе МОУ «Торбеевская СОШ №3» | Кузнецова Л. - участие (7кл.,учитель Приказ-чикова О.А.) | |
4. Всероссийская предметная олимпиада школьников | Максутов Т.-1 место (рус.яз., 8 кл.), Лушкина Д.- 1место (литер.,9кл.),.Бикушева К.- призер (рус. яз., 9 кл.),( Янгляева Г.Р.) Смакаева Р.- 1 место (рус. яз., литер., 10 класс). (Нугаева Э.К.) | Смакаева Р. (11 кл., рус. яз. и литер. (учитель Нугаева Э.К.); 6 учеников - призеры: Лушкина Д. (10 кл.) по литературе, Тремаскин К. (9 кл.) по литературе, Байбикова Э. (7кл) (учитель Янгляева Г.Р.), Кудалева А. (7 кл.) по литературе (учитель Приказчикова О.А.) и по русскому языкам (учитель Янгляева Г.Р.) Вельмискин Н. (8кл) по русскому языку (учитель Нугаева Э.К.). Смакаева Регина - ученица 11 класса стала призером республиканского этапа олимпиады по русскому языку |
5. Открытая олимпиада школьников ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М.Е.Евсевьева» | Лушкина Д. (9 кл.рус.яз.) – призер, (Янгляева Г.Р.) Искандярова Д. (10кл., рус. яз.), СмакаеваР.(10кл..литер. – участие (Нугаева Э.К.) Умярова И (11 кл, рус. яз.) - участие | Ахметова Э.,.,Биктеева К., Булдымова А.,Вельмискин Н.,(8 кл.), Байбиков М., Искандярова Д., приняли участие. Бикчурина К ( 8кл), Смакаева Регина (11кл)- учитель Нугаева Э.К. - Смакаева Елена (9кл)- учитель Янгляева Г.Р. - стали призерами |
6.Республиканская акция «Без наркотиков» | Одышев А.( 8кл.)- 1 место, Кудалева А.( 5 кл.) – призер, (Янгляева Г.Р.) Бикчурина К.(7 кл.)- 1место, Ахметова Э., Вельмискин Н. .(7 кл.)- участие, (Нугаева Э.К.) | Дьячкова К. (учитель Янгляева Г.Р) - победитель, Смакаева Рената (9кл.), Ахметова Э.(8кл) (учитель Нугаева Э.К,) призеры, Трофимова Е. (учитель Приказчикова О.А) - призер муниципального конкурса творческих работ «Сделай выбор!" Смакаева Рената- призер республиканской акции «Без наркотиков». |
7. Конкурс творческих работ « Защитим лес» | Сатучина А.(8 кл.), Дьячкова К.( 9 кл.)- призеры, ( Янгляева Г.Р.) | Ахметова Э. (8кл) – призер районного и республиканского этапов (учитель Нугаева Э.К.). |
8.Районный конкурс сочинений, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне | Бикчурина К.(7 кл.) – призер, Искандярова Д. (10кл.) –участие, (Нугаева Э.К.) | Максутов Т. – победитель, Дьячкова К. –призер (учитель Янгляева Г.Р) |
9. Всероссийская олимпиада «Ломоносов» | Аитова С., Сафьянов Д., Янгляева М. (5 кл., рус. яз.); Бикчурина К., Вельмискин Н., Веряскин П.,Зайцева А (7 кл., рус. яз., Нугаева Э.К.). Аверин С. (8 кл., литер.)– участие, (Аверина Е.В.) | Янгляева М. (6а кл., учитель Приказчикова О.А.) - победитель отборочного тура, участник заключительного этапа. Ахметова Э., Бикчурина К., Вельмискин Н., Ерёмина А. стали призерами отборочного тура, а Бикчурина К. стала призером заключительного этапа данной олимпиады (учитель Нугаева Э.К.). |
10. Республиканский конкурс сочинений «Графа «против всех» в избирательном бюллетене. За и против». | - | Максутов Т. - победитель (учитель Янгляева Г.Р.), Смакаева Рената- призер, Искандярова Д.- участие (учитель Нугаева Э.К.). |
11. Районный тур Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» | Байбикова Э.( 6 кл.) – участие, ( Янгляева Г.Р.) | Кезина П. –призер (учитель Янгляева Г.Р.), Мухаев Д.- призер (учитель Приказчикова О.А.). |
12. Районный конкурс «Поэзия волшебного мгновения» | - | Козлов А. – победитель. Ахметова Э. - участие (учитель Приказчикова О.А.).Грошев Р., Смакаева Елена – призеры (учитель Янгляева Г.Р.) |
13.Всероссийская викторина конкурс «Певец печали и любви», посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова | - | Ахметова Э., Бикчурина К., Вельмискин Н., Петрушина А. (8кл.), Искандярова Д., Смакаева Р.(11кл.)–победители, Сюбаева Г.(11кл.) - призёр (учитель Нугаева Э.К.) |
14.Всероссийская заочная олимпиада по русскому языку «Познание и творчество» | Дьячкова К.- призер, ( Янгляева Г.Р.) | Одышев А.- призер (учитель Янгляева Г.Р.) |
15.Международный конкурс «Видеоурок» | Игонина М. (11 кл.) – победитель (Аверина Е.В.) | Дьячкова К.- призер по русскому языку и литературе (учитель Янгляева Г.Р.). |
17.Всероссийская научно-практическая конференция «Межкультурный диалог народов России» | Игонина М. (11 кл.) – призер (Аверина Е.В.) | Бикчурина К.- участие (учитель Нугаева Э.К.). |
17.Всероссийская олимпиада по русскому языку среди 5-6 классов на образовательном портале МинОброрг. | Игонина М. (11 кл.) – призер (Аверина Е.В.) | Биктяков Р., Силантьев С.,Усманов Б.(5б кл.)- призёры (учитель Приказчикова О.А.). |
18.Межведомственный конкурс сочинений среди учащихся общеобразовательных учреждений | Смакаева Регина – победитель муниципального и 1-го республиканского этапов (учитель Нугаева Э.К.) | |
19.Межрегиональная дистанционная олимпиада школьников по русскому языку, проводимая Академией ФСБ РФ. | Смакаева Регина, Искандярова Д., Смакаева Рената – победители отборочного этапа (учитель Нугаева Э.К.) | |
20.Республиканская творческая олимпиада « Искусство слова» | Ахметова Э.- участие (учитель Нугаева Э.К.) | |
21.Республиканский конкурс литературно-художественного творчества «Золотое перо» | Искандярова Д.- участие (учитель Нугаева Э.К.) | |
22.Республиканский конкурс сочинений «Я поведу тебя в музей» | Моргунов Н. – призер, Николаева К.- участие (6б кл., учитель Янгляева Г.Р.) |
Обобщение и распространение педагогического опыта
Учителя- организаторы ОЭП разрабатывают и проводят открытые уроки по теме экспериментальной работы, участвуют в профессиональных конкурсах, обобщают и распространяют собственный педагогический опыт:
Нугаева Э.К.
1.Выступления на заседании кафедры гуманитарных дисциплин (учитель Нугаева Э.К.)
2. Районный конкурс «Образовательный проект» - победитель, 2015г.
3. Районная олимпиада учителей русского языка - участие, 2015г.
Приказчикова О.А.
1. 1.Выступления на заседании кафедры гуманитарных дисциплин в течение года.
2. «Проблемно-диалогическое обучение как основа системно- деятельностного подхода»- выступление на республиканск. КПК учителей филологов.
3.Оценка сформированности коммуникативных УУД. Опыт мониторингового исследования. (Статья в сборнике МРИО)
4.Коучинговая технология как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы. ( Статья в Интернете)
5. Районная олимпиада учителей литературы - победитель, 2015г.
6. Районный конкурс «Учитель года» - финалист.
7 Всероссийский конкурс эссе «Современный учитель»- победитель.
8.Республиканский конкурс «Старт в профессию»- участие.
Янгляева Г.Р.
1.Выступления на заседании кафедры гуманитарных дисциплин в течение года.
2.Всероссийский конкурс «Вопросита» - призер.
3.Блиц-олимпиада: «Педагогические технологии», «Законы и нормативные правовые акты в сфере образования» - призер.
4. Выступление на районном семинаре учителей-филологов «Изменения в КИМах ОГЭ и ЕГЭ».
Дальнейшая реализация системно-деятельностного подхода способствует развитию личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике в условиях перехода на ФГОС ООО.
В статье рассматриваются современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящи...
ЕГЭ по русскому языку в условиях перехода на ФГОС: взгляд учителя практика.
Дощинский Р.А. - председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы г. Москвы....
Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Осуществлять компетентностный подход необходимо с применением инновационных технологийигровые технологииинформационно-коммуникационные технологиипроблемные технологиипроектные ...
Повышение эффективности обучения иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения
материал является примерным планом работы методического объединения учителей иностранного языыка на учебный год...
Из опыта работы по реализации системно-деятельностного подхода в обучении.
Творчество учителя - безгранично.С одним упражнением можно работать по-разному, выбирая ту технологию и метод, который наиболее соответствует уровню знаний учебной группы и особенностям учащихся...
Новые подходы к организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...
Новые подходы к организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС
Подходы к организации урока по русскому языку...