Статья «Особенности изучения географии России в основной школе в условиях перехода на ФГОС.» Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс.
статья по географии на тему
Цель курса – способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География России»; развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечивающего осознание единства геопространства России в его природно-, социально-экономическом разнообразии и региональном единстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_izucheniya_geografii_rossii_v_osnovnoy_shkole_v_usloviyah_perehoda_na_fgos.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Особенности изучения географии России в основной школе в условиях перехода на ФГОС.»
Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс.
Комплексный подход к изучению содержания географии своей страны был закреплен как ГОС(ом) 2004 года, так и ФГОС(ом) 2011 г. Существующие учебники отличаются по своей структуре, объему содержания, методическому аппарату. Курс содержит большие возможности для формирования познавательных и коммуникативных учебных действий. Учебные задачи по оценке природно-ресурсного потенциала изучаемой территории, обоснованию отраслевой специализации, географическому обоснованию размещения современных агропромышленных и промышленных предприятий, социальных объектов являются основой для организации проектной деятельности учащихся, формирования у них приемов работы по подбору и анализу информации, развитию географического мышления.
Большое значение при изучении курса географии России имеет связь урочной и внеурочной деятельности учащихся. Изучение природно-ресурсного потенциала и специализации социально-экономического развития своего края является основой понимания многих социально-экономических понятий, относящихся к развитию хозяйства страны в целом. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.
При изучении курса «География России» в 8—9 классе, прежде всего, необходимо исходить из того, что одна из главных его задач в современных условиях — формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины, на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства. В этой связи, целесообразна некоторая структурная перестройка курса, предполагающая некоторое сокращение его общей части, при одновременном расширении регионального раздела. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой большой страны как Россия.
Поэтому примерная программа по данному курсу рассчитана на 70 часов и предлагает изучение следующих разделов:
- особенности географического положения России;
- природа России;
- население России;
- хозяйство
- географии крупных регионов страны.
- место и роль России в современном мире.
Цель курса – способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География России»; развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечивающего осознание единства геопространства России в его природно-, социально-экономическом разнообразии и региональном единстве.
Задачи курса:
– овладение системой теоретических и прикладных географических знаний, необходимых для понимания взаимосвязей в единой системе «природа – население – хозяйство» на идеях устойчивого развития и формирования географической картины мира;
– усвоение методов научного познания (картографического, статистического, сравнительно-географического, геосистемного и др.) с целью успешного, осознанного изучения содержания курса и их применения в самостоятельной деятельности;
– развитие ценностных ориентаций по географическим проблемам развития России, уважения к её исторической судьбе, уверенности в будущем, креативности, позитива, личной ответственности; создание целостного образа многоликой страны;
– формирование готовности к изучению и практическому решению лично- и социально значимых географических задач; созидательной деятельности на региональном и локальном уровнях.
Содержание школьного географического образования включается и в основную образовательную программу образовательного учреждения (ООПОУ).
Планируемые результаты освоения ООП:
Особенности географического положения России
1 ур. Оценивать особенности влияния географического положения на природу, жизнь и хозяйственную деятельность населения
2 ур. Прогнозировать изменение географического положения страны во времени.
*Необходимо понимать, что планируемые результаты освоения программы 1 уровня – обязательны и контролируются.
Природа, население, хозяйство
1 ур. Оценивать состояние, давать характеристику направлениям развития природно - хозяйственного комплекса страны
2 ур. Прогнозировать перспективы социально – экономического развития страны и состояние природных ресурсов в условиях рыночной экономики
Районы страны
1 ур. Объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны
2 ур. Проводить самостоятельные исследования географических особенностей региона на основе различных источников информации
Россия в современном мире
1 ур. Оценивать роль и место России в мире по основным показателям качества жизни и уровню социально-экономического развития
2 ур. Оценивать возможности России в решении социально-экономических проблем и повышения качества жизни и уровня культуры населения.
УМК, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.
Линия / серия | Авторы | Структура курса | Состав УМК | |
8 класс | 9 класс | |||
Традиционная линия. Издательство «Дрофа» | ИИ Баринова (8) ВП Дронов, ВЯ Ром (9) | Географическое положение России; Природа России; Крупные природные районы России | Население России; Хозяйство России; Регионы России; Россия в мире. | Учебник Рабочая тетрадь Электронное пособие Атлас, к/к Методич. разработки Планирование |
Новая линия. Издательство «Русское слово» | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. | Общая физическая география России; Крупные природные районы России; Природа и человек | Экономико-географический обзор России; Экономические районы России; Страны Ближнего Зарубежья | Учебник Рабочая тетрадь Планирование |
Новая линия «Алгоритм успеха» Издательство «Вентана-Граф» | Дронов В.П. | Географическое положение России; Природа России; Население России; | Хозяйство России; Регионы России; Россия в мире. | Учебник |
Новая линия «Сфера» Издательство «Просвещение» | Дронов В.П., | Географическое положение России; Природа России; Население России; | Хозяйство России; Регионы России; Россия в мире. | Учебник Рабочая тетрадь Электронное пособие Атлас, к/к Методич. разработки Планирование |
Новая линия Издательство «Мнемозина» | Петрова Н.Н. | Источники географической информации; Географическое положение России; Природа России; Крупные природные районы России | География населения России; География хозяйства России; Регионы России; Россия в мире | Учебник Планирование |
Новая линия «Полярная звезда» Издательство «Просвещение» | А.И. Алексеев. | Географическое положение России; Население России; Природа России; Хозяйство России; | Крупные природные районы России; Регионы России; Россия в мире | Учебник Рабочая тетрадь Электронное пособие Методич. разработки планирование |
Новая линия. Издательство «Дрофа» | В.П. Дронов. | Географическое положение России; Природа России; Население России; Хозяйство России (первичный сектор); | Хозяйство России (вторичный и третичный сектора); Регионы России; Россия в мире | Учебник Рабочая тетрадь Электронное пособие Атлас, к/к Методич. разработки планирование |
Новая линия. Издательство «Дрофа» | А.И. Алексеев. | Географическое положение России; Природа России; Население России; | Хозяйство России; Регионы России; Россия в мире. | Учебник Рабочая тетрадь Электронное пособие Атлас, к/к Методич. разработки планирование |
Анализ представленного содержания дает возможность сделать вывод об его относительной устойчивости во времени. Компоненты содержания школьной географии сохранились практически без изменений. Относительно новыми понятиями можно считать такие понятия как «природно-хозяйственные зоны», «человеческий капитал», «производственный капитал».
Новизна стандарта касается не столько содержания предмета, сколько подходов к организации учебно-образовательного процесса в целом в урочное и внеурочное время, изменения роли ученика и учителя в этом процессе, качества используемых учебно-методических комплексов.
Наряду с предметными компетенциями новый стандарт требует больше внимания уделять формированию у учащихся навыков универсальных учебных действий, ИКТ - компетенций, приемов учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений осознанного смыслового чтения и правильной работы с текстовой информацией. ФГОС – это, безусловно, шаг в сторону дальнейшего развития образования. Но при этом много вопросов вызывает готовность школы к переходу на новые стандарты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности изучения географии в 6 классе"
В статье говорится о возрастных особенностях шестиклассников, требованиях к урокам географии....
Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC
Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC...
Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»
1. Введение 2. Виды практических работ по географ 3. Общие требования к организации практических раб...
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...
Статья "Использование итерактивных технологий как способ сохранения приемственности при переходе обучаемых в основную школу в условиях ФГОС"
В статье содержится демонстрация эффективного педагогического опыта использования интерактивных технологий в изучении английского языка....
Особенности проектирования уроков географии в условиях перехода на ФГОС ООО в 5 кл
В Российскую школу пришел новый образовательный стандарт,который предъявляет новые требования к деятельности учителяСодержание школьного географического образования не стоит на месте. Наступивший век ...
Сертификат участника вебинара «Организация обучения химии в школе в условиях перехода на ФГОС
Сертификат участника вебинара «Организация обучения химии в школе в условиях перехода на ФГОС...