"Использование современных педагогических технологий на уроках физической культуры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья "
учебно-методический материал по физкультуре

Ляшко Виталий Владимирович

"

Использование современных педагогических технологий на уроках физической культуры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий на уроках физической культуры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

      В процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья используются различные формы занятий по физическому воспитанию.

Задачи обучения по физической культуре предусматривают максимальное преодоление недостатков физического развития. Учитывая нарушения эмоционально-волевой сферы ребят, дефекты познавательной деятельности, прежде всего на своих уроках я развиваю двигательные качества (ловкость, выносливость, гибкость, скоростно-силовые и другие качества). Корректирую нарушения физического развития, сообщаю доступные теоретические сведения по физической культуре, воспитываю устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями, нравственные и морально-волевые качества.

Структура занятий строится с учётом методических положений, использованием современных методов обучения: словесного инструктирования, совместного действия ребёнка и педагога, движений в игровой форме под музыкальное сопровождение с осуществлением индивидуального подхода.

На уроках адаптивной физкультуры дети получают возможность много двигаться. Подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и тканей, закаливание организма. В большом количестве используются игровые упражнения и упражнения с предметами, которые способствуют развитию моторных навыков и воспитанию дифференцированного торможения. Большое внимание на занятиях уделяется формированию правильной осанки. Все упражнения и игровые задания с предметами прямо связаны с развитием предметной ловкости.

Общение с детьми с ОВЗ бывает более удачным, когда оно осуществляется в форме игры, но при этом обязательно учитываются возможности ребёнка и его возраст. Во время занятий главным образом ценятся те упражнения, которые дети выполняют с радостью, без нажима со стороны учителя. Каждое упражнение, каждое занятие и каждая игра имеет свою задачу, цель, значение.

Широко использую контрольные занятия: они позволяют выявить уровень физической подготовки детей, наметить план индивидуальной помощи отстающим. Особого внимания требуют малоактивные дети: их деятельность стимулируется. Таких ребят включаю в игровую деятельность, а на занятиях создаю такие условия, чтобы они чувствовали себя свободно, и им было интересно.

Изучив индивидуальные психофизические особенности детей, на уроках применяю различные коррекционные методы и приёмы, обеспечивающие более эффективное овладение детьми программного материала и социально-бытовых навыков:

•        Здоровьесберегающие технологии : релаксационные упражнения, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, смена видов деятельности;

•        систематическое применение малых форм физического воспитания – это гимнастика до занятий (её цель – оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности ЦНС, воздействовать на все органы и системы организма , отодвинуть развитие утомления); физкультминутки во время урока (способствуют снижению утомления, вызванного учебной деятельностью, уменьшают влияние статической нагрузки на мышцы туловища и кисти, повышают положительные эмоции);

•        подвижные игры на удлинённой перемене (динамическая пауза);

•        максимально включение анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, осязательного);

•        эмоциональный стимул (ситуация успеха);

•        личностно-ориентированный подход (учёт психических особенностей, работоспособности, особенности моторного развития и др.);

•        разучивание различных видов игр (подвижные, сюжетно-ролевые, тематические);

•        развитие санитарно-бытовых навыков.

Каждая часть урока по адаптивной физкультуре решает конкретные задачи. При проведении урока учитываю общие принципы коррекционно-развивающего обучения. Одним из таких принципов является комплексный подход по преодолению или ослаблению имеющихся у ребёнка нарушений в развитии.

Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по гигиене, по состоянию их здоровья.

Воспитательные задачи решаю параллельно с образовательными. На уроках формируется умение владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи.

Решение оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Моя задача – подобрать специальные упражнения, придав им комплексный характер, и постоянно использовать этот комплекс для исправления нарушения физического развития и моторики.

Отдельно рассматриваю коррекционно-компенсаторные задачи. Они предполагают такую организацию занятий, при которой физические упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений как в физическом, так и в интеллектуальном развитии.

На уроках адаптивной физкультуры создаю такие условия, чтобы детям было интересно, заранее предусматриваю организацию и структуру занятия, подбираю занимательные средства обучения, игры под музыку, сюжетно-ролевые игры, наглядность. При такой обстановке у детей возникает положительная мотивация к познавательной деятельности.

Главное внимание уделяю обучению и совершенствованию основных видов движения, ходьбы, бега, прыжков, метания.

В водной части урока решают организационные задачи. Уделяю большое внимание построению. Место построения в зале обозначаю для каждого ребёнка в виде круга, квадрата, треугольника или других символов, расположив их на полу. Дети быстрее запоминают своё место и учеников, которые стоят рядом.

В подготовительной части урока готовлю организм обучающихся к предстоящей двигательной нагрузке. Подготовительные и подводящие упражнения оказывают первичное коррекционное воздействие. Выбираю упражнения, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков. Использую только подготовительные физические упражнения как средство формирования определённого двигательного качества. Включаю в подготовительную часть урока упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующего дефектов.

В основной части урока решаю образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Средствами для их решения являются упражнения из раздела «Гимнастика с элементами акробатики», легко-атлетические упражнения, различные подвижные игры. При проведении основной части урока подбираю упражнения, которые решали бы вышеперечисленные задачи. Соблюдаю последовательность выполнения упражнений.

В заключительной части урока провожу упражнения на внимание, на восстановление дыхания, подвожу итог урока, оцениваю умения и навыки обучающихся, определяю их отношение к уроку .

Структура урока меняться в зависимости от задач урока, состава класса и учебного материала. Деятельность обучающихся при разучивании, закреплении и совершенствовании учебного материала организую с использованием разных методов обучения.

Использую поточный метод: где упражнения выполняют последовательно друг за другом все ученики. Поточный метод применяю при проведении упражнений в чередовании ходьбы и бега по отрезкам. Задание обычно одинаковое для всех. Этот метод применяю тогда, когда задания не требуют длительного времени на выполнение, когда упражнения выполняются на снарядах малой пропускной способности (конь, бревно и т. п.), требуют особой страховки. Плотность занятия при поточном методе значительно более низкая, чем при фронтальном и посменном, так как каждому ученику приходится довольно долго ждать очереди. В этом отношении выгоднее поточно-групповой метод.

На уроках физкультуры очень важна индивидуальная работа, преимущество которой состоит в том, что можно быстро определить виды ошибок и помочь устранить их сразу. Большое внимание уделяю обучающимся с более слабой двигательной подготовкой.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников с ограниченными возможностями здоровья умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования обучающихся с умственной отсталостью, в основу которых положен деятельностный и дифференцированный подход, обращаю внимание: на организацию познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей овладение или содержания образования; на то, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности; на развитие личности обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации.

Практикую на уроках системно-деятельностный подход. В зависимости от степени сложности задание учащиеся могут выбирать из нескольких, предложенных учителем. Изменяю этапы урока и формы учебной деятельности. На уроке осуществляю самоконтроль и взаимоконтроль. Учащиеся осуществляют коррекцию самостоятельно.

Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить детей самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства её достижении. Ученик должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приёмы решения учебных задач, находить свои собственные. Исходя из общей структуры учебной деятельности, общеобразовательный процесс строю таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс учебных действий, сохраняя и укрепляя при этом своё здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты.

Важную роль играет умение учащихся оценивать свою учебную деятельность в течение всего урока. Для этого предлагаю понятные и доступные для детей критерии оценивания, знакомлю с ними в начале урока и работаю по ним весь урок, в конце подвожу итог работы. Конечно, ученики не всегда объективно оценивают свои знания, после подведения итога обязательна обоснованная корректировка со стороны учителя.

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, позволяют не только укрепить здоровье учащихся, но и сформировать у них осознанное отношение к своему здоровью, привычку к здоровому образу жизни.

Внедрение новых педагогических технологий, обучения и воспитания имеет важное значение в активизации познавательной деятельности обучающихся.

Технологии коррекционно-развивающего образования, здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные, индивидуальный и дифференцированный подход, системно-деятельностный подход широко применяю при организации образовательного процесса на уроках адаптивной физкультуры, внеклассной работы. Положительная динамика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья реальна.

Таким образом, уроки адаптивной физкультуры приобретают творческий характер. В условиях атмосферы сотрудничества, благоприятного эмоционального фона и стиля общения повышается двигательная и познавательная активность обучающихся, расширяется их общий кругозор. При снижении динамического напряжения укрепляется эмоциональное и психическое здоровье, изменяется отношение ученика к самому себе и окружающим. Приобретаются практические навыки поддержания собственного здоровья, формируется положительное отношение к урокам адаптивной физкультуры, так как на всех уроках создаю специальные условия:

•        Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

•        Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

•        Вариативные приемы обучения.

•        Создание ситуации успеха.

•        Благоприятный климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.

•        Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).

•        Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.

•        Пульсометрия на каждом уроке.

•        Точность и краткость инструкции по выполнению задания.

Подвижные и спортивные игры также являются хорошим средством регулирования физической нагрузки. Игра должна соответствовать возрасту детей, их физическому развитию и тем навыкам, которыми они владеют.

С целью контроля физической подготовленности на разных этапах обучения необходим подбор специальных тестов, которые не были бы противопоказанны для данной категории учащихся.

Тестирование помогает решать ряд педагогических задач:

1.        выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей;

2.        оценивать качество физической подготовленности учащихся.

Учебные нормативы для учащихся с ОВЗ должны соответствовать требованиям:

1.        должны быть естественными и доступными для школьников всех возрастно-половых групп;

2.        не выражали собой сложных двигательных умений, требующих длительного специального обучения;

3.        не требовали сложного оборудования и приспособлений, и были относительно просты по условиям организации и проведения;

4.        давали достаточно полную картину о динамике изменения физических способностей.

5.        учебные нормативы для данных групп не должны негативно влиять на двигательный аппарат.

Разработанные тестирования помогут решить ряд задач и оценить физическое состояние учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий на уроках физической культуры.

К современным педагогическим технологиям относятся множество технологий такие как:•коллективные способы обучения;• технологии личностно - ориентированного образования;• игровые технологии;• активные м...

Использование современных педагогических технологий на уроках физической культуры.

Анализ наиболее часто используемых образовательных технологий на занятиях физической культуры...

Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках физической культуры"

В рамках современных требований к уроку меняются и педагогические технологии, используемые учителем для развития интереса обучающихся. В заметке рассказывается о преимуществах здоровьесберегающей, игр...

Использование современных педагогических технологий на уроках физической культуры

В статье приведены примеры использования большого арсенала педагогических технологий на уроках физической культуры в школе....

Статья " Использование современных педагогических технологий на уроке физической культуры "

Образовательная технология-система деятельности педагога и учащегося, основанная на определенной идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 5 класс...

Методический материал по подготовке и проведению урока физической культуры с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Методические рекомендации, конспект урока к проведению урока по адаптивной физической культуре для обучающихся с легкой умственной отсталостью. Рекомендации и рецензия на обобщение опыта....