Методический материал по подготовке и проведению урока физической культуры с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
учебно-методический материал (5 класс)

Власов Алексей Анатольевич

Методические рекомендации, конспект урока к проведению урока по адаптивной физической культуре для обучающихся с легкой умственной отсталостью. Рекомендации и рецензия на обобщение опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к проведению урока по адаптивной физической культуре для обучающихся с легкой умственной отсталостью

Основное содержание предмета «Адаптивная физическая культура»

       Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.

     Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия "адаптивная физическая культура" выражается в дополняющем определении "адаптивная", что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта.

       В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.

    При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.

Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой меж предметных связей (графика и письмо, математические представления и конструирование, изобразительная деятельность, трудовое обучение), а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащихся.

Умственная отсталость представляет собой не нозологический, а обобщенный групповой диагноз для данной аномалии развития. Характерной особенностью психического дефекта является недоразвитие наиболее дифференцированных фило- и онтогенетически молодых функций мозга и относительная сохранность элементарных, эволюционно более старых.

Формы умственной отсталости чрезвычайно многообразны и различаются по этиологии, патогенезу, клиническим и психическим проявлениям, времени возникновения и особенностям протекания.

На физическое развитие, двигательных способностей, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.

Основные нарушения физического развития: отставания в массе тела; отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечностей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета.

Неточность движений в пространстве и времени; грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий; отсутствие ловкости и плавности движений; излишняя скованность и напряженность; ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях – наиболее яркие нарушения основных движений детей с умственной отсталостью. Разнородность состава учащихся начального звена по психическим двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания: коррекция и компенсация нарушения физического развития; развитие двигательных возможностей в процессе обучения; формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков; развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре; укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

Уроки физической культуры должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта мало инициативны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его. Только через показ учитель может вызвать интерес к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения.

Подбирая физические упражнения необходимо вначале выделить то главное, что будет являться содержанием основной части занятий, а затем уже осуществлять подбор для подготовительной и заключительной частей.

В раздел "гимнастика" включены физические упражнения которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы.

 На занятиях учащиеся должны  овладеть доступными и простейшими видами построений. Построение и перестроение трудны для данной категории детей из за нарушений ориентировки в пространстве. Несмотря на трудности усвоения пространственно - двигательных упражнений, они являются обязательным элементом каждого урока. В связи с затруднениями в пространственно - временной ориентировки и значительном нарушении точности движений учащихся в раздел включены  упражнения с предметами: гимнастические палки, обручи малые мячи и т.д.


Конспект  урока по адаптированной физической культуре для учащихся 3 класса

         Дата проведения: октябрь 20__ г.

          Место проведения: спортзал МБОУ  «Коррекционная школа «Надежда» города Южно-Сахалинска

       Время проведения: 40 минут.

Цель урока: овладение навыками правильного дыхания, освоение техники простейших упражнений, постепенное развитие адаптации организма к физическим нагрузкам за счет умеренного воздействия на все органы и системы.

Задачи урока:

1. Развитие и коррекция координационных способностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; согласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений, расслабления.

2. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей: зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;

3. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Инвентарь и оборудование: свисток, малые мячи,  конусы.

Учитель физической культуры: Власов Алексей Анатольевич

Часть урока

Содержание урока

Дозировка

Организационно-методические указания

Вводная часть урока решаются организационные задачи

Вводная часть

4 мин.

  1. Построение, сообщение задач урока

2. Строевые приемы: расчет, повороты на месте.

2 мин.

2 мин.

Построение детей таким образом, чтобы при передвижении они не мешали друг другу, видели учителя, а при выполнении различных заданий учитель мог оказывать им помощь. Детей строить с учетом уровня их физического развития.

Построение проводится по команде учителя, с расчетом по порядку.

Место построения в зале обозначено  для каждого ребенка в виде белой черты, расположенного  на полу.

Подготовительная часть урока решает задачу подготовки организма учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки могут быть физические упражнения общеразвивающего характера, несложные в координационном отношении, которые направлены на формирование двигательных умений, навыков, коррекцию основного и сопутствующих дефектов. 

Подготовительная

часть

12мин.

1.Ходьба с заданием:

- на носках, руки вверх

- на пятках, руки за голову

- на внешней стороне стопы, руки в стороны

- на внутренней стороне стопы, руки в стороны

- «уточка» с разведением носков в стороны, руки на пояс

- с разведением пяток в стороны, руки на пояс

- с перекатом с пятки на носок, руки на пояс

-«цапля» перешагивание воображаемого препятствия

- «медведь» перенос центра тяжести с ноги на ногу

- пятка – носок

- выпады вперед со скручиванием туловища

-в быстром темпе

2. Бег с заданием

-обычный

-змейкой                                                                                  

-приставными шагами правым боком, то же левым боком

-обычный.

3. Ходьба на восстановление дыхания

4.Общеразвивающие упражнения с малым мячом

1. И.П.- основная стойка ноги врозь, перекатывание мяча кистями рук

2. И.П.- основная стойка ноги врозь, сжатие мяча

- левой рукой                                  

- правой рукой

- двумя руками

- левым плечом – головой

- правым плечом – головой

-подбородком - грудью

3. И.П.- стока ноги врозь, перекладывание мяча из руки в руку

- над головой

- перед грудью

- за спиной

4.И.П.- стойка ноги   врозь, руки над головой мяч в руках, наклоны

- влево, вправо

- вперед, назад

- в низ с касанием мяча о пол

5.И.П.- стойка ноги   врозь, руки над головой мяч в руках

- дровосек

 6.И.П - стойка узкая, мяч зажат стопами, при подымание

- на носки

- на пятки

- с носка на пятки                                                              

0,5 круга

0,5 круга

0,5 круга

0,5 круга

0,5 круга

0,5 круга

0,5 круга

0,5 круга

0,5 круга

0,5 круга

0,5 круга

0,5 круга

2 круга

1 круг

1 круг

2 круга

1 круг

8 раз

8 раз

8 раз

8раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

Обратить внимание:

- на правильное сочетание дыхания с движением

- на формирование и коррекцию осанки

- на амплитуду движений в ходьбе

Место построения учеников в зале обозначено  для каждого ребенка в виде белого круга, расположенного  на полу. Содержание ОРУ необходимо  менять, внося разнообразие и эмоциональную окраску

Рука вытянута вперед

Рука вытянута вперед

Руки  перед грудью

Руки опущены вниз

Руки опущены вниз

Руки опущены вниз

 

В коленях ноги не сгибать, спина прямая

Прогиб назад, руки над головой – глубокий вдох, с произношением звука «И» Резко опускаем руки туловище вниз- выдох с произношением «УХ»

мяч зажат пятками

мяч зажат носками

мяч зажат стопами

В основной части урока решаются образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Контроль нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления, постоянно поддерживать контакт с учащимися, дозировать упражнение в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.

Основная часть

20мин.

1.Подбрасывание, ловля мяча двумя руками

2. Подбрасывание, ловля мяча одной  рукой

3.«Радуга» перебрасывание мяча над головой из руки в руку

4. «Горячая картошка» быстро перебрасываем мяч из руки в руку

5. Подбрасывание мяча из под ноги, верх, ловля двумя руками

6.Бросок мяча из-за спины, верх, ловля двумя руками

  1. Подбрасывание мяча вверх, хлопок в ладоши, ловля мяча
  2. Удар мяча об пол, хлопок в ладоши, ловля мяча двумя руками
  3. Жонглирование двумя мячами

  1. Перебрасывание мяча в парах

  1. Игра – «Я знаю пять имен….»

10 раз

10 раз

10 раз

10 раз

10 раз

10 раз

10 раз

10 раз

10 раз

10 раз

Вторая рука заведена за спину

Руки разведены в сторону

Расстояние между кистями рук 20 – 30 см

Обратить внимание на работу кисти, чередование броска через левую правую ногу,  бедро подымаем до пояса

 Бросок выполняется за счет работы кисти, спина прямая

Мяч подбрасываем на 2 – 3 метра,  кол-во хлопков от 1 до 5 раз

Подбрасывание мяча вверх левой рукой на высоту до 1 метра, перекладывание второго мяча из правой руки в левую, ловля первого мяча правой рукой

Ловля мяча двумя руками, конусом

 Игру начинаем с имен мальчиков, девочек, по мере выполнения усложняем задание названием городов, деревьев, животных и т. д.  Игры с речитативами, стихами, счетом и т. п., активизирующие познавательную деятельность.

Заключительная часть урока решает задачи: подготовить учащихся к следующим урокам или к организованной деятельности во внеурочное время;

подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку.

Заключительная часть

 4 мин.

1. Построение.

2. Подведение итогов игры, урока.

3. Домашнее задание.

4. Уход из спортзала.

Место построения в зале обозначено  для каждого ребенка в виде белой черты, расположенного  на полу.

Уход детей из зала четко организован.

Необходимо помнить, что обучение детей физическим упражнениям должно сочетаться с индивидуальным подходом, не влияющим на фронтальное прохождение материала.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА» ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА

Слайд 2

Урок по адаптивной физической культуре для обучающихся 3 класса с легкой умственной отсталостью Тема урока : гимнастика , упражнения с предметами (малыми мячами). Цель: постепенное развитие адаптации организма обучающихся с легкой умственной отсталостью к физическим нагрузкам за счет умеренного воздействия на все органы и системы.

Слайд 3

Задачи урока: - образовательные : овладение навыками правильного дыхания, освоение техники простейших гимнастических упражнений с малыми мячами. - оздоровительные : р азвитие и коррекция координационных спо собностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; со гласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений, расслабления; р азвитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. - воспитательные : воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств посредством гимнастики. - коррекционные : к оррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей: зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия.

Слайд 4

Вводная часть: решаются организационные задачи. Место построения в зале обозначено ориентиром для каждого ребенка на полу: круг, черта. Рис. 1. Построение в одну шеренгу по ориентирам Рис. 2. Построение для выполнения ОРУ

Слайд 5

Подготовительная часть : используются физические упражнения общеразвивающего характера, несложные в координационном отношении, которые направлены на формирование двигательных умений, навыков, коррекцию основного и сопутствующих дефектов. Рис. 3. Упражнение «Цапля» Рис. 4. Упражнение «Пингвины»

Слайд 6

Основная часть . Решаются образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи Рис. 5. Упражнения с малыми мячами

Слайд 7

Рис. 6. Упражнения с малыми мячами

Слайд 8

Рис. 8. Жонглирование двумя мячами Рис. 7. Подбрасывание мяча из под ноги, верх, ловля двумя руками

Слайд 9

Рис. 9. Жонглирование мяча с конусом

Слайд 10

Заключительная часть: необходимо подготовить учащихся к следующим урокам или к организованной деятельности во внеурочное время; подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку Рис. 10. Упражнения на осанку, восстановление дыхания

Слайд 11

Наши рекомендации: обучение физическим упражнениям детей с легкой умственной отсталостью должно сочетаться с индивидуальным подходом, не влияющим на фронтальное прохождение материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ: Специфика подготовки и проведения урока английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Статья написана для сборника Научного Издательского Центра «Педагогический поиск»....

Адаптивная физическая культура с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптивная физическая культура - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченны...

Методическая разработка "Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)

Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии благотворно влияют на интеллектуальное и реч...

Методические рекомендации по теме «Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

Данный материал содержит рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий на всех этапах школьного обучения с обучающимися с ограниченными возможностями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 5 класс...

Особенности проведения урока физической культуры для детей с особыми возможностями здоровья.

Особенности проведения урока физической культуры для детей с особыми возможностями здоровья....