Методический материал по подготовке и проведению урока физической культуры с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
учебно-методический материал (5 класс)
Методические рекомендации, конспект урока к проведению урока по адаптивной физической культуре для обучающихся с легкой умственной отсталостью. Рекомендации и рецензия на обобщение опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации, конспект урока. | 27.7 КБ |
Рекомендация, рецензия. | 2.77 МБ |
Презентация | 935.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к проведению урока по адаптивной физической культуре для обучающихся с легкой умственной отсталостью
Основное содержание предмета «Адаптивная физическая культура»
Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия "адаптивная физическая культура" выражается в дополняющем определении "адаптивная", что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой меж предметных связей (графика и письмо, математические представления и конструирование, изобразительная деятельность, трудовое обучение), а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащихся.
Умственная отсталость представляет собой не нозологический, а обобщенный групповой диагноз для данной аномалии развития. Характерной особенностью психического дефекта является недоразвитие наиболее дифференцированных фило- и онтогенетически молодых функций мозга и относительная сохранность элементарных, эволюционно более старых.
Формы умственной отсталости чрезвычайно многообразны и различаются по этиологии, патогенезу, клиническим и психическим проявлениям, времени возникновения и особенностям протекания.
На физическое развитие, двигательных способностей, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.
Основные нарушения физического развития: отставания в массе тела; отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечностей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета.
Неточность движений в пространстве и времени; грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий; отсутствие ловкости и плавности движений; излишняя скованность и напряженность; ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях – наиболее яркие нарушения основных движений детей с умственной отсталостью. Разнородность состава учащихся начального звена по психическим двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания: коррекция и компенсация нарушения физического развития; развитие двигательных возможностей в процессе обучения; формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков; развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре; укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Уроки физической культуры должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта мало инициативны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его. Только через показ учитель может вызвать интерес к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения.
Подбирая физические упражнения необходимо вначале выделить то главное, что будет являться содержанием основной части занятий, а затем уже осуществлять подбор для подготовительной и заключительной частей.
В раздел "гимнастика" включены физические упражнения которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы.
На занятиях учащиеся должны овладеть доступными и простейшими видами построений. Построение и перестроение трудны для данной категории детей из за нарушений ориентировки в пространстве. Несмотря на трудности усвоения пространственно - двигательных упражнений, они являются обязательным элементом каждого урока. В связи с затруднениями в пространственно - временной ориентировки и значительном нарушении точности движений учащихся в раздел включены упражнения с предметами: гимнастические палки, обручи малые мячи и т.д.
Конспект урока по адаптированной физической культуре для учащихся 3 класса
Дата проведения: октябрь 20__ г.
Место проведения: спортзал МБОУ «Коррекционная школа «Надежда» города Южно-Сахалинска
Время проведения: 40 минут.
Цель урока: овладение навыками правильного дыхания, освоение техники простейших упражнений, постепенное развитие адаптации организма к физическим нагрузкам за счет умеренного воздействия на все органы и системы.
Задачи урока:
1. Развитие и коррекция координационных способностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; согласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений, расслабления.
2. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей: зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;
3. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Инвентарь и оборудование: свисток, малые мячи, конусы.
Учитель физической культуры: Власов Алексей Анатольевич
Часть урока | Содержание урока | Дозировка | Организационно-методические указания |
Вводная часть урока решаются организационные задачи | |||
Вводная часть 4 мин. |
2. Строевые приемы: расчет, повороты на месте. | 2 мин. 2 мин. | Построение детей таким образом, чтобы при передвижении они не мешали друг другу, видели учителя, а при выполнении различных заданий учитель мог оказывать им помощь. Детей строить с учетом уровня их физического развития. Построение проводится по команде учителя, с расчетом по порядку. Место построения в зале обозначено для каждого ребенка в виде белой черты, расположенного на полу. |
Подготовительная часть урока решает задачу подготовки организма учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки могут быть физические упражнения общеразвивающего характера, несложные в координационном отношении, которые направлены на формирование двигательных умений, навыков, коррекцию основного и сопутствующих дефектов. | |||
Подготовительная часть 12мин. | 1.Ходьба с заданием: - на носках, руки вверх - на пятках, руки за голову - на внешней стороне стопы, руки в стороны - на внутренней стороне стопы, руки в стороны - «уточка» с разведением носков в стороны, руки на пояс - с разведением пяток в стороны, руки на пояс - с перекатом с пятки на носок, руки на пояс -«цапля» перешагивание воображаемого препятствия - «медведь» перенос центра тяжести с ноги на ногу - пятка – носок - выпады вперед со скручиванием туловища -в быстром темпе 2. Бег с заданием -обычный -змейкой -приставными шагами правым боком, то же левым боком -обычный. 3. Ходьба на восстановление дыхания 4.Общеразвивающие упражнения с малым мячом 1. И.П.- основная стойка ноги врозь, перекатывание мяча кистями рук 2. И.П.- основная стойка ноги врозь, сжатие мяча - левой рукой - правой рукой - двумя руками - левым плечом – головой - правым плечом – головой -подбородком - грудью 3. И.П.- стока ноги врозь, перекладывание мяча из руки в руку - над головой - перед грудью - за спиной 4.И.П.- стойка ноги врозь, руки над головой мяч в руках, наклоны - влево, вправо - вперед, назад - в низ с касанием мяча о пол 5.И.П.- стойка ноги врозь, руки над головой мяч в руках - дровосек 6.И.П - стойка узкая, мяч зажат стопами, при подымание - на носки - на пятки - с носка на пятки | 0,5 круга 0,5 круга 0,5 круга 0,5 круга 0,5 круга 0,5 круга 0,5 круга 0,5 круга 0,5 круга 0,5 круга 0,5 круга 0,5 круга 2 круга 1 круг 1 круг 2 круга 1 круг 8 раз 8 раз 8 раз 8раз 8 раз 8 раз 8 раз 8 раз 8 раз 8 раз 8 раз 8 раз 8 раз 8 раз 8 раз 8 раз | Обратить внимание: - на правильное сочетание дыхания с движением - на формирование и коррекцию осанки - на амплитуду движений в ходьбе Место построения учеников в зале обозначено для каждого ребенка в виде белого круга, расположенного на полу. Содержание ОРУ необходимо менять, внося разнообразие и эмоциональную окраску Рука вытянута вперед Рука вытянута вперед Руки перед грудью Руки опущены вниз Руки опущены вниз Руки опущены вниз
В коленях ноги не сгибать, спина прямая Прогиб назад, руки над головой – глубокий вдох, с произношением звука «И» Резко опускаем руки туловище вниз- выдох с произношением «УХ» мяч зажат пятками мяч зажат носками мяч зажат стопами |
В основной части урока решаются образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Контроль нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления, постоянно поддерживать контакт с учащимися, дозировать упражнение в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося. | |||
Основная часть 20мин. | 1.Подбрасывание, ловля мяча двумя руками 2. Подбрасывание, ловля мяча одной рукой 3.«Радуга» перебрасывание мяча над головой из руки в руку 4. «Горячая картошка» быстро перебрасываем мяч из руки в руку 5. Подбрасывание мяча из под ноги, верх, ловля двумя руками 6.Бросок мяча из-за спины, верх, ловля двумя руками
| 10 раз 10 раз 10 раз 10 раз 10 раз 10 раз 10 раз 10 раз 10 раз 10 раз | Вторая рука заведена за спину Руки разведены в сторону Расстояние между кистями рук 20 – 30 см Обратить внимание на работу кисти, чередование броска через левую правую ногу, бедро подымаем до пояса Бросок выполняется за счет работы кисти, спина прямая Мяч подбрасываем на 2 – 3 метра, кол-во хлопков от 1 до 5 раз Подбрасывание мяча вверх левой рукой на высоту до 1 метра, перекладывание второго мяча из правой руки в левую, ловля первого мяча правой рукой Ловля мяча двумя руками, конусом Игру начинаем с имен мальчиков, девочек, по мере выполнения усложняем задание названием городов, деревьев, животных и т. д. Игры с речитативами, стихами, счетом и т. п., активизирующие познавательную деятельность. |
Заключительная часть урока решает задачи: подготовить учащихся к следующим урокам или к организованной деятельности во внеурочное время; подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку. | |||
Заключительная часть 4 мин. | 1. Построение. 2. Подведение итогов игры, урока. 3. Домашнее задание. 4. Уход из спортзала. | Место построения в зале обозначено для каждого ребенка в виде белой черты, расположенного на полу. Уход детей из зала четко организован. | |
Необходимо помнить, что обучение детей физическим упражнениям должно сочетаться с индивидуальным подходом, не влияющим на фронтальное прохождение материала. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок по адаптивной физической культуре для обучающихся 3 класса с легкой умственной отсталостью Тема урока : гимнастика , упражнения с предметами (малыми мячами). Цель: постепенное развитие адаптации организма обучающихся с легкой умственной отсталостью к физическим нагрузкам за счет умеренного воздействия на все органы и системы.
Задачи урока: - образовательные : овладение навыками правильного дыхания, освоение техники простейших гимнастических упражнений с малыми мячами. - оздоровительные : р азвитие и коррекция координационных спо собностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; со гласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений, расслабления; р азвитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. - воспитательные : воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств посредством гимнастики. - коррекционные : к оррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей: зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия.
Вводная часть: решаются организационные задачи. Место построения в зале обозначено ориентиром для каждого ребенка на полу: круг, черта. Рис. 1. Построение в одну шеренгу по ориентирам Рис. 2. Построение для выполнения ОРУ
Подготовительная часть : используются физические упражнения общеразвивающего характера, несложные в координационном отношении, которые направлены на формирование двигательных умений, навыков, коррекцию основного и сопутствующих дефектов. Рис. 3. Упражнение «Цапля» Рис. 4. Упражнение «Пингвины»
Основная часть . Решаются образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи Рис. 5. Упражнения с малыми мячами
Рис. 6. Упражнения с малыми мячами
Рис. 8. Жонглирование двумя мячами Рис. 7. Подбрасывание мяча из под ноги, верх, ловля двумя руками
Рис. 9. Жонглирование мяча с конусом
Заключительная часть: необходимо подготовить учащихся к следующим урокам или к организованной деятельности во внеурочное время; подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку Рис. 10. Упражнения на осанку, восстановление дыхания
Наши рекомендации: обучение физическим упражнениям детей с легкой умственной отсталостью должно сочетаться с индивидуальным подходом, не влияющим на фронтальное прохождение материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ: Специфика подготовки и проведения урока английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Статья написана для сборника Научного Издательского Центра «Педагогический поиск»....
Адаптивная физическая культура с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптивная физическая культура - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченны...
Методическая разработка "Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)
Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии благотворно влияют на интеллектуальное и реч...
Методические рекомендации по теме «Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
Данный материал содержит рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий на всех этапах школьного обучения с обучающимися с ограниченными возможностями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 5 класс...
Особенности проведения урока физической культуры для детей с особыми возможностями здоровья.
Особенности проведения урока физической культуры для детей с особыми возможностями здоровья....