«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»
методическая разработка
«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Гниловская основная общеобразовательная школа»
Доклад
«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»
Подготовила:
Власова Зинаида Николаевна
учитель физической культуры
I квалификационная категория
с. Гнилое
2020г.
Здоровье – важнейшая ценность человека. В последние годы серьезную тревогу вызывает здоровье учащихся, рост различных заболеваний, массовые вспышки опасных инфекционных болезней. Действительно, к числу причин, способствующих ухудшению физического и психического здоровья школьников, относятся учебная и эмоциональная перегрузка учащихся. Симптомы перегрузки: неуверенность, нервозность, усталость, рассеянность, чувство постоянной нехватки времени, суетливость, приводящая к импульсивности и поверхностности выполнения работы.
Период школьного обучения основной и самый длительный период взросления ребенка и учебная деятельность школьника протекает на фоне глубочайших перестроек всего организма. Состояние здоровья - один из важнейших факторов, определяющих учебную деятельность. Существуют два п у т и с о х р а н е н и я з д о р о в ь я д е т е й .
1) Построение обоснованного учебно-воспитательного процесса.
2)Обучение детей укреплению собственного здоровья (формирование
культуры здоровья).
В основе первого направления лежат следующие положения:
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- положительный психологический микроклимат в классе;
- расписание занятий, составленное с учетом степени трудности
предметов;
- рациональное чередование умственной и физической деятельности.
Одним из важнейших средств сохранения и укрепления здоровья является двигательная активность. Рациональное сочетание умственной деятельности и активного отдыха - необходимое условие профилактики перенапряжения нервно-мышечной системы. Движение -это универсальное лекарство против любого стресса (считается, что самостоятельные и контрольные работы в школе являются сильнейшей стрессовой ситуацией). Двигательная активность снимает нервное и умственное напряжение, способствует стимуляции мозговой деятельности улучшает кровообращение. Урок физической культуры - главное звено в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Он является для всех учащихся обязательной формой занятий. Поэтому его содержание и форма должны иметь мотивированность для занятия учащимися физической культурой и укрепления своего здоровья, что позволяет поддерживать интерес к предмету. Исходя из показателей здоровья каждого обучающегося, я стараюсь урок построить с учетом их физического развития, давая нормированные нагрузки. К учащимся подхожу строго индивидуально, в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности каждого ученика в рамках здоровьесберегающей технологии. При этом, реализуя физкультурно-оздоровительное развитие учащихся, воспитываю в них такие драгоценные человеческие качества как веру в свои силы, волю и умение преодолевать трудности, настойчиво идти к цели, товарищество, дружбу и т.д.. Все это на спортивных соревнованиях способствует достижению уровня спортивных успехов.
На обычных уроках я использую различные методы здоровьесберегающих технологий. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяют две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). На своих уроках я часто использую развивающие упражнения, практический метод, ситуационный, игровой метод, соревновательный метод. Уроки физической культуры для учащихся основной группы носят оздоровительно-тренирующий характер, получают разностороннюю нагрузку на различные группы мышц, развиваютосновные физические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость, координацию. На уроках физической культуры дети обучаются основным двигательным действиям и умениям, навыкам игры в волейбол, баскетбол и т.д. Большая работа проводится и со школьниками, отнесенными к
специальной медицинской группе. И здесь основным направлением является формирование потребности в систематических занятиях физической культурой, активного отношения к своему здоровью. Занятия физической культурой с данным контингентом обучающихся должны строиться в соответствии с принципом оздоровительной направленности. Работать с такими детьми одновременно и сложнее, и легче, чем в основной группе. Сложнее в отношении организации занятий. Необходимость четкого дозирования нагрузки, индивидуальный подбор упражнений, очень слабая физическая подготовленность занимающихся -это далеко не полный перечень трудностей, с которыми приходится сталкиваться учителю.
В последнее время тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным.
Учебный процесс и здоровье ребенка разделить на отдельные понятия невозможно.
Главной отличительной особенностью предмета «Физическая культура» является приоритет здоровья. И на первое место поставлен принцип «Не навреди, а помоги». Этот принцип действует на всех уроках физической культуры: в соблюдении техники безопасности, в соблюдении правил игр и соревнований, в развитии и совершенствовании физических и психических качеств.
На уроках физической культуры применяется физкультурно-оздоровительная технология (ФОТ). К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Уроки физкультуры проводятся на улице, в спортзале.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью помогают внеклассные мероприятия. Регулярно проходят мероприятия, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. В нашей школе работа по здоровьесбережению стоит на первом месте. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей проводятся не только на уроках физической культуры, но и на других предметах.
Ежедневно утро в школе начинается с зарядки, на уроках проводятся физкультминутки, на переменах учащиеся играют в настольный теннис, волейбол и т.д.
Одна из важнейших задач учителя физической культуры в школе – повышение активности учащихся путем вовлечения их в различные формы внеурочных и внеклассных занятий и мероприятий.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность нацелена на формирование у учащихся, родителей, педагогов осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также на профилактику вредных привычек, охват максимального количества учащихся школы оздоровительными мероприятиями. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, дни здоровья и т. д. Ведётся совместная работа учителя физической культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Дети в наших школах учатся с разными интеллектуальными и физическими возможностями. Те дети, которые не могут проявить себя в учёбе, как правило, показывают хорошие результаты в физической культуре, становятся лучшими спортсменами школы, участвуют в различных соревнованиях.
В своей работе особое внимание уделяю основным направлениям развития учащихся средствами физического воспитания на основе индивидуального - дифференцированного подхода с учётом психолого-педагогических исследований. В центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, здоровья детей и подростков, техники безопасности во время занятий физической культурой.
Для решения поставленных задач в нашей школе используются следующие виды работы:
- Оздоровительно-профилактическая работа.
- Проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
- Работа по преодолению у учащихся вредных привычек.
- Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа.
- Работа с родителями.
Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа
№ | Мероприятия |
1 | Мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению школьников, родителей |
2 | Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе: влажная уборка, расписание уроков |
3 | Проведение бесед по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного |
4 | Проведение серии классных часов и бесед на тему «В здоровом теле-здоровый дух» |
5 | Проведение подвижных перемен на свежем воздухе. |
6 | Проведение на уроках упражнений на правильную осанку, гимнастики для снятия утомления глаз учащихся. |
7 | Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов. |
8 | Участие в конкурсах плакатов, рисунков по пропаганде здорового образа жизни. |
9 | Создание уголков безопасности по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения. |
10 | Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение сезонных заболеваний (ОРВИ, грипп) |
Оздоровительно-профилактическая работа
1 | Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, профилактики близорукости и сколиоза, режима проветривания кабинетов на переменах. |
2 | Вовлечение учащихся в деятельность «Мы – за здоровый образ жизни!» |
3 | Контроль за соблюдением режима дня учащимися. |
4 | Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (беседы) |
5 | Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению решать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть своими эмоциями и т. д. |
6 | Проведение физкультминуток на уроках. |
Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия
№ | Мероприятия |
1 | Подвижные игры на свежем воздухе. |
2 | Проведение «Дня здоровья» |
3 | Сдача норм ГТО |
4 | Организация и поддержка в течение учебного дня, года оптимального двигательного режима учащихся с учётом состояния их здоровья. |
5 | Участие в массовых районных мероприятиях, направленных на формирование ЗОЖ по мере возможностей обучающихся. |
Работа по преодолению у учащихся вредных привычек
№ | Мероприятия |
1 | Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма, оформление стендов |
2 | Индивидуальные беседы с детьми. |
Работа с родителями
№ | Содержание работы |
1 | Включение в повестку родительских собраний выступлений по темам оздоровления учащихся |
2 | Выступление на родительских собраниях по результатам диагностики |
Грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по физической культуре и спорту на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школьника»
Проект по физической культуре на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школьника» Учитель физической культ...
"Создание условий для укрепления и сбережения психологического здоровья участников образовательного процесса"
Психологическое здоровье, как составная часть здоровья, - важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, способствует становлению...
Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе
Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе...
Дополнительная образовательная программа "Организация физкультурно-оздоровительной работы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Данная программа составлена на основе примерной программы Л.Н.Коданевой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Моя программа адаптирована для учащихся 1-11 классов....
Стандарт организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных организациях города Муравленко при подготовке к сдаче норм ГТО
Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использоват...
Статья на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в образовательной организации при взаимодействии с социальными партнёрами»
Цель: представление собственного опыта организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательной организации при взаимодействии с социальными партнёрами.Задачи:Ознакомить с видами и формами ур...
Стандарт организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных организациях города Муравленко при подготовке к сдаче норм ГТО
Стандарт организации физкультурно-оздоровительной работыв общеобразовательных организациях города Муравленкопри подготовке к сдаче норм ГТО...