"Игровой стретчинг - как одна из здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по физкультуре
В данном материале представлены:
- обоснование выбора и актуальности технологии "Игровой стретчинг";
- цель и задачи ;
- многообразие форм, методов, сретств, способов с детьми, родителями и педагогами по данной технологии;
- основные правила и принципы стретчинга;
- этапы осуществления проекта;
- ожидаемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология Игровой стретчинг | 40.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Московская область
Ленинский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бутовская средняя общеобразовательная школа №2»
«Игровой стретчинг - как одна из здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста».
Составитель:
Инструктор по физической культуре
Данилова В. В.
Актуальность.
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения — это одна из стратегических задач развития России. В этом контексте возникает необходимость в осмыслении и применении не только классических, но так же и инновационных подходов к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и направлен на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры, в том числе и культурой здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни ― это «образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье».
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Настоящего здоровья достигает лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой, окружающими, природой, научился управлять своим разумом, способен реализовать свои физические и духовные способности.
Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.
Меня заинтересовала методика игрового стретчинга Константиновой А. И., которая основана на динамичных и статичных растяжках мышц тела и связочно-суставного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое воздействие на весь организм. Данная методика разрабатывалась и была опробирована под наблюдением врачей детской больницы им. Раухфуса, и показала хорошие результаты.
Стретчинг – это система упражнений, направленных на растяжку мышц, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.
Физиологический эффект упражнений стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.
Игровой стретчинг – это система сюжетно-ролевых и тематических игр, состоящих из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задай.
Методика игрового стретчинга имеет ряд преимуществ:
- эти упражнения доступны всем, кому врач не запретил заниматься общей физической подготовкой;
- растяжка действует на все мышцы и суставы, увеличивается их подвижность, повышается эластичность связок;
- упражнения выполняются без воздействия со стороны, а самоманипулирование своим телом в медленном ритме является безопасным для здоровья
- методика не имеет возрастных ограничений, можно заниматься с 4-х лет;
- занятия проводятся в игровой форме, а значит, они будут и полезны, и интересны детям.
Цель: Укрепление здоровья и повышение двигательной активности дошкольников через занятия игровым стретчингом.
Задачи:
- Познакомить детей с элементами и упражнениями игрового стретчинга;
- Научить детей правильно выполнять элементы и упражнения игрового
стретчинга;
- Сформировать у детей необходимые знания, умения, навыки по приобщению их к
здоровому образу жизни;
- Посредством занятий игровым стретчингом развивать психо-физические
качества детей: гибкость, силу, ловкость, внимание, воображение;
- Создать условия для положительного психоэмоционального состояния
воспитанников: мышечной и психологической раскрепощённости и проявления
творчества в движении;
- Способствовать развитию и формированию профессиональных компетенций
педагогов в области здоровьесбережения воспитанников;
- Продолжать просветительскую работу по формированию у родителей
осознанного отношения к здоровью детей и активной позиции родителей в
физическом развитии и воспитании ребенка.
Реализация указанных целей и задач достигается за счет использования совокупности форм, способов, методов и средств игрового стретчинга с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Формы работы с детьми:
- беседы
- объяснения, показ
- образовательная деятельность
- самостоятельная деятельность
- дыхательные упражнения
- дни здоровья
- развлечения, досуги, праздники
Формы работы с родителями:
- анкетирование
- консультирование
- беседы
- показ
- объяснение
- индивидуальные беседы
- совместная деятельность с детьми
- развлечения, досуги, спортивные праздники
- фотовыставки, видеоролики
Способы организации воспитанников при выполнении упражнений игрового стретчинга, при обучении и отработке основных движений, элементов, упражнений.
Фронтальный | Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. |
Поточный | Дети поточно друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя заданное движение. Этот способ позволяет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и главное - оказывать страховку в случае необходимости. Данный способ широко используется для закрепления пройденного материала. |
Групповой | Дети по указанию педагога распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно. |
Индивидуальный | Применяется при объяснении нового упражнения, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности. |
Методы:
Наглядный метод:
- показ упражнений;
- использование моделей, пособий, зрительных ориентиров.
Словесный метод:
- объяснения, пояснения, указания;
- рассказ.
Практический метод:
- повторение упражнений;
- выполнение упражнений в игровой форме.
Информационно-рецептивный метод:
- демонстрация видеороликов;
- рассказ педагога или чтение.
Репродуктивный метод:
- упражнения на основе образа;
- имитация движений.
Средства:
Используются различные средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные;
- реальные и виртуальные.
Построение каждого занятия должно придерживаться следующих основных правил и принципов:
Основные правила стретчинга:
⮚ «разогрев мышц» перед выполнением упражнений стретчинга;
⮚ медленное и плавное выполнение упражнений;
⮚ «правило ровной спины» - следить, чтоб при выполнении упражнений
спина была прямой;
⮚ спокойное дыхание без задержек;
⮚ «правило симметричности» - упражнения выполняются симметрично во всех плоскостях (сагитальная, фронтальная, горизонтальная);
⮚ растяжка должна выполняться регулярно и систематически.
Основные принципы выполнения упражнений игрового стретчинга:
⮚ Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ. Показ упражнение педагогом или подготовленным ребёнком.
⮚ Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному. Многие упражнения детям знакомы, но под другими названиями и выполняются в более медленном темпе.
⮚ Систематичность. Регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
⮚ Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий. Начинать выполнять упражнение необходимо с 4 раз, постепенно увеличивая количество повторов.
⮚ Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка. Требования к детям индивидуальные.
⮚ Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Для этого перед разучиванием упражнения объяснить детям: для укрепления каких мышц данное упражнение.
Структура занятий обусловлена возрастными закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребёнка во время физических нагрузок, а также с учётом требовании физиологии и гигиены физических упражнений. Каждое занятие игровым стретчингом состоит из трёх частей.
Первая (вводная) часть занятия (4-6 мин) направлена на организацию занимающихся, сосредоточение их внимания, формирование эмоционального и психологического настроя. Это достигается с помощью специальных упражнений: различные виды ходьбы, бега, прыжков, а также заранее разученных и хорошо освоенных танцевальных упражнений.
Во второй (основной) части (17-20 мин.) дети разучивают новые и закрепляют уже освоенные упражнения. В этой части выполняются упражнения, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребенка, воспитываются психо-физические качества: гибкость, сила, ловкость, внимание, воображение. Упражнения предлагаются в виде сюжетно-ролевой игры. Игра проводится эмоционально, под музыку, и должна быть интересной для детей. На каждом занятии дети выполняют 9-10 упражнений на различные группы мышц. Между упражнениями примерно по 1 мин дети учатся правильно сидеть.
За одно занятие дети выполняют:
2-3 упражнения для растяжения мышц передней поверхности корпуса
2-3 упражнения для растяжения мышц задней поверхности корпуса
1 упражнение на укрепление мышц позвоночного столба за счет
поворотов, наклонов и скручивания по вертикальной оси
2-3 упражнения для укрепления мышц спины, таза, ягодиц.
1-2 упражнения для укрепления мышц ног
1-2 упражнения для развития стоп
1 упражнения для укрепления мышц плечевого пояса или на равновесие.
Подвижная игра является одной из составляющих основной части занятия. Ее подбирают с учетом сложности и интенсивности предыдущих упражнений, а так же учитывается интерес детей.
В третьей (заключительной) части(4-6 мин) решаются задачи восстановления организма после физической нагрузки и постепенного перехода к другим видам деятельности. Под музыку дети выполняют дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, простые танцевальные движения, которые успокаивают, снимают физическое и эмоциональное напряжение, создают положительный эмоциональный фон и желание продолжать заниматься игровым стретчингом в дальнейшем.
Этапы осуществления
1. Организационно-подготовительный этап
- Мониторинг уровня физического развития воспитанников.
- Анкетирование родителей.
- Обсуждение целей и задач с участниками проекта (воспитатели, дети, родители).
- Составление плана работы.
- Вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта по
укреплению здоровья детей.
- Изучение методической литературы по теме «Игровой стретчинг».
- Подбор познавательных статей.
- Создание картотеки упражнений и музыкального сопровождения.
- Разработка конспектов спортивных праздников, досугов и развлечений.
2. Основной этап (9 месяцев)
- Просмотр компьютерной презентации об игровом стретчинге
- Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.
- Беседы с детьми «Что такое здоровье, что такое болезнь?», «Чем отличается
здоровый человек от больного?», «Что нужно делать, что бы быть здоровым?».
- Разучивание с детьми упражнений, тематических и сюжетно-ролевых игр.
- Фотосессия воспитанников.
- Проведение консультаций для родителей
- Проведение семинара-практикума для педагогов.
3. Заключительный этап
- Мониторинг уровня физического развития воспитанников (сравнительный
анализ).
- Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по
проведению занятий «игровой стретчинг».
- Презентация технологии для педагогов.
- Размещение печатных материалов по теме «Игровой стретчинг» в интернете на
различных ресурсах.
Ожидаемые результаты:
- сформированные умения у ребенка технично выполнять основные элементы и движения игрового стретчинга, умения контролировать свои движения и управлять ими;
- у ребенка улучшилась гибкость и увеличилась подвижность в суставах, плавность движений, научился лучше управлять своим телом, стал более ловким;
- ребенок проявляет элементы творчества во время выполнения упражнений игрового стретчинга и во время другой двигательной активности;
- изменение отношения детей к сохранению своего здоровья, то есть ребенок понимает важность укрепления и поддержания своего здоровья;
- повышение компетентности педагогов и родителей в области здоровьесбережения;
- положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта;
- использование здоровьесберегающих технологий в семье;
- обобщение и распространение опыта работы по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Работа будет полезна педагогам ДОУ, студентам обучающимся в педагогических ОУ....
Педагогический проект "«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе современных здоровьесберегающих технологий»
Представленный педагогический проект ориентирован на инструкторов по ФИЗО в образовательной сфере, применяющих в работе современные здоровьесберегающие технологии и занимающиеся физическим развитием с...
Эффективность игровой деятельности как средство формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Использование системы специальных упражнений и различных игр с детьми - позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕМА: «ПОМОЖЕМ ДОКТОРУ АЙБОЛИТУ»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий Тема: "Поможем доктору Айболиту&qu...
НОД "Мы строители" с использованием Лего - технологии (для детей старшего дошкольного возраста)
Из опыта работы...
Конспект музыкального интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей среднего дошкольного возраста «В волшебном лесу»
Конспект поможет провести яркое и красочное развлечение для детей средней группы в детском саду...