"Игровой стретчинг - как одна из здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по физкультуре

Валентина Васильевна Данилова

В данном материале представлены:

- обоснование выбора и актуальности технологии "Игровой стретчинг";

- цель и задачи ;

- многообразие форм, методов, сретств, способов с детьми, родителями и педагогами по данной технологии;

- основные правила и принципы стретчинга;

- этапы осуществления проекта;

- ожидаемые результаты.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология Игровой стретчинг40.53 КБ

Предварительный просмотр:

Московская область

Ленинский городской округ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бутовская средняя общеобразовательная школа №2»

 «Игровой стретчинг - как одна из здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста».

Составитель:

Инструктор по физической культуре

Данилова В. В.

Актуальность.

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения — это одна из стратегических задач развития России. В этом контексте возникает необходимость в осмыслении и применении не только классических, но так же и инновационных подходов к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и направлен на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры, в том числе и культурой здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни ― это «образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий  и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье».

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Настоящего здоровья достигает лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой, окружающими, природой, научился управлять своим разумом, способен реализовать свои физические и духовные способности.

Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.

Меня заинтересовала методика игрового стретчинга Константиновой А. И., которая основана на динамичных и статичных растяжках мышц тела и связочно-суставного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое воздействие на весь организм. Данная методика разрабатывалась и была опробирована под наблюдением врачей детской больницы им. Раухфуса, и показала хорошие результаты.  

Стретчинг – это система упражнений, направленных на растяжку мышц, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.

Физиологический эффект упражнений стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

Игровой стретчинг – это система сюжетно-ролевых и тематических игр, состоящих из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задай.

Методика игрового стретчинга имеет ряд преимуществ:

  • эти упражнения доступны всем, кому врач не запретил заниматься общей физической подготовкой;
  • растяжка действует на все мышцы и суставы, увеличивается их подвижность, повышается эластичность связок;
  • упражнения выполняются без воздействия со стороны, а самоманипулирование своим телом в медленном ритме является безопасным для здоровья
  • методика не имеет возрастных ограничений, можно заниматься с 4-х лет;
  • занятия проводятся в игровой форме, а значит, они будут и полезны, и интересны детям.

Цель: Укрепление здоровья и повышение двигательной активности дошкольников через занятия игровым стретчингом.

Задачи:

- Познакомить детей с элементами и упражнениями игрового стретчинга;

- Научить детей правильно выполнять элементы и упражнения игрового    

  стретчинга;

- Сформировать у детей необходимые знания, умения, навыки по приобщению их к      

  здоровому образу жизни;

- Посредством занятий игровым стретчингом развивать психо-физические  

  качества детей: гибкость, силу, ловкость, внимание, воображение;

- Создать условия для положительного психоэмоционального состояния    

  воспитанников: мышечной и психологической раскрепощённости и проявления  

  творчества в движении;

- Способствовать развитию и формированию профессиональных компетенций  

  педагогов в области здоровьесбережения воспитанников;

- Продолжать просветительскую работу по формированию у родителей  

  осознанного отношения к здоровью детей и активной позиции родителей в  

  физическом развитии и воспитании ребенка.

Реализация указанных целей и задач достигается за счет использования совокупности форм, способов, методов и средств игрового стретчинга с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Формы работы с детьми:

  • беседы
  • объяснения, показ
  • образовательная деятельность
  • самостоятельная деятельность
  • дыхательные упражнения
  • дни здоровья
  • развлечения, досуги, праздники

Формы работы с родителями:

  • анкетирование
  • консультирование
  • беседы
  • показ
  • объяснение
  • индивидуальные беседы
  • совместная деятельность с детьми
  • развлечения, досуги, спортивные праздники
  • фотовыставки, видеоролики

Способы организации воспитанников при выполнении упражнений игрового стретчинга, при обучении и отработке основных движений, элементов, упражнений.

Фронтальный

Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение.

Поточный

Дети поточно друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя заданное движение. Этот способ позволяет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и главное - оказывать страховку в случае необходимости. Данный способ широко используется для закрепления пройденного материала.

Групповой

Дети по указанию педагога распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно.

Индивидуальный

Применяется при объяснении нового упражнения, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности.

Методы:

Наглядный метод:

  • показ упражнений;
  • использование моделей, пособий, зрительных ориентиров.

Словесный метод:

  • объяснения, пояснения, указания;
  • рассказ.

Практический метод:

  • повторение упражнений;
  • выполнение упражнений в игровой форме.

Информационно-рецептивный метод:

  • демонстрация видеороликов;
  • рассказ педагога или чтение.

Репродуктивный метод:

  • упражнения на основе образа;
  • имитация движений.

Средства:

Используются различные средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов:

  • демонстрационные и раздаточные;
  • визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
  • естественные и искусственные;
  • реальные и виртуальные.

Построение каждого занятия должно придерживаться следующих основных правил и  принципов:

Основные правила стретчинга:

 «разогрев мышц» перед выполнением упражнений стретчинга;

 медленное и плавное выполнение упражнений;

 «правило ровной спины» - следить, чтоб при выполнении упражнений

    спина была прямой;

 спокойное дыхание без задержек;

 «правило симметричности» - упражнения выполняются симметрично во всех плоскостях (сагитальная, фронтальная, горизонтальная);

 растяжка должна выполняться регулярно и систематически.

Основные принципы выполнения упражнений игрового стретчинга:

  Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ. Показ упражнение педагогом или подготовленным ребёнком.

Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному. Многие упражнения детям знакомы, но под другими названиями и выполняются в более медленном темпе.

 Систематичность. Регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.

   Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий. Начинать выполнять упражнение необходимо с 4 раз, постепенно увеличивая количество повторов.

   Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка. Требования к детям индивидуальные.

    Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Для этого перед разучиванием упражнения объяснить детям: для укрепления каких мышц данное упражнение.

 Структура занятий обусловлена возрастными закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребёнка во время физических нагрузок, а также с учётом требовании физиологии и гигиены физических упражнений. Каждое занятие игровым стретчингом состоит из трёх частей.

Первая (вводная) часть занятия (4-6 мин) направлена на организацию занимающихся, сосредоточение их внимания, формирование эмоционального и психологического настроя. Это достигается с помощью специальных упражнений: различные виды ходьбы, бега, прыжков, а также заранее разученных и хорошо освоенных танцевальных упражнений.

Во второй (основной) части (17-20 мин.) дети разучивают новые и закрепляют уже освоенные упражнения. В этой части выполняются упражнения, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребенка, воспитываются психо-физические  качества: гибкость, сила, ловкость, внимание, воображение. Упражнения предлагаются в виде сюжетно-ролевой игры. Игра проводится эмоционально, под музыку, и должна быть интересной для детей. На каждом занятии дети выполняют 9-10 упражнений на различные группы мышц. Между упражнениями примерно по 1 мин дети учатся правильно сидеть.

За одно занятие дети выполняют:

2-3 упражнения для растяжения мышц передней поверхности корпуса

2-3 упражнения для растяжения мышц задней поверхности корпуса

1 упражнение на укрепление мышц позвоночного столба за счет  

   поворотов, наклонов и скручивания по вертикальной оси

2-3 упражнения для укрепления мышц спины, таза, ягодиц.

1-2 упражнения для укрепления мышц ног

1-2 упражнения для развития стоп

1 упражнения для укрепления мышц плечевого пояса или на равновесие.

Подвижная игра является одной из составляющих основной части занятия. Ее подбирают с учетом сложности и интенсивности предыдущих упражнений, а так же учитывается интерес детей.

В третьей (заключительной) части(4-6 мин) решаются задачи восстановления организма после физической нагрузки и постепенного перехода к другим видам деятельности. Под музыку дети выполняют дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, простые танцевальные движения, которые успокаивают, снимают физическое и эмоциональное напряжение, создают положительный эмоциональный фон и желание продолжать заниматься игровым стретчингом в дальнейшем.

Этапы осуществления

1. Организационно-подготовительный этап

- Мониторинг уровня физического развития воспитанников.

- Анкетирование родителей.

- Обсуждение целей и задач с участниками проекта (воспитатели, дети, родители).

- Составление плана работы.

- Вовлечение всех участников в план совместной  реализации проекта по  

   укреплению здоровья детей.

- Изучение методической литературы по теме «Игровой стретчинг».

- Подбор познавательных статей.

- Создание картотеки упражнений и музыкального сопровождения.

- Разработка конспектов спортивных праздников, досугов и развлечений.

2. Основной этап  (9 месяцев)  

- Просмотр компьютерной презентации об игровом стретчинге

- Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.

- Беседы с детьми «Что такое здоровье, что такое болезнь?», «Чем отличается

   здоровый человек от больного?», «Что нужно делать, что бы быть здоровым?».

- Разучивание с детьми упражнений, тематических и сюжетно-ролевых игр.

- Фотосессия воспитанников.

- Проведение консультаций для родителей

- Проведение семинара-практикума для педагогов.

3. Заключительный этап

- Мониторинг уровня физического развития воспитанников (сравнительный  

  анализ).

- Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по

  проведению занятий «игровой стретчинг».

- Презентация  технологии для педагогов.

- Размещение печатных материалов по теме «Игровой стретчинг» в интернете на  

   различных ресурсах.

Ожидаемые результаты:

  • сформированные умения у ребенка технично выполнять основные элементы и движения игрового стретчинга, умения контролировать свои движения и управлять ими;
  • у ребенка улучшилась гибкость и увеличилась подвижность в суставах, плавность движений, научился лучше управлять своим телом, стал более ловким;
  • ребенок проявляет элементы творчества во время выполнения упражнений игрового стретчинга и во время другой двигательной активности;
  • изменение отношения детей к сохранению своего здоровья, то есть ребенок понимает важность укрепления и поддержания своего здоровья;
  • повышение компетентности педагогов и родителей в области здоровьесбережения;
  • положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта;
  • использование  здоровьесберегающих технологий  в семье;
  • обобщение и распространение опыта работы по данной теме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Работа будет полезна педагогам ДОУ, студентам обучающимся в педагогических ОУ....

Педагогический проект "«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе современных здоровьесберегающих технологий»

Представленный педагогический проект ориентирован на инструкторов по ФИЗО в образовательной сфере, применяющих в работе современные здоровьесберегающие технологии и занимающиеся физическим развитием с...

Эффективность игровой деятельности как средство формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Использование системы специальных упражнений и различных  игр с детьми - позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕМА: «ПОМОЖЕМ ДОКТОРУ АЙБОЛИТУ»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи  детей старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий   Тема: "Поможем доктору Айболиту&qu...