ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории
методическая разработка по музыке на тему
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.
Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.
Практика показывает, что если дети вынуждены учиться любому искусству, в том числе и пению «под давлением», то к результату они придут намного позже или не придут никогда. Дети, как и взрослые, не любят, когда их принуждают что-либо делать. Невозможно заставить детей полюбить петь. Можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно.
Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Это путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражает именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре разнообразные сложные задачи, в том числе и певческие.
Для решения проблемы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста необходимо устранить основные причины, которые затрудняют этот процесс. К ним относятся: отсутствие музыкально-певческой среды в первые годы жизни детей; недостаточное представление о том, как развить певческие навыки у детей, если у них не сформированы основные компоненты музыкального слуха, а также недостаточное владение игровой методикой обучения детей пению.
В дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка, непосредственно приводящие к игре. Они заключаются в том, что у ребенка в этом возрасте возникает целый ряд нереализуемых тенденций, нереализуемых непосредственно желаний. Главной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость: с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно двуплановость обусловливает развивающий эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз.
Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру.
Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, что наполняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат детей самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости.
В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации. В дошкольном возрасте непроизвольное обучение напрямую связано с интересом, а также с интуитивным, не насильственным восприятием. Если интереса не возникает, это говорит о том, что игровой обучающий материал не соответствует возможностям детей, он или слишком легкий или слишком трудный
Сложность этой работы для педагога состоит в том, что при переходе от одного образа к другому, он должен быть одновременно и в игре, и руководить действиями детей. Главное — не допустить «назидательного учительского» тона, тем самым не нарушить атмосферу доверия, не спугнуть интерес к игре. На музыкальных занятиях только от педагога зависит поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения.
Задача музыкального руководителя – ненавязчиво, игровыми методами развить певческие навыки, научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности.
Для этого в работе можно использовать следующие игровые действия:
- двигательные упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением.
- артикуляционная гимнастика - эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
- дыхательная гимнастика - способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.
- ритмодекламация – четкое произнесение текста в заданном ритме. Основная ее цель – развитие музыкального и поэтического слуха. на фоне звучания мелодии, ритмического сопровождения, шумовых инструментов или звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы);
- музыкально-дидактические игры. Для развития музыкального слуха и улучшения качества пения;
- игры со звуком на занятиях, являются частым приемом. Ребенок должен получить о звуке точное представление, о том, что звук обладает определенными свойствами;
- пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи;
. Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям, приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.
Игра — естественный спутник жизни ребенка, и она отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка. Это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий.
Использование системы специальных упражнений, различных игр, индивидуальная работа с детьми – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
penie_doshkolnikov.doc | 46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста Детскую психику справедливо сравнивают с чистой грифельной доской: что на...
"Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"
Данный материал является обобщением опыта по теме: "Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"...
Эффективность игровой деятельности как средство формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Использование системы специальных упражнений и различных игр с детьми - позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....
Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"...
Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад № 31" Методическая разработка"Развитие певческих навыкову детей старшего дошкольного возраст...
Опыт работы: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых упражнений"
Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, теа...
Консультация. "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
quot;Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"...