ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории
методическая разработка по музыке на тему

 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной  педагогической теории и практике. В то же время  это  одна из самых важных  проблем  практики  музыкального воспитания  дошкольников.

Ее  важность  определяется  сензитивностью  этого возраста в отношении становления  певческих   навыков,  связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для  развития  музыкального слуха, влиянием  певческой  деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

 Практика показывает, что если дети вынуждены учиться любому искусству, в  том числе и пению «под давлением», то к результату они придут намного позже или не придут никогда. Дети, как и взрослые, не любят, когда  их  принуждают  что-либо  делать. Невозможно  заставить детей полюбить петь. Можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно.

 Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Это путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики,  доступной   пониманию.

 Игра  воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное  отражает именно  правила  и  условности  игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Инновационное   же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры.    Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре разнообразные  сложные задачи, в том числе и певческие.

Для  решения  проблемы  развития  певческих  навыков у детей старшего  дошкольного  возраста  необходимо  устранить  основные причины, которые затрудняют этот процесс. К ним относятся:   отсутствие музыкально-певческой среды в первые годы жизни детей; недостаточное представление о том, как  развить певческие  навыки у детей,  если у них не сформированы основные компоненты музыкального слуха, а также  недостаточное  владение  игровой  методикой  обучения  детей  пению.

В дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка, непосредственно  приводящие  к  игре. Они  заключаются в том, что у ребенка в этом возрасте возникает целый ряд нереализуемых тенденций, нереализуемых непосредственно  желаний. Главной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость: с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно  двуплановость  обусловливает развивающий эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз.

Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так  как  не  соблюдающего  правила  в  следующий раз уже не позовут в игру.

Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми  зачинами, что наполняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат детей самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости.

В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации. В дошкольном возрасте непроизвольное обучение напрямую связано с интересом, а также с интуитивным, не насильственным восприятием. Если интереса не возникает, это говорит о том, что игровой обучающий материал не соответствует возможностям детей, он или  слишком  легкий  или слишком  трудный

Сложность этой работы для педагога состоит в том, что при переходе от одного образа к другому, он должен быть одновременно и в игре, и руководить действиями детей. Главное — не допустить «назидательного учительского» тона, тем самым не нарушить атмосферу доверия, не спугнуть интерес к игре.       На музыкальных занятиях только от педагога зависит поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения.

Задача музыкального руководителя  –  ненавязчиво,  игровыми   методами развить певческие навыки,  научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к  певческой  деятельности.

Для этого в работе можно  использовать следующие игровые действия:

- двигательные упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением.

- артикуляционная гимнастика -  эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

- дыхательная гимнастика - способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.

- ритмодекламация – четкое произнесение текста в заданном ритме. Основная ее цель –  развитие  музыкального и поэтического слуха. на фоне звучания мелодии, ритмического сопровождения, шумовых инструментов или звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы);

- музыкально-дидактические игры. Для развития музыкального слуха и  улучшения качества пения;

- игры со звуком  на занятиях, являются частым приемом. Ребенок должен получить о звуке точное представление, о том, что звук обладает определенными свойствами;

- пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи;

.      Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст,  а,  главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность,  помогать детям, приобретать веру в себя, освобождаться  от  напряжения, стеснения.

Игра — естественный спутник жизни ребенка,  и  она  отвечает  законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка. Это огромное  светлое  окно, через  которое  в  духовный  мир ребенка  вливается  живительный  поток  представлений  и  понятий.

Использование системы специальных упражнений, различных  игр,  индивидуальная работа с детьми – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon penie_doshkolnikov.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста  Детскую  психику справедливо сравнивают с чистой грифельной  доской: что  на...

"Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Данный материал является обобщением опыта по теме: "Вокальные упражнения как средство формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"...

Эффективность игровой деятельности как средство формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Использование системы специальных упражнений и различных  игр с детьми - позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад № 31"     Методическая разработка"Развитие певческих навыкову детей старшего дошкольного возраст...

Опыт работы: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых упражнений"

Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, теа...

Консультация. "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

quot;Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"...