РП доп.образования : шахматы
рабочая программа по физкультуре

Книжниченко Елена Николаевна

РП допобразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.-obrazovanie.shahmaty-1-9-kl.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предметная область: Интеллектуально – эстетическое направление

Дополнительное образование: Шахматы

Учитель: Книжниченко
Елена Николаевна

г. Нижневартовск

2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительного образования по шахматам для 5- 10 классов составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, рассчитана на весь учебный год: 1 час в неделю.

Автор Программы курса «Шахматы – школе»: И.Г. Сухин.: Для начальных классов

общеобразовательных учреждений. – 3 издание. Обнинск: Духовное возрождение, 2013. - 40 с.

Несмотря на то, что курс "Шахматы – школе" под редакцией И.Г. Сухина написан специально для начальной школы, но он также применим для обучения шахматам детей средней и старшей школы, так как рассматривается как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей не только внутренний план действий — способность действовать в уме, но и способствует общему интеллектуальному развитию ребенка, а так же его социализации.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

#1054;пределение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

#1062;енностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

#1044;остижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки:

педагогом, администрацией.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ:

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

· Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

· Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

· Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

· принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

· принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

· принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

· принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

· принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «ШАХМАТЫ»

Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы: Образовательные: научить школьника самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности;

создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

Развивающие: развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление; формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции); развить навыки групповой работы;

способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями; заложить идеи развития у подростков собственной активности, целеполагания, личной ответственности. Воспитательные: воспитывать нравственные ценности; уважительное и бережное отношение к другому человеку, его мыслям и чувствам; достоинство.

МОДЕЛЬ ВОСПИТАННИКА

Личность, здоровая духовно-нравственно, социально и физически;

Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

Личность, способная осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;

Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

·

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

  1. При знакомстве с шахматными фигурами.
  2. При изучении шахматной доски.
  3. При обучении правилам игры;
  4. При реализации материального перевеса.

· Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

· При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.). · На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

· Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Практическая игра.
  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  5. Участие в турнирах и соревнованиях.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Данный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам разного возраста и разной степени знаний и умения игры в шахматы. В начале обучения большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В дальнейшем на первый план выходит самостоятельная деятельность учащихся при изучении шахматных позиций и разборе партий профессиональных шахматистов.

Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, анализируют, делают выводы, выясняют закономерности, определяют причинно-следственные связи.

На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате изучения данной программы, обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, как поступить.
Метапредметных результататов : Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью таких предметных моделей, а так же рисунков, схематических рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметных результатов:

  • знать ценность шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
  • знать краткую и полную шахматные нотации;
  • уметь делать запись начального положения и шахматной партии;
  • уметь достигать материального преимущества;
  • владеть техниками матования одинокого короля;
  • уметь достигать мата без жертвы материала;

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Текущий:

  • оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы обучающихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов, обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Динамика развития обучающихся фиксируется учителем: внутренняя система оценки на основе сформированности целеполагания, развития контроля, самооценки

внешняя система оценка на основе результативности участия в турнирах, викторинах; беседы с родителями.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Для занятий используется специальная литература, карточки с диаграммами для решения задач и упражнений, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.

Правила: «Тронул - ходи! Отпустился – сходил!» Расстановка фигур в начальную позицию.

Шахматные фигуры.

ЛАДЬЯ. Ход, взятие.

СЛОН. Белопольные и чернопольные слоны. Ход, взятие.

ФЕРЗЬ. Ход, взятие.

КОРОЛЬ. Ход Короля.

КОНЬ. Ход, взятие.

ПЕШКИ. Ход, взятие, превращение, взятие пешки на проходе.

Шах

Мат

Пат

Рокировка.

Шахматная нотация.

Ценность фигур.

ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

Две ладьи против короля.

Ферзь и ладья против короля.

Ферзь и король против короля.

Ладья и король против короля.

ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

Цугцванг.

Защита от мата.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

Защита от мата.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

Защита от мата.

Дидактические задания:

«Объяви мат в два хода» «Защитись от мата».

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

Матовые комбинации.

Темы комбинаций.

Учебно-тематическое планирование

(дополнительное образование)

«Шахматы» 1-4 классы

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

I раздел «Повторение»

1

Вводный урок

1

2

Начальная расстановка фигур. Основные правила.

1

3

Ходы фигур.

1

4

Ценность шахматных фигур

1

5

Шахматная нотация.

1

6

Достижение материального перевеса

1

II раздел «Ценность шахматных фигур»

7

Выигрыш ладьи и слона

1

8

Выигрыш коня и пешки

1

9

Защита атакованной фигуры. Уничтожение атакующей фигуры

1

10

Защита атакованной фигуры. Уход из-под боя

1

11

Защита атакованной фигуры другой своей фигурой

1

12

Защита атакованной фигуры. Перекрытие

1

13

Защита атакованной фигуры. Контратака

1

III раздел «Техника матования одинокого короля»

14

Две ладьи против короля.

1

15

Мат в два хода

1

16

Ферзь и ладья против короля

1

17

Мат в два хода

1

18

Ферзь и король против короля

1

19

Мат в один ход.

1

20

На крайнюю линию

1

21

В угол

1

22

Ограниченный король

1

23

Мат в два хода

1

24

Ладья и король против короля

1

25

Оппозиция

1

26

Мат в один ход.

1

27

На крайнюю линию

1

28

В угол

1

29

Ограниченный король

1

30

Мат в два хода

1

IV раздел «Достижение мата без жертвы материала»

31

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1

32

Цугцванг.

1

33

Мат в два хода

1

34

Защита от мата

1

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого:

34

Учебно-тематическое планирование (дополнительное образование)

«Шахматы» 5-9 классы

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

I раздел «Повторение»

1

Вводный урок

1

2

Начальная расстановка фигур. Основные правила.

1

3

Ходы фигур.

1

4

Ценность шахматных фигур

1

5

Шахматная нотация.

1

6

Достижение материального перевеса

1

II раздел «Ценность шахматных фигур»

7

Выигрыш ладьи и слона

1

8

Выигрыш коня и пешки

1

9

Защита атакованной фигуры. Уничтожение атакующей фигуры

1

10

Защита атакованной фигуры. Уход из-под боя

1

11

Защита атакованной фигуры другой своей фигурой

1

12

Защита атакованной фигуры. Перекрытие

1

13

Защита атакованной фигуры. Контратака

1

III раздел «Техника матования одинокого короля»

14

Две ладьи против короля.

1

15

Мат в два хода

1

16

Ферзь и ладья против короля

1

17

Мат в два хода

1

18

Ферзь и король против короля

1

19

Мат в один ход.

1

20

На крайнюю линию

1

21

В угол

1

22

Ограниченный король

1

23

Мат в два хода

1

24

Ладья и король против короля

1

25

Оппозиция

1

26

Мат в один ход.

1

27

На крайнюю линию

1

28

В угол

1

29

Ограниченный король

1

30

Мат в два хода

1

IV раздел «Достижение мата без жертвы материала»

31

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1

32

Цугцванг.

1

33

Мат в два хода

1

34

Защита от мата

1

35

Шахматная партия

1

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого:

35

УМК

  1. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  3. Сухин И. Задачник «Шахматы, первый год, Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций», 1999.
  4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для 2 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации дополнительного образования "Шахматы"

Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» составлена для дошкольников старших и подготовительных  групп...

Программа дополнительного образования "Шахматы"

Програма составлена для обучения учащихся 5-6 классов игре в шахматы, спланирована таким образом, чтобы дети могли свободно играть и достигать определённых результатов в игре, участию в конкурсах и со...

Программа дополнительного образования "Шахматы и Шашки"

Программа дополнительного образования "Шахматы и Шашки"...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Шахматы"

Рабочая программа "Шахматы в школе" ("Всеобуч по шахматам")...

Программа дополнительного образования Шахматы

Шахматы помогают вам сосредоточиться. Как сказал Бобби Фишер: "Шахматы требуют полной концентрации". Шахматист может сделать 30 ходов на уровне гроссмейстера, а потом отвлечься на ...

Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» 1 группа

Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» 1 группа...