Рабочая программа по реализации дополнительного образования "Шахматы"
рабочая программа на тему
Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» составлена для дошкольников старших и подготовительных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shahmaty_2.docx | 55.51 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад
г. Покачи
Принятана заседании Педагогического совета от «17» октября 2017 г. | Утверждаю Директор МАДОУ ЦРР – д/с _____________Рудцкая А.Л. Приказ от «- » октября 2017 г. № 106 - ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации дополнительного образования « Шахматы»
Срок реализации: 1 год (2017 – 2018 учебный год)
Автор:
Абдуллаева И.М. - воспитатель
Покачи – 2017
Структура программы
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3-4 |
1.1.1 | Цели и задачи рабочей Программы | 4-5 |
1.1.2. | Принципы и подходы организации образовательного процесса | 5 |
1.1.3 | Характеристики особенностей развития воспитанников | 5-6 |
1.2 | Планируемые результаты освоения рабочей Программы | 7 |
2 | Содержательный раздел | 8 |
2.1 | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития воспитанников | 9 |
2.2 | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. | 9 |
2.3 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 9 |
3 | Организационный раздел | 10 |
3.1 | Материально-техническое обеспечение Программы | 10 |
3.2 | Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 10 |
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» составлена для дошкольников старших групп.
Рабочая программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») и с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. Мозаика- Синтез, 2014г.;
«Шахматы - это не только спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперёд».
(В.В.Путин в послании участникам Чемпионата мира).
Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.
- Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.
Методика проведения занятий включает: рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре.
Программа предполагает изучение шахматной игры дошкольниками 5 – 7 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры, умения довести партию до логического конца.
Формы и режим занятий.
Она рассчитана на 1 занятие в неделю продолжительностью 20 - 25 минут. Наполняемость группы - 8 детей.
Занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания, соревнования и самостоятельную деятельность детей.
1.2 Цель кружка: обучение детей дошкольного возраста в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить с историей шахмат;
- обучить правилам игры;
- дать теоретические знания по шахматной игре.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы;
- сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
формировать навыки запоминания; - вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
- бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
- прививать навыки самодисциплины;
- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- Принцип вариативности -у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
1.1.3 Характеристика особенностей развития детей старшей группы (5-6 года), значимые для реализации программы.
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Характеристика особенностей развития детей подготовительной к школе группы (6-7 года).
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек), складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.
Усложняются образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности. Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась цветовая гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки чаще рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.,
Человека дошкольники стали изображатьболее детализированным и пропорциональным. Появились пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежду дети могут украшать различными деталями.
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными.
Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т.д.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками.
1.2 Планируемые результаты освоения программы:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).
К концу первого года обучения дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка, правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры в начальном положении;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- решать шахматные элементарные задачи.
2 . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Особенности содержания программы:
Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь дошкольник обучается лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам потребностях и интересах, на использовании “дошкольных” видов деятельности. Именно действие – способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для наших целей, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.
Отведение нескольких занятий для изучения каждой фигуры объясняется тем, что на первом занятии дается лишь краткая информация об особенности этой фигуры, ее возможностях, а закрепление хода обеспечивается при минимальном количестве других фигур. На следующих занятии возможности этой же фигуры рассматриваются во взаимодействии с большим количеством своих и неприятельских фигур, а навыки и умения оперирования изучаемой фигурой всеми детьми доводятся до сравнительно высокого уровня, позволяющего в дальнейшем без затруднения перейти к изучению последующего материала.
Особое внимание следует уделить шахматным играми и отработке шахматных упражнений, выполнение которых способствует не только закреплению пройденного материала, но и повышает интерес учащихся к шахматным занятиям. Такие занятия планируются после изучения крупных тем.
Особую трудность представляет усвоение учащихся понятия «мата» и «пата», то есть того, без чего шахматная партия не имеет смысла. В первый год обучения дети получают лишь общее представление об этих понятиях. На втором году обучения этому моменту программы уделяется гораздо большее внимание. Для разъяснения этих понятий педагог подбирает как можно больше матовых и патовых позиций и применяет разнообразные формы. Одной из эффективных форм этой работы является коллективное, групповое и индивидуальное придумывание таких позиций самими учащимися.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
2.2 Вариативные формы, методы и средства реализации программы
Основные формы и средства обучения:
1.Теоретические занятия
2.Практическая игра.
3.Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
4.Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников.
Формы общения с семьей:
- круглый стол;
- викторина;
- конкурс;
- лекция-беседа;
- мастер-класс;
- анкетирование;
- консультация;
- день открытых дверей;
- презентация;
- творческое задание;
- тематическая встреча;
- совместная выставка;
- открытое занятие;
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Реализация программы шахматного кружка «Шахматы» требует наличия кабинета. Учебный кабинет со столами и стульями, который соответствует санитарным нормам и правилам для полного состава группы.
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете содержательно - насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна, и эстетически - привлекательна.
3.2 Материально-техническое обеспечение Программы
- настольные шахматы разных видов;
- демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
- автоматизированное рабочее место тренера;
- электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и игровые шахматные программы);
- комплект методической литературы.
Список литературы:
- Сухин И. Обучение шахматам Ч.2 – М.: Астрель, АСТ, 2014г.
- Гришин В.Г., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 2015г.
- «Малыши играют в шахматы» В.Г. Гришин Москва «Просвещение» 2014г.
Приложение 1
Календарно тематическое планирование кружка «Шахматы»
Месяц | Тема | Содержание | Кол-во часов |
Сентябрь | «Шах» | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов» ,«Защита от шаха». | 1 |
«Шах» | Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай, открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра. «Первый шах» - проведение игры всеми фигурами из начального положения. | 1 | |
«Двойной шах, с выигрышем фигуры, лучший шах» | Продолжать учить играть всеми фигурами из начального положения. | 1 | |
«Мат» | Чтение сказки «До свидания, Шахматная страна» Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». | 1 | |
Октябрь | «Мат в один ход» | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». | 1 |
«Мат в один ход» | Решение словесных логических задач, сложных примеров с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход | 1 | |
Шахматный турнир (полуфинал) | Уточнение уровня освоения программного материала. | 2 | |
Шахматный турнир (финал) | |||
Ноябрь | «Что такое связка» | Закрепление хода слоном. Понятие «связка» решение шахматных задач и этюдов. Д/и «Расставь на доске», «Пройди и назови поле. | 1 |
«Ничья» | Чтение сказки «Мат и пат», Рассказ о позициях «мат» и «пат» Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание « Пропавшая фигура» «Пат или не пат». | 1 | |
«Непобедимый» | Слушание сказки «Непобедимый», беседа по содержанию, решение шахматных задач, Д/И «Узнай и назови | 1 | |
«Волшебный мир комбинаций» | Логическая минутка. Слушание шахматной сказки «Волшебный мир комбинаций», беседа по содержанию; решение шахматных задач; | 1 | |
Декабрь | «Реши этюд, отгадай задачу, - сыщешь удачу» | Логическая минутка; слушание «Волшебная истории». Решение шахматных этюдов. | 1 |
«Сицилианская защита» | Рассказ педагога о принципах разыгрывания дебюта на примере «Сицилианской защиты» с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода» | 1 | |
«Итальянская партия» | Разыгрывания дебюта на примере «Итальянской партии» с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию партию. Дидактическая игра «Два хода» | 1 | |
«Принятый ферзем гамбит» | Показ педагогом разыгрывания дебюта «Принятый ферзевый гамбит» Игра всеми фигурами из начального положения без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).Дидактическая игра «Два хода» | 1 | |
«Интеллектуальный мини конкурс» | Мини-конкурс «Её величество Загадка», Обучение отгадыванию ребусов; Решение словесных логических задач. Жеребьевка продумывание заданий | 1 | |
«Короткие партии» | Логическая минутка; Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Партии 1 - 2 | 1 | |
«Короткие партии» | Логическая минутка Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Партии № 14 - 15 | 1 | |
Февраль | «В гостях хорошо, а дома лучше» | Конкурс «Ответь как в сказке, сам, без подсказки». Д/и «Ход конем» с любого поля 1 и 8 горизонтали. Рисование на тему: Моя шахматная страна; выставка работ. | 1 |
«Великие гроссмейстеры» | Практические занятия в парах; работа с диаграммами. Знакомство с именами великих шахматистов (А.Карпов, Г.Каспаров). | 1 | |
«Великие гроссмейстеры | Д/и «Расставь на доске», «Пройди и назови поле»; работа с диаграммами Знакомство с именами великих шахматистов (М.Ботвинник, и др.) | 1 | |
Показательная партия «Морфии- консультанты | Практические занятия в парах. Графический диктант | 1 | |
Март | Решение шахматных задач и этюдов | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. | 1 |
«И король жаждет боя» | Игра всеми фигурами из начального положения | 1 | |
«Это интересно» | Логическая минутка; слушание сообщений об известных шахматистах, Графический диктант. Конкурс на лучшую шахматную загадку | 1 | |
«Взятие пешки на переходе» | Демонстрация взятии пешки на переходе. Игра всеми фигурами из начального положения. | 1 | |
Апрель | Повторение программы | Дидактическое задание «Пат или не пат», «Дай мат в один ход», «Дешифровщики» | 1 |
Повторение программы | Повторение правил хода и взятия каждой фигуры; Дидактическое задание «Дай мат в один ход»; Д/и «Адрес», «Шифровка» | 1 | |
Шахматный турнир на личное первенство | Логическая минутка проведение турнира динамическая пауза. Анализ игр | 1 | |
Шахматный турнир на личное первенство (финал) | Проведение турнира | 1 | |
Май | «Шахматный праздник» | Инсценировка с участием детей | 1 |
Педагогический мониторинг | Выполнение тестовых заданий. | ||
32 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации задач дополнительной образовательной услуги "Ручной труд" для детей 5-7 лет с ЗПР
Рабочая программа по реализации задач дополнительной образовательной услуги "Ручной труд"...
рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет
Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовате...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации примерной парциальной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2017-2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ№ п/пРаздел Страница 1.Целевой раздел 1.1Пояснительная записка31.2Цель программы51.3Методические принципы построения программы51.4Условия реализации программы61.5Целевые ориентиры72.Ор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРЗОВАНИЯ для детей от 4 до 7 лет образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» срок реализации 2023/2024учебный год
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья, создание условий для становления тво...
Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Медвежонок Здоровей-ка» по обучению детей 5-7 лет
Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Медвежонок Здоровей-ка» по обучению детей 5-7 летРабочая программа...
Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Медвежонок Здоровей-ка» по обучению детей 5-7 лет
Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Медвежонок Здоровей-ка» по обучению детей 5-7 летРабочая программа...
Рабочая программа по реализации образовательной программы МАДОУ ДС №2 «Рябинка» в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования инструктора по физической для детей групп общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.
Рабочая программа по реализации образовательной программы МАДОУ ДС №2 «Рябинка» в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования инструктора по физическойдля...