Рабочая программа дополнительного образования "Шахматы и шашки"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе
«Шахматы и Шашки»
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Форма обучения: групповая
Год обучения: 1 год обучения
Возраст обучающихся 8-18 лет
Цели:
Создание условий для развития личности ребёнка, способной к логическому ианалитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шашечной и шахматной игры.
Задачи:
- Рассмотреть часто встречающиеся начало партий и окончания шахматной и шашечной игры.
- Обучить шахматной и шашечной игре.
- Обучение технике расчета, комбинационного зрения, позиционного чутья, творческой работы, умения анализа и комментирования сыгранных партий.
- Воспитание воли, целеустремленности, дисциплинированности, усидчивости, выносливости, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Формы занятий: игры, эстафеты, упражнения, беседы, соревнования и т.д.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, количество учебных часов по программе – 136 часов.
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр Ачинского района»
Рассмотрено и рекомендовано методическим советом МКОУ ДО Протокол № 1 от «01» октября 2019 г. | Утверждаю Директор МКОУ ДО _______ Л.В.Нечипоренко Приказ №20 от «01» октября 2019 г. |
Рабочая программа
на 2019-2020 учебный год
к дополнительной общеобразовательной программе
«Шахматы и Шашки»
Разработчик программы:
Свирский Виктор Сергеевич,
педагог дополнительного образования
Составитель и реализует программу:
Карелин Кирилл Сергеевич,
педагог дополнительного образования
Ачинский район
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы и шашки» является общеразвивающей модифицированной программой физкультурно-спортивной направленности.
Разработана программа в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта и на основе комплекса пособий, занимательных и методических материалов И. Г. Сухина, опыта работы по обучению игре в шахматы и шашки детей школьного возраста В. Гришина, учебного пособия А. Карпова «Учитесь шахматам» и др.
Форма обучения – групповая.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Возраст обучающихся, участвующих в данной программе: 8- 18 лет
Несмотря на обилие публикаций в шахматной и шашечной прессе, до сих пор отсутствует федеральная и региональная программа, направленная на занятия шахматами и шашками в школе.
В связи с этим была разработана дополнительная общеобразовательная программа по обучению игре в шахматы и шашки «Шахматы и Шашки», отвечающая психофизиологическим требованиям и возможностям детей школьного возраста.
Цели:
Создание условий для развития личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шашечной и шахматной игры.
Задачи:
- Рассмотреть часто встречающиеся начало партий и окончания шахматной и шашечной игры.
- Обучить шахматной и шашечной игре.
- Обучение технике расчета, комбинационного зрения, позиционного чутья, творческой работы, умения анализа и комментирования сыгранных партий.
- Воспитание воли, целеустремленности, дисциплинированности, усидчивости, выносливости, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Режим занятий
На реализацию программы запланировано 136 часов в год (4 часа в неделю). Согласно Приложения №3 к СанПиНу 2.4.4.1251-03 рекомендуемый режим занятий по программетаков: одно занятие по 45 минут с 10 минутным перерывом.
Формы занятий: игры, эстафеты, упражнения, беседы, соревнования и т.д.
Занятия по данной программе носят интегрированный, занимательный и побудительный характер, они построены в форме игры, что делает их интересными для детей.
Промежуточная аттестация проводится по следующим критериям и параметрам:
- Решение тестовых заданий.
- Участие в турнирах.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
Ожидаемые результаты:
1.Обучить шахматной и шашечной игре как можно больше школьников.
2.Довести обучение игре в шахматы и шашки детей школьного возраста до более высокого уровня.
К концу учебного года дети должны знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1 год обучения | |
Количество часов в неделю по годам обучения | 4 |
Количество учебных недель | 34 |
Количество учебных часов по программе | 136 |
Количество учебных часов согласно расписанию | 130 |
Тема «Скрытое нападение (скрытый шах)» перенесено на 09.01.2020 | 2 |
Тема «Игра в шахматы 2 на один» перенесено на 08.05.2019 | 2 |
Тема «Сеанс одновременной игры в шахматы» перенесено на 29.05.2020 | 2 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Перечень разделов | КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||
Всего | Теория | Практика | ||
История развития организации турниров | 2 | 2 | - | |
Правила игры и соревнований. Нотация. | 14 | 6 | 8 | |
Первоначальные понятия | 18 | 4 | 14 | |
Тактика игры | 20 | 4 | 16 | |
Стратегия игры | 22 | 2 | 20 | |
Эндшпиль | 16 | 2 | 14 | |
Дебют | 14 | 2 | 12 | |
Конкурсы, соревнования | 12 | - | 12 | |
Сеансы одновременной игры | 18 | - | 18 | |
Всего | 136 | 22 | 114 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Дата проведения занятия планируемая/ фактическая | Тема занятий | Количество часов | Форма проведения | |
Теория | Практика | ||||
02.10 | Введение. ТБ на занятиях. Древность русских шашек. Культурное значение шашек. | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
05.10 | Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Великие люди и шахматы. | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
09.10 | Понятие о правилах игры. Сущность шашечной нотации и её значение. | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
12.10 | Правила проведения соревнований по шашкам и шахматам. Правила турнирного поведения. | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
16.10 | Практика по шашкам. Упражнения на разбор позиций и усвоение правил. | 2 | Практикум | ||
19.10 | Практика по шахматам. Расстановка фигур. | 2 | Практикум | ||
23.10 | Практика по шашкам. Разбор позиций и запись партий. Шашечная партия. Три стадии партии. | 2 | Практикум | ||
26.10 | Практика по шахматам. Запись партий. Отдельные положения. | 2 | Практикум | ||
30.10 | Превращение пешки, взятие на проходе, игра пешки. | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
02.11 | Позиционное преимущество и материальный перевес. Сила дамки. Расчёт ходов. | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
06.11 | Рокировка. Мат и ничья. Пат. Вечный шах. Относительная ценность фигур. | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
09.11 | Понятие об оппозиции. Маневры. Разбор тематических позиций. Упражнения на расчёт ходов. | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
13.11 | Упражнения на мат разными фигурами. Мат тяжелыми фигурами. | 2 | Практикум | ||
16.11 | Мат в один ход. Задачи. Мат ферзём. Практика выполнения вечного мата. | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
20.11 | Практика на освоение маневров, темпах, расчётах. | 2 | Практикум | ||
23.11 | Мат лёгкими фигурами. Практика. | 2 | Практикум | ||
27.11 | Способы выигрыша шашек. Расчёт ходов. | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
30.11 | Понятие о тактике и комбинации | 2 | Практикум | ||
04.12 | Жертва шашки, «самообложение», «роздых», «Любки» | 2 | Практикум | ||
07.12 | Двойной шах, завлечение, отвлечение. | 2 | Практикум | ||
11.12 | Конкурс –подвижная игра «Самый, самый…» | 2 | Конкурс | ||
14.12 | Разбор тематических позиций в шашках | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
18.12 | Практика выполнения двойного удара. Гамбит. | 2 | Практикум | ||
21.12 | Промежуточная аттестация. Решение тестовых заданий. Участие в турнирах. | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
25.12 | Шахматы. Сочетание идей. | 2 | Практикум | ||
28.12 | Шашки. «Роздых», «самообложение» | 2 | Практикум | ||
09.01 | Скрытое нападение (скрытый шах) | 2 | Практикум | ||
11.01 | Значение центральных полей доски. Захват полей. | 2 | Практикум | ||
15.01 | План игры шашек. Овладение полями. | 2 | Практикум | ||
18.01 | Определение стратегии шахмат. | 2 | Практикум | ||
22.01 | Выбор плана. Центральные поля. | 2 | Практикум | ||
25.01 | Ценность времени и пространства | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
29.01 | Практика шахматы. Построение стратегии в дебюте. | 2 | Практикум | ||
01.02 | Борьба одной шашки против двух. | 2 | Практикум | ||
05.02 | Шахматы практика. Построение защиты. План игры. | 2 | Практикум | ||
08.02 | Практика шашки. Три дамки против одной. «Треугольник Петрова» | 2 | Практикум | ||
12.02 | Шахматы. Построение плана нападения. | 2 | Практикум | ||
15.02 | Правило оппозиции в шашках. | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
19.02 | Эндшпиль. Роль короля в эндшпиле. | 2 | Практикум | ||
22.02 | Практика шашки. «Кол» «Отыгрыш» | 2 | Практикум | ||
26.02 | Правило квадрата. Король и пешка против короля. | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
04.03 | Шашки (теория) Основные задачи дебюта. Городская партия. Перекресток. | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
07.03 | Практика эндшпиля в шахматах. Мат в 1,2,3 хода. Задачи –миниатюры. | 2 | Практикум | ||
11.03 | Дебюты в шашках. «Игра Петрова» «Игра Бодянского» | 2 | Практикум | ||
14.03 | Этюды. Задачи-миниатюры. Мат в 4 хода. Мат ферзём. | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
18.03 | «Обратно-городская партия» 7 видов дебютов. | 2 | Практикум | ||
21.03 | Мат тяжелыми и лёгкими фигурами. | 2 | Практикум | ||
25.03 | Шахматы. Определение дебюта. Детский мат. Испанская партия. Вариант№1 | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
28.03 | «Игра Филиппова», «Перекресток» Дебютные ловушки и комбинации. | 2 | Практикум | ||
01.04 | Задачи и принципы дебюта. Испанская партия Вариант № 2 | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
04.04 | Шашки. Игра Бодянского. | 2 | Практикум | ||
08.04 | Дебют в шахматах. Французская и сицилийская защита. | 2 | Практикум | ||
11.04 | Экскурсия с членами объединения на природу. | 1 | 1 | Беседа, экскурсия | |
15.04 | Встреча-игра с сильнейшими шахматистами села. | 2 | Турнир | ||
18.04 | Индийская и старо-индийская защиты. Защита Морге. Славянская защита. Скандинавская. | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
22.04 | Официальный турнир среди членов объединения по шашкам. | 2 | Турнир | ||
25.04 | Игра в шахматы и шашки на компьютере. | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
29.04 | Он-лайн игра на компьютере через Интернет. | 2 | Практикум | ||
02.05 | Турнир между учителями и учащимися в шашки | 2 | Турнир | ||
06.05 | Турнир между учителями и учащимися в шахматы | 2 | Турнир | ||
08.05 | Игра в шахматы 2 на один | 2 | Практикум | ||
13.05 | Встреча –игра с сильнейшими шашистами села | 2 | Турнир | ||
16.05 | Сеанс одновременной игры в шашки | 2 | Практикум | ||
20.05 | Сеанс одновременной игры в шашки | 2 | Практикум | ||
23.05 | Сеанс одновременной игры в шахматы. | 2 | Практикум | ||
27.05 | Аттестация обучающихся Официальный турнир среди членов объединения по шашкам. | 2 | Практикум | ||
29.05 | Сеанс одновременной игры в шахматы. | 2 | Турнир | ||
30.05 | Итоговые занятия | 2 | Турнир | ||
Всего часов: | 22 | 114 |
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Материально-техническое оборудование:
№ п/п | Наименование | Количество |
Стол ученический | 6 | |
Стул ученический | 12 | |
Доска ученическая | 1 | |
Ноутбук | 1 | |
Проектор | 1 | |
Экран | 1 | |
Шахматы и шашки | 6 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
- Зак В., Двуголенский Я. Отдать, чтобы найти. – 2008.
- Карпов А.Е. Учитесь шахматам. – М.: Эгмонт, 2005.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...
Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"
Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «Проектная деятельность: от замысла к успеху»
Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к научному исследованию, элементарным правилам разработки и воплощения исследовательского проекта....
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...