Рабочая программа по дополнительному образованию "Шахматы"
рабочая программа
Рабочая программа "Шахматы в школе" ("Всеобуч по шахматам")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Всеобуч по шахматам 2-е классы | 48.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Дно
Утверждено: Согласовано Рекомендовано к утверждению
Директор школы Заместитель директора на заседании ШМО
_______/Н.Н.Крехтунова/ ______/Н.А.Кондратьева/ Протокол № 1 от 31.08.2020г.
Приказ № ______от
«_____» ____________2020г «___» ____________2020 г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Удивительные приключения
в сказочной стране – Шахматы».
Возрастная категория детей – 8-9 лет (2 «А», «Б» классы).
Срок реализации программы рассчитан на 1 учебный год
Направление: спортивно-оздоровительное
Составитель: Хавхунович Жанна Витальевна,
учитель истории, обществознания
(высшая квалификационная категория)
г.Дно
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе следующих документов:
Программа составлена на основе
-Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.1012
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373, зарегистрированного Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Письма Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
- Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29.12.2010г. №189,(зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011г.№19993)-
-Инстрктивно- методического письма ГУО Псковской области от 29.04.2015г. № ОБ- 13-1439 «О реализации учебных планов в общеобразовательных учреждениях Псковской области в 2015-2016 учебном году»;
- Распоряжения Администрации Псковской области № 209-р от 28.07.2008г. «О развитии шахматного образования в системе образования Псковской области» (Приказ ГУО Псковской области от 05.08.2008г. № 814 «О введении шахматного образования в образовательных учреждениях Псковской области в 2008-2009 учебном году»
- Основной образовательной программы НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Дно на 2020-2021 учебный год;
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Обучение шахматам относится к спортивно-оздоровительному направлению. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, она включает:
- сеансы одновременной игры с руководителем;
- конкурсы по решению задач;
- турниры;
- игры различного типа на шахматную тематику;
- учащиеся готовят доклады по истории шахмат;
- проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.
Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
- Обучающие:
- познакомить с историей шахмат,
- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
- Воспитывающие:
- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
- научить уважать соперника,
- Развивающие:
- развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
- ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа в год при проведении занятий по 1 часу в неделю.
В кружке занимаются дети младшего школьного возраста (обучающиеся 2-х классов)
Для реализации программы используются следующие средства:
- Комплекты шахматных фигур с досками – 8 шт.
- Доска демонстрационная самодельная с комплектом фигур на магнитах – 1шт.
- Часы шахматные – 2 шт.
4. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.
В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:
- Шахматные турниры.
- Доклады.
- Сеансы одновременной игры.
- Беседы с фронтальным опросом.
- Конкурсы по решению шахматных задач.
- Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:
- вопросы по теории и истории шахмат,
- игру с руководителем кружка,
- соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.
Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.
По завершении изучения программы проводится школьная олимпиада по шахматам, итоги заносятся в протокол для выявления лучшего игрока в каждом классе. Игрок, который набрал большее количество баллов, принимает участи в районной олимпиаде.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На каждом занятии прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем.
Личностные:
- формирование у учащихся понятие об игровых возможностях шахматных фигур.
- оценивание сравнительной силы шахматных фигур.
Метапредметные:
1.развитие логического, тактического и стратегического мышления учащихся.
2.Развитие у учащихся память, воображение, силу воли, культуру общения через применение дидактических шахматных игр.
Предметные:
1.Воспитывние у школьников ответственность, предусмотрительность, внимательность, сосредоточенность, порядочность в поведении на основе занятий факультативного курса «Шахматы в начальных классах»
2.развитие умения взаимодействовать друг с другом.
В конце первого года обучения учащийся получит возможность научится:
- иметь представление об истории и происхождении шахмат,
- научиться правила игры и турнирного поведения,
- знать основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,
- владеть фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,
- уметь применять полученные теоретические знания на практике,
- уметь записывать партии,
- с удовольствием играет в шахматы,
- видит и осознает свои ошибки,
- знает нормы этикета при игре в шахматы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Теоретическая
- Практическая (решение задач, запись ходов, игры)
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
- ИГРОВАЯ
На каждом занятии прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем.
Цели и задачи:
- Сформировать у учащихся понятие об игровых возможностях шахматных фигур.
- Научит учащихся оценивать сравнительную силу шахматных фигур.
- Продолжить работу над развитием логического, тактического и стратегического мышления учащихся.
- Развивать у учащихся память, воображение, силу воли, культуру общения через применение дидактических шахматных игр.
- Воспитывать у школьников ответственность, предусмотрительность, внимательность, сосредоточенность, порядочность в поведении на основе занятий факультативного курса «Шахматы в начальных классах»
Занятие №1
Тема: Шахматная доска
Оборудование: шахматная доска, поля 5*5 см (белые – 32 штуки, черные - 32 штуки)
- Для того чтобы сыграть в шахматы, что нужно? (шахматную доску и фигуры)
- Что такое шахматная доска? (это площадка, на которой ведутся шахматные сражения. На шахматной доске друг против друга выступают армии белых и черных фигур, а ты и твой соперник являетесь командирами этих армий)
- Из чего состоит шахматная доска? (из квадратов. Они называются полями)
Загадка: На каких полях ничего не растет? (шахматных) Как они окрашены? (светлый и темный. Светлые - это белые поля, темные - черные поля) Сколько их? (64)
Раскладывая шахматную доску на столе, нужно помнить, что белое поле должно быть в правом нижнем углу доски.
Практическая работа.
1.Рисование шахматной доски в тетради в клетку. Белые поля так и остаются, а черные штрихуют карандашом.
2.Игра «Собери шахматную доску».
3. Правильно положи перед собой шахматную доску.
- Посмотри, какое поле в ближнем к тебе правом углу доски (белое). Значит, доска лежит правильно.
Занятие №2
Тема: Линии
Оборудование: шаблон
8 штук
8 штук
- Как правильно сесть за шахматную доску? (правое поле должно быть белым)
- Что такое поле? (клетка)
-Какие поля бывают? (белые и черные)
- Сколько всего полей? (64)
Показ шаблонов:
Что это? (это поля - белые и черные, это линии из шахматной доски)
- Сколько на линии полей? (8)
Линия на шахматной доске - это прямой ряд, состоящий из восьми чередующихся друг с другом полей - 4 белых и 4 черных. Ряд, проходящий слева направо или справа налево, называется горизонтальной линией или горизонталью.
| - А это что такое? Ряд сверху вниз или снизу вверх – вертикаль или вертикальная линия. - Сколько полей? (8) - Каких полей? (белых и черных) |
Практическая работа
1.Покажи на шахматной доске горизонтальные и вертикальные линии
2.Рисование в тетради вертикальной и горизонтальной линии
3.«Собери шахматную доску» из вертикальных линий, потом из горизонтальных
4.Найди ошибки и исправь их
Как называются эти линии на шахматной доске?
Занятие №3
Тема: Диагональ
Оборудование: шаблон диагоналей
- Покажите на шахматной доске белое и черное поле, горизонтальные и вертикальные линии.
- А это можно назвать линией? (нет)
- Это называется диагональ.
- Они бывают разной длины
- Найдите на шахматной доске самую длинную и самую короткую диагональ.
- Покажите большую белую, черную диагональ
- Покажите диагональ, состоящую из двух, трех, четырех, пяти, шести, семи, восьми полей?
Практическая работа
1 .Нарисуй короткую, длинную диагональ
2. Найди ошибку (все поля по диагонали должны быть одного цвета)
3. Как называются эти линии на диаграмме?
Занятие № 4
Тема: Шахматная нотация
Оборудование: шахматная доска
Практическая работа:
- Нарисовать горизонталь, вертикаль, поля с буквенным и цифровом обозначением
- Найти ошибки в обозначении полей (домиков) и линий (улиц)
- Назвать какого цвета поле по обозначению.
Занятие №5
Тема: Шахматные фигуры
Оборудование: шахматная доска, фигуры
«Армия» каждого из противников состоит из 8 пешек и 8 фигур (король, ферзь, 2 ладьи, 2 слона и 2 коня)
Король - самая высокая фигура. Ферзь - на голове имеется предмет, напоминающий корону.
Ладья - фигура, имеющая сверху маленькие зубчатые башенки.
Слон - хотя они не совсем похожи на слонов, узнать их нетрудно: это стройные островерхие фигуры.
Конь - их легко отыскать среди других шахматных фигур, их внешний вид точно соответствует названию.
Пешка - самая маленькая фигура.
Практическая работа.
Игры:
1. «Найди по описанию фигуру»
2. «Узнай на ощупь фигуру»
3. «Мяч». Если утверждение верное, следует поймать мяч.
Занятие № 6
Тема: Начальное положение.
1.Приготовьте шахматную доску. Сегодня научимся расставлять фигуры в том положении, в каком они должны быть в начале игры - это называется начальное положение, позиция.
2. По углам доски мы поставим фигуры ладьи.
3.Рядом с ладьями нужно поставить коней.
4.Рядом с конями слоны.
5.На какие поля мы поставим ферзя или короля?
Это нетрудно запомнить: ферзь любит свой цвет. Белый ферзь - на белое поле, черный - на черное.
И наконец, на последнее свободное поле рядом с ферзем ставится король. На диаграмме мы видим начальную позицию.
Практическая работа.
Игры:
1.Эстафета «Чей ряд быстрее расставит шахматы», вынимая их из мешочка.
2.«Найди ошибку на диаграмме»
3.«Что изменилось на шахматной доске?» Дети закрывают глаза или отворачиваются, учитель убирает фигуру или переставляет.
4.«Да или нет». Учитель берет 2 любые фигуры и опрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом.
Занятие № 7
Тема: Шахматная нотация
Оборудование: шахматная доска, фигуры
Обозначение шахматных фигур и запоминание шахматных терминов.
Запись начального положения.
Практическая работа:
- Запись шахматных фигур
- Запись терминов
- Найти ошибки на доске, в записи
Занятие №8-9.
Тема: Ладья.
Оборудование: шахматная доска, 4 ладьи.
Эта фигура называется ладья
- Где стоит ладья на доске до начала игры? (по углам доски)
- Сколько у каждого игрока ладьи? (по 2)
Она ходит только по прямым линиям, то есть по горизонтальным и вертикальным. За один ход ладья может переместиться на одно, два, три или даже семь полей. На каком бы месте доски она ни стояла, она имеет право пойти на четырнадцать разных полей.
-Как ходит ладья? (по горизонталям и вертикалям)
-Как берет фигуру или пешку противника? (Если на пути ладьи стоит фигура или пешка противника ладья может взять ее. При этом фигуру противника снимают с доски, а ладью ставят на ее место.)
Практическая работа.
Ладья всегда контролирует 14 полей, независимо где она располагается. Проверь сам.
1.Подсчет количества ходов ладьи в углу доски, в середине.
2. Передвижение ладьи на шахматной доске.
3. Игра с ладьями «Игра на уничтожение». Цель игры: побить ладьи противника.
Игра «Лабиринт». Белая ладья должна достичь определенного поля через «минное поле».
Занятия № 10-11
Тема: Слон
Оборудование: Шахматная доска, 4 ладьи, 4 слона
- Почему фигура называется слон, если совсем не похожа на него? Шахматы возникли в древней стране Индии в 5 веке. А там раньше воевали на слонах. Поэтому это название и сохранилось в шахматной игре. Когда-то эта фигура вырезалась из слоновой кости (из бивня) в виде маленького слоника. И хотя сейчас эта фигура по внешнему виду не похожа на слона, название за ней закрепилось.
Слон - фигура быстрая, дальнобойная, однако у нее существенный недостаток. Если в начальной позиции слон, то стоит на белом поле, то в течение партии он никогда не сможет попасть на черное поле. И наоборот, слон, стоящий на черном поле, никогда не попадет на белое поле. Ходит он по диагоналям (вперед или назад, никуда не сворачивая), свободным от своих или фигур противника.
- Как ходит слон? (только по диагоналям вперед или назад)
- Как ходит белый слон? (по белым диагоналям)
- Какие слоны никогда не столкнутся? (белые и черные слоны)
- Какое количество полей может контролировать слон? (13 полей своего цвета)
- Почему слона называют легкой фигурой, а ладью тяжелой? (слон контролирует половину доски, поэтому он слабее, легче ладьи)
- Где стоит слон до начала игры?
Практическая часть.
1.Как ходит слон (показ) и чем отличается его ход от хода ладьи? (слон по диагонали, ладья по горизонтали, вертикали)
2.Игра с ладьями и слонами.
- Вы знаете, где располагаются до начала игры ладьи, слоны, как они перемещаются на доске и уничтожают неприятельские фигуры. А сейчас сыграем с ладьями и слонами. Кто победит все фигуры противника, тот победитель.
Занятие № 12
Тема: Ладья против слона.
- В чем сходство и различие двух фигур ладьи и слона? Сходство:
Их по два
Различие:
1.Слон ходит по диагонали, ладья по вертикали и горизонтали.
2.Слон легкая фигура, ладья тяжелая.
3.Может продвигаться только по свободным полям.
Занятие № 13-14
Тема: Ферзь
Оборудование: Шахматная доска, фигуры: ладья, слон,
ферзь.
Самая сильная фигура. Шахматисты говорят: «Ферзь любит свой цвет» и это означает, что до начала игры он располагается на поле своего цвета. Ферзь ходит как ладья (по горизонтали и вертикали) и как слон (по диагонали). На доске он имеет с любого из центральных полей 27 ходов. Сила ферзя огромна. Выигрыш ферзя противника означает выигрыш партии. Берегите ферзь!
- Почему ферзь, как правило не вступает рано в игру, ведь он самая дальнобойная фигура? (Эта самая сильная и ценная фигура. За ней тотчас станут охотиться, чтобы скорей уничтожить и тем самым ослабить соперника)
- В чем заключается сила ферзя? (она может передвигаться, как две фигуры сразу: ладья и слон)
- Куда нужно поставить ферзя, чтобы он держал под своим контролем наибольшее число полей доски. (Это место в центре доски. Здесь ферзь имеет 8 дорог и держит под прицелом 27 полей)
Практическая часть.
1 .Показ хода слона, ладьи, ферзя
2.«Игра на уничтожение» с фигурами - слон, ладья, ферзь. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. (Во время игры не следует рано выводить ферзя с исходной позиции, чтобы не потерять его, как наиболее ценную
фигуру)
Занятие № 15
Тема: «Ферзь против ладьи и слона»
Игры:
1. Один в поле воин (Ход только ферзи)
2. Лабиринт
3. «Попади в центр» - цель игры
4. На уничтожение
Занятия № 16-17
Тема: Конь
Конь - особенная фигура. Более замысловатым ходом, чем другие фигуры, обладает конь. Конь ходит на одно поле прямо и на одно наискосок, описывает в воздухе печатную букву Г, она может выглядеть по разному: Г, L, ...
Конь с белого поля скачет на черное, и, наоборот, с черного на белое. Кроме того, конь - единственная фигура, которая может перескакивать через свои и чужие фигуры. Поэтому конь считается фигуркой опасной, он может создать переполох в лагере неприятельских фигур.
- Между какими фигурами на доске стоит конь? (между ладьей и слоном)
- Чем конь отличается от всех остальных фигур? (Существуют 2 основных отличия:
а) Конь ходит по особенному, всегда на 3 поля- клетки, его ходы напоминают букву «Г» по разному повернутую;
в) Конь перескакивает как через чужие фигуры и пешки, так и через свои
с) Конь с белого поля попадает на черное
- Почему слон и конь называются легкими фигурами? (подвижные и малоценные фигуры, поэтому в бой чаще всего они вступают первыми, расчищая путь более ценными фигурами)
- Как бьет фигуры? (на конечной «остановке»)
Практическая часть
Игры
1. «Попади в центр»
2. «Ход конем» (запись чисел на клеточном листе)
3. «Игра на уничтожение» Фигуры: конь, ладья, слон, ферзь.
Занятие № 18
Тема: Конь против ферзя, ладьи, слона. Игра с этими фигурами.
Игры
1. «На уничтожение»
2. «Лабиринт»
3. «Дойди до дома»
Занятия № 19- 20
Тема: Пешка
Возьми самую маленькую фигуру. Это пешка. Хотя и самая маленькая, но она и самая смелая. Она ходит только вперед и прямо и не делает ни шагу назад. Пешка может сделать ход сразу на 2 поля - клетки вперед. А потом она ходит вперед только на одно поле. Пешки каждой армии занимают целый ряд - горизонталь. Пешка ходит прямо, а берет наискосок: влево и вправо.
Практическая часть.
1.Давай поставим с тобой все пешки и сыграем. Каждая побитая пешка - очко. Кто больше наберет очков, тот выиграл, победил. Вы все, ребята, знаете сказку «Царевна- лягушка». Помните, как простая лягушка превратилась в царевну? Если смелая пешка доберется до последней линии поля противника, ей положена награда: она может стать любой фигурой, кроме короля. Иногда такое бывает в шахматах.
- Как ходит пешка? (только вперед по вертикали) Пешка не именуется фигурой, просто пешка и все.
2.Игра - эстафета «Кто быстрее расставит пешки на шахматной доске»
3.«Пройди до дамки»
Занятие № 21
Тема: Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
Игра с этими фигурами.
Занятие № 22
Тема:Король
Как ходит король? Очень просто. Король ходит на любое соседнее поле по горизонтали, вертикали или диагонали, но только на одно поле. Наибольшее число короля 8. - Почему король слабее ферзя, но главнее его? (без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя)
Если гибнет король, партия считается проигранной. Но пленить короля не так то просто. Его защищает вся армия. Короли не могут находиться на соседних клетках (ни прямо, ни по диагонали) это запрещено в шахматах.
Практическая часть
1. Игра «Готов к игре» (расставить шахматные фигуры в начальной позиции)
2. Игра «Лабиринт»
3. Игра «Дойди до дома»
Занятие № 23
Тема: Король против других фигур.
Игра с этими фигурами.
Занятие № 24-25
Тема: Шах.
Слово «шах» происходит от персидского «царь». - Как ходит король? (В любую сторону на одно поле). Когда какая-нибудь фигура угрожает ее взятием, то игрок дает шах. Надо срочно закрыться от шаха какой-нибудь своей фигурой, или перейти на соседнее безопасное поле или уничтожить фигуру. .
Рассмотрим все 3 случая.
1) Взять фигуру, которая дала шах.
2) Загородить своей фигурой линию, по которой угрожает фигура противника (король в этом случае закрывается от шаха).
3) Король может отступить на одно из соседних полей, не
атакованных противником.
Шах обозначается знаком «+» (плюс)
Цель игры в шахматы - дать шах и мат.
Король обязан защищаться от шаха.
Практическая работа.
Игра «защитись от шаха».
Занятие № 26-28
Тема: Мат
- Какие есть 3 способа защиты от шаха?
1) Взять фигуру, которая дала шах
2)3агородить своей фигурой линию, по которой угрожает фигура противника (король в этом случае закрывается от шаха)
3)Король может отступить на одно из соседних полей, не атакованных противником.
Если все 3 способа защиты от шаха оказываются невозможными, значит, король получил мат. Шах, от которого нет защиты, называется матом. Цель шахматной игры - дать мат королю противника. Тот, кто первым сумел дать мат королю противника, выиграл партию.
Мат обозначается знаком умножения X.
Шахматная партия может иметь 3 результата: выигрыш, проигрыш или ничья. Выигравшим считается тот, кто первым поставит неприятельского короля в безвыходное положение, т.е. объявит ему шах и мат. Слово «мат» - по-арабски означает «умер». Царь (шах) умер (мат) - война окончена. Что такое мат? (положение, когда король находится под шахом, от которого нет защиты) Если вам удалось объявить мат неприятельскому королю, партия окончена.
Занятие №29
Тема: Ничья. Пат.
Пат - это ничья, когда королю некуда ходить, а шаха ему нет.
Пат определяется тремя условиями:
1 .Король не должен быть под шахом
2.Король не может двигаться, хотя ему и не объявлен шах
3.Невозможно сделать ход какой-либо другой фигурой
- Что такое пат? (особое положение, при котором игрок не может сделать очередной ход и его король не находится под шахом) В случае возникновения пата партия заканчивается вничью.
Ход черных
Черный король не может сделать ни одного хода, хотя им, и не объявлен шах. Это и есть пат.
Занятие №30
Тема: Рокировка
Рокировка - одновременный ход королем и ладьей, при котором ладья продвигается к королю, а король становится рядом по другую ее сторону.
Мы говорили о том, что ход делается только одной фигурой. Но из этого правила есть одно исключение. В течение партии каждый из игроков имеет право 1 раз сделать ход одновременно двумя фигурами - королем и ладьей. Речь идет о рокировке.
При рокировке делается ход королем и ладьей либо на королевском фланге (1е-1h) - эта рокировка называется короткой - обозначается о-о, либо на ферзевом фланге (1d- 1d) - это длинная рокировка - обозначается о-о-о.
При рокировке должны быть свободны поля между королем и ладьей. Нельзя делать рокировку:
1. Если королю объявлен шах
2. Если делали ходы королем и ладьей
3. Если во время совершения рокировки король должен пройти через атакованное поле
- Для чего нужно делать рокировку? (для того, чтобы перебросить короля подальше от боевых действий, от центра, в более безопасное место). Длинная рокировка о-о-о.
Занятие № 31
Тема: Шахматная партия.
Белые: Черные:
1 е2-е4 е7-е5 Как расшифровать эту запись?
Цифра - это номер хода
е2 (запись пешки опускается) - это где она стояла до начала перемещения на другое поле.
Знак тире (-) - обозначает ход, значит пешка переместилась на поле е4. Затем очередь хода за черными, они отвечают э7-е5, т.е. пешка пошла с поля е7 на поле е5. Ход белых и ответ черных считается за один ход.
2 Кg1-fЗ КbЗ-сб
На втором ходу в сражение вступают легкие фигуры:
Кg1 - белый конь с начальной позиции g1 перешел на поле f3 для быстрой рокировки короля и ладьи, и нападение на пешку е5.
КbЗ-с6 - черные защитили ее конем, перейдя с поля b3 на новое с6.
3.Сf -с4 Кg8-f6
Кg8 - f6 - черный конь нападает на пешку е4 и освобождает поле g8 для рокировки.
4. о-о №-с5
0-0 - белые сделали рокировку
5.d2-d3 о-о
6,Сс1-g5 d7-d6
7.Кb-d2 Сс8-g4
8.h2-h3 Сg4-h5
9. Фd1-е1 h7-h6
10.Сg5-h4 Кс6 d14
11.Кf3:d4 Сс5:d4
Начало партии (дебют) завершилось. И белые и черные неплохо развили свои фигуры, успели рокироваться.
Занятие №32.
Рассмотрим мат, поставленный всего за 3 хода.
Первая партия
1. е2-е4 f7-f5 ??
Ошибка у чёрных - раскрывает позицию короля.
2. е4:f5 g7-g5??
Вторая ошибка у чёрных - пешки назад не возвращаются и
король остался совсем без защиты.
3.Фd1-h7
Вторая партия
1. е2-е4 е7-е5
2. Фd1-h5 Кре8-е7 ??
Грубейшая ошибка: можно было сыграть Кв8-с6
3. Фh5:е5х
Занятие №33
Шахматная партия
Рассмотрим "детский мат".
1. е2-е4 е7-е5 (препятствуют дальнейшему продвижению белой пешки)
2.Сf1-с4 Сf8-с5 (сильнее Кf6)
3. Фd-h5 Кg8-f6 ?? (плохой ход. Правильный Фd8-е7 или Фd8-f6, избегая мата)
4. Фd5:f5х
Занятие №34
Шахматная партия
Рассмотрим короткую партию, где представлена ловушка в начале партии. Эта партия вошла в шахматную историю как "мат Легаля"- по имени французского игрока.
1. е2-е4 е7-е5
2. Сf1-с4 (нацеливаясь на пункт f7 чёрных) d7-d6 (открывая дорогу своему слону с8, защищая пешку)
3. Кg1-fЗ Сс8-g4 (связывая коня, который загораживает ферзя)
4. Кв1-с3 g7-g6 (слабый ход)
5. Кf3:е5 (ловушка. Белые заготовили приманку - побить ферзя)
Сg4:d1 ?? (грубая ошибка)
3. Сс4:f7 + Кре8-е7
7. Кс3-d5х
Занятие (дополнительное) резерв
Шахматная партия
Разберём красивую и поучительную ловушку, известную под названием "спёртый мат".
1. е2-е4 с7-с6
2. Кв1-с3 d7-d5
3. Кg1-f3 d5:е4
4. Кс3:е4 Кg8-f6
5. Фd11-е2 (ловушка) Кв8-d7 ??
6. Ке4-d6х
"Спёртый мат" - это мат, при котором королю мешают свои фигуры, из-за них ему некуда ходить. Чёрные нарушили законы правильного развития в дебюте и поплатились.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Тема занятия | Количество часов в неделю |
1 | Шахматная доска | 1 |
2 | Шахматная доска. Линии | 1 |
3 | Шахматная доска. Диагональ | 1 |
4 | Шахматная нотация | 1 |
5 | Шахматные фигуры | 1 |
6 | Начальное положение | 1 |
7 | Шахматная нотация | 1 |
8-9 | Ладья | 2 |
10-11 | Слон | 2 |
12 | Ладья против слона | 1 |
13-14 | Ферзь | 2 |
15 | Ферзь против слона и ладьи | 1 |
16-17 | Конь | 2 |
18 | Конь против ферзя, ладьи, слона | 1 |
19-20 | Пешка | 2 |
21 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона | 1 |
22 | Король | 1 |
23 | Король против других фигур | 1 |
24-25 | Шах | 2 |
26-28 | Мат | 3 |
29 | Ничья. Пат | 1 |
30-31 | Рокировка | 2 |
32-34 | Шахматная партия | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе научно-познавательной направленности по обучению английскому языку в кружке «Английский язык для малышей»
Программа рассчитана для детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст). Срок реализации программы 1 год....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе научно-познавательной направленности по обучению английскому языку в кружке «Английский язык для малышей»
Программа рассчитана для детей 5-6 лет (старший дошкольный возраст). Срок реализации программы 1 год....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе научно-познавательной направленности по обучению английскому языку для детей подготовительной группы
Программа рассчитана для детей подготовительной группы 6-7 лет. Срок реализации программы 1 год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ( ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ) ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ»
Программа «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориен...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лоскутная фантазия"
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству учащихся начального звена. В содержание программы включены основы ручного шитья и лоскутной пласти...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ( ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ) ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ»
Программа «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно зн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «…ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ…»
Рабочая программа разработана к дополнительной общеразвивающей образовательной программе дополнительного образования «…Великий, могучий, правдивый и свободный...» Программа им...