Программа дополнительного образования "Шахматы и Шашки"
рабочая программа по физкультуре (9 класс) на тему
Программа дополнительного образования "Шахматы и Шашки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования "Шахматы и Шашки" | 35.3 КБ |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе
«Шахматы и Шашки»
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Форма обучения: групповая
Год обучения: 1 год обучения
Возраст обучающихся 8-17 лет
Цели:
Создание условий для развития личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шашечной и шахматной игры.
Задачи:
- Рассмотреть часто встречающиеся начало партий и окончания шахматной и шашечной игры.
- Обучить шахматной и шашечной игре.
- Обучение технике расчета, комбинационного зрения, позиционного чутья, творческой работы, умения анализа и комментирования сыгранных партий.
- Воспитание воли, целеустремленности, дисциплинированности, усидчивости, выносливости, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Формы занятий: игры, эстафеты, упражнения, беседы, соревнования и т.д.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, количество учебных часов по программе – 136 часов.
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр Ачинского района»
Рассмотрено и рекомендовано методическим советом МКОУ ДО «ДЮЦ Ачинского района» Протокол № 1 от «01»октября 2018 г. | Утверждаю Директор МКОУ ДО «ДЮЦ Ачинского района» _______ Л.В.Нечипоренко Приказ №23 от «01» октября 2018 г. |
Рабочая программа
на 2018-2019 учебный год
к дополнительной общеобразовательной программе
«Шахматы и Шашки»
Разработчик программы:
Свирский Виктор Сергеевич,
педагог дополнительного образования
Составитель и реализует программу:
Карелина Наталья Григорьевна,
педагог дополнительного образования
Ачинский район
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Несмотря на обилие публикаций в шахматной и шашечной прессе, до сих пор отсутствует федеральная и региональная программа, направленная на занятия шахматами и шашками в школе.
В связи с этим была разработана дополнительная общеобразовательная программа по обучению игре в шахматы и шашки «Шахматы и Шашки», отвечающая психофизиологическим требованиям и возможностям детей школьного возраста.
Программа разработана на основе комплекса пособий, занимательных и методических материалов И. Г. Сухина, опыта работы по обучению игре в шахматы и шашки детей школьного возраста В. Гришина, учебного пособия А. Карпова «Учитесь шахматам» и др.
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Форма обучения: групповая
Год обучения: 1 год обучения
Возраст обучающихся 8-17 лет
Цели:
Создание условий для развития личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шашечной и шахматной игры.
Задачи:
- Рассмотреть часто встречающиеся начало партий и окончания шахматной и шашечной игры.
- Обучить шахматной и шашечной игре.
- Обучение технике расчета, комбинационного зрения, позиционного чутья, творческой работы, умения анализа и комментирования сыгранных партий.
- Воспитание воли, целеустремленности, дисциплинированности, усидчивости, выносливости, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, количество учебных часов по программе – 136 часов.
Особенности организации образовательного процесса
1 год обучения | |
Количество часов в неделю по годам обучения | 4 |
Количество учебных недель | 34 |
Количество учебных часов по программе | 136 |
Количество учебных часов согласно расписанию | 128 |
В связи с тем, что в течение учебного года, восемь часов занятий секции выпали на праздничные дни (согласно производственному календарю), занятия перенесены на 6, 16, 23, 30 мая |
Формы занятий: игры, эстафеты, упражнения, беседы, соревнования и т.д.
Занятия по данной программе носят интегрированный, занимательный и побудительный характер, они построены в форме игры, что делает их интересными для детей.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
Учебно-тематический план по шашкам
№
| Разделы и темы | Теория | Практика | Итого |
1. | История развития организации турниров | 1 | - | 1 |
2. | Правила игры и соревнований. Нотация. | 3 | 4 | 7 |
3. | Первоначальные понятия | 2 | 7 | 9 |
4. | Тактика игры | 2 | 8 | 10 |
5. | Стратегия игры | 1 | 10 | 11 |
6. | Эндшпиль | 1 | 7 | 8 |
7. | Дебют | 1 | 6 | 7 |
8. | Конкурсы, соревнования | - | 6 | 6 |
9. | Сеансы одновременной игры | - | 9 | 9 |
Всего | 11 | 57 | 68 |
Учебно-тематический план по шахматам
№
| Разделы и темы | Теория | Практика | Итого |
1. | История развития организации турниров | 1 | - | 1 |
2. | Правила игры и соревнований. Нотация. | 3 | 4 | 7 |
3. | Первоначальные понятия | 2 | 7 | 9 |
4. | Тактика игры | 2 | 8 | 10 |
5. | Стратегия игры | 1 | 10 | 11 |
6. | Эндшпиль | 1 | 7 | 8 |
7. | Дебют | 1 | 6 | 7 |
8. | Конкурсы, соревнования | - | 6 | 6 |
9. | Сеансы одновременной игры | - | 9 | 9 |
| Всего | 11 | 57 | 68 |
Календарно-тематический план
№ | Дата проведения занятия планируемая/ фактическая | Тема занятий | Количество часов | Форма проведения | |
Теория | Практика | ||||
1-2 | 02.10 | Введение. ТБ на занятиях. Древность русских шашек. Культурное значение шашек. | 1 | 1 | Лекция, практикум |
3-4 | 05.10 | Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Великие люди и шахматы. | 1 | 1 | Лекция, практикум |
5-6 | 9.10 | Понятие о правилах игры. Сущность шашечной нотации и её значение. | 1 | 1 | Лекция, практикум |
7-8 | 12.10 | Правила проведения соревнований по шашкам и шахматам. Правила турнирного поведения. | 1 | 1 | Лекция, практикум |
9-10 | 16.10 | Практика по шашкам. Упражнения на разбор позиций и усвоение правил. | 2 | Практикум | |
11-12 | 19.10 | Практика по шахматам. Расстановка фигур. | 2 | Практикум | |
13-14 | 23.10 | Практика по шашкам. Разбор позиций и запись партий. Шашечная партия. Три стадии партии. | 2 | Практикум | |
15-16 | 26.10 | Практика по шахматам. Запись партий. Отдельные положения. | 2 | Практикум | |
17-18 | 30.10 | Превращение пешки, взятие на проходе, игра пешки. | 1 | 1 | Лекция, практикум |
19-20 | 02.11 | Позиционное преимущество и материальный перевес. Сила дамки. Расчёт ходов. | 1 | 1 | Лекция, практикум |
21-22 | 06.11 | Рокировка. Мат и ничья. Пат. Вечный шах. Относительная ценность фигур. | 1 | 1 | Лекция, практикум |
23-24 | 09.11 | Понятие об оппозиции. Маневры. Разбор тематических позиций. Упражнения на расчёт ходов. | 1 | 1 | Лекция, практикум |
25-26 | 13.11 | Упражнения на мат разными фигурами. Мат тяжелыми фигурами. | 2 | Практикум | |
27-28 | 16.11 | Мат в один ход. Задачи. Мат ферзём. Практика выполнения вечного мата. | 1 | 1 | Лекция, практикум |
29-30 | 20.11 | Практика на освоение маневров, темпах, расчётах. | 2 | Практикум | |
31-32 | 23.11 | Мат лёгкими фигурами. Практика. | 2 | Практикум | |
33-34 | 27.11 | Способы выигрыша шашек. Расчёт ходов. | 1 | 1 | Лекция, практикум |
35-36 | 30.11 | Понятие о тактике и комбинации | 2 | Практикум | |
37-38 | 04.12 | Жертва шашки, «самообложение», «роздых», «Любки» | 2 | Практикум | |
39-40 | 07.12 | Двойной шах, завлечение, отвлечение. | 2 | Практикум | |
41-42 | 11.12 | Конкурс –подвижная игра «Самый, самый…» | 2 | Конкурс | |
43-44 | 14.12 | Разбор тематических позиций в шашках | 1 | 1 | Лекция, практикум |
45-46 | 18.12 | Практика выполнения двойного удара. Гамбит. | 2 | Практикум | |
47-48 | 21.12 | Нахождение дебютных ловушек в шашках. | 1 | 1 | Лекция, практикум |
49-50 | 25.12 | Шахматы. Сочетание идей. | 2 | Практикум | |
51-52 | 28.12 | Шашки. «Роздых», «самообложение» | 2 | Практикум | |
53-54 | 11.01 | Скрытое нападение (скрытый шах) | 2 | Практикум | |
55-56 | 15.01 | Значение центральных полей доски. Захват полей. | 2 | Практикум | |
57-58 | 18.01 | План игры шашек. Овладение полями. | 2 | Практикум | |
59-60 | 22.01 | Определение стратегии шахмат. | 2 | Практикум | |
61-62 | 25.01 | Выбор плана. Центральные поля. | 2 | Практикум | |
63-64 | 29.01 | Ценность времени и пространства | 1 | 1 | Лекция, практикум |
65-66 | 01.02 | Практика шахматы. Построение стратегии в дебюте. | 2 | Практикум | |
67-68 | 05.02 | Борьба одной шашки против двух. | 2 | Практикум | |
69-70 | 08.02 | Шахматы практика. Построение защиты. План игры. | 2 | Практикум | |
71-72 | 12.02 | Практика шашки. Три дамки против одной. «Треугольник Петрова» | 2 | Практикум | |
73-74 | 15.02 | Шахматы. Построение плана нападения. | 2 | Практикум | |
75-76 | 19.02 | Правило оппозиции в шашках. | 1 | 1 | Лекция, практикум |
77-78 | 22.02 | Эндшпиль. Роль короля в эндшпиле. | 2 | Практикум | |
79-80 | 26.02 | Практика шашки. «Кол» «Отыгрыш» | 2 | Практикум | |
81-82 | 01.03 | Правило квадрата. Король и пешка против короля. | 1 | 1 | Лекция, практикум |
83-84 | 05.03 | Шашки (теория) Основные задачи дебюта. Городская партия. Перекресток. | 1 | 1 | Лекция, практикум |
85-86 | 12.03 | Практика эндшпиля в шахматах. Мат в 1,2,3 хода. Задачи –миниатюры. | 2 | Практикум | |
87-88 | 15.03 | Дебюты в шашках. «Игра Петрова» «Игра Бодянского» | 2 | Практикум | |
89-90 | 19.03 | Этюды. Задачи-миниатюры. Мат в 4 хода. Мат ферзём. | 1 | 1 | Лекция, практикум |
91-92 | 22.03 | «Обратно-городская партия» 7 видов дебютов. | 2 | Практикум | |
93-94 | 26.03 | Мат тяжелыми и лёгкими фигурами. | 2 | Практикум | |
95-96 | 29.03 | Шахматы. Определение дебюта. Детский мат. Испанская партия. Вариант№1 | 1 | 1 | Лекция, практикум |
97-98 | 02.04 | «Игра Филиппова», «Перекресток» Дебютные ловушки и комбинации. | 2 | Практикум | |
99-100 | 05.04 | Задачи и принципы дебюта. Испанская партия Вариант № 2 | 1 | 1 | Лекция, практикум |
101-102 | 09.04 | Шашки. Игра Бодянского. | 2 | Практикум | |
103-104 | 12.04 | Дебют в шахматах. Французская и сицилийская защита. | 2 | Практикум | |
105-106 | 16.04 | Экскурсия с членами кружка на природу. | 1 | 1 | Беседа, экскурсия |
107-108 | 19.04 | Встреча-игра с сильнейшими шахматистами села. | 2 | Турнир | |
109-110 | 23.04 | Индийская и старо-индийская защиты. Защита Морге. Славянская защита. Скандинавская. | 1 | 1 | Лекция, практикум |
111-112 | 26.04 | Официальный турнир среди членов кружка по шашкам. | 2 | Турнир | |
113-114 | 30.04 | Игра в шахматы и шашки на компьютере. | 1 | 1 | Лекция, практикум |
115-116 | 06.05 | Он-лайн игра на компьютере через Интернет. | 2 | Практикум | |
117-118 | 07.05 | Турнир между учителями и учащимися в шашки | 2 | Турнир | |
119-120 | 14.05 | Турнир между учителями и учащимися в шахматы | 2 | Турнир | |
121-122 | 16.05 | Игра в шахматы 2 на один | 2 | Практикум | |
123-124 | 17.05 | Встреча –игра с сильнейшими шашистами села | 2 | Турнир | |
125-126 | 21.05 | Сеанс одновременной игры в шашки | 2 | Практикум | |
127-128 | 23.05 | Сеанс одновременной игры в шашки | 2 | Практикум | |
129-130 | 24.05 | Сеанс одновременной игры в шахматы. | 2 | Практикум | |
131-132 | 28.05 | Сеанс одновременной игры в шахматы. | 2 | Практикум | |
133-134 | 30.05 | Официальный турнир среди членов кружка по шашкам. | 2 | Турнир | |
135-136 | 31.05 | Итоговые занятия | 2 | Турнир |
Содержание программы по шашкам
Древность русских шашек. Распространение шашек в России. Культурное
значение шашек Классификационная система.
Понятие о правилах игры. Сущность шашечной нотации и её значение.
Виды шашечных соревнований, правила их проведения.
Практика. Упражнения на запись партий, отдельных положений. Разбор позиций на усвоение правил игры.
Основы шашечной теории, 3 стадии партии, правило равновесия материальных сил, понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество, сила дамки, значение связок, размеров, понятие оппозиции, темпах, маневрах, важности расчета ходов и вариантов.
Практика. Разбор тематических позиций. Упражнение на освоение правил игры.
Способы выигрыша шашек. Разнообразие практических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Расчет ходов в партии. Жертва шашки, «самообложение», «роздых», «Любки», комбинационные ловушки, контрудары. Красота комбинаций.
Практика. Разбор тематических позиций. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций.
Значение центральных полей доски. Сила и слабость центра и бортовых полей. Значение плана игры. План игры на ослабление пункта. Овладение важными полями.
Расчет ходов, ценность времени и пространства. Игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции. Три дамки против одной. Треугольник А. Петрова, способ М. Голяева. Борьба одной шашки против двух и более.
Практика. Разбор и развертывание с партнерами характерных тематических позиций.
Основные задачи дебюта, «игра Петрова», «игра Филиппова», «обратно- городская партия», «перекресток», «игра Бодянского». Какие шашки развивались в дебюте?
Практика. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций.
Тематические игры с разбором сыгранных партий.
Проведение сеансов одновременной игры с разбором сыгранных партий.
Конкурсы, игры, соревнования.
Содержание программы по шахматам
Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Проникновение шахмат в Европу и Россию. Великие люди и шахматы. Правила проведения шахматных соревнований.
Правила турнирного поведения. Правила «Тронул-ходи!» Полная и краткая нотация шахматных партий.
Практика. Упражнения на запись партий, отдельных положений.
Расстановка фигур.
Превращение пешки, взятие на проход, рокировка, мат, ничья, пат. Вечный шах, относительная ценность фигуры.
Практика. Разбор специально подобранных позиций для усвоения сложных правил. Упражнения на мат различными фигурами.
Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы: вязка, двойной удар, скрытое нападение (шаха), двойной шах, отвлечение, завлечение, сочетание идей.
Практика. Упражнение на усвоение материала в специально подобранных позициях.
Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана централизация.
Практика. Разбор специально подобранных позиций.
Определение Эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Ферзь против пешки, мат ферзи, ладьей, тяжелыми фигурами.
Практика. Разбор специально подобранных позиций.
Определение дебюта. Задачи и принципы его разыгрывания.
Практика. Разбор специально подобранных позиций.
Проведение сеансов одновременной игры с последующим разбором сыгранных партий.
Конкурсы, игры, соревнования.
Предполагаемый результат
Ожидаемые результаты:
1.Обучить шахматной и шашечной игре как можно больше школьников.
2.Довести обучение игре в шахматы и шашки детей школьного возраста до более высокого уровня.
К концу учебного года дети должны знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
Используемая литература (источник)
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
- Зак В., Двуголенский Я. Отдать, чтобы найти. – 2008.
- Карпов А.Е. Учитесь шахматам. – М.: Эгмонт, 2005.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"
Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"...
Программа кружка настольных игр «Шашки – шахматы»
Настольные игры, одной из которых являются шахматы, развивают мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения подро...
Рабочая программа дополнительного образования "Шахматы и шашки"
Рабочая программа ДО...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по виду спорта "Шашки" для спортивно-оздоровительной группы на 2021-2022 учебный год
Дополнительная общеразвивающая программа по шашкам...