Программа дополнительного образования Шахматы
рабочая программа
Шахматы помогают вам сосредоточиться. Как сказал Бобби Фишер: "Шахматы требуют полной концентрации". Шахматист может сделать 30 ходов на уровне гроссмейстера, а потом отвлечься на 31-м и допустить элементарный зевок, который проигрывает партию! Умение сосредотачиваться полезно в жизни, когда вы сталкиваетесь со школьными заданиями, ежедневными обязанностями и необходимостью соблюдать сроки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty.docx | 57.08 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г.Грязи
Грязинского муниципального района Липецкой области
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №2 протокол от _________№ ______ | УТВЕРЖДАЮ: директор МБОУ СОШ №2 ______________О.П.Спесивцева Приказ от ____________№______ |
Дополнительная общеразвивающая программа
общеинтеллектуальной направленности
«Шахматы»
Возраст учащихся: 9-12 лет
Срок реализации программы : 2 года
Составитель:
учитель первой квалификационной категории
Тонких Людмила Николаевна
Грязи-2020 год
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Программа курса «Шахматный всеобуч» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя, (авт. И.Г.Сухин).
Новизна программы заключается в том, обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Актуальность программы в том, что она позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества. Стержневым моментом организации занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Отличительные особенности программы в следующем: шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Целесообразность связана с тем что о социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Организация образовательного процесса
Программа ориентирована на возрастную группу детей 9-12 лет, которые проявляют интерес к игре в шахматы.
Организация образовательного процесса дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы» осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ СОШ №2 на 2020-2021учебный год.
Срок реализации образовательной программы - 2 года. Количество учебных часов:
1-ый год обучения – 35 часов, из них теоретических – 17 часов, практических – 18 часов;
2-ой год обучения – 35 часов, из них теоретических - 10 часов, практических – 25 часов.
Формы обучения и виды занятий:
Данная программа предусматривает проведения теоретических занятий и практическую деятельность обучающихся.
Теоретические занятия проводятся в виде бесед, лекций, просмотров видеофильмов. Основой изучения теоретических занятий является раскрытие понятий игры в шахматы, исторический экскурс в игру, а также просмотр самых известных партий; обобщение взаимосвязи шахматных фигур, их влияние друг на друга.
Практическая деятельность ориентирует обучающихся на самостоятельное изучение различных позиций в шахматах. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая или индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: практикум, экскурс, конкурс.
- по дидактической цели: вводное занятие, занятие по изучению и углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий, занятие - ролевая игра и другие.
Срок освоения программы - 2 года.
Режим занятий.
Занятия 1 года обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 часу согласно расписанию занятий на учебный год. Количество учебных часов в неделю – 1 час.
Занятия 2 года обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 часу согласно расписанию занятий на учебный год. Количество учебных часов в неделю – 1 час.
Регламентирование образовательного процесса на день
Начало занятий – 9.00 час окончание – 10.00 час, согласно расписания занятий творческих объединений, утверждённого директором.
Продолжительность занятий:
1-ый год обучения – 1 час, перерыв – 10 минут,
2-ой год обучения – 1 час, перерывы – по 10 минут через каждые 30 минут занятий.
Наполняемость групп:
1-ый год обучения – до 15 человек,
2-ой год обучения – до 12 человек.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
обучающие
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (комму-никативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
воспитательные:
- воспитание нравственной личности;
- побуждение к действиям, направленное на эффективную коммуникацию;
- понимание ответственности человечества и каждого человека за будущее;
- воспитание бережного отношения к дружбе.
развивающие:
- развитие творческого потенциала обучающихся;
- развитие познавательной, творческой и общественной активности обучающихся;
- развитие памяти, мышления, коммуникативных способностей;
- развитие потребности в общении.
Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана дополнительная общеразвивающая программа:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. «273-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.14г. № 1726-р);
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. №497);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 196 от 09 ноября 2018 г.);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41);
- Распоряжение администрации Липецкой области от 12 апреля 2018 года №187-р «О реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в Липецкой области;
- Приказ УОиН от 16.04.2018 №450 «Об утверждении концепции персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Липецкой области»;
- Приказ УОиН от 17.04.2018 №454 «Об утверждении плана мероприятий "дорожная карта" по внедрению персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в муниципальных районах (городских округах) Липецкой области»;
- Устав МБОУ СОШ №2;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №2 на 2020-2021учебный год;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеразвивающих программ МБОУ СОШ №2;
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ СОШ №2.
1.3.Содержание программы
Содержание теоретического раздела программы
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур
- их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание первого года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством
выдающихся шахматистов.
Второй год обучения предполагает обучение решению шахматных задач.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др. занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Учебно-календарное планирование
курса «Шахматный всеобуч»
для учащихся 2-4-х классов общеобразовательных учреждений
1 год обучения (35 часов)
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
Шахматная доска (3ч.) | |||
1 | Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля | 1 | |
2 | Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вер- | 1 | |
тикали | |||
3 | Диагональ. Большие и короткие диагонали | 1 | |
Шахматные фигуры (20ч.) | |||
4 | Белые и черные фигуры | 1 | |
5 | Виды шахматных фигур | 1 | |
6 | Начальное положение | 1 | |
7 | Ладья. Место ладьи в начальном положении | 1 | |
8 | Ход ладьи | 1 | |
9 | Слон. Место слона в начальном положении | 1 | |
10 | Ход слона | 1 | |
11 | Ладья против слона | 1 | |
12 | Ферзь. Место ферзя в начальном положении | 1 | |
13 | Ход ферзя | 1 | |
14 | Ферзь против ладьи и слона | 1 | |
15 | Конь. Место коня в начальном положении | 1 | |
16 | Ход коня | 1 | |
17 | Конь против ферзя, ладьи, слона | 1 | |
18 | Пешка. Место пешки в начальном положении | 1 | |
19 | Ход пешки | 1 | |
20 | Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня | 1 | |
21 | Король. Место короля в начальном положении | 1 | |
22 | Ход короля | 1 | |
23 | Король против других фигур | 1 | |
Шах (2ч.) | |||
24 | Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита | 1 | |
от шаха | |||
25 | Открытый шах. Двойной шах | 1 | |
Мат (5ч.) | |||
26 | Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пеш- | 1 | |
кой. | |||
27 | Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, ко- | 1 | |
нем, пешкой (простые примеры) | |||
28 | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шах- | 1 | |
матных фигур. | |||
29 | Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей | 1 | |
30 | Рокировка. Длинная и короткая рокировка | 1 | |
Шахматная партия (5ч.) | |||
31 | Игра всеми фигурами из начального положения | 1 | |
32 | Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. | 1 | |
33 | Демонстрация коротких партий. | 1 | |
34 | Повторение программного материала. | 2 |
2 год обучения (35 часов)
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
Повторение (2ч.) | |||
1 | Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шах- | 1 | |
матных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. | |||
2 | Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Вариан- | 1 | |
ты ничьей. | |||
Краткая история шахмат (1ч.) | |||
3 | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | 1 | |
Шахматная нотация (3ч.) | |||
4 | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей | 1 | |
5 | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись началь- | 1 | |
ного положения | |||
6 | Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии. | 1 | |
Ценность шахматных фигур (4ч.) | |||
7 | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | 1 | |
8 | Достижение материального перевеса | 1 | |
9 | Достижение материального перевеса. Способы защиты. | 1 | |
10 | Защита. | 1 | |
Техника матования одинокого короля (4ч.) | |||
11 | Две ладьи против короля. | 1 | |
12 | Ферзь и ладья против короля. | 1 | |
13 | Ферзь и король против короля. | 1 | |
14 | Ладья и король против короля. | 1 | |
Достижение мата без жертвы материала (4ч.) | |||
15 | Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | 1 | |
16 | Цугцванг. | 1 | |
17 | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | 1 | |
18 | Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | 1 | |
Шахматная комбинация (ч.) | |||
19 | Матовые комбинации. Тема отвлечения. | 1 | |
20 | Матовые комбинации. Тема завлечения. | 1 | |
21 | Матовые комбинации. Тема блокировки. | 1 | |
22 | Тема разрушения королевского прикрытия. | 1 | |
23 | Тема освобождения пространства и уничтожения защиты. | 1 | |
24 | Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов. | 1 | |
25 | Комбинации, ведущие к достижению материального переве- | 1 | |
са. Тема отвлечения. Тема завлечения. | |||
26 | Тема уничтожения защиты. Тема связки. | 1 | |
27 | Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. | 1 | |
28 | Тема превращения пешки. | 1 | |
29 | Сочетание тактических приемов. | 1 | |
30 | Патовые комбинации. | 1 | |
31 | Комбинации на вечный шах. | 1 | |
32 | Типичные комбинации в дебюте. | 1 | |
33 | Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). | 1 | |
Повторение (2ч.) | |||
34 | Повторение программного материала | 1 | |
35 | Игровая практика | 1 |
Содержание практического раздела программы
Первый год обучения (35 часов из расчета 1 час в неделю)
- Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диаго-наль, центр.
Дидактические игры и задания
- "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шах-матной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
- "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
- "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
- Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
- "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фи-гуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
- "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны дога-даться, что это за фигура.
- "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди назы-вают все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
- "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана
- "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они по-хожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
- "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фи-гуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
- Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между гори-зонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
- "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
- "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
- "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ла-дья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч сле-дует поймать.
- Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", бело-польные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяже-лые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
- "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
- "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
- "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ла-дья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч сле-дует поймать.
- Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", бело-польные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяже-лые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
- "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
- "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются закол-дованными, недвижимыми).
- "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не ста-новясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
- "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной дос-ки, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фи-гур.
- "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
- "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определен-ной клетки шахматной доски.
- "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтоже-ния, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ста-вить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
- "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
- "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фи-гуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
- "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
- "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
- "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
- "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
- Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
- "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
- "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
- "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
- "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
- "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
- "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
- "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
- Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
- "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими хо-дами.
- концу первого года обучения дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, парт-неры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на прохо-де, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
- концу первого года обучения дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без наруше-ний правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Второй год обучения (35 часов из расчета 1 час в неделю)
- Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проника-ют в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
- Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положе-ния.
Дидактические игры и задания
- "Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль "е"), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские сло-ны? Ферзевые ладьи?” И т. п.
- "Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).
- "Назови диагональ". А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).
- “Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
- “Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демон-страционной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
- “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.
- Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение мате-риального перевеса. Способы защиты.
Дидактические игры и задания
- “Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура силь-нее? На сколько очков?”
- “Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
- “Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положе-ния, в которых белые должны достичь материального перевеса.
- “Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить матери-альное равенство.
- Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против ко-роля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические, игры и задания
- “Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
- “Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
- “Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
- “На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
- “В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
- “Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
- Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания
- “Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
- “Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
- Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвле-чения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шах-матные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для дости-жения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Дидактические игры и задания
- “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
- “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материа-ла”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального пе-ревеса.
- концу второго года обучения дети должны знать:
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
- концу второго года обучения дети должны уметь:
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- проводить элементарные комбинации.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года.
Реализация программы осуществляется на базе МБОУ СОШ №2 г. Грязи, начало занятий – 01.09, окончание – 31.05, включая каникулы и выходные дни.
Продолжительность учебного года – 35 учебных недель.
Количество групп – комплектов.
Количество групп на 2020- 2021 учебный год –2 группы: одна – 1-ого года обучения, одна - 2-ого года обучения, согласно утверждённой директором педагогической нагрузке.
2.2. Условия реализации программы
Оснащение учебного процесса по данной программе предусматривает проведение занятий в учебных кабинетах, соответствующих нормам СанПина.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
- комплекты шахматных фигур и досок;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи;
Курс общеобразовательной программы «Шахматы» предусматривает проведение значительного числа практических работ, моделирующих игровые ситуации.
.
Библиотечный фонд:
∙ научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
∙детская справочная литература (справочники, энциклопедии).
Информационное обеспечение
Одним из средств наглядности при изучении программного материала служит оборудование для мультимедийных демонстраций:
∙ компьютер,
∙ медиа проектор,
Доступность сети Интернет позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Шахматы».
2.3. Формы аттестации
∙ Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах:
- аналитическая справка,
- аналитический материал,
- грамота,
- диплом,
- журнал посещаемости,
- материал анкетирования и тестирования,
- методическая разработка,
∙Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах:
- аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики,
- аналитическая справка,
- защита творческих работ,
- конкурс,
- контрольная работа,
- научно-практическая конференция,
- открытое занятие,
- отчёт итоговый.
2.4. Оценочные материалы
Формы контроля
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
1. Дидактические игры и задания
- "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
- "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются закол-дованными, недвижимыми).
- "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не ста-новясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
- "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной дос-ки, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фи-гур.
- "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
- "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определен-ной клетки шахматной доски.
- "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтоже-ния, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ста-вить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
- "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
- "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фи-гуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
- "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
- "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
- "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
- "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
2.Методика диагностики структуры учебной мотивации
Цель: выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при изучении ими конкретных предметов.
Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 9-летнего возраста.
Содержание тест-опросника.
Инструкция.
Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
· верно – (+ +);
· пожалуй, верно – (+);
· пожалуй, неверно – (–);
· неверно – (– –).
Благодарим за участие в опросе.
1. Изучение данного курса даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2. Изучаемый курс мне интересен, и я хочу знать по данному курсу как можно больше.
3. В изучении данного курса мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
4. Учебные задания по данному курсу мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
5. Трудности, возникающие при изучении данного курса, делают его для меня еще более увлекательным.
6. При изучении данного курса кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному курсу можно было бы не изучать.
8. Если что-то не получается по данному курсу, стараюсь разобраться и дойти до сути.
9. На занятиях по данному курсу у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
11. Материал, изучаемый по данному курсу, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному курсу, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
14. Считаю, что все знания по данному курсу являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
15. Если я плохо подготовлен к занятию, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
16. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным курсом.
17. Данный курс дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
18. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю занятия по данному предмету, то меня это огорчает.
20. Если бы было можно, то я исключил бы данный курс из расписания (учебного плана).
Обработка результатов
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй неверно; неверно).
Ключ
Да | 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19 |
Нет | 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18 |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения курса. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения курса.
2.5. Методическое обеспечение:
Организация учебного процесса по программе осуществляется по очной форме обучения.
Применяются следующие методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
- На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обуче-нии правилам игры, реализации материального перевеса.
- Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
- При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наибо-лее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
- На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенство-вания тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, преду-сматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
- Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Методы воспитания:
∙ Убеждения -предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Слушая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. Оценивая полученную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, они формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Как приемы убеждения педагог может использовать : рассказ, беседу, объяснение, диспут.
∙ Упражнения -обеспечивает вовлечение обучающихся в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, культурного поведения, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде.
∙ Поощрения -возбуждает положительные эмоции, тем самым вселяет уверенность, повышает ответственность, порождает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает внутренние творческие силы обучающихся, их позитивную жизненную позицию.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся. Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических работ по программе.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного ма-териала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечи-вающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми соб-
ственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные формы и средства обучения:
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
- Участие в турнирах и соревнованиях.
Результаты образовательной деятельности:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуни-кативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Материально-техническое обеспечение
- шахматные доски с набором шахматных фигур
- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
- шахматные часы
- шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
- шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации
- мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»
Учебно–методическое обеспечение
- Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразова-
тельных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник
для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрожде-
ние, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
- Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное воз-рождение, 2004.
- Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
Список литературы по программе
- Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для ро-дителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.
- В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .
- Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Фе-
никс», 2002. - 224с.
- Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.
- Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.
- Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.
- Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.
- В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.
- В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.
- О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996.
- И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.
- Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Шахматы"
Програма составлена для обучения учащихся 5-6 классов игре в шахматы, спланирована таким образом, чтобы дети могли свободно играть и достигать определённых результатов в игре, участию в конкурсах и со...
Программа дополнительного образования "Шахматы и Шашки"
Программа дополнительного образования "Шахматы и Шашки"...
Рабочая программа дополнительного образования "Шахматы и шашки"
Рабочая программа ДО...
Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» 1 группа
Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» 1 группа...
Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» 2 группа
Рабочая программа дополнительного образования «Шахматы» 2 группа...
Рабочая программа дополнительного образования "Шахматы в школе"
Программа для школьников «Шахматы в школе» реализует общеинтеллектуальное направление дополнительного образования и составлена в соответствии с требованиями Федерального государствен...
Образовательная программа дополнительного образования "ШАХМАТЫ"
Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» разработана для внеурочных занятий с детьми 6-16 лет всех социальных групп. Позволит последовательно решать задачи физического ...