«Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»
статья по физкультуре

Бердова Анастасия Сергеевна

Музыкально - ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть музыкально-двигательные способности, развить слух, научить воспринимать язык музыкальных образов. Доказано, что двигательные упражнения под музыку тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движение под музыку для ребёнка является и одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Творчество в музыкально-ритмических  движениях 

как средство формирования основ

 музыкальной культуры детей»

Реферат составила: педагог дополнительного образования

ГБОУ школы № 404 Бердова А.С.


Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…..3

«Творчество в музыкально-ритмических  движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»………...…………...5

Заключение………………………………………………………..…………….9

Список литературы…………………………………………..…..…………….11


Введение

Музыкально - ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть музыкально-двигательные способности, развить слух, научить воспринимать язык музыкальных образов. Доказано, что двигательные упражнения под музыку тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движение под музыку для ребёнка является и одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию. 

Одна из главных задач ритмики – это приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одарённых в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, стеснительных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах.

Ритмика - это синтетический вид деятельности, где музыка и движение тесно связаны; в основе лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Музыка должна нравиться детям, побуждать их к движению, быть понятной, разнообразной по жанру, стилю исполнения, художественно-этичной. 

Подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности. Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии разнообразных видов основных танцевальных движений детей.

Для ритмических композиций и танцев, характерна направленность для коллективного исполнения; кроме того, уровень их исполнения не требует специальной профессиональной подготовки, подражание образу начинается в  познании ребёнком техники движений. 

При выполнении ритмических  движений дети проявляют активность, инициативу, находчивость, реализуя свои творческие способности, совершенствуют музыкально-эстетические чувства. Дети очень любят фантазировать. Через творческие задания и игру мои воспитанники, как это было представлено в практической части, сочиняют и импровизируют, благодаря накопленному багажу музыкально-ритмических движений.


«Творчество в музыкально-ритмических  движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»

Ритмика в школе №404 Колпинского района Санкт-Петербурга проводится в начальных классах во внеурочное время.

На занятиях «Ритмика» я развиваю у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмики является психологическое раскрепощение ребенка. Также на занятиях  совершенствуются коммуникативные навыки и обогащается эмоциональная сфера ребенка. Основу для ритмических композиций составляют простые движения.

Благодаря системе занятий у моих обучающихся происходит укрепление здоровья, опорно-двигательного аппарата; развиваются органы дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма.

 Занятия помогают ребятам в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности. Это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.

Основу для музыкально-ритмических композиций составляют несложные, но вместе с тем разнообразные движения по характеру (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений.

Приступая к разучиванию танца с детьми, мной подбирается материал в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей. Большое значение имеет музыкальное сопровождение.

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений:

  • доступность содержания музыкального произведения, произведение должно быть близко и понятно школьникам, их жизненному опыту;
  • объем музыкального произведения (продолжительность звучания до 2,5 минут для 1-2 классов,  до 3,5 минут для 3-4 классов)
  • по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для 1 классов и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) 2-4 классов;

Танцевальные движения должны соответствовать музыке, а также быть:

•        доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

•        понятными по содержанию игрового образа;

•        разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

Определение доступности движений связываю с анализом следующих параметров:

1)Координационной сложности.

2)Объема движений.

3)Переключаемости движений.

4)Интенсивностью нагрузки.

Разучивание танца на занятиях происходит так:

  •  С прослушивания музыкального произведения, уточнения его характера и стиля.
  • Разучивание отдельных движений, входящих в танец, включаю в разминку каждого музыкального занятия. Таким образом, у детей совершенствуется навык качественного выполнения движения.
  • Разучивание всей композиции веду поэтапно.

Чтобы дети поняли и почувствовали форму движений, стараюсь выразительно и четко показывать их детям. Так же важны и словесные объяснения. Они должны быть кратки, образны и конкретны. Показ музыкально - ритмических движений необходим во всем процессе работы над ним.

Иногда показываю движения всей группе в исполнении одного – двух наиболее успешных детей. Ребенок легче схватывает и понимает движение, его связь с музыкой, когда его выполняет ровесник. Такой прием учит видеть и оценивать хорошее исполнение.

Методика обучения детей имеет ряд особенностей:

1.Обучение ребенка движениям с музыкой должно носить характер игры.

2.В работе с детьми хорошо использовать разнообразные пособия и инвентарь, действия с которыми интересны детям.

3.Каждое занятие с детьми должно заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание.

4.Необходимо внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, душевного мира, потребностей детского возраста.

5.Общение с детьми должно проходить в атмосфере радости, и это самое главное, так как радость - могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств радость лучше всего влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному.

Основные методы, которые я использую в работе:

  • Метод показа.
  • Словесный метод.
  • Импровизационный.
  • Метод иллюстративной наглядности.
  • Игровой метод.

В соответствии с ФГОС,  при  разучивании  танцевальных композиций я интегрирую свою работу с образовательными областями, что способствует всестороннему и интеллектуальному развитию детей.

Социальнокоммуникативное развитие-формирование первичных представлений о себе, о своих чувствах, эмоциях, в окружающем мире, в части культуры и музыкального искусства.

 Познавательное - расширение кругозора, элементарных представлений о музыке как виде искусства.

 Речевое - развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу музыки.

Художественно-эстетическое - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Физическое - развитие и укрепление здоровья, формирование о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, музыкально-ритмическими движениями, становление ценностей здорового образа жизни. 

Результат работы проявляется в выступлениях, в различных конкурсах внутри школы.

В 2014 году в школе мной был организован конкурс «Звезда танцпола». В конкурсе принимали участие обучающиеся начальных классов.

Сперва был отборочный тур в каждом классе, где желающий или группа желающих, могли продемонстрировать под выбранную ими музыку танец. Далее отбирались понравившиеся танцы. По итогам отборочного тура, в конкурсе было представлено 20 выступлений.


Заключение

В результате проделанной работы, дети стали проявлять стойкий интерес и потребность к музыкально-ритмическим занятиям, освоили определенный  объем движений. У них сформировались основы культуры движения, правильная осанка, более развита музыкальность. У ребят появились такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения зрителям. Изменилось протекание психологических процессов: отмечены сосредоточенность, внимание, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения и фантазии.


Список литературы

  1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста  – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000.
  2. Лифиц И.В. Ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  3. Фирилева Ж.Е., Рябчиков А.И., Загрядская О.В. «Ритмика в школе. Третий урок физической культуры»: соответствует ФГОС (3-го поколения) – изд.: Феникс, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки

Развитие духовности ребенка важнейшим средством выступает искусство и особенно музыка. Расскрывая внутренний духовный мир человека, его эмоции, различные идеи, музыкальное искусство оказывает исключит...

Проектная технология как средство формирования слушательской музыкальной культуры ребят подросткового возраста.

Рыбянцева Ольга Михайловна, учитель музыки МОУ СОШ №49.Проектная технология как  средство формирования слушательскоймузыкальной  культуры  ребят  подросткового возраста....

Е.В.ЛОМАЧЕНКОВА, "Формирование основ музыкальной культуры, развитие музыкального и общего кругозора детей посредством пропаганды классической музыки"

Данная методическая разработка — это практические материалы по организации воспитательного и образовательного процесса  обучающихся младшего, среднего и старшего возраста ГБОУДО  Дворец твор...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

В статье показан опыт формирование творческого пространства для учащихся, объединяющего урочную и внеурочную формы работы, предполагающего использование современных технологий совместной деятельности ...

Формирование основ музыкальной культуры в процессе преемственности с детской музыкальной школой.

Что такое преемственность?Это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает  п...

«Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»

Реферат на тему : «Творчество в музыкально-ритмических  движениях как средство формирования основ  музыкальной культуры детей»...

Консультация для педагогов «Кейс-технология, как эффективное средство по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Материал знакомит с кейс-технологией, как инновационным средством по экологическому образованию дошкольников....