Консультация для педагогов «Кейс-технология, как эффективное средство по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
консультация по экологии
Материал знакомит с кейс-технологией, как инновационным средством по экологическому образованию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Веневский центр образования №1» имени И.И.Мусатова
структурное подразделение «Детский сад №5»
Консультация для педагогов
«Кейс-технология как эффективное средство по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Подготовлена педагогом дополнительного образования Решетниковой Л.А.
2023 – 2024 учебный год
Экологическая культура – это личная ответственность каждого человека за состояние окружающей среды, его собственная деятельность, целенаправленное осознанное ограничение своих материальных потребностей.
Актуальность темы
Начиная с первых лет жизни, когда в детях наиболее ярко проявляется интерес к окружающему миру, целенаправленная работа по формированию основ экологической культуры позволяет взрослым не только заложить фундамент экологически ответственного поведения ребенка (необходимого ему как личности современной – инициативной, предприимчивой и ответственной), но и пробудить его устойчивый познавательный интерес и активность. В период дошкольного детства человек проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Главная задача по формированию основ экологической культуры в дошкольном возрасте — дать начальное представление об устройстве мира и существующих взаимосвязях в нём, заложить ориентиры в мире природы. В работе с детьми мы используем различные традиционные формы и методы экологического воспитания. Одним из инновационных средств эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Определение, цель и задачи кейс- технологии
В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус», в переводе - необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного образования, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений. Способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, и, которая, в итоге, формирует именно основы экологической культуры: познания, применения правил, отношения, суждения в области той действительности, в которой и был разработан кейс. Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией; развивать коммуникативные компетенции, где нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы; повышать интерес детей к изучаемому материалу; развивать у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.
Разновидности кейсов В дошкольном детстве рекомендуется использование практических кейсов, среди которых выделяют следующие формы: I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья детей). Можно применять следующие кейсы: 1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения. Отличаются от наглядности тем, что в них всегда есть проблема. 2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике. 3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например, для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.
II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Применяются следующие кейсы: 1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачок, шмель, плачущий малыш). 2) Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простая прогулка в лес – ведь сколько можно предположить вариантов – от жалящих насекомых, до остаться одному в лесу и заблудиться. 3) Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш. 4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение.
Типовая внутренняя структура кейсов:
• ситуация– случай, проблема, история из реальной жизни;
• контекст (то есть часть текста, отрывок, в котором прослеживается логическая, смысловая связь между понятиями) ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;
• комментарии ситуации, представленные педагогом;
• вопросы или задания для работы с кейсом;
• приложения (в форме иллюстрации, музыки и т.п.).
Эту внутреннюю структуру необходимо учитывать при разработке кейсов, при предъявлении кейса дошкольникам. Ведь на работу ребенка во многом будет влиять ситуация взаимодействия не только с партнерами-детьми, но и со значимым взрослым – педагогов, предъявившим кейс.
Методологические принципы и подходы, на которых строится работа с кейс-технологиями
1. Это культурологический подход, который побуждает педагога рассматривать работу с кейсом как способ формирования культуры дошкольника. Имеется в виду не просто передача знаний и формирование представлений, а введение ребенка в культуру отношений, в понимание правил, в познание и применение ценностей, в понимание значимых образцов. Педагогу необходимо формировать представление о разумности норм, об их культурной и общечеловеческой обусловленности, о значении для общего блага. В диалог по поводу материалов кейса должны вводиться эти аспекты, именно к обобщениям такого гуманитарного и культурологического характера должен подводить педагог детей, работающих по кейсу.
2. Это деятельностный подход, который побуждает педагога рассматривать работу с кейсом как коммуникативную и познавательную деятельность, как совместное творчество. Цель кейса – возбудить общение и мышление на тему экологии, охраны окружающей среды. Цель педагога не добиться правильного ответа, а побудить к активному поиску, к коммуникации и принятию взвешенного решения. Педагог помнит правило о том, что самостоятельно найденный, доказанный, разделенный с другими ответ с большей долей вероятности станет внутренним правилом самого ребенка.
3. Это субъектный подход, который побуждает педагога рассматривать работу с кейсом как способ поддержать ребенка в его активном познании мира, как способ поощрить его самостоятельности и инициативности. Педагог признает то, что ребенок-дошкольник – это личность, имеющая определенные представления о мире и собственный опыт безопасного поведения. Педагог не стремится «вставить» ребенку свои слова в рот, не стремится быстро выполнить задание, подсказав готовый и правильный ответ. Он даёт время на размышление и поиск, на актуализацию собственного опыта, на обоснование своего выбора.
4. Это индивидуальный (личностный) подход, который побуждает педагога, работающего с кейсом, к всемерному уважению личности детей-участников. Это проявляется, с одной стороны, в том, что педагог готовит интересные и посильные задания, актуальные и понимаемые детьми. С другой стороны, педагог в работе с кейсом «видит» каждого ребенка, его активность, его достижения, его интересные высказывания. И в ситуации оценивания работы по кейсу подчеркивает оригинальный или активный вклад ребенка в обсуждение
Для реализации (применения) разработанных кейсов необходимо следующее оборудование:
-проектор, экран, компьютерная техника (возможно ноутбук);
-аудиосистема;
-магнитная доска, набор магнитов;
-набор мелких игрушек;
-набор карточек (может предъявляться на экране).
Методические рекомендации к использованию кейс-технологии для формирования основ экологической культуры дошкольников
Кейс - технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации или конкретного случая. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс-метод достаточно близко подходит к проблемному обучению – и тот и другой подход ориентированы на активизацию обучающихся. Но в кейс-методе проблема ставится перед детьми на основе ситуаций из реальной жизни. Причем кейс не предлагает проблему в чистом и устном виде: детям предлагается самостоятельно вычленить её из той ситуации, которую они пронаблюдали, которую увидели на фото или в драматизации. В процессе обсуждения кейса педагог обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы, дает слово детям, чтобы они сами отвечали на них. Ключевые вопросы педагога при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?» Весь смысл даже не в результате, а в процессе обсуждения, когда завязывается дискуссия, когда в споре и рассуждении рождается истина. Цель педагога не добиться правильного ответа, а побудить к активному поиску, к коммуникации и принятию взвешенного решения.
Прежде чем работать над методом кейс-технологии, необходимо создать сами кейсы. Для этого нужно:
1.Определить цель создания кейса, например, подвести детей к пониманию какого-то явления, сформировать способы какой-то деятельности и т.д.
2.Провести предварительную работу по поиску источников информации для кейса. Это могут быть интернет, художественная литература, статьи из детских познавательных журналов, газетные публикации и даже прогноз погоды.
3.Оформить материалы в доступном для детей варианте.
4.Подготовить задания, вопросы для дискуссии детей.
По каждому кейсу работу можно организовывать по четырем этапам. Каждый из них отмечается специальной меткой. Это позволяет детям видеть ритм кейса, предполагать последующие этапы.
№№ этапа | Название метки | Задача этапа | Примеры используемых вопросов |
1 | Красный вопросительный знак | Этап предъявления стимульного материала кейса. Педагог показывает фотографию или зачитывает текст. Дети знакомятся с ситуацией. | «Что неправильно делает ребенок?», «Что случилось?» |
2 | Синий вопросительный знак | Этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний. Педагог формирует задание, мотивирует к поиску решений. Дети осознают проблему, концентрируются на поиске решений данной ситуации. | Используются такие вопросы, как: «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?», «К чему это приведет?» |
3 | Зелёный вопросительный знак | Этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Педагог активизирует детей при помощи ключевых вопросов. Дети представляют свои варианты решения. | Вопросы типа: «Как правильно поступить в этой ситуации?» Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни |
4 | Лист папируса | Этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания. Дети размышляют, выдвигают аргументы, применяют полученные знания. |
Организовывать детей на работу по кейсам лучше в подгруппах, тогда можно прогнозировать большую активность участников. Лучше организовать работу с подгруппой детей отдельно (остальные дети заняты другим видом деятельности), либо в двух параллельных подгруппах, тогда дети второй подгруппы выступают «зрителями-участниками». Дети организуются на ковре, располагаются так, чтобы им было удобно, просматривают стимульный материал и общаются.
Использовать кейсы возможно в следующих формах:
1) Как составную часть НОД познавательного или речевого цикла.
2) Как форму работы, реализуемую в рамках совместной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах. В таком случае использование кейсов может быть рассмотрено как культурная практика, как способ включения детей в творческий процесс по познанию культурной реальности. В этом случае знакомство с кейсами организуется во второй половине дня, планируется в подходящее время.
3) Как часть проекта по формированию экологического сознания (Н-р безопасного поведения разной степени продолжительности).
Педагогу необходимо вводить детей в ситуацию практического познания и оценки ситуации, формировать культуру ведения диалога. Рекомендуется включать кейсы в планирование педагогической работы с детьми – 1-2 раза в неделю. Сами по себе кейсы не занимают много времени, достаточно разнообразны, поэтому не будут утомительны для детей. Нет четкой последовательности введения типов кейсов. В методической литературе мы находим только упоминание о том, что начинать следовало бы с предъявления детям на обсуждение нескольких готовых вариантов решения кейса. Однако практика показывает, что в этом случае дети начинают ожидать от взрослой подсказки, и не сразу переходят к самостоятельному обсуждению. Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Вывод. Достоинством данного метода является не только получение конкретных знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, жизненных установок, социально – коммуникативных позиций. Этот метод позволяет уйти от прямого изложения материала, включает детей в активную познавательную деятельность, позволяет применить знания к решению практических задач, способствует развитию самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать другую точку зрения, аргументировано доказывать свою. Результатом являются не только знания, но и личностные приобретения ребенка. Достоинством является и то, что это технология коллективного обучения и ее составляющей является работа в подгруппах и взаимный обмен информацией. Базовым основанием технологии является создание ситуации успеха – общее достижение. Формируется позитивная мотивация к познавательной деятельности, познавательная активность. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность в более ценных формах сотрудничества. На лицо преобладание преимуществ метода. И, к счастью, только один недостаток – это трудоемкость подготовительной работы педагога, так как готовых кейсов по экологическому образованию не разработано. Уверена, что многие педагоги нашего детского сада уже используют в своей работе элементы кейс-технологии. А представленная вашему вниманию методическая разработка покажет, как, используя новые средства работы, применив свои умения и знания, научить детей неординарно мыслить, принимать нестандартные решения, применять полученные знания в реальной жизни самостоятельно, без помощи взрослых, что и является основным требованием ФГОС дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы.
Примеры кейсов
1.Тема «Наблюдение за бабочками». Вы гуляли на улице с ребятами и наблюдали за бабочкой. По возвращению в группу показать детям картинку. Вопрос: что может произойти и к чему может привести, если поймать бабочек и принести их в детский сад? Задание: нарисовать вместе с детьми плакат «Защитим бабочек».
2.Тема «Правила поведения в лесу». Педагог показывает фото или иллюстрацию «Птичье гнездо, найденное ребенком в лесу». Вопрос: правильно ли повел себя мальчик, потрогав или взяв яйцо из гнезда в руки? Что может произойти и к чему может привести, если мальчик принесет яйцо домой? Как правильно поступить в этой ситуации?
3. Тема «Букетик для мамы» (проводится после предварительной работы по ознакомлению с жизнью одуванчиков). Педагог зачитывает отрывок из литературного произведения. «Весна. Тепло. Саша с мамой вышли на прогулку. Саша увидел полянку с одуванчиками и решил нарвать букет для мамы. Мама поругала Сашу». Вопрос: почему мама поругала Сашу? (Потому что одуванчик – это лекарственное растение. Если мы сорвем все одуванчики, то для насекомых не будет сладкого сока, они погибнут от голода или улетят подальше. И так далее). Вариантов может быть несколько.
4. Тема «Отдыхаем на природе». Распределить детей на роли. (Мама, папа, сын, дочь). Остальные ребята в роли наблюдателей. С помощью атрибутов создать условия лесной полянки. Дать сыну задание (ломать дерево, раскидать мусор, поймать ежа и т.д.). Следить за реакцией «родителей». После каждого проигранного сюжета идет обсуждение, затем приглашается новая четверка детей. Задание. Придумать и нарисовать свое обозначение одного из правил.
5. Тема «В лесу шуметь не нужно. Живи с природой дружно». Ситуация: мальчик пошел гулять в лес, взял магнитофон, включил громко музыку, сам громко поет песни, не смотрит под ноги, наступает на насекомых. Все животные от испуга убежали и улетели вглубь леса. Как вы думаете: скоро все звери и птицы вернутся в свои норы и гнезда? Кого испугал мальчик? Почему он так себя ведет? Как можно назвать его поступок? Если бы встретили этого мальчика, какие советы вы бы ему дали? В процессе беседы вывести детей на правила поведения в лесу: не разрушай гнезда, не наступай на ягоды, грибы, насекомых, не разоряй муравейники, не ломай ветки, не жги костры, не засоряй лесные поляны, не шуми, береги лес.
6. Тема «Не торопись забрать птенца. Обдумай действия до конца». Ситуация: на дереве гнездо, в нем пищат птенцы, а один птенец выпал, он еще не научился летать, мама его летает рядом, но не может ему помочь. Вопросы: как помочь птенцу? Чем могут помочь люди? Надо ли вернуть птенца в гнездо? Можно ли забрать птенца домой? Как оказать помощь? Где птенцу будет лучше: рядом с мамой или с человеком?
7. Тема «Мир украшают деревья, цветы. Помни беречь их всегда должен ты». Ситуация: дети пришли на цветочный луг, на нем много красивых цветов. Они обрадовались, им очень нравятся цветы. Девочка бережно сорвала один цветок и любуется им. А мальчик бегает по цветам, топчет цветы, рвет и раскидывает их. Когда они пошли домой, то решили вернутся на этот луг на следующее лето. Вопросы: как вы думаете, будет ли на следующее лето этот луг так же прекрасен? Что видите на картине? Что делают дети? Как поступают дети? Кто из них вредит природе и почему? Почему нельзя топтать цветы? Какую пользу приносят цветы? Как сохранить цветы? Почему на следующий год не выросли цветы? Что нужно сделать, чтобы цветы каждую весну распускались на лугу и радовали всех своей красотой? Задача педагога: побудить детей видеть глубинный характер проблемы. Дать понять, что мир растений – это удивительный мир, сотканный из чудес природы, что цветы дарит нам солнце и земля, но человек отвечает за сохранность этой красоты, установить причинно-следственные связи в природе, вызвать эмоционально-чувственное отношение к цветам и вместе ответить на вопрос, как сохранить красоту данного луга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровой методики как средства формирования иноязычных коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»
Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у дошкольников через разнообразные игровые формы обучения...
Презентация по теме:"Формирование основ экологической культуры в младшем школьном возрасте на базе подросткового клуба по месту жительства «Огонёк».
Формирование экологической культуры детей - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Работая в подростковом клубе по месту жительства «Огонёк», объединение «Творчеств...
"формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста "
Система работы: «Система формирования основ экологического сознания у дошкольников»: представляет собой дополнение содержания к программе М. А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду»,...
Презентация на тему "Формирование основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений. НЕ случайно экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества...
консультация для родителей «физическая культура для детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей разработана в соответствии с возрастом каждого ребенка, предлагается для воспитанников детского сада....
Опыт работы педагогов ДОУ по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Формирование представлений о здоровом образе жизни и здоровьесбережении является одной из наиболее значимых задач воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. ...
Проект «Разработка пособия для формирования основ экологической культуры у детей, подростков и молодёжи с глубокими нарушениями зрения»
В настоящее время проблема стремительного ухудшения экологической обстановки как нельзя более актуальна в России. Однако всеобъемлющее руководство, включающее конкретные рекомендации, при выполнении к...