ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
статья по музыке на тему
В статье показан опыт формирование творческого пространства для учащихся, объединяющего урочную и внеурочную формы работы, предполагающего использование современных технологий совместной деятельности учителя и учеников. Одной из них является проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.docx | 37.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Прусакова Н.П.,
учитель музыки
МБОУ «Гимназия №71» (Радуга») г. Кемерово
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Среди всех участников образовательных отношений зачастую бытует мнение, что музыка – предмет второстепенный, но мало кто задумывается о том, что занятия музыкой могут влиять на формирование мировоззрения человека, его убеждения, взгляды.
Проблема равнодушия учеников к музыкальной деятельности на уроке очень осложняет процесс развития умения слушать и слышать музыкальные произведения, а значит, не позволяет достичь главной цели – формирование основ музыкальной культуры учеников, как части их духовной культуры. Если же мы хотим воспитать Личность, способную адекватно воспринимать действительность, готовую к нравственным поступкам, умеющую отзываться на чужую боль, тогда музыка должна восприниматься не порционно и отвлеченно, а стать неотъемлемой частью повседневной жизни.
Проблема заключается в том, что учитель музыки за учебный год дает урок длиною лишь в полутора суток. Решение этой проблемы видится в создании единого музыкально-творческого пространства, которое позволит объединить урочную и внеурочную формы работы, а, следовательно: увеличить время общения с музыкой; сделать учащихся не пассивными слушателями, а активными участниками различных действий, связанных с изучением, созданием, анализом музыкальных произведений; познакомиться с авторами, музыкальными стилями и направлениями.
Основой моей деятельности в данном направлении, как и основой музыки, стали «три кита», три опоры, которые определяют задачи, стоящие передо мной, как перед учителем искусства.
«Кит 1». «Музыка - универсальный язык человечества» (Генри Лонгфелло). Если музыка универсальный язык, значит, она может научить нас неким универсальным законам. Например, законам красоты и гармонии, по которым ученики будут строить взаимоотношения в социуме и познавать окружающий мир. Она может синтезировать жизненный и учебный опыт учеников, показывая интеграцию с другими видами искусства и исследованиями в разных областях науки. Поэтому в процессе обучения должны быть созданы такие условия, при которых урок музыки превращается в урок жизни. А свою задачу, как учителя, вижу в том, чтобы сформировать в рамках изучения предмета «музыка» интерес к фундаментальным и прикладным наукам, научной картине мира путем вовлечения детей в познавательную деятельность.
«Кит 2». «Цель музыки – трогать сердца» (И.С. Бах). Музыка выражает представления об окружающем мире в художественном образе. Через образ она передает нам опыт поколений, нравственные ценности человечества. Задача педагога – сделать эти ценности понятными и созвучными внутреннему миру учеников, тем самым способствовать определению духовно-нравственных ориентиров. Разбирая с учениками каждый художественный образ с позиции средств музыкальной выразительности, создаю условия, чтобы школьники начинали понимать, а значит, и ценить музыкальные шедевры. У детей формируется музыкальный вкус и предпочтения, соответствующие культурным нормам, принятым в цивилизованном современном обществе.
«Кит 3». «Слушая музыку, я испытываю огромное желание творить» (Делакруа Эжен). Полученный на уроке опыт восприятия и познания музыки, как части духовной культуры человека, а также осознание своих возможностей мотивирует учащихся на развитие способностей и личностных качеств за пределами урока. И следующая задача заключается в том, чтобы показать возможности роста в социо - культурном пространстве школы и города, тем самым развивать творческие способности учеников и положительную мотивацию к предмету «Музыка».
Формирование творческого пространства, объединяющего урочную и внеурочную формы работы, предполагает использование современных технологий совместной деятельности учителя и учеников. Одной из них является проектная деятельность.
Проектный метод актуален в условиях современного образования, т.к. во-первых, реализует деятельностный подход в обучении, а во-вторых, он представляет проблемное обучение. Совокупность данных процессов обеспечивает формирование основных компетенций учащихся (целеполагания, планирования, рефлексии, самостоятельного поиска информации, коммуникативности и толерантности). Это положительно влияет на развитие личности ученика, открывает новые возможности самореализации, формирует интерес к познанию музыки как удивительного явления и открытию нового взгляда на себя. Инновационность заключается в системном подходе: проекты реализуются не от случая к случаю, а в определенном порядке, объединяя урочную и внеурочную деятельность, обеспечивая решение образовательных и воспитательных задач.
В образовательной деятельности мною используются различные виды проектов, которые классифицированы по доминирующей деятельности и результативному продукту.
В рамках учебного занятия, из-за временных границ применяются краткосрочные проекты (часть урока). Одним из часто используемых в начальной школе является ролевой проект. Он связан с драматизацией детских песен. Например, решая проблему во 2 классе «Почему танец менуэт медленный?», мы обращаемся к песне с одноименным названием композитора Е. Адлера. Ребята переносятся в атмосферу бала: во время исполнения песни ребята встают в пары и иллюстрируют движениями слова песни. В такие моменты создаются настоящие танцевальные миниатюры, в которых дети воспроизводят услышанную музыку в “лицах”.
В рамках информативно-исследовательских проектов в старших классах определяется «Рейтинг любимых произведений или песен», тем самым формируются музыкальные предпочтения детей. Очень часто создается «паспорт» композиторов, музыкальных стилей, полюбившихся произведений.
Участвуя в проекте «Путешествие в мир музыкальных инструментов», младшие школьники после изучения различных инструментов изготавливают свой ударный шумовой инструмент с инструкцией, который потом используют на уроках музыки.
Старшеклассников часто интересует творчество великих музыкантов, современных групп. Поддерживая их интерес, создаются альбомы, презентации о творчестве деятелей искусства, которые в дальнейшем представлены для широкой аудитории. Собранная информация является продуктом информационных проектов. Ученики начальной и основной школы любят участвовать в проекте «Страна музыкальных загадок» в рамках декады предметов культурно-спортивного цикла. Учащиеся составляют ребусы, музыкальные загадки, которые позже оформляют в тематические газеты. Работа над такими информационными проектами также является средством контроля знаний по предмету «Музыка».
Как уже было сказано выше, проекты используются и во внеурочной деятельности, которая содействует обеспечению достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. В рамках общекультурного направления внеурочной деятельности реализуется программу «Хоровая студия», ведется кружок «Мир вокального искусства», готовятся проекты для участия в научно-практических конференциях различного уровня.
Во внеурочной деятельности чаще используются долгосрочные проекты. Среди них – исследовательские. Продукты данных проектов (результаты исследований) дети представляют на научно-практических конференциях. Такие проекты ценны интегрированным характером исследований. Например, воздействие разных стилей музыки на эмоциональное состояние человека учащиеся 8 класса определяли с помощью цветового теста швейцарского психолога Люшера. А проектным продуктом исследования жанров и истории создания военной песни стали памятные открытки со словами песен, созданные совместно с учителем технологии.
Продукты практико-ориентированных проектов в дальнейшем становятся дидактическим материалом для работы на уроках музыки, средством контроля знаний. Составленная учениками восьмого класса музыкально-познавательная игра «Угадай - ка» стала использоваться на уроках с целью закрепления материала.
Сценарные проекты в основном создаем на занятиях хора. С учащимися седьмого класса была составлена игровая музыкальная программа для первоклассников «В поисках музыкальных сокровищ». Она ставила перед собой две задачи: ввести первоклассников в мир музыки и создать положительный настрой к занятиям, помочь адаптироваться в гимназии, а ученикам седьмого класса – дать возможность почувствовать себя в роли «наставников» для детей.
Особое значение в работе имеют творческие проекты. Они создаются совместно с учениками хоровой студии гимназии. Это скорее номера – проекты, их особое отличие – интегрированный характер и возможность «выхода» в новую социо–культурную среду, посредством участия в различных творческих конкурсах.
Для участия в городском конкурсе французской песни «Этуаль-ка» мы готовили песню на французском языке «Вечный круг жизни» Э. Джона. Нами была проделана огромная работа в создании образа этого музыкального произведения. Ребята были поделены на группы, каждая из которой занималась реализацией своих задач: произношение французского текста, создание эскизов костюмов, сценическое воплощение образа.
Участие в проектной деятельности – это один из инструментов, способствующих повышению интереса к предмету «Музыка». Это подтверждается ростом качественной успеваемости по предмету и увеличении количества детей, желающих заниматься музыкой во внеурочное время. Уровень сформированности УУД тоже имеет позитивную динамику. Положительная мотивация к изучению предмета «Музыка» отражается в результатах исследования учебных предпочтений, проведённых психологом гимназии на основе методики «художественных метафор».
Проектный метод помогает выявить способности учащихся к различным видам деятельности и помочь в «поисках себя». Каждый используемый проект решает основные задачи, стоящие перед учителем, а обогащение исследовательского опыта у учеников происходит постоянно в урочной и внеурочной деятельности, поэтому, можно сказать, что многие проекты дополняют друг друга, являются продолжением, интегрируются.
Работая в этом направлении, педагог должен прийти к системе организации проектной деятельности. В этом случае, возможно, тематическое планирование по предмету «Музыка» будет строиться по блокам, включающим в себя несколько тем, объединенных одним проектом. Соответственно, по каждой изученной теме результат обучения будет оформлен в конкретном продукте по освоению учебной программы и реализован в рамках внеурочной деятельности непосредственно детьми на практике.
В этом случае учащийся не только с интересом и удовольствием будет получать новые знания, а также учиться применять их в жизни, он будет воспитываться на лучших образцах музыкальной культуры, и желание творить у него сохранится надолго, а значит, с уверенностью можно будет сказать, что педагогическая цель будет достигнута.
Список используемой литературы:
- “Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения”, М., 2010.
- “Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики” Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.
- Ригина, Г.С. Музыка. Книга для учителя [Текст] / Г.С.Ригина / М.: Учебная литература, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Е.В.ЛОМАЧЕНКОВА, "Формирование основ музыкальной культуры, развитие музыкального и общего кругозора детей посредством пропаганды классической музыки"
Данная методическая разработка — это практические материалы по организации воспитательного и образовательного процесса обучающихся младшего, среднего и старшего возраста ГБОУДО Дворец твор...
Формирование основ музыкальной культуры в процессе преемственности с детской музыкальной школой.
Что такое преемственность?Это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает п...
Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов
В науке и практике образовательной деятельность предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов. В своей работе мы взяли на вооружен...
«Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»
Реферат на тему : «Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»...
Учебно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий формирования УУД
Учебно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий формирования УУД...
«Проектная деятельность как одна из форм формирования жизненных компетенций школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Об организации проектной деятельности с обучающимися с ОВЗ....
«Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»
Музыкально - ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть музыкально-двигательные способности, развить слух, научить восприни...