Проектная технология как средство формирования слушательской музыкальной культуры ребят подросткового возраста.
статья по музыке по теме
Рыбянцева Ольга Михайловна, учитель музыки МОУ СОШ №49.
Проектная технология как средство формирования слушательской
музыкальной культуры ребят подросткового возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 24.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рыбянцева Ольга Михайловна, учитель музыки МОУ СОШ №49.
Проектная технология как средство формирования слушательской
музыкальной культуры ребят подросткового возраста.
Огромные возможности искусства, в том числе музыкального, в воспитании и обучении школьников известны. Но меняющиеся условия функционирования музыки, интенсивное развитие технических средств музыкального воздействия, происходящие изменения в сознании современного слушателя требуют иных подходов к преподаванию музыки в старших классах. Хочется отметить, что из внимания музыкального школьного образования выпадают важнейшие процессы, происходящие в сфере взаимодействия молодежи с музыкой. В этой связи особенно значимой в музыкальной педагогике становится проблема формирования слушательской музыкальной культуры школьников-подростков как способности к духовному личностному обогащению посредством воспринимаемой музыки.
Роль музыкального искусства сегодня неоднозначна. С одной стороны, оно глубоко интегрировано в духовную жизнь человека, возросли его социальные функции. С другой стороны, теле - и радиоэфир, обилие звуковых технических средств превратили музыкальное искусство в привычный звуковой фон жизни. Зачастую музыка сомнительного художественного качества оказывается навязанной слушателю независимо от его выбора и занимает лидирующее положение в сфере досуга и художественных предпочтений подростков. Являясь неотъемлемой частью подростковой субкультуры и выполняя сразу несколько функций (эмоциональную, компенсаторную, функцию межличностного общения, самоутверждения, самоопределения личности), музыка оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств подростков, их эстетических и ценностных ориентаций. Тревожным остается тот факт, что для большинства школьников подросткового возраста наибольшей притягательностью обладает музыка упрощенная, малохудожественная, иногда и откровенно низкопробная, а развитие их слушательской культуры идет по наиболее доступному пути, не обогащенному подлинными смыслами музыкального искусства.
Программное содержания 8 – го итогового класса в курсе предмета музыки, на мой взгляд, недостаточно отвечает социальному запросу современного подростка и той информационной среде, в которой он живет. Именно по этому, учитель так остро чувствует дисбаланс педагогического пространства на своих уроках в старших классах. С одной стороны - позиция учителя с ведущей образовательной целью обобщения учебного материала в итоговом 8 классе. С другой – психологические особенности подросткового возраста, когда учебная деятельность уходит на второй план, а вопросы личностной значимости становятся приоритетными. К тому же в этом возрасте проявляется неудержимый интерес к современной массовой музыкальной культуре, где очень нелегко найти музыкальный «островок», достойный того, чтобы занять частичку сердца ребенка. И как результат – потухший взгляд ученика на совсем еще недавно любимом уроке…
Как активизировать мотивацию ребят к обучению? Как повлиять на формирование их музыкальных вкусов и предпочтений? Один из путей я вижу в использовании проектной технологии, которая выявляет активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в освоении предмета музыки, а так же может стать одним из инструментов воздействия на формирование слушательской музыкальной культуры подростков.
Учебный, творческий проект в структуре уроков музыки в 7- 8 классе – это возможность для подростка осваивать содержание предмета самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить свои музыкальные вкусы и предпочтения, публично представить достигнутый результат.
Использование на уроках проектной технологии создает условия для сотрудничества учителя и обучающихся, дает возможность исподволь воздействовать на формирование музыкальных вкусов и предпочтений подростков, обращая их внимание на смысловое оценивание произведений поп - и рок - культуры на основе критериев единых как для музыкальной классики, так и для явлений современного музыкального творчества.
Одним из успешных творческих проектов в своей педагогической практике считаю проект «Музыка моей души», который был рожден в совместном обсуждении с ребятами 8-Х классов в начале учебного года и постепенно вышел за рамки урока во внеурочную деятельность, став межпредметным, так как потребовал применения умений и навыков по информатике.
Результатом проекта стал электронный музыкальный журнал «Музыка моей души», в котором каждый ученик в течение года имел возможность представить свои музыкальные вкусы и предпочтения в форме слайдовой презентации с музыкальными примерами.
Цель проекта:
Развитие познавательного интереса обучающихся, осознание и предъявление собственных музыкальных вкусов и предпочтений.
Задачи:
- расширение музыкального кругозора;
- формирование компетенций, связанных с опытом их пременения в практической деятельности (умение аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников);
- реализация ведущего принципа обучения - «связи музыки с жизнью».
При планировании проектной деятельности ребятами были сформулированы и выделены следующие этапы:
1 Этап. Организационный.
Создание в классе «творческих лабораторий» по музыкальным интересам и предпочтениям. Ребятами были выбраны три направления: «Рок», « R&B» и «Рэп».
2 Этап. Исследовательский. Поиск информации.
В каждой лаборатории были определены :
-«музыкальные редакторы», отвечающие за анализ и отбор музыкального материала;
- группа «музыкальных теоретиков», в задачу которых входил сбор информации о представленных исполнителях и группах, музыкальных стилях и направлениях, работа с интернет-ресурсами;
- «web- дизайнеры», которые оформляли весь материал в слайдовую презентацию.
Именно на этом этапе работы возникли определенные сложности, так как здесь потребовались консультации учителя информатики для грамотного оформления страничек музыкального журнала.
Много вопросов вызвало и обсуждение критериев отбора музыкального материала. В группе рэп – исполнителей одним из главных критериев стал текст, его содержательная сторона и обязательный перевод с иностранного языка. Рок и популярная музыка должны были отвечать в первую очередь единым музыкальным критериям: собственные яркие средства музыкальной выразительности, хороший вокал, интересная и оригинальная аранжировка.
В процессе работы критерии отбора становились более четкими и определенными. Одним из подводных камней данного этапа стало недостаточное умение ребят выслушивать и принимать точку зрения оппонента, желание самостоятельно принимать решение, без обсуждения в группе.
3 Этап. Разработка содержания главных страничек журнала.
Побывав в роли « главных музыкальных редакторов», каждый из учеников предложил свое видение содержания музыкального журнала. Были заполнены анкеты, из которых группа «музыкальных теоретиков» выбрала оптимальный вариант, куда вошли следующие страницы:
- «Я так живу…» (Молодежные субкультуры и их музыкальные предпочтения).
- « Хочу все знать!» ( Музыкальный словарь современных стилей и направлений).
- «Музыкальный олимп». (Новости мира современной музыки, шоу- бизнеса).
-«Голос эпохи». (Страничка классической музыки).
- «Музыкальный клуб». (Презентации любимой музыки.)
Был проведен конкурс на самое оригинальное название и слайд – обложку журнала.
4 Этап. Презентация созданного продукта.
В течение года на уроках в рамках пятиминутной презентации « новая волна» (такое название придумали ребята для своих выступлений) каждый имел возможность представить свой музыкальный материал с комментариями для музыкального журнала. Дальнейшая работа по обработке и оформлению содержания страничек журнала проходила в «творческих лабораториях» вне урока.
Общая презентация журнала «Музыка моей души» состоялась в День самоуправления на школьном празднике «Звездный путь…».
Наблюдение за ребятами в ходе работы над проектом позволяет говорить об определенных сдвигах в развитии их творческих и коммуникативных качеств. Хотя для многих обучающихся ведущими ценностными ориентациями в области современной музыки являются удовольствие, мода и китч. Ребята зачастую оценивают музыку преимущественно по критериям престижности, шлягерности, разрекламированности. Результатом работы над проектом «Музыка моей души» стало стремление учащихся к осмыслению современной музыки, размышлению о ней, самостоятельному приобретению знаний, мнений и суждений, что безусловно повлияет на формирование их слушательской музыкальной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология, как средство формирования познавательной деятельности обучающихся.
В настоящее время в системе образования происходят интенсивные изменения. Они задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Такая ли...
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии 9обобщение педагогического опыта)...
Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.
Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...
Проектная технология, как средство формирования ключевых компетентностей у учащихся.
Проектная технология,как средство формирования ключевых компетентностей у учащихся....
Проектная технология как средство формирования языковых компетентностей воспитанников в обучении иностранному языку
Материал содержит описание педагогического проекта по использованию проектной технологии в обучении иностранному языку в условиях компетентностного подхода...
Формирование активной жизненной позиции обучающихся посредством проектной технологии в общеобразовательном учреждении
Статья об использовании проектной технологии в школе....
Инструментарий формирования ФГ в современной школе (ориентация учащихся на практическую деятельность, использование контекстных и ситуационных задач); технологии, способствующие формированию ФГ (технологии проектной и исследовательской деятельности, ТРКМ,
Введение функциональной грамотности в практику учебного процесса в образовательном учреждении. Направления функциональной грамотности, задачи реализации и технологии формировния....