«Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»
статья по физкультуре
Реферат на тему : «Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Творчество в музыкально-ритмических движениях
как средство формирования основ
музыкальной культуры детей»
Реферат составила: учитель физической культуры
ГБОУ гимназии № 540 Баласян Р.Ш
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….…..3
«Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»………...…………...5
Заключение………………………………………………………..…………….9
Список литературы…………………………………………..…..…………….11
Введение
Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении. Необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах.
Доказано, что двигательные упражнения под музыку тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движение под музыку для ребёнка является и одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.
Одна из главных задач ритмики – это приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одарённых в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, стеснительных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах.
Ритмика - это синтетический вид деятельности, где музыка и движение тесно связаны; в основе лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Музыка должна нравиться детям, побуждать их к движению, быть понятной, разнообразной по жанру, стилю исполнения, художественно-этичной.
Подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности. Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии разнообразных видов основных танцевальных движений детей.
Для ритмических композиций и танцев, характерна направленность для коллективного исполнения; кроме того, уровень их исполнения не требует специальной профессиональной подготовки, подражание образу начинается в познании ребёнком техники движений.
При выполнении ритмических движений дети проявляют активность, инициативу, находчивость, реализуя свои творческие способности, совершенствуют музыкально-эстетические чувства. Дети очень любят фантазировать. Через творческие задания и игру мои воспитанники, как это было представлено в практической части, сочиняют и импровизируют, благодаря накопленному багажу музыкально-ритмических движений.
«Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»
На занятиях «Ритмика» я развиваю у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмики является психологическое раскрепощение ребенка. Также на занятиях совершенствуются коммуникативные навыки и обогащается эмоциональная сфера ребенка. Основу для ритмических композиций составляют простые движения.
Занятия помогают ребятам в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности. Это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.
Основу для музыкально-ритмических композиций составляют несложные, но вместе с тем разнообразные движения по характеру (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений.
Приступая к разучиванию танца с детьми, мной подбирается материал в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей. Большое значение имеет музыкальное сопровождение.
Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений:
- доступность содержания музыкального произведения, произведение должно быть близко и понятно школьникам, их жизненному опыту;
- объем музыкального произведения (продолжительность звучания до 2,5 минут для 1-2 классов, до 3,5 минут для 3-4 классов)
- по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для 1 классов и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) 2-4 классов;
Танцевальные движения должны соответствовать музыке, а также быть:
• доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
• понятными по содержанию игрового образа;
• разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.
Определение доступности движений связываю с анализом следующих параметров:
1)Координационной сложности.
2)Объема движений.
3)Переключаемости движений.
4)Интенсивностью нагрузки.
Разучивание танца на занятиях происходит так:
- С прослушивания музыкального произведения, уточнения его характера и стиля.
- Разучивание отдельных движений, входящих в танец, включаю в разминку каждого музыкального занятия. Таким образом, у детей совершенствуется навык качественного выполнения движения.
- Разучивание всей композиции веду поэтапно.
Чтобы дети поняли и почувствовали форму движений, стараюсь выразительно и четко показывать их детям. Так же важны и словесные объяснения. Они должны быть кратки, образны и конкретны. Показ музыкально - ритмических движений необходим во всем процессе работы над ним.
Иногда показываю движения всей группе в исполнении одного – двух наиболее успешных детей. Ребенок легче схватывает и понимает движение, его связь с музыкой, когда его выполняет ровесник. Такой прием учит видеть и оценивать хорошее исполнение.
Методика обучения детей имеет ряд особенностей:
1.Обучение ребенка движениям с музыкой должно носить характер игры.
2.В работе с детьми хорошо использовать разнообразные пособия и инвентарь, действия с которыми интересны детям.
3.Каждое занятие с детьми должно заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание.
4.Необходимо внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, душевного мира, потребностей детского возраста.
5.Общение с детьми должно проходить в атмосфере радости, и это самое главное, так как радость - могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств радость лучше всего влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному.
Основные методы, которые я использую в работе:
- Метод показа.
- Словесный метод.
- Импровизационный.
- Метод иллюстративной наглядности.
- Игровой метод.
В соответствии с ФГОС, при разучивании танцевальных композиций я интегрирую свою работу с образовательными областями, что способствует всестороннему и интеллектуальному развитию детей.
Социально - коммуникативное развитие-формирование первичных представлений о себе, о своих чувствах, эмоциях, в окружающем мире, в части культуры и музыкального искусства.
Познавательное - расширение кругозора, элементарных представлений о музыке как виде искусства.
Речевое - развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу музыки.
Художественно-эстетическое - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
Физическое - развитие и укрепление здоровья, формирование о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, музыкально-ритмическими движениями, становление ценностей здорового образа жизни.
Заключение
В результате проделанной работы, дети стали проявлять стойкий интерес и потребность к музыкально-ритмическим занятиям, освоили определенный объем движений. У них сформировались основы культуры движения, правильная осанка, более развита музыкальность. У ребят появились такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения зрителям. Изменилось протекание психологических процессов: отмечены сосредоточенность, внимание, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения и фантазии.
Список литературы
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Лифиц И.В. Ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Фирилева Ж.Е., Рябчиков А.И., Загрядская О.В. «Ритмика в школе. Третий урок физической культуры»: соответствует ФГОС (3-го поколения) – изд.: Феникс, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.
Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....
Методические материалы. Доклад с электронной презентацией "Декоративно-прикладное творчество как средство формирования социальной компетентности детей и подростков".
Методический материал для педагогов дополнительного образования по формированию социальной компетентности детей и подростков...
Метод совместного творчества учителя и ученика как средство формирования компетенций обучающихся
Из опыта организации работы физического кружка в школе....
Реферат Психологическое сопровождение в УДОД как одно из средств формирования коммуникативной культуры
Реферат представляет теоретическую разработку по одному из направлений работы психолога в учреждении дополнительного образования...
Урок как средство формирования экологической культуры.
Урок как средство формирования экологической культуры....
Формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством.
Именно в культуре человек обретает свое бытие, именно культура задает содержание, стиль, характер мышления и отношения человека к окружающей действительности, а также формирует образ мира человека как...
Обобщение опыта по теме: Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования нравственности, культуры и личности и культуры здорового образа жизни"
Опыт направлен на одной из проблем современого образования и образования-проблемы личностного роста, становление его личности в школьные года....