РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
При создании рабочей программы учитывалась одна из приоритетных задач современной системы образования – охрана и укрепление здоровья обучающихся, воспитание их способными активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющими использовать ресурсы адаптивной физической культуры для саморазвития и самоопределения.
С этой целью в образовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо реализовывать специальные программы коррекционной направленности по адаптивной физической культуре (АФК), разрабатываемые для разных категорий обучающихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz_fiz-ra.docx | 87.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
МБОУ "Ватинская ОСШ "
РАССМОТРЕНО Руководитель МС ________________________ Ильина Л.И. № 92 от «25» 08.2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ________________________ Маликова Д.Н. № 92 от «25» 08.2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директором школы ________________________ Туровская И.И. № 92 от «25» 08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
учебного предмета
«Адаптивная физическая культура»
для 5 класса основного общего образования
с.п. Вата 2023-2024 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с ЗПР по адаптивной физической культуре в 5 классе разработана на основе:
- Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания;
- Федерального перечня учебников, утвержденного, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- примерных программ основного общего образования по учебным предметам. Физическая культура, 5 – 9 классы;
- Федерального перечня учебников, утвержденного, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- авторской программы В.И.Ляха, М.Я. Виленского «Физическая культура 5-9 кл.» : прогр. / сост. В.И.Лях, М.Я. Виленский М.: Просвещение, 2014;
- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с ЗПР МБОУ «Ватинская ОСШ»;
- учебного плана МБОУ «Ватинская ОСШ»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
При создании рабочей программы учитывалась одна из приоритетных задач современной системы образования – охрана и укрепление здоровья обучающихся, воспитание их способными активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющими использовать ресурсы адаптивной физической культуры для саморазвития и самоопределения.
С этой целью в образовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо реализовывать специальные программы коррекционной направленности по адаптивной физической культуре (АФК), разрабатываемые для разных категорий обучающихся с ОВЗ.
Учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» является составной частью предметной области «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности».
Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленный на коррекцию нарушенных функций, средство укрепления физического здоровья, повышения и совершенствования двигательных возможностей.
Программа по адаптивной физической культуре для обучающихся с ЗПР имеет ряд существенных отличий от общеобразовательной программы физического воспитания. Программа имеет коррекционную направленность и разрабатывается с учетом особенностей развития обучающихся с ЗПР. Данная программа должна содействовать всестороннему развитию личности обучающихся, формированию осознанного отношения к своему здоровью, развитию основных физических качеств, компенсации нарушенных функций организма.
Методика адаптивного физического воспитания обучающихся с ЗПР имеет ряд существенных отличий от основной образовательной программы физического воспитания. Это обусловлено особенностями развития как физической, так и психической сферы обучающегося с ЗПР.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности в усвоении образовательных программ, обусловленные недостаточностью познавательной сферы, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Достаточно часто у обучающихся с ЗПР отмечаются нарушения общей и ручной моторики, зрительно-моторной координации и пространственной ориентировки. Кроме того, трудности в усвоении знаний усугубляются особым неврологическим статусом многих обучающихся с ЗПР, которые характеризуются повышенной утомляемостью, снижением умственной работоспособности, активного внимания и памяти. Задержка психического развития в большинстве случаев является следствием резидуально-органической недостаточности центральной нервной системы, что оказывает влияние и двигательную сферу обучающихся.
В основу разработки программы по адаптивной физической культуре обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать свой индивидуальный потенциал.
В процессе разработки программы выделяют несколько групп обучающихся с ЗПР:
- обучающиеся с ЗПР, физическое развитие которых соотносится с возрастной нормой;
- обучающиеся с ЗПР, отстающие в физическом развитии и формировании двигательных навыков;
- обучающиеся с ЗПР, имеющие нарушения здоровья, подтвержденные медицинским заключением, а также дети с инвалидностью по соматическим заболеваниям.
Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие которых приближается или соответствует возрастной норме, овладение предметом «Физическая культура» все же представляется затруднительным без использования специальных методов и приемов. Чаще всего это связано с особенностями эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с ЗПР. Они отстают от нормально развивающихся сверстников по сформированности произвольного поведения. Уровень произвольной регуляции поведения зависит у них от сложности деятельности, особенно от сложности звена программирования. Наибольшие затруднения вызывает формирование контроля за собственной деятельностью. При формировании двигательных навыков у данной группы обучающихся особые трудности наблюдаются при выполнении заданий, требующих определенных волевых усилий, настойчивости, сосредоточенности на результате. Для таких обучающихся с ЗПР МБОУ «Школа № 50» по согласованию с родителями обучающегося вправе делать выбор между учебным предметом «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура».
Обучающиеся с ЗПР, отстающие в физическом развитии и формировании двигательных навыков, помимо вышеперечисленных проблем личностного развития, имеют более выраженные проблемы нервно-психического плана. В двигательном статусе таких обучающихся практически всегда можно выделить как негрубые нарушения в физическом развитии и функциональном состоянии, так и специфические нарушения психомоторики, связанные с трудностями формирования произвольных осознанных движений, направленных на достижение определенной цели. В результате все задания на уроках физкультуры они выполняют медленнее, чем нормально развивающиеся обучающиеся, обнаруживаются неточность и неловкость движений. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений, сложных двигательных программ. При выполнении произвольных движений может появляться излишнее напряжение мышц, а иногда и непроизвольные движения. У обучающихся с ЗПР данной группы наблюдаются и недостатки координации движений, в которых участвуют группы мышц обеих половин тела. Недостатки моторики и психомоторики обучающихся отрицательно сказываются на возможностях усвоения знаний и умений в области физической культуры. Кроме того, несформированность произвольной регуляции поведения влияет на продуктивность занятий физической культурой: ученики часто не усваивают задания, даваемые учителем, не могут на относительно длительное время сосредоточиться на их выполнении, отвлекаются на любые посторонние стимулы. Им чрезвычайно трудно соблюдать определенный двигательный режим, подчиняться четким правилам поведения на уроках физкультуры. Таким образом, для таких обучающихся необходимо создавать специальные педагогические условия для занятий физической культурой и проводить целенаправленную коррекционную работу.
Для обучающихся с ЗПР, имеющих отклонения в состоянии здоровья или инвалидность по соматическим заболеваниям, характерны специфические особенности двигательного развития, связанные именно с тем заболеванием, которое имеет обучающийся. Как правило, соматическое заболевание осложняет все вышеперечисленные особенности психофизического развития обучающихся с ЗПР. Очень часто в замедлении темпа развития таких обучающихся принимает участие стойкая соматогенная астения, которая приводит к повышенной утомляемости, истощаемости, неспособности к длительному умственному и физическому напряжению. Обучающиеся часто жалуются на усталость, головные боли, нарушения сна и резкое падение работоспособности. В ответ на чрезмерную школьную нагрузку у таких обучающихся может возникать переутомление. Таким образом, при обучении данной группы обучающихся, прежде всего необходимы строгая регламентация учебной нагрузки, профилактика переутомления, создание обстановки эмоционального комфорта как в образовательной организации, так и в семье, забота родителей об охране и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Занятия физической культурой должны быть индивидуализированы и зависеть от медицинских рекомендаций лечащего врача. Прежде чем приступать к разработке индивидуального плана занятий адаптивной физической культурой, необходимо очень внимательно ознакомиться с показаниями и противопоказаниями к физическим нагрузкам, строго соблюдать медицинские рекомендации.
Обучающиеся с ЗПР с физическим развитием, близким к возрастной норме, и обучающиеся с ЗПР, психофизическое развитие которых задержано, посещают уроки физической культуры вместе с нормально развивающимися сверстниками. Учитель физкультуры реализует индивидуально-дифференцированный подход к физическому воспитанию обучающихся с ЗПР, осуществляет коррекционную направленность урока в соответствии с особыми образовательными потребностями этих обучающихся. Обучающиеся с ЗПР с нарушениями здоровья или инвалидностью занимаются адаптивной физической культурой в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Адаптивная физическая культура занимает важное место не только в образовательном процессе обучающихся с ЗПР, но и в целом является частью системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения. Высокий потенциал дисциплины как эффективного метода социализации лиц с ЗПР признается специалистами в сфере образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социальной защиты.
Занятия адаптивной физкультурой предполагают взаимосвязь и психофизическое единство организованной двигательной деятельности и целенаправленного формирования личности обучающегося, коррекцию и развитие его познавательных способностей, сенсорных систем, высших психических функций, общения, мотивов, интересов, потребностей, самовоспитания. Личностные и предметные результаты освоения дисциплины непосредственно влияют на уровень развития жизненной компетенции обучающихся в части формирования и развития социальных навыков, формирующихся неполноценно из-за недостатков психического и физического развития обучающихся с ЗПР.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР определяются спецификой функционирования их центральной нервной системы, которая выражается в недостаточности моторной скоординированности сложных двигательных актов, сниженной скорости двигательных реакций, недостаточной ловкости при выполнении упражнений, а также в особенностях психического развития и речи, приводящих к трудностям саморегуляции и понимания сложных семантических конструкций.
К особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР в части занятий физической культурой и спортом относятся потребности:
- во включении в содержание занятий физической культурой и спортом коррекционно-развивающей работы, предусматривающей коррекцию и развитие точности, ловкости и скоординированности движений; упражнений, способствующих налаживанию межполушарных связей и отработке быстроты двигательных реакций;
- в создании условий для формирования саморегуляции деятельности и поведения;
- в организации образовательного процесса с учетом индивидуализации содержания, методов и средств в соответствии с особыми образовательными потребностями и состоянием здоровья обучающегося с ЗПР;
- в предоставлении дифференцированных требований к процессу и результатам занятий с учетом психофизических возможностей обучающегося;
- в формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом, представлений и навыков здорового образа жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной дисциплины «Адаптивная физическая культура» непосредственно влияют на уровень жизненных компетенций обучающихся в части формирования и развития социальных навыков.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что рассчитана на обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.
В условиях правильного обучения эти дети постепенно преодолевают задержку общего психического развития, усваивая знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Этому способствует наличие ряда сохранных звеньев в структуре их психики, и прежде всего, потенциально сохранных возможностей развития высших психических функций.
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ.
Данная программа, сохраняет основное содержание образования, принятое для массовой школы и отличается тем, что предусматривает коррекционную работу с обучающимися имеющие ограниченные возможности здоровья.
Основные направления коррекционной работы с обучающимися имеющие ОВЗ
Характерными особенностями обучающихся с ОВЗ являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих обучающихся, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития. Поэтому обучающиеся с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.
Содержание программы направлено на решение следующих коррекционных задач:
продолжить формировать познавательные интересы учащихся и их самообразовательные навыки; создать условия для развития обучающегося в своем персональном темпе, исходя из его образовательных способностей и интересов;
приобрести (достигнуть) обучающимся уровня образованности, соответствующего его личному потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего развития;
Важнейшим условием построения учебного процесса для обучающихся с ОВЗ, является доступность, что достигается выделением в каждой теме главного, дифференциацией материала, многократного повторения пройденного материала, выполнение заданий по алгоритму, ликвидация пробелов.
В обучении детей с ОВЗ используются программы адаптированные к возможностям обучающихся. Программа направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Общей целью школьного образования по адаптивной физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В рабочей программе по фдаптивной физической культуре для 5 класса данная цель конкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических, психических и нравственных качеств, творческом использовании ценностей физической культуры в организации здорового образа жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом.
Развивающая направленность рабочей программы определяется вектором развития физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся, являющихся основой укрепления их здоровья, повышения надёжности и активности адаптивных процессов. Существенным достижением данной ориентации является приобретение школьниками знаний и умений в организации самостоятельных форм занятий оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной физической культурой, возможностью познания своих физических способностей и их целенаправленного развития.
Воспитывающее значение рабочей программы по адаптивной физической культуре заключается в содействии активной социализации школьников на основе осмысления и понимания роли и значения мирового и российского олимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям, истории и современному развитию. В число практических результатов данного направления входит формирование положительных навыков и умений в общении и взаимодействии со сверстниками и учителями физической культуры, организации совместной учебной и консультативной деятельности.
Центральной идеей конструирования учебного содержания и планируемых результатов образования в основной школе является воспитание целостной личности учащихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе содержания учебной дисциплины «Физическая культура», которое представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о физической культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей личностно значимого смысла, содержание рабочей программы представляется системой модулей, которые входят структурными компонентами в раздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере лыжной подготовки), спортивные игры, плавание. Данные модули в своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта.
Вариативные модули объединены в адаптивной рабочей программе модулем «Спорт», содержание которого разрабатывается образовательной организацией на основе Примерных модульных программ по адаптивной физической культуре для общеобразовательных организаций, рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации. Основной содержательной направленностью вариативных модулей является подготовка учащихся к выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, активное вовлечение их в соревновательную деятельность.
Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного региона или образовательной организации, модуль «Спорт» может разрабатываться учителями физической культуры на основе содержания базовой физической подготовки, национальных видов спорта, современных оздоровительных систем. В настоящей рабочей программе в помощь учителям физической культуры в рамках данного модуля, представлено примерное содержание «Базовой физической подготовки».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 5 классе на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, суммарно 68 часа. Вариативные модули (не менее 1 часа в неделю) могут быть реализованы во внеурочной деятельности, в том числе в форме сетевого взаимодействия с организациями системы дополнительного образования детей.
При подготовке рабочей программы по адаптивной физической культуре учитывались личностные и метапредметные результаты, зафиксированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и в «Универсальном кодификаторе элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные тематические модули учебной дисциплины «Адаптивная физическая культура» на уровне основного общего образования:
Модуль «Знания о физической культуре»
В данном блоке теоретические знания по истории физической культуры и спорта, их месте и роли в современном обществе. Учащиеся должны получить знания о значении физической культуры для всестороннего развития человека, укрепления здоровья и подготовки к трудовой деятельности. Формируются понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Рассматривается необходимость коррекции осанки и телосложения, контроля и наблюдения за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Формируется способность обучающихся к самонаблюдению и самоконтролю, оценка эффективности занятий. Формируется способы выявления и устранения технических ошибок при выполнении физических упражнений. Усваивается техника безопасности при занятиях АФК и спортом.
Специфической особенностью содержания учебного материала для обучающихся с ЗПР является включение тематики, касающейся перспективных возможностей обучающихся в освоении любительского спорта, и даже спортивной карьеры. Рассматриваются темы возникновения и развития олимпийского движения, олимпийское движение в России, принципы спортивной этики, примеры достижений известных спортсменов.
Модуль «Гимнастика»
В данный блок необходимо включать физические упражнения, которые, прежде всего, будут направлены на коррекцию нарушений моторики и психомоторики обучающихся с ЗПР.
Построения и перестроения также включаются в программу занятий по гимнастике. Учащиеся должны владеть самыми простыми способами перестроения и ориентировки в пространстве.
Включаются в занятия и общеразвивающие и корригирующие упражнения, болящая часть которых должна проводиться из положения лежа, а также стоя или сидя – но в уже в меньшем количестве.
Обучение правильному дыханию в покое и при физической нагрузке осуществляет коррекцию дыхания, осанке.
Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты). Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (перекладине, брусьях, бревне): висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, седы, стойки, наскоки, соскоки. Преодоление гимнастической полосы препятствий.
В занятия могут включаться гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (опорные прыжки, упражнения на гимнастическом бревне (девочки), упражнения на перекладине (мальчики), упражнения и комбинации на гимнастических брусьях, упражнения на параллельных брусьях (мальчики), упражнения на разновысоких брусьях (девочки). Ритмическая гимнастика с элементами хореографии (девочки).
Модуль «Легкая атлетика»
Данный блок включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Основное направление занятий легкой атлетикой способствует формированию двигательных навыков, таких как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. На ряду с этим важно развивать такие физические качества, а в дальнейшем их совершенствовать, как быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции. Метание развивает точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Обучение правильному захвату мяча, соизмерение дистанции от точки броска до цели, способствует формированию правильной пространственной ориентировки.
Легкоатлетические упражнения: техника спортивной ходьбы, бега на короткие, средние и длинные дистанции, метание малого мяча.
Модуль «Спортивные игры»
При организации спортивных и подвижных игр для обучающихся с ЗПР на уроках АФК рекомендуется использовать игры со знакомыми и доступными видами естественных движений (ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом). Правила можно адаптировать в соответствии с возможностями обучающихся. Особое значение для обучающихся с ЗПР имеют подвижные игры с правилами. Они формируют способность обучающегося действовать целенаправленно, создавать программу действий во внутреннем умственном плане и решать двигательную задачу в соответствии с ней, а так же развивают навыки самоконтроля.
При обучении учеников с ЗПР спортивным играм на уроках адаптивной физической культуры подробно рассматриваются технико-тактические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол. Обсуждаются и запоминаются обучающимися правила спортивных игр. Могут рассматриваться некоторые национальные виды спорта, их технико-тактические действия и правила.
Баскетбол: перемещение без мяча и с мячом, технические приемы и тактические действия, передача, ведение мяча, броски в кольцо.
Волейбол: перемещение без мяча и с мячом, технические приемы и тактические действия, передача мяча через сетку, нижняя прямая подача, прием мяча после подач.
Футбол: отбор мяча, ведение мяча, обводка соперника, выбор места в обороне и в атаке.
Модуль «Зимние виды спорта (лыжная подготовка)»
Блок включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.
Техника основных способов передвижения на лыжах:
- передвижения на лыжах различными классическими ходами (попеременным двухшажным, одновременным бесшажным, одновременным одношажным, одновременным двухшажным);
- подъёмы на лыжах в гору;
- спуски с гор на лыжах;
- торможения при спусках;
- повороты на лыжах в движении;
прохождение учебных дистанций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
При подготовке рабочей программы учитывались требования к личностным и метапредметным результатам, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
По структуре планируемые результаты освоения программы соответствуют планируемым результатам АООП ООО ЗПР, они включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к спортивному прошлому и настоящему многонационального народа России, осознание и ощущение личностной сопричастности спортивной составляющей жизни российского народа); знание истории спорта, знаменитых спортсменов России и мира;
готовность и способность обучающихся с ЗПР к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к занятиям адаптивной физической культурой; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при выполнении физических упражнений и в совместной спортивной деятельности;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное, спортивное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к физическим возможностям другого человека, к его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм на уроках «Адаптивная физическая культура»;
сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
развитость эстетического сознания через освоение понимания красоты движения и человека;
сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию по истории спорта, теоретическим основам адаптивной физической культуры, содержащуюся в готовых информационных объектах;
подбирать соответствующие термины к упражнению, движению или спортивному инвентарю;
выделять общий признак или отличие двух или нескольких упражнений, объяснять их сходство или отличия;
объединять движения, упражнения в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать;
различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты: составление режима дня, программы тренировок и т.д.
обозначать символом и знаком движение;
определять логические связи между движениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме выполнения упражнения;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания о физическом упражнении, к которому применяется алгоритм;
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями изучения теоретических основ адаптивной физической культуры).
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
определять возможные роли в совместной деятельности;
организовывать самостоятельно или совместно с педагогом учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; заниматься индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
распознавать невербальные средства общения в процессе спортивных игр, прогнозировать конфликтные ситуации, смягчая конфликты;
оценивать качество своего вклада в командный результат.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты по предмету «Адаптивная физическая культура»;
определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов в части физического совершенствования;
выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях – прогнозировать конечный результат;
ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и задачи;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать оптимальные ресурсы для совершенствования двигательных функций;
планировать и корректировать свое физическое развитие.
различать результаты и способы действий при достижении результатов;
определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать инструменты для оценивания и оценивать свою деятельность, осуществлять самоконтроль на уроках по адаптивной физической культуре;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;
определять критерии правильности (корректности) выполнения упражнения;
обосновывать достижимость выполнения упражнения выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
анализировать собственную деятельность на уроках по адаптивной физкультуре и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты двигательного развития и делать выводы о причинах его успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности;
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к правильному выполнению физического упражнения;
демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Целевым ориентиром освоения обучающимися с ЗПР программы по адаптивной физической культуре являются предметные результаты освоения программы по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Предметные результаты освоения программного материала по основным тематическим модулям («Знание о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Лыжная подготовка», «Плавание») определяются индивидуально для каждого обучающегося с ЗПР с учетом его особых образовательных потребностей, особенностей развития моторики и психомоторики. Обучающиеся с ЗПР должны уметь использовать полученные в ходе занятий теоретические знания на практике: в условиях тренировочных занятий, соревновательной деятельности, а также в повседневной двигательной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||
всего | контрольные работы | практические работы | |||||||
Раздел 1. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (1 ч) | |||||||||
1.1. | Знакомство с программным материалом и требованиями к его освоению | 0.25 | обсуждают задачи и содержание занятий физической культурой на предстоящий учебный год | https://resh.edu.ru/ | |||||
1.2. | Знакомство с системой дополнительного обучения физической культуре и организацией спортивной работы в школе | 0.25 | интересуются работой спортивных секций и их расписанием; задают вопросы по организации спортивных соревнований, делают выводы о возможном в них участии | ||||||
1.3. | Знакомство с понятием «здоровый образ жизни» и значением здорового образа жизни в жизнедеятельности современного человека | 0.25 | описывают основные формы оздоровительных занятий | ||||||
1.4. | Знакомство с историей древних Олимпийских игр | 0.25 | конкретизируют их значение для здоровья человека: утренняя зарядка; физкультминутки и физкультпаузы, прогулки и занятия на открытом воздухе, занятия физической культурой | ||||||
Раздел 2. СПОСОБЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2.5 ч) | |||||||||
2.1. | Режим дня и его значение для современного школьника | 0.25 | знакомятся с понятием «работоспособность» и изменениями показателей работоспособности в течение дня | https://resh.edu.ru/ | |||||
2.2. | Самостоятельное составление индивидуального режима дня | 0.25 | составляют индивидуальный режим дня и оформляют его в виде таблицы | ||||||
2.3. | Физическое развитие человека и факторы, влияющие на его показатели | 0.25 | знакомятся с понятием «физическое развитие» в значении | ||||||
2.4. | Осанка как показатель физического развития и здоровья школьника | 0.25 | «процесс взросления организма под влиянием наследственных программ» | ||||||
2.5. | Измерение индивидуальных показателей физического развития | 0.25 | приводят примеры влияния занятий физическими упражнениями на показатели физического развития | ||||||
2.6. | Упражнения для профилактики нарушения осанки | 0.25 | знакомятся с понятиями «правильная осанка» и «неправильная осанка», видами осанки и возможными причинами нарушения;; устанавливают причинно-следственную связь между | ||||||
2.7. | Организация и проведение самостоятельных занятий | 0.25 | рассматривают возможные виды самостоятельных занятий на открытых площадках и в домашних условиях, приводят примеры их целевого предназначения (оздоровительные мероприятия в режиме дня, спортивные игры и развлечения с использованием физических упражнений и др.) | ||||||
2.8. | Процедура определения состояния организма с помощью одномоментной функциональной пробы | 0.25 | разучивают способ проведения одномоментной пробы в состоянии относительного покоя, определяют состояние организма по определённой формуле | ||||||
2.9. | Исследование влияния оздоровительных форм занятий физической культурой на работу сердца | 0.25 | измеряют пульс после выполнения упражнений (или двигательных действий) в начале, середине и по окончании самостоятельных занятий | ||||||
2.10. | Ведение дневника физической культуры | 0.25 | двигательных действий в начале, середине и по окончании самостоятельных занятий; | ||||||
Раздел 3. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (58,5 ч) | |||||||||
3.1. | Знакомство с понятием «физкультурно-оздоровительная деятельность | 0.25 | знакомятся с понятием «физкультурно-оздоровительная деятельность», ролью и значением физкультурно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни современного человека. | https://resh.edu.ru/ | |||||
3.2. | Упражнения утренней зарядки | 0.25 | 0.25 | отбирают и составляют комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток для занятий в домашних условиях без предметов, с гимнастической палкой и гантелями, с использованием стула | |||||
3.3. | Упражнения дыхательной и зрительной гимнастики | 0.25 | 0.25 | разучивают упражнения дыхательной и зрительной гимнастики для профилактики утомления во время учебных занятий. | |||||
3.4. | Водные процедуры после утренней зарядки | 0.25 | закрепляют и совершенствуют навыки проведения закаливающей процедуры способом обливания | ||||||
3.5. | Модуль «Лёгкая атлетика». Знакомство с рекомендациями по технике безопасности во время выполнения беговых упражнений на самостоятельных занятиях лёгкой атлетикой | 0.5 | знакомятся с рекомендациями по технике безопасности во время выполнения беговых упражнений на самостоятельных занятиях лёгкой атлетикой | https://resh.edu.ru/ | |||||
3.6. | Модуль «Лёгкая атлетика». Бег с максимальной скоростью на короткие дистанции | 3 | 2 | 3 | закрепляют и совершенствуют технику высокого старта: закрепляют и совершенствуют технику бега на короткие дистанции с высокого старта; разучивают стартовое и финишное ускорение; разучивают бег с максимальной скоростью с высокого старта по учебной дистанции в 60 м. | Контрольный зачет | |||
3.7. | Модуль «Лёгкая атлетика». Бег с равномерной скоростью на длинные дистанции | 4 | 2 | 4 | описывают технику равномерного бега и разучивают его на учебной дистанции (за лидером, с коррекцией скорости передвижения учителем); разучивают бег с равномерной скоростью по дистанции в 1 км | Контрольный зачет | |||
3.8. | Модуль «Лёгкая атлетика». Знакомство с рекомендациями учителя по технике безопасности на занятиях прыжками и со способами их использования для развития скоростно-силовых способностей | 0.25 | знакомятся с рекомендациями учителя по технике безопасности на занятиях прыжками и со способами их использования для развития скоростно-силовых способностей | ||||||
3.9. | Модуль «Лёгкая атлетика». Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» | 1 | 1 | повторяют описание техники прыжка и его отдельные фазы; закрепляют и совершенствуют технику прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» | Контрольный зачет | ||||
3.10. | Модуль «Лёгкая атлетика». Знакомство с рекомендациями по технике безопасности при выполнении упражнений в метании малого мяча и со способами их использования для развития точности движения | 0.25 | знакомятся с рекомендациями по технике безопасности при выполнении упражнений в метании малого мяча и со способами их использования для развития точности движения | ||||||
3.11. | Модуль «Лёгкая атлетика». Метание малого мяча на дальность | 3 | 2 | 3 | разучивают технику метания малого мяча на дальность с трёх шагов разбега, с помощью подводящих и имитационных упражнений; метают малый мяч на дальность по фазам движения и в полной координации | Контрольный зачет | http://ru.sport-wiki.org/ | ||
3.12. | Модуль «Лёгкая атлетика». Метание малого мяча в неподвижную мишень | 2 | 2 | разучивают технику метания малого мяча в неподвижную мишень по фазам движения и в полной координации. | |||||
3.13. | Модуль «Гимнастика». Знакомство с понятием «спортивно-оздоровительная деятельность | 1 | знакомятся с понятием «спортивно-оздоровительная | https://resh.edu.ru/ | |||||
3.14. | Модуль «Гимнастика». Кувырок вперёд в группировке | 2 | 1 | 2 | совершенствуют технику кувырка вперёд за счёт повторения техники подводящих упражнений (перекаты и прыжки на месте, толчком двумя ногами в группировке); совершенствуют кувырок вперёд в группировке в полной координации | Контрольный зачет | |||
3.15. | Модуль «Гимнастика». Кувырок назад в группировке | 2 | 1 | 2 | разучивают кувырок назад в группировке по фазам и в полной координации | Контрольный зачет | |||
3.16. | Упражнения на развитие гибкости | 0.5 | 0.5 | разучивают упражнения на подвижность суставов, выполняют их из разных исходных положений, с одноимёнными и разноимёнными движениями рук и ног, вращением туловища с большой амплитудой | http://ru.sport-wiki.org/ | ||||
3.17. | Упражнения на развитие координации | 0.5 | 0.5 | разучивают упражнения в равновесии, точности движений, жонглировании малым (теннисным) мячом | http://ru.sport-wiki.org/ | ||||
3.18. | Упражнения на формирование телосложения | 0.5 | 0.5 | разучивают упражнения с гантелями на развитие отдельных мышечных групп | http://ru.sport-wiki.org/ | ||||
3.19. | Модуль «Гимнастика». Кувырок вперёд ноги «скрёстно» | 1 | 1 | выполняют кувырок вперёд ноги «скрёстно» по фазам и в полной координации | |||||
3.20. | Модуль «Гимнастика». Кувырок назад из стойки на лопатках | 1 | 1 | 1 | разучивают технику кувырка назад из стойки на лопатках по фазам движения и в полной координации | Контрольный зачет | |||
3.21. | Модуль «Гимнастика». Опорный прыжок на гимнастического козла | 1 | 1 | описывают технику выполнения прыжка с выделением фаз движений; повторяют подводящие упражнения и оценивают технику их выполнения | |||||
3.22. | Модуль «Гимнастика». Расхождение на гимнастической скамейке в парах | 2 | 1 | 2 | разучивают технику расхождения правым и левым боком при передвижении на полу и на гимнастической скамейке (обучение в парах) | Контрольный зачет | |||
3.23. | Модуль «Гимнастика». Гимнастическая комбинация на низком гимнастическом бревне | 1 | 1 | разучивают упражнения комбинации на полу, на гимнастической скамейке, на напольном гимнастическом бревне, на низком гимнастическом бревне | |||||
3.24. | Модуль «Гимнастика». Лазанье и перелезание на гимнастической стенке | 1 | 1 | закрепляют и совершенствуют технику лазанья по гимнастической стенке разноимённым способом, передвижение приставным шагом | |||||
3.25. | Модуль «Зимние виды спорта». Знакомство с рекомендациями учителя по технике безопасности на занятиях лыжной подготовкой; способами использования упражнений в передвижении на лыжах для развития выносливости | 1 | знакомятся с рекомендациями учителя по технике безопасности на занятиях лыжной подготовкой; способами использования упражнений в передвижении на лыжах для развития выносливости». | https://resh.edu.ru/ | |||||
3.26. | Модуль «Зимние виды спорта». Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом | 4 | 1 | 4 | закрепляют и совершенствуют технику передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом | Контрольный зачет | http://ru.sport-wiki.org/ | ||
3.27. | Модуль «Зимние виды спорта». Повороты на лыжах способом переступания | 1 | 1 | закрепляют и совершенствуют технику поворота на лыжах способом переступания на месте и при передвижении по учебной дистанции | |||||
3.28. | Модуль «Зимние виды спорта». Подъём в горку на лыжах способом «лесенка» | 2 | 1 | 2 | разучивают технику подъёма на лыжах способом «лесенка» на небольшую горку | Контрольный зачет | http://ru.sport-wiki.org/ | ||
3.29. | Модуль «Зимние виды спорта». Спуск на лыжах с пологого склона | 2 | 1 | 2 | закрепляют и совершенствуют технику спуска на лыжах с пологого склона в основной стойке | Контрольный зачет | |||
3.30. | Модуль «Зимние виды спорта». Преодоление небольших препятствий при спуске с пологого склона | 2 | 1 | 2 | разучивают и закрепляют технику преодоления небольших бугров и впадин при спуске с пологого склона | Контрольный зачет | |||
3.31. | Модуль «Спортивные игры. Баскетбол». Знакомство с рекомендациями учителя по использованию подготовительных и подводящих упражнений для освоения технических действий игры баскетбол | 1 | 1 | знакомятся с рекомендациями учителя по использованию подготовительных и подводящих упражнений для освоения технических действий игры баскетбол | https://resh.edu.ru/ | ||||
3.32. | Модуль «Спортивные игры. Баскетбол». Передача баскетбольного мяча двумя руками от груди | 2 | 1 | 2 | закрепляют и совершенствуют технику передачи мяча двумя руками от груди на месте (обучение в парах); закрепляют и совершенствуют технику передачи мяча двумя руками от груди при передвижении приставным шагом правым и левым боком (обучение в парах) | Контрольный зачет | |||
3.33. | Модуль «Спортивные игры. Баскетбол». Ведение баскетбольного мяча | 2 | 2 | закрепляют и совершенствуют технику ведения мяча на месте и в движении «по прямой»; разучивают технику ведения баскетбольного мяча «по кругу» и «змейкой». | |||||
3.34. | Модуль «Спортивные игры. Баскетбол». Бросок баскетбольного мяча в корзину двумя руками от груди с места | 2 | 1 | 2 | разучивают технику броска мяча в корзину по фазам и в полной координации | Контрольный зачет | |||
3.35. | Модуль «Спортивные игры. Волейбол». Знакомство с рекомендациями учителя по использованию подготовительных и подводящих упражнений для освоения технических действий игры волейбол | 1 | 1 | знакомятся с рекомендациями учителя по использованию подготовительных и подводящих упражнений для освоения технических действий игры волейбол | https://resh.edu.ru/ | ||||
3.36. | Модуль «Спортивные игры. Волейбол». Прямая нижняя подача мяча в волейболе | 2 | 1 | 2 | разучивают и закрепляют технику прямой нижней подачи мяча | Контрольный зачет | |||
3.37. | Модуль «Спортивные игры. Волейбол». Приём и передача волейбольного мяча двумя руками снизу | 2 | 2 | закрепляют и совершенствуют технику приёма и передачи волейбольного мяча двумя руками снизу с места (обучение в парах) | |||||
3.38. | Модуль «Спортивные игры. Волейбол». Приём и передача волейбольного мяча двумя руками сверху | 2 | 1 | 2 | разучивают и закрепляют технику прямой нижней подачи мяча | Контрольный зачет | |||
3.39. | Модуль «Спортивные игры. Футбол». Знакомство с рекомендациями учителя по использованию подготовительных и подводящих упражнений для освоения технических действий игры футбол | 0.5 | знакомятся с рекомендациями учителя по использованию подготовительных и подводящих упражнений для освоения технических действий игры футбол | https://resh.edu.ru/ | |||||
3.40. | Модуль «Спортивные игры. Футбол». Удар по неподвижному мячу | 0.5 | 0.5 | закрепляют и совершенствуют технику удара по неподвижному мячу внутренней стороной стопы с небольшого разбега | |||||
3.41. | Модуль «Спортивные игры. Футбол». Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы | 1 | 1 | закрепляют и совершенствуют технику остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы. | |||||
3.42. | Модуль «Спортивные игры. Футбол». Ведение футбольного мяча | 1 | 1 | 1 | закрепляют и совершенствуют технику ведения футбольного мяча с изменением направления движения. | Контрольный зачет | http://ru.sport-wiki.org/ | ||
3.43. | Модуль «Спортивные игры. Футбол». Обводка мячом ориентиров | 1 | 1 | 1 | описывают технику выполнения обводки конусов, определяют возможные ошибки и причины их появления, рассматривают способы устранения | Контрольный зачет | |||
Раздел 4. СПОРТ (6 ч) | |||||||||
4.1. | Физическая подготовка: освоение содержания программы, демонстрация приростов в показателях физической подготовленности и нормативных требований комплекса ГТО | 6 | 6 | 6 | осваивают содержания Примерных модульных программ по физической культуре или рабочей программы базовой физической подготовки; демонстрируют приросты в показателях физической подготовленности и нормативных требований комплекса ГТО | Контрольный зачет | https://www.gto.ru/ |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Т.б. на уроках физической культуры. Знакомство с историей древних Олимпийских игр. Бег. | 1 | 1 | 01.09 | Практическая работа | |
2. | Бег с ускорением с максимальной скоростью. | 1 | 1 | 4 | Практическая работа | |
3. | Знакомство с понятием «здоровый образ жизни» и значением здорового образа жизни в жизнедеятельности современного человека. Спринтерский бег. Высокий старт | 1 | 1 | 6 | Практическая работа | |
4. | Прыжки. | 1 | 1 | 8 | Практическая работа | |
5. | Прыжки. | 1 | 1 | 11 | Контрольный зачет | |
6. | Метания мяча. | 1 | 1 | 13 | Практическая работа | |
7. | Метание мяча на дальность. | 1 | 1 | 15 | Контрольный зачет | |
8. | Бег 1000 метров. | 1 | 1 | 18 | Контрольный зачет | |
9. | Бег 60м. Сдача норматива | 1 | 1 | 20 | Контрольный зачет | |
10. | Метания мяча на дальность. | 1 | 1 | 22 | Практическая работа | |
11. | Челночный бег | 1 | 1 | 25 | Контрольный зачет | |
12. | Т.б. на спортивных играх. Баскетбол. Стойка игрока | 1 | 1 | 27 | Практическая работа | |
13. | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча. | 1 | 1 | 29 | Практическая работа | |
14. | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке. | 1 | 1 | 2.10 | Практическая работа | |
15. | Броски мяча двумя руками от груди с места | 1 | 1 | 4 | Практическая работа | |
16. | Ловля и передача мяча | 1 | 1 | 6 | Контрольный зачет | |
17. | Ловля мяча двумя руками на месте | 1 | 1 | 9 | Практическая работа Контрольный зачет |
11
18. | Футбол. Удар по неподвижному мячу | 1 | 1 | 11 | Практическая работа | |
19. | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы | 1 | 1 | 13 | Практическая работа | |
20. | Ведение футбольного мяча | 1 | 1 | 16 | Контрольный зачет | |
21. | Обводка мячом ориентиров | 1 | 1 | 18 | Контрольный зачет | |
22. | Т.б. на уроках гимнастики. Строевые упражнения. | 1 | 1 | 20 | Практическая работа | |
23. | Режим дня и его значение для современного школьника. Висы. Строевые упражнения | 1 | 1 | 23 | Практическая работа | |
24. | Знакомство с понятием «физкультурно-оздоровительная деятельность Висы. Строевые упражнения. | 1 | 1 | 25 | Практическая работа | |
25. | Висы. Вис согнувшись, вис прогнувшись | 1 | 1 | 27 | Практическая работа | |
26. | Висы. Строевые упражнения | 1 | 1 | 6.11 | Практическая работа | |
27. | Осанка как показатель физического развития и здоровья школьника. Висы. Строевые упражнения | 1 | 1 | 8 | Практическая работа | |
28. | Упражнения на развитие гибкости. Кувырок вперед и назад | 1 | 1 | 10 | Контрольный зачет | |
29. | Упражнения на развитие координации. Стойка на лопатках | 1 | 1 | 13 | Контрольный зачет | |
30. | Упражнения для профилактики нарушения осанки. Акробатика. | 1 | 1 | 15 | Практическая работа | |
31. | Акробатика. | 1 | 1 | 17 | Контрольный зачет | |
32. | Ведение дневника физической культуры. Строевые упражнения. | 1 | 1 | 20 | Практическая работа | |
33. | Развитие силовых способностей. | 1 | 1 | 22 | Практическая работа | |
34. | Измерение индивидуальных показателей физического развития. Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | 1 | 24 | Контрольный зачет | |
35. | Развитие гибкости. | 1 | 1 | 27 | Практическая работа | |
36. | Прыжки в длину с места | 1 | 1 | 29 | Практическая работа | |
37. | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье | 1 | 1 | 1.12 | Практическая работа | |
38. | Т.б. на спортивных играх. Волейбол. | 1 | 1 | 4 | Практическая работа | |
39. | Ознакомление с техникой верхней передачи мяча и обучение стойке. | 1 | 1 | 6 | Практическая работа | |
40. | Обучение технике верхней передачи мяча над собой в определенных условиях. | 1 | 1 | 8 | Практическая работа | |
41. | Ознакомление с техникой выполнения нападающего удара на месте и с 3-х шагов. | 1 | 1 | 11 | Практическая работа | |
42. | Ознакомление с техникой выполнения нападающего удара с 3-х шагов через сеть с 3-х метровой линии. | 1 | 1 | 13 | Практическая работа | |
43. | Ознакомление с техникой выполнения верхней подачи мяча броском из-за головы с одного шага. | 1 | 1 | 15 | Практическая работа | |
44. | Ознакомление с техникой выполнения верхней подачи мяча броском из-за головы с одного шага. | 1 | 1 | 18 | Практическая работа | |
45. | Ознакомление с техникой выполнения верхней подачи мяча броском из-за головы с одного шага. | 1 | 1 | 20 | Практическая работа | |
46. | Т.б. на уроках по лыжной подготовке. Освоение техники лыжных ходов. | 1 | 1 | 22 | Контрольный зачет | |
47. | Освоение техники лыжных ходов. Скользящий шаг. | 1 | 1 | 25 | Контрольный зачет | |
48. | Попеременный двушажный ход. Освоение техники лыжных ходов. | 1 | 1 | 27 | Контрольный зачет | |
49. | Коньковый ход без палок Освоение техники лыжных ходов. | 1 | 1 | 29 | Контрольный зачет | |
50. | Спуск в высокой стойке. | 1 | 1 | 10.01 | Контрольный зачет | |
51. | Подъем «елочкой». | 1 | 1 | Контрольный зачет | ||
52. | Торможение «плугом». | 1 | 1 | Практическая работа | ||
53. | Освоение техники лыжных ходов. | 1 | 1 | Практическая работа | ||
54. | Освоение техники лыжных ходов. | 1 | 1 | Практическая работа | ||
55. | Скользящий шаг. Дистанция – 2 км. | 1 | 1 | Практическая работа | ||
56. | Одновременный бесшажный ход. | 1 | 1 | Практическая работа | ||
57. | Спуск в высокой стойке. | 1 | 1 | Контрольный зачет | ||
58. | Попеременный двушажный ход Дистанция – 1км. | 1 | 1 | Практическая работа | ||
59. | Освоение техники лыжных ходов. | 1 | 1 | Практическая работа | ||
60. | Бег на лыжах 2 км | 1 | 1 | Контрольный зачет | ||
61. | Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом | 1 | 1 | Практическая работа | ||
62. | Повороты на лыжах способом переступания | 1 | 1 | Практическая работа | ||
63. | Подъём в горку на лыжах способом «лесенка» | 1 | 1 | Практическая работа | ||
64. | Подъём в горку на лыжах способом «лесенка» | 1 | 1 | Контрольный зачет | ||
65. | Спуск на лыжах с пологого склона | 1 | 1 | Практическая работа | ||
66. | Спуск на лыжах с пологого склона | 1 | 1 | Контрольный зачет | ||
67. | Преодоление небольших препятствий при спуске со склона | 1 | 1 | Практическая работа | ||
68. | ТБ на уроках спортивных игр – баскетбол | 1 | 1 | Практическая работа | ||
69 | Ведение мяча в движении | 1 | 1 | Практическая работа | ||
70 | Ведение мяча в движении | 1 | 1 | Контрольный зачет | ||
71 | Бросок баскетбольного мяча в корзину двумя руками от груди с места | 1 | 1 | Практическая работа | ||
72 | Бросок баскетбольного мяча в корзину двумя руками от груди с места | 1 | 1 | Практическая работа | ||
73 | Оздоровительные мероприятия в режиме учебной деятельности | 1 | 1 | Практическая работа | ||
74 | Оздоровительные мероприятия в режиме учебной деятельности | 1 | 1 | Практическая работа | ||
75 | Упражнения на развитие гибкости | 1 | 1 | Практическая работа | ||
76 | Упражнения на развитие координации | 1 | 1 | Практическая работа | ||
77 | Упражнения на формирование телосложения | 1 | 1 | Практическая работа | ||
78 | Кувырок вперёд и назад в группировке | 1 | 1 | Практическая работа | ||
79 | Кувырок вперёд ноги «скрестно» | 1 | 1 | Практическая работа | ||
80 | Кувырок назад из стойки на лопатках | 1 | 1 | Практическая работа | ||
81 | Опорные прыжки | 1 | 1 | Практическая работа | ||
82 | Опорные прыжки | 1 | 1 | Практическая работа | ||
83 | Упражнения на низком гимнастическом бревне | 1 | 1 | Практическая работа | ||
84 | Упражнения на гимнастической лестнице | 1 | 1 | Практическая работа | ||
85 | Упражнения на гимнастической скамейке | 1 | 1 | Практическая работа | ||
86 | Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» | 1 | 1 | Практическая работа | ||
87 | Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» | 1 | 1 | Практическая работа | ||
88 | Метание малого мяча в неподвижную мишень | 1 | 1 | Практическая работа | ||
89 | Метание малого мяча на дальность | 1 | 1 | Практическая работа | ||
90 | Преодоление небольших препятствий при спуске со склона | 1 | 1 | Практическая работа | ||
91 | Удар по мячу внутренней стороной стопы | 1 | 1 | Практическая работа | ||
92 | Удар по мячу внутренней стороной стопы | 1 | 1 | Практическая работа | ||
93 | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы | 1 | 1 | Практическая работа | ||
94 | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы | 1 | 1 | Практическая работа | ||
95 | Ведение футбольного мяча «по прямой» | 1 | 1 | Практическая работа | ||
96 | Ведение футбольного мяча «по прямой» | 1 | 1 | Практическая работа | ||
97 | Ведение футбольного мяча «по кругу» | 1 | 1 | Практическая работа | ||
98 | Ведение футбольного мяча «по кругу» | 1 | 1 | Практическая работа | ||
99 | Ведение футбольного мяча «змейкой» | 1 | 1 | Практическая работа | ||
100 | Специально беговые упражнения | 1 | 1 | Практическая работа | ||
101 | Технические действия с мячом | 1 | 1 | Практическая работа | ||
102 | Подвижные игры с мячом | 1 | 1 | Практическая работа | ||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Физическая культура. Футбол для всех, 5-9 класс/Погадаев Г.И.; под редакцией Акинфеева И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Физическая культура, 5 класс/Матвеев А.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Физическая культура, 5-7 класс/ Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. и другие, Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»;
Физическая культура, 5-6 класс/Погадаев Г.И., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»;
Физическая культура, 5-7 класс/Гурьев С.В.; под редакцией Виленского М.Я., ООО «Русское слово-учебник»;
Физическая культура 5-7 классы/под редакцией М.Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Физическая культура. 5-7 классы. В. И. Лях
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Физическая культура 5-7 классы/под редакцией М.Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В.И.Лях, А.А.Зданевич. Физическая культура. 8-9 классы/ под общ. Ред. В.И.Ляха. Учебник для общеобразовательных учреждений.
М.Я.Виленкский, В.Т.Чичикин. Физическая культур. 5-7 классы. Пособие для учителя/ на сайте из-ва по адресу: http: www.prosv.ru/ebooks/Vilenskii_Fiz-ra_5-7kl/index.httl
В.И.Лях, А.А.Зданевич. Физическая культура. Методическоепособие. 10-11 классы. Базовый уровень/на сайте из-ва «Просвещение» по адресу: httl://www.prosv.ru/ebooks/Lah_Fiz-ra_10-11/index.httl
В.И.Лях. физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы (серия «Текущий контроль»)
Г.Ф.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика (серия «Работаем по новым стандартам»)
Г.Ф.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов Внеурочная деятельность учащихся. Футбол (серия «Работаем по новым стандартам»)
Г.Ф.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол (серия «Работаем по новым стандартам»)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://ru.sport-wiki.org/
https://www.gto.ru/
https://resh.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Стенка гимнастическая
Бревно гимнастическое напольное
Бревно гимнастическое высокое
Козел гимнастический
Конь гимнастический
Перекладина гимнастическая
Канат гимнастический для лазания
Мост гимнастический подкидной
Скамейка гимнастическая жесткая
Комплект навесного оборудования
Скамья атлетическая наклонная
Гантели наборные
Коврик гимнастический
Акробатическая дорожка
Маты гимнастические
Мяч набивной (1кг, 2кг)
Мяч малый (теннисный)
Скакала гимнастическая
Палка гимнастическая
Обруч гимнастический
Коврики массажные
Секундомер настенный
Сетка для переноса мячей
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
Щиты баскетбольные с кольцами и сеткой
Мячи баскетбольные для мини-игры
Сетка для переноса и хранения мячей
Жилетки игровые с номерами
Стойки волейбольные
Сетка волейбольная
Мячи волейбольные
Табло перекидное
Ворота для мини-футбола
Сетка для ворот мини-футбола
Мячи футбольные
Номера нагрудные
Ворота для ручного мяча
Мячи для ручного мяча
Компрессор для накачивания мячей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 5 КЛАССА. НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программы по рисованию; ППД, конструированию, ручному труду; развитию психомоторики и сенсорных процессов; ХБТ и привитию навыков самообслуживания; физической культуре составлены для индивидуаль...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 8 КЛАССА. НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Рабочие программы по чтению, русскому языку, рисованию, СБО, математике, предметно-практической деятельности, конструированию и ручному труду. Программы составлены для индивидуального обучения на...
Рабочая программа для обучающихся по специальности "Техническое обслуживание автомобиля"
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) о...
Рабочая программа для обучающегося 5 класса надомного обучения с тяжелой умственной отсталостью
Рабочая программа для обучающегося надомного обучения с тяжелой умтсвенной отсталостью состалена на основе программы «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями р...
Рабочая программа для обучающихся на дому по русскому языку 6 класс
Работа содержит подробное календарно-тематическое планирование в количестве 35 часов для ученика обучающегося на дому...
Рабочая программа для обучающихся на дому по литературе 5 класс
Рабочая программа содержит подробное календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Уровень программы – адаптированный.Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в ...