Рабочая программа для обучающегося 5 класса надомного обучения с тяжелой умственной отсталостью
рабочая программа (5 класс) по теме
Рабочая программа для обучающегося надомного обучения с тяжелой умтсвенной отсталостью состалена на основе программы «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа составлена с учетом психофизических и интеллектуальных особенностей развития ребенка. В содержание программы включены: пояснительная записка, учебно – тематический план и содержание тем по предметам «Чтение», «Письмо», «Математика», основные требования к знаниям и умениям обучающегося, список литературы, методическое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное образовательное учреждение Белебеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ГБОУ Белебеевская коррекционная школа VIII вида ______________ ______________ «___» __________ 2012 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Белебеевская коррекционная школа VIII вида ______________ ______________ «___» __________ 2012 г. |
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол №1 от 30.08.2012 г.
Рабочая программа надомного обучения
для обучающегося 5 класса
____________________________________________
(ф.и.о. обучающегося)
Автор-составитель: учитель надомного обучения Л. Р. Кульпина
Белебей, 2012 г.
I. Пояснительная записка
Для ребенка с умственной отсталостью, обусловленной тяжёлыми органическими нарушениями центральной нервной системы, характерно позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта. Слабая познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности — это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у ребенка с выраженным нарушением интеллекта.
Выраженное недоразвитие познавательной сферы обнаруживается в статических и локомоторных функциях, координации, точности и темпе произвольных движений. Большие затруднения ребенок испытывает при выполнении тонких дифференцированных движений рук и пальцев: он без помощи не может шнуровать ботинки, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, часто не соизмеряет усилий и роняет предметы, либо слишком сильно сжимает, давит их.
Внимание ребенка с выраженным нарушением интеллекта нарушено: оно малоустойчиво, ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться.
Значительные отклонения отмечаются в области сенсорики. Выраженное нарушение интеллекта обуславливает особенности восприятий и ощущений ребенка, которые являются первой ступенью познания окружающего мира. Замедленная, ограниченная восприимчивость оказывает огромное влияние на весь ход психического развития. Отсутствие целенаправленных приёмов – анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий – приводит к тому, что деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер, ребенок очень плохо ориентируются в окружающей обстановке.
Для мышления ребенка с выраженным нарушением интеллекта свойственны беспорядочность, бессистемность использования имеющихся представлений и понятий. Особенно заметно недостатки мышления проявляются при обучении обучающегося учебным предметам.
В тесной связи с грубым нарушением интеллекта находится глубокое недоразвитие речи: ребенок не понимает значения многих слов, особенно тех, которые выражают качества, свойства и отношения предметов. Речь у не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, что свидетельствует о глубоких локальных поражениях речевых зон коры. У него резко отстаёт от нормы одна из основных функций речи – регулирующая: инструкции педагога практически не воспринимаются (кроме простых бытовых инструкций «Сядь», «Подними» и т.д.).
Память механическая, находится на низком уровне. Все новое усваивается очень медленно и только после многократного повторения. Смысловая память и логически опосредованное запоминание отсутствуют.
Все глубокие нарушения и дефекты, присущие ребенку с выраженным нарушением интеллекта, со всей полнотой и яркостью проявляются в учебной деятельности: здесь играют свою роль и низкий уровень познавательных возможностей, и трудности организации деятельности, и нарушения моторики.
В эмоциях ребенка с выраженным нарушением интеллекта отсутствуют многообразие и дифференцированность, ему свойственны косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений. Он теряет интерес к продолжению занятия, если задание вызывает у него трудности или если одно и то же задание предлагается ему многократно. Попытки взрослого продолжить занятия с ребенком, вызывают у него негативные реакции: крик, плач, убегание, физическое сопротивление при попытках удержать его.
Ребенок данной категории способен к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими резкими отклонениями от нормы. Поэтому требуется создание специальных (коррекционных) условий для обучения данной категории детей.
С этой целью на основе программы «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, составлена индивидуальная программа для обучающегося надомного обучения 5 класса.
Индивидуальная программа составлена с учетом психофизических и интеллектуальных особенностей развития ребенка.
В содержание программы включены: пояснительная записка, учебно – тематический план и содержание тем по предметам «Чтение», «Письмо», «Математика», основные требования к знаниям и умениям обучающегося, список литературы, методическое обеспечение, приложения к программе, рецензия.
Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, элементами которой может овладеть ребенок с выраженным нарушением интеллекта. Поэтому в ходе обучения курсам «Чтение», «Письмо» проводится комплексная работа по развитию речи, активизации познавательной деятельности, обучения элементам чтения и письма с учетом индивидуальных возможностей обучающегося.
В процессе изучения курса «Математика» обучающийся с выраженным нарушением интеллекта получает тот уровень общеобразовательных, трудовых знаний, умений и навыков, который необходим ему для социальной адаптации. Обучающийся должен не просто овладеть определённым объёмом математических знаний, но и уметь их использовать в процессе трудового обучения, занятий по социально-бытовой ориентировке, изучения других предметов, а также в быту. Обучение счёту школьника с выраженным нарушением интеллекта возможно лишь на практической наглядной основе. Обучающийся под руководством учителя выполняет манипуляции с конкретным предметами, и лишь затем произведённые действия оформляются в словах и цифрах.
Актуальность: Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной деятельности, которая лежит в основе овладения ребенком социальным опытом, без которого он не сможет стать полноценным членом общества. У ребенка с выраженным нарушением интеллекта затруднено или отсутствует взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Специальное коррекционное обучение будет способствовать формированию адекватного функционирования ребёнка в социальной среде.
Новизна: Индивидуальный подход в обучении, создание специальных (коррекционных) условий, сочетание традиционных и инновационных технологий в обучении ребенка с выраженным нарушением интеллекта.
Цель: Формирование социально-значимых умений и навыков у ребенка с выраженным нарушением интеллекта.
Задачи:
- организация доступной учебной деятельности: грамота, чтение, счёт и т. д.;
- формирование устойчивого интереса к деятельности при выполнении заданий, серии заданий;
- формирование умения заканчивать занятие, соблюдая общепринятые нормы поведения;
- закрепление освоенных учебных знаний в разных видах самостоятельной деятельности;
- расширение и закрепление коммуникативных умений с использованием неречевых средств;
- формирование и закрепление знаний о себе, как «Я», других людях, формирование правил социального поведения.
Направленность программы: Организация коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающегося с выраженным нарушением интеллекта, результатом которого должна стать посильная самостоятельная практическая деятельность обучающегося с выраженным нарушением интеллекта.
Отличительные особенности: Индивидуальная программа обучения обучающегося с выраженным нарушением интеллекта предполагает воспитание и обучение, как слитное, нераздельное единство, будь то обучение самообслуживанию или обучение письму, чтению, счету на основе индивидуального психолого-педагогического наблюдения. Для лучшего усвоения материала необходимо перед каждым разделом изучаемого материала необходимо проводить подготовительную работу. Ведется большая работа по закреплению и многократному повторению пройденного материала, так как ребенку с нарушением интеллектуального развития свойственно быстрое забывание.
Возраст для обучающегося: 12 лет.
Сроки: Программа рассчитана на один учебный год.
Формы и режим занятий: Занятия проводятся три раза в неделю (понедельник, среда, пятница) по два урока в учебном кабинете школы. Основной формой обучения является урок. Но познавательная деятельность ребенка с нарушением интеллекта нарушена и развивается значительно медленнее, чем у детей с нормальным интеллектом. Особенности ребенка с выраженным нарушением интеллекта с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха.
Ожидаемый результат: В результате специального обучения и воспитания у обучающегося с выраженным нарушением интеллекта будут формироваться социально-значимые умения и навыки.
Формы подведения итогов: Показатели самостоятельности обучающегося по четвертям.
II. Учебно-тематический план
Чтение (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема | Всего часов | Теорит. часы | Практ. часы |
1. | Подготовительные упражнения: Мы учимся читать! | 1 | 1 | 0 |
2. | Звук. Буква: Гласные звуки и буквы. Соотнесение звука и буквы. | 4 | 4 | 0 |
Согласные звуки и буквы. Соотнесение звука и буквы. | 22 | 22 | 0 | |
Твердый знак | 2 | 2 | 0 | |
Мягкий знак | 4 | 4 | 0 | |
Алфавит | 1 | 1 | 0 | |
Повторение «Гласные и согласные звуки и буквы». | 3 | |||
3. | Слово, слог. Образование и чтение слогов, слов: Слушание, произнесение и чтение слогов, слов с данными согласными | 11 | 11 | 0 |
4. | Предложение. Чтение предложений и коротких текстов: Чтение предложений и коротких рассказов | 14 | 14 | 0 |
5. | Внеклассное чтение | 7 | 7 | 0 |
Итого: | 69 | 69 | 0 |
III. Содержание программы
Чтение (2 ч. в неделю)
Тема 1. Подготовительные упражнения (1 ч.)
- Различение неречевых звуков окружающей действительности.
- Имитация звуков окружающей действительности.
- Соотнесение звука с его источником.
- Определение направления звука.
- Характеристика звука по силе звучания (громкий, тихий).
Тема 2. Звук, буква (36 ч.)
- Различение заданного звука: выделение среди других звуков, выделение в слоге.
- Изучение звуков и букв: соотнесение звука и буквы (А, О, У, ы, Э, И, Е, Ё, Ю, Я; П, С, К, В, Р, Н, З, М, Д, Т, Б, Г, Л, Ш, Ч, Ф, Х, Ж, Ц, Щ, Й, ъ, ь).
- Называние (указывание) буквы по названному звуку.
- Формирование зрительных эталонов букв на основе восприятия их в виде целостных нерасчлененных структур: нахождение заданной буквы среди букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец.
- Анализ и синтез отдельных элементов буквенных кодов: складывание букв из палочек, полосок по образцу; конструирование букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы (с использованием всех возможных вариантов); преобразование букв на основе общих элементов, называние и сравнение графических сходных букв; .
- Фиксация буквой начального звука в словах.
- Формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок по образцу; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы; называние и сравнение графически сходных букв (Е – Ё, Б – Д и т.д.).
- «Печатание» рука в руке изученных букв и слов: по образцу, под диктовку, дописывание недостающих элементов.
- «Печатание» рука в руке имени, фамилии обучающегося.
Тема 3. Слово, слог (11 ч.)
- Продолжение практического знакомства со словом, как единице речи.
- Выделение заданного слова в ряду других слов.
- Самостоятельное показывание предмета, обозначаемого словом по заданию учителя (с опорой на предметные и сюжетные картинки, личный опыт ребенка).
- Упражнения в проговаривании слогов в сопровождении ритмических движений (хлопки, шаги, взмахи рук и т.д.)
Образование и «чтение» слогов (в порядке изучения звуков и букв):
- Закрытые двухбуквенные слоги. Чтение протяжно и кратко, составление из букв разрезной азбуки после звукобуквенного анализа; чтение изолированно, по следам анализа; чтение слоговых таблиц.
- Открытые двухбуквенные слоги. Сравнение с закрытыми двухбуквенными слогами. Чтение протяжно и кратко, составление из букв разрезной азбуки после звукобуквенного анализа; чтение изолированно, по следам анализа; чтение слоговых таблиц Зайцева.
- Закрытые трехбуквенные слоги, составляющие слово (нос, сон, кот и т.д.).
- Согласные с мягкими согласными.
- «Печатание» слогов в тетради по карандашному образцу рука в руке (в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося).
Образование и чтение слов (в порядке изучения звуков и букв, слоговых структур)
- Чтение (указывание) слов с опорой на картинку.
- Составление слов из данных слогов с опорой на картинку.
- Глобальное «чтение» (указывание) слов, наиболее часто встречающихся в жизни обучающегося (имя, фамилия ребенка; чай, хлеб, суп…; класс, столовая, парта…; названия дней недели, месяцев и др.). Составление индивидуальных альбомов изученных слов.
- «Печатание» слов в тетради по карандашному образцу рука в руке (в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося).
Тема 4. Предложение
- Продолжение практического знакомства с предложением, как единицей речи.
- Совместное с педагогом составление предложений по наблюдаемому действию, по ситуационной картинке, по предметной картинке, с опорой на личный опыт.
Чтение предложений и коротких текстов
- Из двух, трех слов сопряженно с педагогом.
- Подражание ритму, темпу и мелодике речи педагога при чтении.
- Составление совместно с педагогом предложений из двух, трех слов (с опорой на картинку).
- Выслушивание небольших текстов из двух, трех предложений. Соотнесение их с картинками.
Тема 5. Внеклассное чтение
А. К. Толстой «Осень». И. Токмакова «Зима». А. С. Пушкин «Кораблик». А. С. Пушкин «Ветер». А. Барто «Игрушки». Е Благинина «Черёмуха». С. Я. Маршак «Детки в клетке».
IV. Основные требования к знаниям и умениям обучающегося
Должен знать:
- правила поведения в классе;
- названия знакомых предметов;
Должен уметь:
- определять источник звука;
- слушать небольшое по объему и простое для понимания произведение (рассказ, сказку, стихотворение);
- соотносить предметы с их названием;
- «печатать» букв, слогов, слов в тетради по карандашному образцу рука в руке.
II. Учебно-тематический план
Письмо (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема | Всего часов | Теорит. часы | Практ. часы |
1. | Развитие графических умений | 18 | 12 | 6 |
2. | Звук. Буква: Гласные звуки и буквы. Соотнесение звука и буквы. | 6 | 5 | 1 |
Согласные звуки и буквы. Соотнесение звука и буквы. | 27 | 23 | 4 | |
Твердый знак | 2 | 2 | 0 | |
Мягкий знак | 4 | 4 | 0 | |
Алфавит | 1 | 1 | 0 | |
Гласные и согласные звуки и буквы | 2 | 0 | 2 | |
3. | Слово, слог. Письмо слогов со сходными буквенными знаками. | 10 | 10 | 0 |
Итого: | 69 | 69 | 0 |
III. Содержание программы
Письмо (2 часа в неделю)
Тема 1. Развитие графических умений (18 ч.)
- Правильная посадка во время письма.
- Смена динамических поз во время занятия: сидя – во время письма, стоя, лежа и др. – во время выполнения других заданий.
- Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»).
- Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении:
- Рисование вертикальных линий различной длины; рисование вертикальных линий от начальной точки.
- Рисование горизонтальных линий различной длины; рисование вертикальных линий от начальной точки.
- Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам («Лестница», «Забор» и т.д.).
- Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева» и др.).
- Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Астра», «Солнышко» и т.д.).
- Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении от начальной точки («Ежик» и т.д.).
- Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Елочка»).
- Вычерчивание на нелинованной бумаге фигур по трафарету, шаблону, контуру, опорным точкам.
- Использование разнообразных материалов: мел, карандаш, краски, фломастеры и т.д.
- Соблюдение режима работы в тетради: письмо слева направо, рабочая строка, поля и т.д.
- Обводка бордюров из изученных линий и геометрических фигур.
- Рисование изученных печатных букв, слогов, слов (по карандашному образцу рука в руке).
Тема 2. Звуки и буквы (42 ч.)
- Повторение изученных звуков и букв (А, О, У, ы, Э, И, Е, Ё, Ю, Я; П, С, К, В, Р, Н, З, М, Д, Т, Б, Г, Л, Ш, Ч, Ф, Х, Ж, Ц, Щ, Й, ъ, ь).
- Соотнесение звука и буквы.
- Определение звука и буквы в слове.
- Фиксация буквой начального звука в словах.
- Формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок по образцу; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы; называние и сравнение графически сходных букв (Е – Ё, Б – Д и т.д.). Соотнесение рукописного варианта с печатным вариантом буквы.
- Правила соединения букв при рукописном написании.
Тема 3. Слог, слово (10 ч.)
- Запоминание целостных образов слов, состоящих из изученных букв (чай, молоко, мыло, хлеб и т. д.), соотнесение слов с предметами, которые они обозначают. Составление индивидуальных альбомов изученных слов.
- Письмо рука в руке изученных букв и слов: по образцу, под диктовку, дописывание недостающих элементов.
- Письмо рука в руке имени, фамилии обучающегося.
- Образование и письмо рука в руке закрытых трехбуквенных слогов, составляющих слово (нос, дом, кот и т.д.).
- Образование и письмо рука в руке слов с изученными слоговыми структурами. Соотнесение слов с предметами, картинками. Чтение слоговых таблиц.
- Закрепление режима работы в тетради: письмо слева направо, рабочая строка, поля.
IV. Основные требования к знаниям и умениям обучающегося
Должен знать:
- правила поведения в классе;
- правильную посадку во время письма;
- названия знакомых предметов.
Должен уметь:
- выполнять простые, доступные инструкции педагога;
- различать и показывать с помощью учителя гласные и согласные звуки и буквы;
- писать по карандашному образцу рука в руке элементы букв, буквы, слоги.
II. Учебно-тематический план
Математика (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема | Всего часов | Теорет. часы | Практ. часы |
1. | Пространственные и временные представления | 5 | 5 | 0 |
2. | Основы счёта: Соотношение количества, числа и цифры. Место числа в числовом ряду. Счет в прямой и обратной последовательности в пределах 10. Повторение «Счет в пределах 10» Присчитывание и отсчитывание по 1 Десяток. Состав чисел 1 – 5. Состав чисел 6 – 10 Сравнение чисел и предметных совокупностей. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5. Решение простых арифметических задач. Составление и решение примеров на нахождение суммы и остатка в пределах 10. | 58 | 53 | 5 |
3. | Геометрический материал: Узнавание плоских геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат. Объемные формы: шар, куб. Понятия о форме предметов | 6 | 6 | 0 |
Итого: | 69 | 64 | 5 |
III. Содержание программы
Математика (2 часа в неделю)
Тема 1. Пространственные и временные представления (5 ч.)
- Расположение предметов в пространстве (на плоскости): впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, близко, далеко, над, под и др.
- День – ночь.
- Времена года: зима, весна, лето, зима. Наблюдения в течение года за изменениями в природе. Поделки из природного материала, аппликации, рисунки.
Тема 2. Основы счета (58 ч.)
- Узнавание и показ цифр 1 – 9. Практические задания по закреплению образа цифры: раскрашивание, размазывание пластилином по контуру цифры, показ цифр на телефоне, пульте управления.
- Соотнесение числа с количеством предметов в пределах 1 – 10.
- Присчитывание и отсчитывание по единице.
- Простейшие арифметические операции: сложение, вычитание.
- Правила работы с калькулятором.
Количественные представления
- Много, мало, один.
- Сравнение групп предметов: больше, меньше.
Понятия о размере
- Большой – маленький. Выполнение инструкций педагога (принести, дать, поставить на место большую/маленькую игрушку и т. д.).
- Длинный – короткий, толстый – тонкий. Закрепление размеров в игровых, бытовых ситуациях.
- Организация игр, изобразительная деятельность.
Тема 3. Геометрический материал. Понятия о форме предметов(6 ч.)
- Узнавание плоских геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат.
- Конструирование знакомых ребенку предметов: солнце, цветок, дом, елка и т.д.
- Объемные формы: шар, кубик (куб). Выполнение простейших построек из модулей – домик, ворота, скамейка и т.д.
IV. Основные требования к знаниям и умениям обучающегося
Должен знать:
- правила поведения в классе;
- правильную посадку во время письма;
- названия знакомых предметов;
Должен уметь:
- выполнять простые, доступные инструкции педагога;
- различать и показывать с помощью учителя цифры в пределах 10;
- писать по карандашному образцу рука в руке элементы букв, буквы, слоги;
- выполнять с помощью учителя практические задания по закреплению образа цифры: раскрашивание, размазывание пластилином по контуру цифры, показ цифр на телефоне, пульте управления;
- конструировать с помощью учителя знакомые ребенку предметы: солнце, цветок, дом, елку и т.д;
- выполнять с помощью учителя простейшие постройки из модулей – домик, ворота, скамейка и т.д.
Методическое обеспечение:
- Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М., 2000 г.
- Аслаева Р. Г. Основы специальной педагогики и психологии: Учебное пособие. – Москва: Социально-гуманитарные знания, 2007. – 224 с.
- Вильшанская А. Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 112 с.: ил.
- Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М., 1988.
- Воронкова В. В., Коломыткина И. В. Букварь для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 1998.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы/Бгажнокова И. М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. И др. под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2012. – 239 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
- Житко И. В. 200 развивающих упражнений для подготовки ребенка к школе: практическое пособие – Мн.: Юнипресс, 2006. – 80 с. – (Серия «Обучение и развитие»).
- Лещинская Т. Л. Букварик. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 96 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
- Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
- Математика: Учебник для 1 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида/ под. ред. А. А. Хилько. – М.: Просвещение, 1999. – 289 с.
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2007. – 120 с. (Специальная психология)
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010. – 181 с. – (Коррекционная педагогика).
- Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. – 336 с.
- Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др.; под. ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с.
- Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника: Логопедические игры для детей 4 – 6 лет. – СПб.: Изд. дом «Нева», 2004. – 240 с.
- Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Л. И. Аксёнова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.
- Федосова Н. А. От элемента к букве. Рабочая тетрадь. – М.: Издательство «Ювента», 2005. – 80 с.: ил.
- Эк В. В. Дидактический материал по математике для учащихся 3 класса вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.
- Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2005. – 221 с.
- Якубовская Э. В., Комарова С. В. Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму: Учебно-наглядное пособие для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2004.
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа математика 4 класс надомное обучение
Рабочая программа математика 4 класс надомное обучение...
Рабочая программа в 6 классе для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа. Тематическое планирование....
Рабочая программа в 5 классе для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для обучающихся 5-х классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отста...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (адаптированная) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 9 класс
Рабочая адаптированная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 9 класса детализирует и раскрывает содержание общего образования для ОВЗ (вариант...
Конспект урока по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся 6-«В» класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «От колоска к хлебу».
Цель данного урока: способствовать формированию представлений обучающихся об этапах процесса производства хлеба, а также о значении хлеба для человека....