ОТКРЫТЫЙ УРОК на тему: "ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО!"
план-конспект урока по физкультуре (5 класс)

Мартыненко Марина Владимировна

ОТКРЫТЫЙ УРОК

на тему:

"ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО!"

для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

основная общеобразовательная школа №607

Пушкинского района Санкт-Петербург

Конспект урока

по предмету:

«Адаптивная физическая культура»

для обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью,

тяжелыми и множественными нарушениями развития.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

на тему:

"ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО!"

5 класс

Учитель класса "Особый ребенок"

Мартыненко Марина Владимировна

г. Санкт-Петербург

2020г.

Тема урока: "Дышим правильно!"

Цели урока:

1) сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни;

2) познакомить учащихся с особенностями работы функциональной системы дыхания;

3) добиться стабильности и автоматизма в выполнении дыхательных упражнений.

4) Целенаправленно воздействовать на дыхательную систему, увеличивая ее функциональные резервы;

5)  посредством воздействия на дыхательную систему произвести изменения в функциональных системах и различных органах.

Задачи урока:

1. образовательная: формировать практические знания, умения, навыки и рациональные приемы правильного дыхания;

2. развивающая:  развить умение осуществлять полноценный дыхательный акт и регулировать соотношения фаз вдоха и выдоха;

3. оздоровительная:  профилактика простудных заболеваний, улучшать работу органов дыхания по средствам специальных дыхательных упражнений.

ХОД УРОКА:

I. Подготовительная часть- (7-10 минут)

Задачи: организовать учащихся, подготовить организм к предстоящим упражнениям.

Построение в одну шеренгу. Сообщение задач занятия. (Задачи сообщать в доступной форме).

Разминка:

 1. Упражнения на месте:

  • наклоны головы вперед-назад на 4 счета (8-12 раз);
  • наклоны головы вправо и влево на 4 счета (8-12 раз);
  • повороты головы в стороны на 4 счета (8-12 раз);
  • вращение головой по кругу по 2 раза в обе стороны;
  • руки к плечам, вращение плечами вперед-назад на 4 счета (8-12 раз);
  • разминка запястий – вращение в обе стороны по 2-4 раза;
  • разминка локтей – вращение в обе стороны по 4 раза;
  • вращение в пояснице по кругу по 2-4 раза в каждом направлении;
  • наклоны туловища вперед-назад на 4 счета (8 раз);
  • наклоны туловища вправо-влево на 4 счета (8 раз);
  • разминка голеностопных суставов – вращение по и против часовой стрелке по 4 круга в каждую сторону;
  • аналогичная разминка для тазобедренных суставов;
  • руки поставить над коленями и выполнять вращение в коленном суставе по 2-4 круга в каждом направлении;
  • выполнение классических выпадов вперед – по 8 раз для каждой ноги;
  • махи ногами – по 10-15 махов для каждой ноги.

2.  Упражнения по залу в движении:

  • руки вместе, поднятые наверх, ходьба на носках;
  • руки на пояс, ходьба на пятках;
  • ходьба с высоко поднятыми коленями, хлопок под коленкой;
  • ходьба на носках, достаем ладошкой до пятки;
  • правым боком приставной шаг;
  • левым боком приставной шаг;
  • прыжки на двух ногах - "Зайчики";
  • бег с высоким подниманием бедра - "Лошадки";
  • ходьба -"спиной вперед";
  • спокойный, медленный бег - 5 кругов;
  • ходьба с выполнением поднимания рук вверх - делаем "Вдох", опускание рук - делаем "Выдох";
  • построение.

II. Основная часть - (15-20)

Задачи:  познакомиться с тремя типами дыхания.

Различают три основных типа дыхания:

  1. грудное - положите ладонь на грудную клетку, дышите так, чтобы ладонь поднималась на фазе вдоха;
  2. брюшное - положите ладонь на живот, дышите так, чтобы ладонь поднималась на фазе вдоха;
  3. смешенное - положите одну ладонь на живот, вторую на грудь, дышите так, чтобы на фазе вдоха первой начала подниматься, лежащая на животе ладонь, вслед за ней - ладонь, которая лежит а груди.

Самостоятельно поочередно попробуйте выполнить каждый тип дыхания 3-4 раза.

 Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания,  сердечно-сосудистых болезнях, вегето-сосудистой дистонии, половых расстройствах у женщин и мужчин, сахарного диабета, а также для похудения.

Дыхательные упражнения - являются неотъемлемой частью физической культуры и спорта; так как каждое упражнение, каждое движение человека сопровождается вдохом и выдохом. Дыхание — главнейший источник жизни. Человек сможет прожить без воды и пищи несколько дней, а без воздуха максимум – несколько минут

Дыхание — это совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа (внешнее дыхание) и использование кислорода тканями и клетками для окисления органических веществ с освобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности (клеточное дыхание, тканевое дыхание ).

Диафрагма и дыхательная мускулатура человека работают, подчиняясь его сознанию и воле, поэтому для того чтобы правильно дышать, крайне важно знать устройство и механизм работы органов дыхания.

Система дыхания тесно взаимодействует с другими системами организма и от того, насколько она будет развита, насколько мы будем осведомлены о её особенностях, как будем принимать эти знания в повседневной жизни, будет зависеть здоровье и долголетие всего организма.  Здоровый человек не задумывается о дыхании как о любом подсознательном процессе. Полноценное дыхание помогает организму быстрее справиться с переутомлением. Кислород, насыщая ткани и органы, оказывает омолаживающий и оздоровительный эффект, поэтому очень важно знать тот минимум сведений, который мы разберем с Вами на этом уроке.

Для того, чтобы фаза вдоха соответствовала фазе выдоха, необходимо развивать дыхательную мускулатуру. Давайте начнем с упражнений:

  1. Игровое упражнение на грудное дыхание "СИЛАЧИ": Вдох - грудная клетка поднимается , лопатки отводятся назад, Выдох - грудная клетка опускается. (повторять 5-6раз);
  2. Игровое упражнение на диафрагмальное дыхание  «Шарик»: Вдох -  живот выпячиваем вперед, выдох – живот втягиваем. (Повторить 5-6 раз);

  1. Игровое упражнение на смешанное дыхание « Смешарик»: Вдох - грудную клетку и живот выпячиваем, выдох - грудную клетку опускаем,  живот втягиваем.  ( Повторить 6-7 раз);
  2. И.п. – основная стойка, руки подняты и согнуты в локтях. Резко вдыхая через нос, производим сжатие кистей, выдох – сглаженный, через рот;
  3. И.п. – основная стойка, руки на уровне пояса согнуты в локтях, кисти сжаты в кулак. Резко вдыхаем через нос, одновременно выпрямляя руки вниз, выдох – сглаженный, через рот;
  4. И.п. – основная стойка, руки согнуты перед грудью, кисти на локтях. Резко вдыхаем через нос, одновременно обнимая плечи. На выдохе внимание не акцентируется;
  5. И.п. – основная стойка, руки вдоль туловища. На фазе вдоха – наклон вперёд, руками тянемся к полу, выдох - сглаженный, через рот, при выпрямлении;
  6. И.п. – основная стойка, руки на поясе. Производим вдох на наклоне головы вперёд и назад. На выдохе внимание не акцентируется.
  7. И.п. – то же. Производим вдох на наклоне головы вправо и влево. На выдохе внимание не акцентируется;
  8. И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях, кисти расслаблены. На первом вдохе – руки вниз-влево, на втором – вниз-вправо, выдох – сглаженный, через рот;
  9. И.п. – основная стойка. На вдохе – поднимаем руки вверх-назад, ногу отводим назад, прогибая спину в пояснице. Чередуем левую и правую ногу, выдох – сглаженный, через рот;
  10. И.п. - основная стойка. На вдохе - сгибание рук с одновременным подниманием бедра. Тяжесть тела переносится при этом на опорную ногу. На выдохе внимание не акцентируется;
  11. И.п. – основная стойка. На вдохе – сгибание рук с одновременным отведением голени назад. На выдохе внимание не акцентируется.

Этот комплекс упражнений рекомендуется выполнять на свежем воздухе несколько раз в день, если нет возможности на улице, рекомендовано открывать окно.  Результат вы почувствуете через 10-14 дней регулярных занятий. Развивая дыхательную мускулатуру при помощи данных упражнений и при отсутствии лени, мы с Вами будем здоровы!

Данные упражнения помогут в профилактики простудных заболеваний верхних и нижних дыхательных путей.

Желаю всем оставаться всегда здоровыми, бодрыми и красивыми! Мне было приятно заниматься с вами.

Методическая литература:

  1. Программа коррекционных образовательных учреждений VIII вида» М., «Просвещение», 1999г, и «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» СПб 2011 под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.
  2. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико – практические занятия студентов: Учеб пособие.- М.: РУДН, 1999
  3. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов – н/Д: Феникс, 2003
  4. Кузьмин В.Г., Калюжный Е.А., Крылова Е.В., Полетаева О.Н. Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособие. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005
  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991
  6. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. завед.-М.: «Академия», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по геометрии "Правильные многогранники"

План-конспект урока+презентацияТема урока: «Правильные многогранники»Класс:10Учитель: Реброва Надежда МихайловнаТип урока:Усвоение новых знаний.Цели урока: 1.Повторить и обобщить теоретический м...

открытый урок "Разговор о правильном питании"

Урок по теме "Витамины. Чудесные вещества" 2 класс...

Открытый урок по теме "Правильные и неправильные дроби", 5 класс

Открытый урок по теме  "Правильные и неправильные дроби" в технологии системно-деятельностного подхода, презентация к уроку....

Открытый урок в 5 классе" Дроби.Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби"

Папка содержит разработку урока, приложения, презентацию. Урок разработан на основе урока учителя Лагуткиной Елены Александровны " Решение  уравнений и задач по теме"Обыкновенные дроби"" ....

Открытый урок. «Путешествие на островок правильной речи»

Цель: закрепление изученной лексики по теме «Осень. Признаки осени».Задачи: 1) развитие слухового восприятия (различение на слух неречевых звуков, дифференциация гласных звуков); 2) обогащ...